Искусство фламандского барокко (1600-1680) читать ~5 мин.
История искусства барокко во Фландрии XVII века отражает постепенный упадок самой страны. Занимая южную часть Нидерландов, она вместе с северной частью, известной как Голландская республика, находилась под властью испанских Габсбургов, сменивших французских герцогов Бургундских. Её некогда мощные торговые и культурные центры — Брюгге, Гент и Антверпен — были ослаблены религиозными и политическими конфликтами между католическими властями Габсбургов и протестантскими голландскими купцами. В то время как голландское искусство барокко переживало расцвет, искусство Фландрии зависело от небольшой группы фламандских живописцев, работавших преимущественно в Антверпене.
В XV веке — в начале итальянского Возрождения — фламандские живописцы передали технику масляной живописи художникам Флоренции, Рима и Венеции. В начале XVII века, с распространением итальянского караваджизма, фламандские мастера соединили собственную традицию с тенебристской манерой, пришедшей из Италии. Ярким примером такого синтеза стал антверпенский художник Рубенс (1577–1640).
Со времён Высокого Возрождения фламандская живопись переживала переходный период между северным и итальянским влиянием. Питер Пауль Рубенс (1577–1640) первым предпринял серьёзную попытку синтезировать две школы. Он создал новый стиль, соответствовавший требованиям религиозной живописи, к которой призывали решения Тридентского собора по католическому искусству Контрреформации (ок. 1560–1700). Этот стиль оказал значительное воздействие на всю живопись к северу от Альп.
Питер Пауль Рубенс
Его стиль барочной живописи отличался энергичностью, уверенностью, чувственностью, декоративностью и театральностью. Рубенс стал ведущим выразителем католического христианского искусства в Северной Европе. Неслучайно молодой художник из Антверпена, приехав учиться в Италию (где провёл восемь лет), уделил особое внимание венецианской школе — самой красочной и декоративной среди итальянских.
Вернувшись на родину, он открыл мастерскую, где вскоре трудились около двухсот помощников. Многие из них были выдающимися живописцами, каждый имел свою специализацию: изображение животных, тканей, натюрмортов. Сам мастер специализировался на человеческом теле — особенно на женских обнажённых фигурах. Он изображал их с изобилием розовой плоти, широкими выразительными жестами, непрерывной игрой изгибов. Каждый изгиб притягивал взгляд к следующему, а их совокупность определяла общую композиционную схему картины — ромб, круг, букву S. Эти мощные фигуры, движущиеся размашисто, словно на театральной сцене, стали узнаваемой чертой его радостного, энергичного и необычайно плодотворного искусства.
После 1611 года Рубенс вступил в период «высокого барокко», став его главным представителем в Северной Европе. Его религиозное искусство и другие формы исторической живописи уже поставили его во главе католического барокко. Теперь он достиг той последовательности и глубины чувств, которые сделали его лучшие картины барокко всемирно известными.
Затем последовал период невиданной творческой активности. Рубенс увековечил в портретах своих родственников, брата, детей. Через четыре года после смерти первой жены, в 1630 году, он женился на юной и прекрасной Елене Фурмен, когда ему было 53 года. Её грация и молодость подарили художнику новую творческую энергию, и он неустанно запечатлевал её красоту. Наступило время, когда мастер уже не мог самостоятельно выполнять все поступающие заказы. Это стало испытанием его организаторских способностей. При всей переполнявшей его жизненной силе он умел управлять энергией и использовать её максимально эффективно. Вскоре он создал большую мастерскую, где избранные ученики и помощники воплощали его замыслы.
Подобным образом было создано не менее двух тысяч картин. Вся фламандская живопись испытала влияние этого выдающегося художественного патриарха. Однако ни один из её представителей не смог сравниться с мастером: одни посвящали себя отдельным аспектам его творчества, другие — иным. К числу его шедевров относятся: «Самсон и Далила» (1610, Национальная галерея, Лондон); «Снятие с креста» (1614, Собор Богоматери, Антверпен); «Похищение дочерей Левкиппа» (1618, Старая пинакотека, Мюнхен); «Суд Париса» (1636, Национальная галерея, Лондон).
Антонис Ван Дейк
Из всех учеников Рубенса никто не достиг такой славы и самостоятельности, как Антонис Ван Дейк (1599–1641). В Антверпене, после того как Рубенс начал дипломатическую карьеру, Ван Дейк стал бесспорным мастером. Однако многочисленные религиозные картины этого раннего периода не входят в число его лучших работ. В них заметно влияние Рубенса, а также Тициана и болонской школы. Это смелые композиции, где необузданная энергия Рубенса сдерживается изысканной элегантностью, которая никогда не покидала Ван Дейка. Лучше всего она проявилась в его портретном искусстве, хотя эти работы создавались с почти механической регулярностью.
Многие портреты написаны свободно, в искусной и лёгкой технике с преобладанием белого, чёрного и серого цветов. Словно мастер намеренно избегал пестроты. Чувство гармонии привело его к колористическому решению, где серый цвет объединил всю палитру. С фламандской тщательностью он изображал кружевные воротники, рюши, цепи и драгоценности, избегая педантичного единообразия, свойственного многим современникам.
Большинство его моделей составляли аристократы, которые в роскошных одеждах и с величественной, часто высокомерной осанкой только выигрывали от изящества и утончённости ван Дейка. С изысканной разборчивостью он избегал всего, что не было декоративным, элегантным или прекрасным. В его библейских сценах даже пастухи и разбойники одеты как джентльмены и ведут себя соответственно.
В 1630 году Ван Дейк был назначен придворным художником штатгальтера Нидерландов, а в 1632 году — короля Англии Карла I, который посвятил его в рыцари. Теперь он достиг вершины славы и благосостояния. Все желали быть написанными Ван Дейком, который стал одним из первых модных портретистов, способных придать облик утончённой элегантности тем, кто не обладал этими качествами от природы. Например, аристократический и привлекательный образ Карла I, существующий в нашем воображении, во многом создан Ван Дейком. У других художников, более правдивых и менее искусных, Карл предстаёт совершенно иной и менее привлекательной фигурой.
Фламандская жанровая живопись и натюрморты
Антверпен оставался главным центром барочного искусства в католической Фландрии. Здесь, помимо Рубенса, работал Адриан Брувер (1605–1638), известный жанровой живописью — особенно сценами из таверн. Среди других фламандских старых мастеров выделяются жанрист Якоб Йорданс (1593–1678), Давид Тенирс Младший (1610–1690), прославившийся сценами из солдатской жизни, и Франс Снейдерс (1579–1657), анималист и мастер натюрмортов.
Произведения фламандского искусства XVII века можно увидеть в ведущих художественных музеях мира. О европейских коллекциях, содержащих работы художников фламандского барокко, см.: Художественные музеи Европы.
- Рубенс: фламандский художник эпохи барокко
- Ирбитский государственный музей признал картину подлинником Рубенса
- Бельгия просит Францию вернуть картину Рубенса «Триумф Иуды Маккавея»
- Рисунок Рубенса найден в архиве Университета в Британии
- Лондонский дилер разгадал загадку картины Рубенса
- Христианство
- Давид Тенирс Младший: голландский художник-реалист
- Фламандская живопись
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?