Голландская живопись XVII века читать ~14 мин.
Время от времени страна переживает период впечатляющего художественного роста. В случае с Голландией это произошло в эпоху голландского барокко в XVII веке, когда появились такие гениальные художники, как Рембрандт и Вермеер. В частности, этот золотой век голландской живописи знаменит тем, что стало известно как «голландский реализм» – высокодетализированная, правдивая форма портретного искусства и жанровой живописи, которая оказалась очень популярной среди зажиточного среднего класса страны. Крупнейшие коллекции работ голландских художников-реалистов находятся в Рейксмузеуме в Амстердаме и Маурицхёйсе в Гааге.
Историческая справка
В XVII веке Голландия превратилась в крупную европейскую державу. После подписания Двенадцатилетнего перемирия в 1609 году северные земли Нидерландов стали независимыми от испанского владычества и вступили в период богатого культурного, экономического и социального развития. Амстердам уже занял место Антверпена в европейской торговле и экономике; теперь он стал центром банковского дела. Вдоль многочисленных каналов строились богатые купеческие дома, а растущий класс преуспевающих торговцев и мещан создавал спрос на скромные предметы роскоши. Выращивание луковиц стало важным источником богатства.
К середине века голландский флот начал угрожать господству Англии на морях. Несмотря на ущерб, нанесённый искусству в результате разрыва страны с католицизмом, голландские художники – в частности, из школ Амстердама, Делфта, Дордрехта, Харлема, Лейдена и Утрехта – внесли важный вклад в историю искусства в течение этого века.
Влияние протестантизма на живопись поначалу было катастрофическим. В Германии, Голландии и Англии казалось, что она не выживет. Многие протестанты считали картины или изображения святых в церквях идолопоклонством, и художники в этих странах лишились самого надёжного и прибыльного источника дохода – расписного алтарного образа. Не могли художники (по крайней мере, в Голландии) найти работу и в украшении роскошных дворцов, поскольку голландские бюргеры были трезвыми горожанами, которым не нравилась показная пышность католического юга. Книжная иллюстрация и портреты казались единственными способами заработать на жизнь для художника, и, похоже, ни для одного из них не существовало большого рынка.
Голландская портретная живопись
Тем не менее с ростом благосостояния спрос на портреты увеличивался: достойный бюргер, ставший бургомистром, гордился тем, что его изобразили в знаках отличия его должности; управляющие благотворительных учреждений или члены гражданских организаций – которых в республиканской Голландии было немало – хотели получить групповые портреты для своих залов заседаний или для мест собраний своих гильдий и компаний. Те художники, чьи работы пользовались популярностью у публики, могли рассчитывать на существование за счёт такого рода живописи.
Франс Халс (1582-1666) был одним из таких художников. Фламандец по происхождению, Халс вместе с родителями-протестантами переехал в Голландию и провёл там большую часть своей жизни. Долги, которые Халс накопил у пекаря и сапожника, свидетельствуют о неблагоприятных условиях работы для голландского живописца.
В старости (ему было уже за 80, когда он умер) его содержали на гроши, которые давала городская богадельня, правлению которой понравился его групповой портрет. Большим даром Хэла был портрет, особенно его импрессионистическая, «моментальная» манера улавливать выражение лица натурщика. Оптимистичное и весёлое настроение, в котором он изображает многих своих соотечественников, возможно, отражает уверенность этого первого поколения свободных голландцев.
Голландский художник был похож на купца, продающего товар, который хотела купить публика. Если у него не было покровителя, он должен был полагаться на публику. Не имея таланта к портретам, он не мог рассчитывать на заказы и вынужден был обращаться к другим темам и другим методам работы. Он должен был сначала написать картину, а затем попытаться найти покупателя. Он выставлял свои картины на продажу на картинных рынках или обращался к торговцам картинами.
Поскольку конкуренция была очень жёсткой, он, как правило, специализировался и концентрировался на одном виде или жанре живописи, который он умел делать хорошо или который публика ожидала от него. Например, Паулюс Поттер (1625-54) завоевал репутацию лучшего художника, изображающего коров и других животных.
Среди других специалистов были такие художники, как Адриан ван де Вельде (1636-1672) или Ян ван де Каппель (1642-1679), которые – возможно, отражая растущее значение голландской морской мощи – прославились своими морскими пейзажами; Якоб ван Рейсдал (1628-1682) и Майндерт Хоббема (1638-1709), которые писали пейзажи. Ян Стен (1626-1679), работавший на популярном уровне, и Герард Терборх (1617-1681), отличавшийся большей утончённостью и элегантностью, предлагали публике домашние интерьеры с фигурами, обычно вовлечёнными в какое-нибудь небольшое происшествие. Этот тип бытовых сцен, известный как жанровая живопись, стал одной из главных особенностей голландского искусства XVII века.
Рембрандт: Художник людей
Но величайший художник эпохи, Рембрандт ван Рейн (1606-1669), не ограничивался ни одним из этих жанров – его видение охватывало множество тем, от портретов всех видов до исторической живописи и библейского искусства. Тем не менее, Рембрандт остаётся, по сути, художником людей: художником лиц, эмоций и личностей.
Его карьера была полна контрастов: счастливо женатый, преуспевающий и известный далеко за пределами родной Голландии, его успех казался обеспеченным в 1620-х годах, но когда он умер в 1669 году, то не оставил после себя ничего, кроме старой одежды и некоторых инструментов для рисования. Рембрандт рисовал не современных прелатов и принцев, а жителей Амстердама, членов своей семьи и, прежде всего, самого себя. Его замечательная серия автопортретов рассказывает нам многое о человеке, от дней его молодости и успеха до одинокой старости, когда на его лице отразилась трагедия банкротства и человеческих страданий.
Рембрандт никогда не ездил в Италию и не совершал широких путешествий, однако он был знаком с искусством итальянского Возрождения и барокко Караваджо и других итальянских живописцев. В дни своего процветания он также владел итальянскими картинами. Однако его не интересовали прекрасные формы итальянского искусства; более того, его фигуры – как и фигуры Караваджо – иногда шокируют своей неожиданной уродливостью.
В использовании света и тени (см. технику кьяроскуро, примером которой служит его шедевр «Самоубийство Лукреции», 1666, Институт искусств Миннеаполиса), а также в группировке фигур в композиции, Рембрандт показывает, что на самом деле он не порывал с традициями ренессансного искусства, но ничто не может быть более отличным по духу от (скажем) живописи Рафаэля эпохи Высокого Возрождения, чем зрелое христианское искусство Рембрандта с его натурализмом подлинной жизни. (Подробнее о двух основных подходах см: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века 1600-1700).
Будучи набожным протестантом, Рембрандт был хорошо знаком с Библией и проникал в самое сердце своих религиозных сюжетов, строго придерживаясь текста, раскрывая глубокий внутренний смысл изображаемых событий и не переставая раскрывать подлинную человечность библейских фигур, привнося в них свой глубокий психологизм. Например, его монументальные картины «Возвращение блудного сына» (1666-9, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Вирсавия, держащая письмо царя Давида» (1654, Лувр, Париж).
С самого начала он продемонстрировал природный талант к портретной живописи. В 1631 году он уехал из Лейдена, где родился сын мельника и дочери пекаря, в оживлённый торговый центр Амстердам и вскоре после этого прославился своим первым масштабным групповым портретом «Урок анатомии доктора Николаеса Тульпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага). Сильная композиция картины, в которой фигуры вырисовываются на тёмном фоне, и драматическая, прямая подача сцены свидетельствуют о влиянии мастера Питера Ластманна, работавшего в Италии. То, что Рембрандт изобразил эти фигуры как напряжённую, тесно сплочённую группу, отличает эту картину от других, часто скучных, современных портретов гильдий. (Подробнее о драматической технике живописи Рембрандта см. в Тенебризм и итальянское направление, известное как Караваджизм 1600-50 годов, которые оказали сильное влияние на его творчество).
Величайшие портреты Рембрандта включают также ряд возвышенных индивидуальных портретов. Главные из них – Портрет Агаты Бас (1641, Британская королевская коллекция) и Портрет Яна Шестого (1654, Частная коллекция, Амстердам).
С этого момента и до своего апогея в конце десятилетия слава Рембрандта росла, и одновременно с профессиональным успехом стремительно росло его социальное положение благодаря женитьбе на Саскии ван Уйленбург, представительнице богатой патрицианской семьи. Рембрандт купил дом и стал потакать своему экстравагантному вкусу коллекционера к диковинным предметам.
После смерти Саскии в 1642 году возражения против все более широкого использования Рембрандтом кьяроскуро и отхода от традиций в композиции его большого группового портрета «Компания капитана Франса Баннинга Кока», широко известного как «Ночной дозор» (1642, Рейксмузеум, Амстердам), способствовали снижению его популярности у публики.
Он влез в долги и через 14 лет, в 1656 году, был объявлен банкротом. Его дом был продан, а коллекция выставлена на аукцион. Только помощь его новой спутницы жизни, Хендрикье Стоффельс, и его сына Титуса спасла его от полного разорения, но оба умерли раньше него, и он дожил, одинокий, до шестидесяти трёх лет.
В средние годы после смерти Саскии Рембрандт обратился к религиозному искусству, к пейзажам и к изучению евреев своего района, многих из которых он использовал в своих библейских сценах. Его общение с природой привело к созданию большого количества рисунков и офортов голландской сельской местности, в которых он разработал «стенографический» метод записи своих впечатлений, разительно контрастирующий с часто барочной манерой его живописных пейзажей.
Поздние работы Рембрандта приобрели ту естественную простоту, глубину и психологическую проникновенность, за которую его прославили и почитают. «Ночной дозор» 1642 года знаменует собой переход к позднему стилю; в этой картине он отказался от традиций группового портрета, подчинив себе некоторые отдельные фигуры в интересах более драматичной и единой композиции. Рембрандт выбирает момент, когда барабан звучит призыв к оружию и рота бюргеров устремляется вперёд со всех сторон, чтобы присоединиться к своим лидерам. Таким образом, он превращает статичный групповой портрет в оживлённое собрание. Ещё один выдающийся групповой портрет – Синдикат гильдии суконщиков (The Staalmeesters) (1662, Рейксмузеум, Амстердам). Этот заказ был выдан Рембрандту после его банкротства, что свидетельствует о том, что он всё ещё пользовался уважением.
Поздние интерпретации Рембрандтом библейских сцен также сильно отходят от традиции. Зрелищность и нарядность уступают место исключительной заботе о внутреннем, духовном смысле события, как в картине «Возвращение блудного сына» , написанной между 1668 и 1669 годами. Все внимание сосредоточено на встрече отца и сына, на позе отца, склонившегося над коленопреклонённым сыном, выражающей крайнее прощение и нежность.
Такая же глубокая передача человеческих чувств и духовных ценностей нежности и доверия происходит на другой поздней картине – Еврейская невеста (Рейксмузеум, Амстердам) – написанной в 1665 году. Любовь между супружеской парой трогательно передана в их выражениях и в простом жесте дамы, прижимающей руку мужа к своему сердцу.
Историческая живопись Рембрандта включает в себя несколько замечательных светских работ. К ним относятся «Аристотель, созерцающий бюст Гомера» (1653, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Заговор Клавдия Цивилиса» (1661, Нацмузей, Стокгольм).
Ян Вермеер: Художник холодных интерьеров
Ничто не может быть более непохожим на искусство Рембрандта, чем контролируемые, моралистичные и холодные интерьеры, созданные Яном Вермеером из Делфта (1632-1675). Холодная объективность и пассивность Вермеера – противоположность теплоте и человеческому участию Рембрандта; в то время как Рембрандт создал огромное количество работ, Вермеер был медлителен в своих методах работы и имел очень небольшое количество работ. Тем не менее, превосходное владение светом и тенью характерно для работ обоих художников.
Сегодня Вермеер считается ведущим представителем голландской реалистической школы жанровой живописи и ключевой фигурой протестантского реформаторского искусства Северной Европы. Но ничего из этого не было заметно при его жизни. Действительно, при жизни он был не более чем умеренно успешным художником, а после смерти о его творчестве практически забыли. Так было до публикации в 1866 году эссе художественного критика Торе Бургера, которое вывело Вермеера из безвестности.
К величайшим жанровым картинам Вермеера относятся: Молочница (1660, Рейксмузеум, Амстердам); Молодая женщина с кувшином (1662, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Искусство живописи: Аллегория (1666-73, Музей истории искусств, Вена), также называемая «Художник в своей мастерской» и «Аллегория живописи»; и «Кружевница» (1669-70, Лувр, Париж). Некоторые из самых красивых интерьеров Вермеера изображают женщин в уединении их комнаты. Например, Женщина, держащая весы (1663, Национальная галерея искусств, Вашингтон); и Женщина с жемчужным ожерельем (1663, Старая галерея, SMPK, Берлин).
Вермеер родился в Делфте, когда Рембрандту было 26 лет; таким образом, он принадлежал к третьему поколению великой эпохи голландской живописи. К середине века голландцы привыкли к покою, и оптимистичная жизненная сила ранних художников, таких как Халс, уступила место спокойной утончённости. Культурное наслаждение музыкой и живописью – частая тема творчества Вермеера. Такие картины маслом, как Женщина, играющая на лютне у окна (1664, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Концерт (1665, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон); Урок музыки (1665, Королевская коллекция) (также называется «Дама и кавалер у вирджинали»); и Девушка с флейтой (ок. 1666, Национальная галерея, Вашингтон); все они свидетельствуют о более утончённом характере голландской общественной жизни.
Почти все жанровые работы Вермеера включают фигуративные элементы – исключением является «Маленькая улочка» (1658, Рейксмузеум, Амстердам) – и некоторые из них граничат с портретом. Например, Девушка с жемчужной серёжкой (1665, Маурицхёйс, Гаага), известная как «Мона Лиза Севера»; и Девушка в красной шляпе (1667, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Среди других важных голландских художников-жанристов были: Адриаен Брувер (1605-1638), Адриаен ван Остаде (1610-1685) и Давид Тенирс Младший (1610-1690), все они были отмечены за свои морализаторские «сцены из таверны»; Габриэль Метсю (1629-1667), известный своими интимными домашними сценами; Самуэль ван Хоогстратен (1627-1678), известный своими интерьерами с глубокой линейной перспективой; и Питер де Хуч (1629-1683), который писал столь же безличные интерьеры. Хендрик Тербрюгген (1588-1629) также создал несколько прекрасных жанровых работ, хотя больше всего он известен своими религиозными картинами.
Голландская натюрмортная живопись
Как отмечалось выше, после восстания Лютера против Римской церкви (ок. 1517 г.) спрос на религиозные картины в новой независимой протестантской Голландской республике сильно упал. Как мы уже видели, это привело к росту жанровой живописи и портретов. Кроме того, открылся третий жанр, а именно натюрморт – жанр, которому способствовала популярность среди художников масляной живописи, позволявшей больше перерабатывать картину и, следовательно, более тонко детализировать её.
Во многих отношениях натюрморт был самой чистой формой протестантского искусства, по крайней мере в Голландии. Это была приземлённая форма живописи, которая привлекала трудолюбивых голландских домовладельцев, и содержала сложную смесь религиозной символики. Один из видов натюрморта (называемый ванитас) состоял из различных вариантов расположения бытовых предметов, призванных напомнить зрителю о быстротечности земной жизни.
Среди ведущих нидерландских художников-натюрмортистов были: антверпенский художник Франс Снайдерс (1579-1657); Питер Клас (1597-1660), известный своими натюрмортами с завтраками (ontbijtjes); Виллем Клас Хеда (1594-1680), Ян Давидс де Хем (1606-1683) и Хармен ван Стенвик (1612-1656), известные своими картинами ванитас; и Виллем Кальф (1619-1693), наиболее известный своими показными натюрмортами (pronkstilleven).
Голландские церковные интерьеры
Ещё одним видом живописи, ставшим популярным в Золотой век Нидерландов, было изображение церковных интерьеров. Величайшим или, по крайней мере, наиболее чистым представителем этого направления был горбоносый Питер Янс Санредам (1597-1665), который стал первым художником, создавшим архитектурно достоверные изображения зданий, а не более фантазийные «изобретения», популярные среди других.
Другим выдающимся представителем был Эмануэль де Витте (1615-1692), более известный своим пониманием линейной перспективы и чувством атмосферы, а не точной архитектурой своих композиций. Среди менее известных мастеров – Герард Хоукгест (1600-1661) и Хендрик Корнелисзон ван Влит (1611-1675).
В 1672 году французский король Людовик XIV вторгся в Голландию. Продвижение французов было остановлено Вильгельмом III, но, несмотря на этот успех, Голландия уже снижалась как мировая держава. Этот упадок отразился на её художественной продукции, и к концу века «золотой век» голландской живописи закончился.
Список важных дат, связанных с развитием искусств и ремёсел, см: Хронология истории искусства (2,5 млн. лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?