Голландская живопись XVII века читать ~13 мин.
Время от времени страна переживает период впечатляющего художественного роста. В Голландии это произошло в эпоху голландского барокко в XVII веке, когда появились такие гениальные художники, как Рембрандт и Вермеер. Золотой век голландской живописи знаменит так называемым «голландским реализмом» — высокодетализированной, реалистичной формой портретного искусства и жанровой живописи, которая была очень популярна среди зажиточного среднего класса страны. Крупнейшие коллекции работ голландских художников-реалистов находятся в Рейксмюсеуме в Амстердаме и Маурицхёйсе в Гааге.
Историческая справка
В XVII веке Голландия превратилась в крупную европейскую державу. После подписания Двенадцатилетнего перемирия в 1609 году северные земли Нидерландов стали независимыми от испанского владычества и вступили в период бурного культурного, экономического и социального развития. Амстердам уже занял место Антверпена в европейской торговле и экономике; теперь он стал центром банковского дела. Вдоль многочисленных каналов строились богатые купеческие дома, а растущий класс преуспевающих торговцев и мещан создавал спрос на предметы роскоши. Выращивание тюльпанов также стало важным источником богатства.
К середине века голландский флот начал угрожать господству Англии на морях. Несмотря на ущерб, нанесённый искусству в результате разрыва страны с католицизмом, голландские художники — в частности, из школ Амстердама, Делфта, Дордрехта, Харлема, Лейдена и Утрехта — внесли важный вклад в историю искусства в течение этого века.
Влияние протестантизма на живопись поначалу было катастрофическим. В Германии, Голландии и Англии казалось, что она не выживет. Многие протестанты считали картины или изображения святых в церквях идолопоклонством, и художники в этих странах лишились самого надёжного и прибыльного источника дохода — расписного алтарного образа. Не могли художники (по крайней мере, в Голландии) найти работу и в украшении роскошных дворцов, поскольку голландские бюргеры были сдержанными горожанами, которым не нравилась показная пышность католического юга. Книжная иллюстрация и портреты казались единственными способами заработать на жизнь для художника, и поначалу рынок для них был невелик.
Голландская портретная живопись
Тем не менее с ростом благосостояния спрос на портреты увеличивался: достойный бюргер, ставший бургомистром, гордился тем, что его запечатлели в знаках отличия его должности. Управляющие благотворительных учреждений или члены гражданских организаций — которых в республиканской Голландии было немало — заказывали групповые портреты для своих залов заседаний или для мест собраний гильдий. Те художники, чьи работы пользовались популярностью у публики, могли рассчитывать на заработок благодаря такому виду живописи.
Франс Халс (1582–1666) был одним из таких художников. Фламандец по происхождению, Халс вместе с родителями-протестантами переехал в Голландию и провёл там большую часть своей жизни. Долги, которые Халс накопил перед пекарем и сапожником, свидетельствуют о финансовой нестабильности, с которой могли сталкиваться голландские живописцы.
В старости (он умер в возрасте более 80 лет) он получал скромное пособие от городской богадельни, для которой написал групповой портрет её регентов. Величайшим даром Халса был портрет, особенно его импрессионистическая, «моментальная» манера улавливать выражение лица модели. Оптимистичное и жизнерадостное настроение, в котором он изображает многих своих соотечественников, возможно, отражает уверенность этого первого поколения свободных голландцев.
Голландский художник был подобен купцу, продающему товар, который хотела купить публика. При отсутствии покровителя он зависел от общественного спроса. Не имея таланта к портретам, он не мог рассчитывать на заказы и вынужден был обращаться к другим темам. Художнику приходилось сначала написать картину, а затем пытаться найти для неё покупателя, выставляя свои работы на художественных рынках или обращаясь к торговцам картинами.
Поскольку конкуренция была очень жёсткой, художники, как правило, специализировались на одном жанре живописи, в котором они были искусны или который публика ожидала от них. Например, Паулюс Поттер (1625–1654) завоевал репутацию лучшего художника, изображающего коров и других животных.
Среди других специалистов были такие художники, как Адриан ван де Велде (1636–1672) или Ян ван де Каппель (1624–1679), которые — возможно, отражая растущее значение голландской морской мощи — прославились своими маринами. Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Мейндерт Хоббема (1638–1709) писали пейзажи. Ян Стен (1626–1679), работавший в более народном стиле, и Герард Терборх (1617–1681), отличавшийся утончённостью и элегантностью, предлагали публике домашние интерьеры с фигурами, обычно вовлечёнными в какое-нибудь небольшое событие. Этот тип бытовых сцен, известный как жанровая живопись, стал одной из главных особенностей голландского искусства XVII века.
Рембрандт: Художник людей
Но величайший художник эпохи, Рембрандт ван Рейн (1606–1669), не ограничивался каким-либо одним из этих жанров — его видение охватывало множество тем, от портретов всех видов до исторической живописи и библейского искусства. Тем не менее Рембрандт остаётся по сути своей художником людей: художником лиц, эмоций и характеров.
Его карьера была полна контрастов: счастливо женатый, преуспевающий и известный далеко за пределами родной Голландии, в 1630-х годах его успех казался обеспеченным, но когда он умер в 1669 году, после него не осталось ничего, кроме старой одежды и инструментов для рисования. Рембрандт рисовал не прелатов и принцев, а жителей Амстердама, членов своей семьи и, прежде всего, самого себя. Его замечательная серия автопортретов многое рассказывает о человеке, от дней его молодости и успеха до одинокой старости, когда на его лице отразились трагедия банкротства и горечь утрат.
Рембрандт никогда не ездил в Италию и не совершал дальних путешествий, однако он был знаком с искусством итальянского Возрождения и барокко, в частности с работами Караваджо и других итальянских живописцев. В дни своего процветания он также владел итальянскими картинами. Однако его не интересовали идеализированные формы итальянского искусства; более того, его фигуры — как и фигуры Караваджо — иногда шокируют своей неприкрашенностью.
В использовании света и тени (см. технику кьяроскуро, примером которой служит его шедевр «Самоубийство Лукреции», 1666, Институт искусств Миннеаполиса), а также в группировке фигур Рембрандт показывает, что он не порывал с традициями искусства Ренессанса. Тем не менее ничто не может так отличаться по духу от, скажем, живописи Рафаэля эпохи Высокого Возрождения, как зрелое христианское искусство Рембрандта с его жизненным натурализмом. (Подробнее о двух основных подходах см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века 1600–1700).
Будучи набожным протестантом, Рембрандт был хорошо знаком с Библией и проникал в самую суть своих религиозных сюжетов. Он строго придерживался текста, раскрывая глубокий внутренний смысл изображаемых событий и подлинную человечность и психологизм библейских персонажей. Примерами служат его монументальные картины «Возвращение блудного сына» (1666–1669, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Вирсавия, держащая письмо царя Давида» (1654, Лувр, Париж).
С самого начала он продемонстрировал природный талант к портретной живописи. В 1631 году он переехал из Лейдена, где родился в семье мельника и дочери пекаря, в оживлённый торговый центр Амстердам. Вскоре после этого он прославился своим первым масштабным групповым портретом «Урок анатомии доктора Николаса Тульпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага). Сильная композиция, в которой фигуры вырисовываются на тёмном фоне, и драматическая подача сцены свидетельствуют о влиянии его учителя Питера Ластмана. То, что Рембрандт изобразил эти фигуры как напряжённую, сплочённую группу, отличает эту работу от других, зачастую статичных, современных ей групповых портретов. (Подробнее о драматической технике живописи Рембрандта см. статьи Тенебризм и Караваджизм, оказавшие сильное влияние на его творчество).
Величайшие портреты Рембрандта включают также ряд выдающихся индивидуальных работ. Главные из них — Портрет Агаты Бас (1641, Британская королевская коллекция) и Портрет Яна Сикса (1654, Частная коллекция, Амстердам).
С этого момента слава Рембрандта росла. Одновременно с профессиональным успехом стремительно улучшилось его социальное положение благодаря женитьбе на Саскии ван Эйленбюрх, представительнице богатой патрицианской семьи. Рембрандт купил дом и стал потакать своему экстравагантному вкусу коллекционера, собирая диковинные предметы.
После смерти Саскии в 1642 году его популярность у публики начала снижаться. Этому способствовали возражения против всё более активного использования Рембрандтом кьяроскуро и отхода от традиций в композиции его большого группового портрета «Рота капитана Франса Баннинга Кока», широко известного как «Ночной дозор» (1642, Рейксмюсеум, Амстердам).
Он влез в долги и через 14 лет, в 1656 году, был объявлен банкротом. Его дом был продан, а коллекция выставлена на аукцион. Только помощь его новой спутницы жизни, Хендрикье Стоффелс, и его сына Титуса спасла его от полного разорения, но оба умерли раньше него, и он дожил одиноким до шестидесяти трёх лет.
В средние годы после смерти Саскии Рембрандт обратился к религиозному искусству, пейзажам и изучению жизни еврейского квартала, многих жителей которого он использовал в качестве моделей для своих библейских сцен. Его общение с природой привело к созданию большого количества рисунков и офортов голландской сельской местности, в которых он разработал «стенографический» метод записи своих впечатлений, разительно контрастирующий с часто барочной манерой его живописных пейзажей.
Поздние работы Рембрандта приобрели ту естественную простоту, глубину и психологическую проникновенность, за которую его прославили и почитают. «Ночной дозор» 1642 года знаменует собой переход к позднему стилю; в этой картине он отказался от традиций группового портрета, подчинив отдельные фигуры общей идее ради более драматичной и единой композиции. Рембрандт выбирает момент, когда барабан звучит призыв к оружию и рота бюргеров устремляется вперёд, чтобы присоединиться к своим лидерам. Таким образом, он превращает статичный групповой портрет в оживлённую сцену. Ещё один выдающийся групповой портрет — Синдики гильдии суконщиков (The Staalmeesters) (1662, Рейксмюсеум, Амстердам). Этот заказ был выполнен Рембрандтом после его банкротства, что свидетельствует о его сохранившемся авторитете.
Поздние интерпретации Рембрандтом библейских сцен также сильно отходят от традиции. Зрелищность и нарядность уступают место исключительной заботе о внутреннем, духовном смысле события, как в картине «Возвращение блудного сына», написанной между 1668 и 1669 годами. Всё внимание сосредоточено на встрече отца и сына, на фигуре отца, склонившегося над коленопреклонённым сыном в позе, выражающей безграничное прощение и нежность.
Такая же глубокая передача человеческих чувств и духовных ценностей — нежности и доверия — происходит на другой поздней картине, Еврейская невеста (Рейксмюсеум, Амстердам), написанной около 1665 года. Любовь между супружеской парой трогательно передана в их выражениях и в простом жесте женщины, прижимающей руку мужа к своему сердцу.
Историческая живопись Рембрандта включает в себя несколько замечательных светских работ. К ним относятся «Аристотель, созерцающий бюст Гомера» (1653, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Заговор Клавдия Цивилиса» (1661, Национальный музей, Стокгольм).
Ян Вермеер: Мастер безмятежных интерьеров
Ничто не может быть более непохожим на искусство Рембрандта, чем выверенные, сдержанные и безмятежные интерьеры, созданные Яном Вермеером из Делфта (1632–1675). Объективность и спокойствие Вермеера — противоположность теплоте и человеческому участию Рембрандта. В то время как Рембрандт создал огромное количество произведений, Вермеер работал медленно и оставил очень небольшое наследие. Тем не менее превосходное владение светом и тенью характерно для работ обоих художников.
Сегодня Вермеер считается ведущим представителем делфтской школы жанровой живописи и ключевой фигурой искусства эпохи Протестантской Реформации в Северной Европе. Но при жизни он не пользовался такой славой. Он был умеренно успешным художником, а после смерти о его творчестве практически забыли. Так было до публикации в 1866 году эссе художественного критика Теофиля Торе-Бюргера, которое вывело Вермеера из безвестности.
К величайшим жанровым картинам Вермеера относятся: «Молочница» (ок. 1660, Рейксмюсеум, Амстердам); «Молодая женщина с кувшином для воды» (ок. 1662, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Искусство живописи: Аллегория» (1666–1673, Музей истории искусств, Вена), также известная как «Художник в своей мастерской»; и «Кружевница» (1669–1670, Лувр, Париж). Некоторые из самых красивых интерьеров Вермеера изображают женщин в уединении их комнат. Например, «Женщина, держащая весы» (ок. 1663, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и «Женщина с жемчужным ожерельем» (ок. 1663, Берлинская картинная галерея).
Вермеер родился в Делфте, когда Рембрандту было 26 лет; таким образом, он принадлежал к следующему поколению великой эпохи голландской живописи. К середине века голландцы привыкли к размеренной жизни, и оптимистичная жизненная сила ранних художников, таких как Халс, уступила место спокойной утончённости. Культурное наслаждение музыкой и живописью — частая тема творчества Вермеера. Такие картины, как «Женщина, играющая на лютне у окна» (ок. 1664, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Концерт» (ок. 1665, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), «Урок музыки» (ок. 1665, Королевская коллекция) и «Девушка с флейтой» (ок. 1666, Национальная галерея, Вашингтон), свидетельствуют о более изысканном характере голландской общественной жизни.
Почти все жанровые работы Вермеера включают фигуры — исключением является «Маленькая улочка» (ок. 1658, Рейксмюсеум, Амстердам), — а некоторые из них граничат с портретом. Например, «Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665, Маурицхёйс, Гаага), известная как «северная Мона Лиза», и «Девушка в красной шляпе» (ок. 1667, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Среди других важных голландских художников-жанристов были: Адриан Брауэр (1605–1638), Адриан ван Остаде (1610–1685) и Давид Тенирс Младший (1610–1690), все они были известны своими нравоучительными «сценами в таверне». Габриэль Метсю (1629–1667) знаменит своими интимными домашними сценами; Самюэл ван Хогстратен (1627–1678) — интерьерами с глубокой линейной перспективой; а Питер де Хох (1629–1683) — столь же безличными интерьерами. Хендрик Тербрюгген (1588–1629) также создал несколько прекрасных жанровых работ, хотя больше всего он известен своими религиозными картинами.
Голландская натюрмортная живопись
Как отмечалось выше, после Реформации спрос на религиозные картины в новой независимой протестантской Голландской республике сильно упал. Это привело к росту популярности жанровой живописи и портретов. Кроме того, открылся третий жанр, а именно натюрморт. Этот жанр обрёл популярность благодаря распространению масляной живописи, которая позволяла художникам работать над картиной дольше и достигать высокой детализации.
Во многих отношениях натюрморт был жанром, особенно созвучным протестантской культуре, по крайней мере в Голландии. Это была приземлённая форма живописи, которая привлекала практичных голландских бюргеров и часто содержала в себе сложную религиозную символику. Один из видов натюрморта, называемый «ванитас» (суета), состоял из различных бытовых предметов, призванных напомнить зрителю о быстротечности земной жизни.
Среди ведущих нидерландских художников-натюрмортистов были: антверпенский художник Франс Снейдерс (1579–1657); Питер Клас (1597–1660), известный своими натюрмортами с завтраками (ontbijtjes); Виллем Клас Хеда (1594–1680), Ян Давидс де Хем (1606–1683) и Хармен ван Стенвейк (1612–1656), известные своими картинами в жанре «ванитас»; и Виллем Кальф (1619–1693), наиболее известный своими «роскошными» натюрмортами (pronkstilleven).
Голландские церковные интерьеры
Изображение церковных интерьеров стало ещё одним популярным жанром живописи Золотого века. Величайшим или, по крайней мере, наиболее последовательным представителем этого направления был Питер Янс Санредам (1597–1665), который стал первым художником, создавшим архитектурно достоверные изображения зданий, а не более фантазийные «изобретения», популярные среди других.
Другим выдающимся представителем был Эманюэл де Витте (1615–1692), более известный своим пониманием линейной перспективы и чувством атмосферы, а не точной архитектурой своих композиций. Среди менее известных мастеров — Герард Хаукгест (1600–1661) и Хендрик Корнелисзон ван Влит (1611–1675).
В 1672 году французский король Людовик XIV вторгся в Голландию. Продвижение французов было остановлено Вильгельмом III, но, несмотря на этот успех, начался закат Голландии как мировой державы. Этот упадок отразился и на искусстве: к концу столетия «золотой век» голландской живописи подошёл к концу.
Список важных дат, связанных с развитием искусств и ремёсел, см.: Хронология истории искусства (2,5 млн лет до н.э. – настоящее время).
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Мейндерт Хоббема: Пейзажист, голландская реалистическая школа
- Питер де Хох: голландский жанрист-реалист, Делфтская школа
- Рашель Рюйш: Голландская художница цветов и натюрмортов
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Голландцы. Фламандцы. Графика
- Голландские художники-реалисты XVII века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?