Искусство фламандского барокко (1600-1680) читать ~6 мин.
История искусства барокко во Фландрии в XVII веке отражает постепенный упадок самой страны. Занимая южную часть Низких стран, или Нидерландов, она вместе с северной частью Низких стран, известной как Голландия, находилась под властью непопулярных испанских Габсбургов, пришедших на смену французским герцогам Бургундским. Ее некогда мощные торговые и культурные центры, такие как Брюгге, Гент и Антверпен, были ослаблены религиозными и политическими спорами между католическими властями Габсбургов и протестантскими голландскими купцами. Таким образом, в то время как голландское искусство барокко процветало как никогда, искусство Фландрии зависело от небольшой горстки фламандских живописцев, работавших в основном в Антверпене.
В XV веке – в начале итальянского Возрождения – фламандские живописцы экспортировали технику масляной живописи художникам Флоренции, Рима и Венеции. Теперь, в начале XVII века, с распространением итальянского караваджизма, фламандские живописцы объединили свою собственную традицию с традицией тенебристов, пришедшей из Италии. Примером такого развития стал антверпенский художник Рубенс (1577-1640).
Со времён Высокого Возрождения фламандская живопись находилась в переходном периоде между северным и итальянским влиянием; именно Питер Пауль Рубенс (1577-1640) сделал первую реальную попытку переварить, впитать и соединить две школы, создав новый стиль, хорошо подходящий для более набожной религиозной живописи, к которой призывали руководящие принципы Трентского собора по католическому искусству Контрреформации (ок. 1560-1700), и оказавший сильное влияние на всю живопись к северу от Альп.
Питер Пауль Рубенс
Его стиль барочной живописи был энергичным, уверенным, чувственным, декоративным, театральным, энергично великолепным, и он стал ведущим выразителем католического христианского искусства в Северной Европе. Не случайно, когда молодой Рубенс, подающий надежды художник из Антверпена, приехал учиться в Италию (где он пробыл восемь лет), он уделил наибольшее внимание венецианцам, самой красочной и декоративной итальянской школе.
Вернувшись в родной город, он открыл мастерскую, где вскоре работало двести помощников, многие из которых были выдающимися живописцами, каждый со своей специализацией: живопись животных, тканей, натюрмортов и так далее. Сам он специализировался на человеческом теле – в частности на женских обнажённых фигурах, которые он изображал с обилием розовой плоти, с широкими, сильными жестами, непрерывной игрой изгибов, каждый из которых притягивал взгляд к другому, сумма которых определяла общую схему картины – как ромб, круг, буква S и так далее. Эти крепкие фигуры, двигающиеся экспансивно, словно на сцене, – сразу узнаваемая черта его искусства, искусства радостного, энергичного и почти невероятно плодовитого.
После 1611 года Рубенс ступил на первые ступени «высокого барокко», став его главным представителем в Северной Европе. Его религиозное искусство и другие формы исторической живописи уже поставили его во главе католического барокко; теперь он достиг последовательности и глубины чувств, которые сделали его лучшие картины барокко известными всему миру.
Затем последовал период несравненного плодородия: в своём восторге от портретов он увековечил своих родственников, брата, детей, а через четыре года после смерти первой жены, в 1626 году, он пишет юную и прекрасную Элен Фурмон, на которой женился в 53 года. Ее грация и молодость одарили его новой весенней свежестью, и он не уставал запечатлевать её красоту. Пришло время, когда он уже не мог без посторонней помощи выполнять все поступающие ему заказы. Они стали вызовом его организаторским способностям, ведь при всей своей переполнявшей его жизненной силе он умел управлять своей энергией и использовать её в полной мере, и вскоре он создал большую мастерскую, в которой избранные ученики и помощники воплощали его идеи.
Таким образом было создано не менее двух тысяч картин. Вся фламандская живопись испытала на себе влияние этого выдающегося художественного патриарха. Однако ни один из её практиков не смог сравниться с мастером: одни посвящали себя одним аспектам его творчества, другие – другим. В список его шедевров входят: Самсон и Далила (1610, Национальная галерея, Лондон); Снятие с креста (Рубенс) (1614, Собор Богоматери, Антверпен); Похищение дочерей Левкиппа (1618, Старая Пинакотека, Мюнхен); и Парижский суд (1636, Национальная галерея, Лондон).
Антонис Ван Дейк
Из всех учеников Рубенса никто не стал столь знаменитым и независимым, как Антонис Ван Дейк (1599-1641). В Антверпене, после того как Рубенс начал свою дипломатическую карьеру, Ван Дейк был бесспорным мастером, но многочисленные религиозные картины этого раннего периода не относятся к числу его лучших. В них очевидно влияние Рубенса, а также Тициана и болонской школы, смело написанных композиций, в которых необузданная энергия Рубенса сдерживается прихотливой элегантностью, которая никогда не покидала Ван Дейка, и лучше всего проявляется в его портретном искусстве, хотя эти работы создавались с механической регулярностью.
Многие из них написаны бегло, в искусной и лёгкой технике, в которой преобладают белый, чёрный и серый цвета, как будто мастер старательно избегает аляповатости цвета. Чувство гармонии привело его к решению, в котором серый объединил в себе все цвета. С фламандской тщательностью он изобразил кружевные воротники, рюши, цепи и драгоценности, без педантичного единообразия, свойственного многим его современникам.
Большинство его персонажей были аристократами, которые в своих роскошных одеждах и с величественной, а зачастую и высокомерной походкой могли только выиграть от изящества и утончённости ван Дейка. С придирчивой утончённостью он избегает всего, что не является декоративным, элегантным или красивым, и в его библейских сценах пастухи и злоумышленники одеты как джентльмены и ведут себя соответственно.
В 1630 году Ван Дейк был назначен придворным художником принцессы Оранской, а также короля Англии, который в 1632 году посвятил его в рыцари; теперь он достиг зенита славы и процветания. Все хотели быть нарисованными Ван Дейком, который был одним из первых модных портретистов, способных придать вид утончённой элегантности тем, кто не обладал этими качествами: например, придворный и красивый образ Карла I, каким он существует сегодня в нашем воображении, во многом обязан Ван Дейку. При изображении другими художниками, более честными и менее искусными, Карл становится совсем другой и менее привлекательной фигурой.
Фламандская жанровая живопись и натюрморты
Антверпен был главным центром барочного искусства в католической Фландрии. Здесь, кроме Рубенса, практиковал Адриан Брувер (1605-1638), известный своей жанровой живописью – особенно сценами из таверн. Среди других фламандских старых мастеров – жанрист Якоб Йорданс (1593-1678), Давид Тенирс Младший (1610-1690), наиболее известный своими сценами караула; и Франс Снайдерс (1579-1657), анималист и художник натюрмортов.
Фламандское искусство XVII века можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира. О европейских коллекциях, содержащих работы художников фламандского барокко, см: Художественные музеи Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?