Пасхальные яйца Фаберже:
русское ювелирное искусство читать ~10 мин.
Изысканный вид декоративного искусства, яйца Фаберже изготавливались из золота, серебра, малахита, нефрита, лазурита, различных бриллиантов и других драгоценных камней, в стиле традиционных пасхальных яиц. Являясь уникальным видом ювелирного искусства, они были самыми известными изделиями, изготовленными русским домом Фаберже. Эта фирма, основанная Густавом Фаберже (1814-1893) в 1842 году, позже была преобразована его сыном Петером Карлом Фаберже (1846-1920) в «художников-ювелиров», которые стали ведущим поставщиком ювелирных изделий для русского двора Романовых и международным символом роскоши, навсегда ассоциирующимся с их императорскими пасхальными яйцами.
Специализируясь на ремесле золотых дел мастера (ювелирное дело) и работе с драгоценными металлами – как и их знаменитые исторические предшественники, создавшие прекрасные изделия из драгоценных металлов, включая золотой ошейник Бройтера (и миниатюрную лодку) (ок. 50 г. до н.э.) – Дом Фаберже усовершенствовал технику перегородчатой и шамплевой эмали, а также достиг новых высот в работе с золотой филигранью и расплавленным стеклом.
В период с 1882 по 1917 год компания изготовила около 150 000 предметов, в ней работали десятки русских художников, дизайнеров, ювелиров и других мастеров (например, миниатюристов), а также более 500 рабочих в филиалах, расположенных в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Больше, чем Тиффани, Картье, Аспрейс или любой другой ювелир XX века, Фаберже остаётся легендой в области креативных ювелирных изделий и других подобных видов искусства.
Густав Фаберже (1814-1893)
Французский гугенот по происхождению, Густав Фаберже родился в городе Парну, Эстония, тогда входившая в состав Российской империи. В возрасте 18 лет он отправился в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля. После этого он продолжил своё ученичество в известной фирме Кейбеля, золотых дел мастера и ювелиры русских царей.
В 1841 году, в возрасте 27 лет, он завершил своё обучение и получил звание мастера-ювелира. В следующем году он основал фирму Фаберже в подвальном магазине в престижном районе Петербурга Большая Морская и вместе со своей новой датской женой Шарлоттой Юнгштедт, дочерью датского художника, вскоре зарекомендовал себя как ювелир и торговец изысканными предметами декора. Французское название компании было грубой уловкой, чтобы использовать благоговение русской аристократии перед французской культурой. В 1846 году родился его старший сын Петр Карл, за которым со временем последовал второй сын Агафон. В 1860 году вместе с женой и детьми Густав удалился в культурный немецкий город Дрезден, оставив петербургское ювелирное дело в руках опытных управляющих.
Произведения искусства из России
Об истории и особенностях русской живописи, икон, скульптуры, архитектуры и других предметов см: Русское искусство (ок. 30 000 лет до н.э. – 1920 г.).
Петер Карл Фаберже (1846-1920)
Карл Фаберже получил начальное образование в петербургской гимназии Святой Анны, где обучались сыновья зажиточных представителей среднего класса и мелкой знати: явный признак успеха ювелирного дела его отца. Когда Густав Фаберже удалился в Дрезден, Карл оставался в школе Святой Анны до 15 лет, когда он ушёл, чтобы поступить в Школу искусств и ремёсел в Дрездене. После этого он был отправлен в интенсивное 8-летнее образовательное турне по Европе с целью изучения ювелирного дела, получая подробные инструкции от мастеров-ювелиров в нескольких главных центрах ювелирного производства, включая Лондон, Париж, Антверпен, Франкфурт, Нюрнберг, Рим и Флоренцию. Кроме того, он получил дополнительное образование в области прикладного искусства и коммерции, а также изучал предметы искусства в ряде музеев искусств и ремесел.
В 1872 году он вернулся в Санкт-Петербург, чтобы изготавливать ювелирные изделия для семейного бизнеса. В это же время он женился на Августе Юлии Якобс, с которой у него родились четыре сына: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), все из которых стали ювелирами и присоединились к бизнесу. В 1872 году он возглавил компанию Фаберже, которой руководил в течение десяти лет с помощью Хискиаса Пендина, опытного и надёжного мастера.
Мастер Фаберже – независимый мастер-ювелир или ремесленник с собственной мастерской, который изготавливал ювелирные изделия и другие драгоценные предметы исключительно для Дома Фаберже по эскизам, предоставленным фирмой. Большинство мастерских, как правило, специализировались на каком-то одном аспекте ювелирного дела. Этот метод децентрализованного производства развивался с течением времени: так, если Густав Фаберже все делал сам, то к Первой мировой войне компания почти полностью зависела от своей сети из примерно 40 мастеров, а также от поставщиков-специалистов, таких как Юлиус Раппопорт (1864-1916).
В конце 1870-х – начале 1880-х годов, наряду с изготовлением ювелирных изделий в популярном французском стиле XVIII века, фирма занималась ремонтом и реставрацией декоративных предметов в Эрмитаже. Дело процветало, и в 1881 году фирма переехала в более просторное помещение. В 1882 году Петр Карл получил звание мастера-золотошвейки. Вскоре после этого, после смерти своего «опекуна» Хискиаса Пендина, он получил единоличное управление компанией Фаберже. К тому времени к нему присоединился его брат Агатон, талантливый декоративный дизайнер. Но гений Карла заключался в том, чтобы игнорировать привычный вычурный акцент на драгоценных камнях и подчинять самоцветы общему дизайну произведения. Например, при создании сигаретной коробки мастера Фаберже использовали в качестве основного материала полупрозрачную синюю, красную или розовую эмаль, а по краям выкладывали ряд крошечных бриллиантов.
Всероссийская выставка, проходившая в Москве в 1882 году, принесла компании огромный успех. Братья Фаберже получили несколько наград, в том числе золотую медаль и медаль Святого Станисия, заслужив высокую оценку царя Александра III (1881-94), который постановил, что отныне изделия фирмы должны выставляться в Эрмитаже как образцы лучшего русского мастерства. Это царское одобрение вызвало всплеск интереса к фирме со стороны самых разных вельмож при дворе Романовых и за его пределами. В 1885 году царь пошёл ещё дальше, присвоив Фаберже титул золотых дел мастера по особому назначению при императорской короне.
Пасхальные яйца Фаберже
Царь Александр также поручил фирме создать пасхальное яйцо для подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. Готовое изделие имело внешнюю «скорлупу», покрытую золотой эмалью и похожую на настоящее куриное яйцо. Открыв её, можно было увидеть золотой «желток», который сам открывался, чтобы показать золотую курицу, которая также открывалась, чтобы показать копию императорской короны, к которой было подвешено крошечное рубиновое яйцо.
Потрясающее произведение личного изобразительного искусства. Царь был настолько доволен результатом, что в 1887 году ввёл романовскую традицию каждый год заказывать новое пасхальное яйцо. Карлу Фаберже была предоставлена полная свобода дизайна при условии, что каждый драгоценный предмет будет содержать сюрприз. Преемник Александра Николай II (1894-1918) продолжил традицию, ежегодно заказывая два яйца: одно для своей жены, императрицы Александры Федоровны, и одно для своей матери, вдовствующей императрицы. Традиция сохранялась вплоть до большевистской революции 1917 года.
В 1900 году Карл представлял Россию на Всемирной выставке в Париже, где был награждён золотой медалью и кавалером ордена Почётного легиона, как и два его старших сына и главный рабочий. Выставка имела огромный успех для компании, которая приобрела множество новых клиентов со всей Европы. К этому времени компания стала крупнейшей ювелирной фирмой в России, а в начале 1900-х годов она переехала в специальное многоэтажное здание на Большой Морской. Карл Фаберже мог быть официальным придворным ювелиром русского царя, но его клиенты были интернациональны. За один день в 1898 году он принимал короля и королеву Норвегии, королей Дании и Греции, а также английскую королеву Александру.
Характеристика яиц Фаберже
Дом Фаберже подарил семье Романовых 50 императорских пасхальных яиц (не считая двух императорских яиц, запланированных к презентации и частично завершённых, которые не были представлены – «Голубое созвездие царевича» и «Берёза»), из которых сохранилось 42. Некоторые из них были простыми, изысканно расписанными скорлупками, из которых были извлечены желтки.
Другие были настоящими произведениями искусства: сказочные, инкрустированные драгоценными камнями чудеса художественного ювелирного искусства. Главной особенностью этих императорских яиц Фаберже был «сюрприз» внутри. Одним из лучших шедевров, украшенных драгоценными камнями, было пасхальное яйцо Великой Сибирской железной дороги. Оно состояло из яйца с синей, зелёной и жёлтой эмалью, на котором тонкой серебряной инкрустацией была выложена карта Сибири и маршрут Транссибирского поезда. Внутри находилась масштабная модель пяти вагонов и локомотива «Сибирского экспресса» длиной один фут и шириной пять восьмых дюйма. Все колеса и другие движущиеся части были изготовлены с высокой точностью, так что при нескольких поворотах золотого ключа золотой и платиновый локомотив, в фарах которого сверкал рубин, мог действительно потянуть за собой поезд. К багажному вагону примыкал вагон, половина мест в котором предназначалась для дам, ещё один вагон – для детей, ещё один – для курильщиков, а также вагон-церковь с русским крестом и золотыми колоколами на крыше.
На Пасху 1913 года Николай подарил Александре яйцо Фаберже, в котором находились миниатюрные портреты всех царей и цариц Романовых в обрамлении русских двуглавых орлов. Внутри также находился глобус из воронёной стали с двумя золотыми картами Российской империи: 1613 и 1913 годов, в честь трёхсотлетия династии Романовых.
Мастера Фаберже
Главными ювелирами, создавшими эти изысканные шедевры, были Михаил Перчин (1860-1903) и Хенрик Вигстрем (1862-1923), Хотя многие другие высокоспециализированные мастера также занимались живописью и скульптурой из твёрдого камня, а также различными видами ювелирного дела. Среди них были Йохан Виктор Аарне (1863-1934), Федор Алексеевич Афанасьев (1870-1937), Карл Густав Хьялмар Армфельдт (1873-1959), Август Фредерик Холлминг (1854-1915), Йоханнес Цехнграф (1857-1908), Эрик Август Коллин (1836-1901), Карл Густав Йохансон Лунделл, Оскар Вольдемар Пиль (1860-1897), Фёдор Рюккерт (1840-1917), Василий Зуёв (1878-1941).
Другие ювелирные изделия Фаберже, драгоценные предметы и предметы искусства
Кроме знаменитых пасхальных яиц для русских царей, фирма создавала широкий спектр других предметов, включая золотые шкатулки, столовое серебро, позолоченное серебро, гильошированную эмаль, предметы из твёрдого камня с позолоченным серебром, маленькие эмалированные рамки и золотые портсигары, мелкие украшения, такие как булавки для галстуков, изделия из перегородчатой эмали, иконы в золочёных рамах, а также обычный ассортимент украшений, ожерелий, серёг и других ценных безделушек из драгоценных металлов и слоновой кости.
В России конца века ни одна княжеская свадьба, ни один великокняжеский день рождения, ни один полковой или светский юбилей не обходились без брошей, ожерелий, подвесок, портсигаров, запонок, письменных наборов и часов Фаберже. Компания также создала большое количество резных изделий в русском стиле (русские крестьяне, казачьи всадники, цыганские певцы) и миниатюрных изделий из твёрдого камня с изображением людей, цветов и животных – многие из них инкрустированы или украшены золотом, серебром и драгоценными камнями – которые стали предметом коллекционирования во всем мире. В британской королевской семье, например, хранится более 250 изделий Фаберже в Королевской художественной коллекции.
Национализация компании
В 1918 году фирма была национализирована, а её активы экспроприированы большевиками. Карл и его жена Августа бежали в Швейцарию вместе с детьми Евгением и Александром. Опустошённый потерей бизнеса, Карл умер в Лозанне в 1920 году; его жена пережила его на пять лет. Пара воссоединилась в 1929 году, когда их сын Евгений Фаберже привёз прах Карла из Лозанны и захоронил его в могиле матери в Каннах, Франция.
Наследие и репутация
С момента своей преждевременной кончины Дом Фаберже сохранил уникальную – возможно, никогда не превзойдённую – репутацию производителя высококачественных «художественных украшений» ручной работы. Крупные выставки и другие мероприятия в лучших художественных музеях мира, а также недавние лондонские выставки в Музее Виктории и Альберта (1994) и Королевской коллекции (2003-4) сделали многое для поддержания этой заслуженной репутации. На аукционе Christie’s в ноябре 2007 года в Лондоне яйцо Фаберже Ротшильда было продано за 8,98 миллиона фунтов стерлингов, что стало рекордной ценой за произведение искусства Фаберже.
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- Выставка редких шедевров Карла Фаберже открылась в музее Боуэр
- Музей Фаберже в Баден-Бадене
- Музей Фаберже запустил нейросеть в сообществе ВКонтакте к своему 10-летию
- Впервые в России: 35 картин Фриды Кало выставлены в Санкт-Петербурге
- В музее Фаберже представили творчество знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Eran piezas de orfebrería, no de joyería, Los huevos no eran joyas para colgar o de uso personal, sino autenticas obras de arte de la orfebrería en los que se utilizaron metales preciosos y otras técnicas como el esmaltado. Es lo mismo que confundir la joyería con la bisutería.
Комментирование недоступно Почему?