Футуризм:
итальянское движение современного искусства читать ~5 мин.
Футуризм — это авангардное художественное движение, зародившееся в Италии в 1909 году. Параллельные движения возникали в России, Англии и других странах. Это было одно из первых важных современных художественных движений, не сосредоточенных в Париже — одна из причин, почему его не воспринимали всерьёз во Франции.
Футуризм превозносил динамизм современного мира, особенно его науки и техники. Футуристическая идеология повлияла на все виды искусства. Она зародилась в литературе, но распространилась на живопись, скульптуру, промышленный дизайн, архитектуру, кино и музыку. Большинство главных представителей движения были художниками. Движение создало несколько важных картин XX века. Оно перестало быть эстетической силой в 1915 году, вскоре после начала Первой мировой войны, но просуществовало в Италии до 1930-х годов.
Футуризм в Италии 1909–1914
Основателем футуризма и его главным теоретиком был итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944). Он положил начало движению манифестом, опубликованным в итальянской газете La Gazzetta dell’Emilia и французской газете Le Figaro 20 февраля 1909 года. За этим общим манифестом в феврале и апреле 1910 года последовали ещё два документа: Манифест футуристической живописи и Технический манифест футуристической живописи.
Кроме Маринетти, их подписали художники Карло Карра (1881–1966), Джакомо Балла (1871–1958) и Джино Северини (1883–1966), скульптор Умберто Боччони (1882–1916) и художник-музыкант Луиджи Руссоло (1885–1947). Также был опубликован Манифест футуристической архитектуры, написанный Антонио Сант-Элиа (1886–1916).
Футуристическая живопись
Движение футуризма было очень целеустремлённым, хотя его идеи не были ни оригинальными, ни революционными. Художники XX века, связанные с футуризмом, поклонялись научному прогрессу. Они прославляли скорость, технологии, автомобиль, самолёт и промышленные достижения. В стремлении к победе над природой отбрасывались устоявшиеся традиции. Однако при создании новой футуристической эстетики, визуальной идиомы для выражения своих идей, Маринетти и другие художники проявили большую нерешительность.
Сначала они заимствовали методы неоимпрессионизма (в частности, дивизионизм). В этой технике формы разбиваются на точки и полосы, способные изобразить блеск света или размытость скоростного движения. Примеры: «Город поднимается» (1910–11, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Боччони и «Покидая театр» (1910–11) Карло Карра. Оба художника испытали влияние итальянского дивизионизма и живописи Витторе Грубичи де Драгоне (1851–1920).
Позже Карра и Боччони вместе с Северини и Маринетти посетили Париж для знакомства с авангардом. Там они попали под влияние аналитического кубизма и переняли его методы: фрагментированные формы, множественные точки зрения, мощные диагонали. Примеры: «Динамический иероглиф ‘Бал Табарин’» (1912, MoMA, Нью-Йорк) Джино Северини и его шедевр «Пан-пан в Монико» (1911–12, оригинал утрачен, копия в Центре Помпиду, Париж). Кубистская техника часто сочеталась с городскими и политическими сюжетами в больших масштабах — см. «Похороны анархиста Галли» (1910–11, MoMA, Нью-Йорк) Карло Карра.
Хотя некоторые работы футуристов были относительно статичны — например, «Женщина с абсентом» (1911) Карры и «Материя» (1912) Боччони — феномен скорости остаётся постоянной темой. Яркий пример: «Динамизм собаки на поводке» (1912, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, США) Джакомо Баллы. Со временем Балла перешёл к абстрактному искусству, создавая работы без явной отсылки к конкретным объектам — см. его «Машина проехала» (1913, Тейт, Лондон). О геометрической абстракции такого рода см. конкретное искусство.
Футуристическая скульптура
В 1912 году Умберто Боччони, единственный скульптор среди футуристов, опубликовал собственный манифест — «Футуристическая живопись-скульптура: Пластический динамизм» (Pittura scultura Futuriste: Dinamismo plastico). В нём излагались его идеи бергсоновского типа об интуиции, внутреннем бытии и взаимосвязи формы, движения и пространства.
В следующем году Боччони создал свой шедевр «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913, слепки в MoMA в Нью-Йорке, Тейт в Лондоне и других местах). Эта работа ярко изображает движение тела и иллюстрирует его теорию «динамизма». Эту тему он также исследовал в других работах: «Синтез человеческого динамизма» (1912), «Спиральное расширение мышц в движении» (1913) и «Мышцы в скорости» (1913).
Выставки
Искусство футуристов впервые было представлено на выставке современного искусства в Милане (1911). Первая чисто футуристическая выставка состоялась в начале 1912 года в парижской галерее Бернхейм-Жён. Затем выставка отправилась в влиятельную берлинскую галерею «Штурм», основанную Гервартом Вальденом, а после — в Амстердам, Цюрих и Вену. Это принесло движению широкую известность, во многом благодаря рекламному таланту Маринетти.
Влияние на современных художников
Итальянский футуризм оказал заметное влияние на художников по всей Европе. Во Франции «машинная эстетика» Фернана Леже была ближе всего к футуризму. Примеры: «Солдаты, играющие в карты» (1917, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Механик» (1920, Национальная галерея Канады) и «Три женщины (Le Grand Dejeuner)» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Футуризм также повлиял на вортицистов в Британии, движение дада в Цюрихе и Берлине, ар-деко, американский прецизионизм и сюрреализм.
В России футуризм оказал сильное влияние на лучизм и конструктивизм. Движение началось в 1912 году с публикации манифеста «Пощёчина общественному вкусу». Участниками движения были братья Владимир и Давид Бурлюк (1882–1967), Владимир Маяковский (1893–1930), Михаил Ларионов (1881–1964), Наталья Гончарова (1881–1962), Казимир Малевич (1878–1935) — основатель супрематизма, Велимир Хлебников и Алексей Кручёных (1886–1968). Движение просуществовало дольше в России, став тесно связанным с революционной политикой, и повлияло на ряд других русских художественных течений.
Упадок
К 1914 году итальянский футуризм переживал упадок. Личные и художественные разногласия между миланской группой (Маринетти, Балла и Боччони) и флорентийской группой (Карра, Джованни Папини (1881–1956) и Арденго Соффичи (1879–1964)) привели к расколу. Флорентийская группа возражала против лидерства Маринетти и Боччони.
Одновременно, к удовольствию националиста Маринетти, началась война — событие, от которого футуризм так и не оправился. Боччони и Сант-Элиа погибли, Карра был ранен и обратился к метафизической живописи (Pittura Metafisica), а Северини — к неоклассицизму. После войны Балла, живший в Риме, возглавил более молодую группу футуристов (il secondo Futurismo), включавшую Фортунато Деперо (1892–1960) и Энрико Памполини (1894–1956). Их живопись становилась всё более абстрактной. Маринетти тоже оставался активным участником, хотя его политическая деятельность заняла центральное место. В результате футуризм — несколько несправедливо — стал ассоциироваться с фашизмом.
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих работы итальянских и французских художников футуристического движения, см.: Художественные музеи Европы.
- От футуризма к сюрреализму
- Карло Карра: художник-футурист, основатель метафизической живописи
- Умберто Боччони: скульптор-футурист, биография
- «Бочонок Амонтильядо» Эдгара Аллана По, краткое содержание
- Биоморфная абстракция: органические формы в скульптуре и живописи
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Аннибале Карраччи: итальянский художник эпохи барокко, болонская школа
- Лодовико Карраччи: основатель Болонской школы живописи
- «Месяц в деревне» Джозефа Ллойда Карра, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?