Пасхальные яйца Фаберже:
русское ювелирное искусство читать ~9 мин.
Яйца Фаберже — это изысканные произведения декоративного искусства, которые изготавливались из золота, серебра, малахита, нефрита, лазурита и различных драгоценных камней в стилистике традиционных пасхальных яиц. Эти уникальные образцы ювелирного искусства стали самыми известными изделиями русского дома Фаберже. Фирма, основанная Густавом Фаберже (1814–1893) в 1842 году, была преобразована его сыном Петером Карлом Фаберже (1846–1920) в компанию «художников-ювелиров». Она стала ведущим поставщиком ювелирных изделий для российского императорского двора Романовых и международным символом роскоши.

Дом Фаберже специализировался на ремесле золотых дел мастеров и работе с драгоценными металлами. Подобно знаменитым историческим предшественникам, создавшим такие шедевры, как золотой воротник из Бройтера (около 50 г. до н. э.), мастера фирмы усовершенствовали техники перегородчатой и выемчатой эмали, а также достигли новых высот в работе с золотой филигранью и художественным стеклом.
В период с 1882 по 1917 год компания изготовила около 150 000 предметов. На неё работали десятки русских художников, дизайнеров, ювелиров и других мастеров, а также более 500 рабочих в филиалах в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В большей степени чем Tiffany, Cartier, Asprey или любой другой ювелир XX века, Фаберже остаётся легендой в области креативных ювелирных изделий и других подобных видов искусства.
Густав Фаберже (1814–1893)
Густав Фаберже, французский гугенот по происхождению, родился в городе Пярну (Эстония), в то время входившем в состав Российской империи. В возрасте 18 лет он отправился в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля. Затем он продолжил своё ученичество в известной фирме «Кейбель», золотых дел мастеров и ювелиров русских царей.
В 1841 году, в возрасте 27 лет, Густав Фаберже завершил обучение и получил звание мастера-ювелира. Годом позже он основал фирму «Фаберже» в подвальном помещении на престижной Большой Морской улице в Петербурге. Вместе с женой-датчанкой Шарлоттой Юнгштедт он вскоре зарекомендовал себя как торговец изысканными предметами декора. Французское название фирмы было продуманным ходом, рассчитанным на преклонение русской аристократии перед французской культурой. В 1846 году родился его старший сын Петер Карл, а затем и второй сын Агафон. В 1860 году Густав с семьёй уехал в Дрезден, оставив петербургское дело в руках опытных управляющих.
Произведения искусства из России
Об истории и особенностях русской живописи, икон, скульптуры, архитектуры и других предметов см: Русское искусство (ок. 30 000 лет до н.э. – 1920 г.).
Петер Карл Фаберже (1846–1920)
Карл Фаберже получил начальное образование в петербургской гимназии Святой Анны, где обучались сыновья состоятельных представителей среднего класса и мелкой знати. Когда его отец уехал в Дрезден, Карл оставался в гимназии до 15 лет, а затем поступил в Школу искусств и ремёсел в Дрездене. После этого он отправился в восьмилетнее образовательное турне по Европе для изучения ювелирного дела, получая наставления от мастеров в главных центрах ювелирного производства: Лондоне, Париже, Антверпене, Франкфурте, Нюрнберге, Риме и Флоренции. Он также изучал прикладное искусство, коммерцию и предметы искусства в европейских музеях.
В 1872 году Карл вернулся в Санкт-Петербург и присоединился к семейному делу. В том же году он женился на Августе Юлии Якобс, которая родила ему четырёх сыновей: Евгения (1874–1960), Агафона (1876–1951), Александра (1877–1952) и Николая (1884–1939). Все они впоследствии стали ювелирами и вошли в семейный бизнес. В 1872 году Карл возглавил компанию, десять лет руководя ею с помощью опытного мастера Хискиаса Пендина.
Мастер Фаберже — это независимый мастер-ювелир или ремесленник с собственной мастерской, который изготавливал ювелирные изделия и другие драгоценные предметы исключительно для Дома Фаберже по эскизам, предоставленным фирмой. Большинство мастерских, как правило, специализировались на каком-то одном аспекте ювелирного дела. Этот метод децентрализованного производства развивался с течением времени: так, если Густав Фаберже все делал сам, то к Первой мировой войне компания почти полностью зависела от своей сети из примерно 40 мастеров, а также от поставщиков-специалистов, таких как Юлиус Раппопорт (1864-1916).
В конце 1870-х – начале 1880-х годов фирма не только создавала украшения в популярном французском стиле XVIII века, но и занималась реставрацией предметов декоративного искусства в Эрмитаже. Дело процветало, и в 1881 году фирма переехала в более просторное помещение. В 1882 году Петер Карл получил звание мастера золотых дел. Вскоре после смерти своего наставника Хискиаса Пендина он взял на себя единоличное управление компанией. К тому времени к нему присоединился его брат Агафон, талантливый художник-дизайнер. Гений Карла заключался в том, чтобы отойти от традиционного акцента на блеске драгоценных камней и подчинить самоцветы общему художественному замыслу изделия.
Всероссийская выставка 1882 года в Москве принесла компании огромный успех. Братья Фаберже получили несколько наград, включая золотую медаль и орден Святого Станислава. Их работа удостоилась высокой оценки царя Александра III (годы правления 1881–1894), который повелел выставлять изделия фирмы в Эрмитаже как образцы высочайшего русского мастерства. Это царское одобрение вызвало всплеск интереса к фирме. В 1885 году император пошёл ещё дальше, присвоив Фаберже почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Пасхальные яйца Фаберже
Царь Александр III также заказал у фирмы пасхальное яйцо в подарок своей жене, императрице Марии Фёдоровне. Первое изделие, яйцо «Курочка», имело внешнюю «скорлупу», покрытую белой эмалью и имитирующую настоящее куриное яйцо. Внутри находился золотой «желток», который, в свою очередь, открывался, открывая золотую курочку. Внутри курочки хранилась миниатюрная копия императорской короны с крошечным рубиновым яйцом-подвеской.
Это потрясающее произведение ювелирного искусства так восхитило царя, что в 1887 году он положил начало традиции Романовых ежегодно заказывать новое пасхальное яйцо. Карлу Фаберже предоставлялась полная свобода в дизайне при одном условии: каждое яйцо должно было содержать сюрприз. Преемник Александра Николай II (годы правления 1894–1918) продолжил традицию, заказывая по два яйца в год: одно для своей жены, императрицы Александры Фёдоровны, и одно для матери, вдовствующей императрицы. Традиция сохранялась вплоть до революции 1917 года.
В 1900 году Карл Фаберже представлял Россию на Всемирной выставке в Париже, где был награждён золотой медалью и стал кавалером ордена Почётного легиона; те же награды получили два его старших сына и главный мастер фирмы. Выставка принесла компании огромный успех и множество новых клиентов со всей Европы. К этому времени фирма стала крупнейшей в России, а в начале 1900-х годов переехала в собственное многоэтажное здание на Большой Морской. Хотя Карл Фаберже был официальным придворным ювелиром русского царя, его клиентами были монархи и аристократы со всего мира.
Характеристика яиц Фаберже
Дом Фаберже создал для семьи Романовых 50 императорских пасхальных яиц, из которых до наших дней сохранилось 42. Ещё два яйца — «Голубое созвездие царевича» и «Берёза» — были запланированы и частично изготовлены, но так и не были вручены в 1917 году. Некоторые из них были простыми, изящно расписанными оболочками, из которых был удалён желток.
Другие были настоящими произведениями искусства: сказочными, инкрустированными драгоценными камнями чудесами художественного мастерства. Главной особенностью императорских яиц Фаберже был «сюрприз» внутри. Одним из шедевров стало пасхальное яйцо «Великий Сибирский путь». Оно было покрыто синей, зелёной и жёлтой эмалью, а на его поверхности серебром была выгравирована карта Сибири с маршрутом Транссибирской магистрали. Внутри находилась миниатюрная модель поезда «Сибирский экспресс» длиной около 30 см и шириной 1,6 см. Все детали были изготовлены с высокой точностью, и при повороте золотого ключа локомотив из золота и платины, с рубином в фаре, мог тянуть за собой пять вагонов.
На Пасху 1913 года Николай II подарил Александре Фёдоровне яйцо «300-летие дома Романовых». Его украшали миниатюрные портреты всех царей династии в обрамлении двуглавых орлов. Внутри находился глобус из воронёной стали с двумя золотыми картами Российской империи — 1613 и 1913 годов.
Мастера Фаберже
Ведущими мастерами, создававшими эти изысканные шедевры, были Михаил Перхин (1860–1903) и Хенрик Вигстрём (1862–1923). Однако над изделиями работало множество других узкоспециализированных мастеров, занимавшихся живописью, резьбой по камню и различными видами ювелирных техник. Среди них были Йохан Виктор Аарне (1863–1934), Фёдор Алексеевич Афанасьев (1870–1937), Карл Густав Хьялмар Армфельдт (1873–1959), Август Фредерик Холлминг (1854–1915), Йоханнес Цехнграф (1857–1908), Эрик Август Коллин (1836–1901), Карл Густав Йохансон Лунделл, Оскар Вольдемар Пиль (1860–1897), Фёдор Рюккерт (1840–1917) и Василий Зуев (1878–1941).
Другие ювелирные изделия и предметы искусства
Кроме знаменитых пасхальных яиц, фирма создавала широкий спектр других предметов: золотые шкатулки, столовое серебро, предметы из твёрдого камня с позолотой, рамки с гильошированной эмалью, портсигары, а также мелкие украшения. Пользовались популярностью иконы в позолоченных окладах, ожерелья, серьги и другие ценные изделия из драгоценных металлов и слоновой кости.
В России конца XIX – начала XX века ни одна княжеская свадьба, ни один великокняжеский юбилей не обходились без брошей, ожерелий, портсигаров, запонок и часов от Фаберже. Компания также создала большое количество резных фигурок в русском стиле (крестьяне, казаки, цыганские певцы) и миниатюр из твёрдого камня, изображающих людей, цветы и животных. Многие из них были инкрустированы золотом, серебром и драгоценными камнями и стали предметами коллекционирования во всём мире. Например, в Королевской коллекции Великобритании хранится более 250 изделий Фаберже.
Национализация компании
В 1918 году фирма была национализирована, а её активы экспроприированы большевиками. Карл с женой Августой и сыновьями Евгением и Александром бежал в Швейцарию. Потеря бизнеса стала для Карла тяжёлым ударом, и в 1920 году он скончался в Лозанне; его жена пережила его на пять лет. Супруги воссоединились в 1929 году, когда их сын Евгений перевёз прах Карла из Лозанны и похоронил его рядом с матерью в Каннах (Франция).
Наследие и репутация
После своего закрытия Дом Фаберже сохранил уникальную и, возможно, непревзойдённую репутацию производителя высококачественных «художественных украшений» ручной работы. Крупные выставки в лучших художественных музеях мира, такие как экспозиции в Музее Виктории и Альберта (1994) и Королевской коллекции (2003–2004) в Лондоне, поддерживают эту заслуженную славу. На аукционе Christie’s в ноябре 2007 года яйцо Фаберже Ротшильда было продано за 8,98 миллиона фунтов стерлингов, что стало рекордной ценой за произведение искусства Фаберже.
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- Выставка редких шедевров Карла Фаберже открылась в музее Боуэр
- Музей Фаберже в Баден-Бадене
- Музей Фаберже запустил нейросеть в сообществе ВКонтакте к своему 10-летию
- Впервые в России: 35 картин Фриды Кало выставлены в Санкт-Петербурге
- В музее Фаберже представили творчество знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Eran piezas de orfebrería, no de joyería, Los huevos no eran joyas para colgar o de uso personal, sino autenticas obras de arte de la orfebrería en los que se utilizaron metales preciosos y otras técnicas como el esmaltado. Es lo mismo que confundir la joyería con la bisutería.
Комментирование недоступно Почему?