Минимализм читать ~6 мин.
Минимализм, или минимал-арт, — это художественное течение, окончательно сформировавшееся в Нью-Йорке в 1960-х годах. Это направление, стоящее на стыке модернизма и постмодернизма, также известно под другими названиями: ABC art, Cool art, Literalist art, Object art и Primary Structure art. Его суть — стиль абстрактной живописи или скульптуры, который отличается предельной простотой форм и сведён к основам геометрической абстракции. Работы минималистов широко выставлялись в ведущих галереях современного искусства Америки, а их продажей занимались влиятельные дилеры, включая Лео Кастелли.
Термин «минимализм» обычно применяют к работам таких художников-постмодернистов, как Карл Андре (род. 1935), Дэн Флавин (1933–1996), Дональд Джадд (1928–1994), Эллсворт Келли (1923–2015), Сол Левитт (1928–2007), Роберт Моррис (1931–2018), Кеннет Ноланд (1924–2010), Ричард Серра (1938–2024), Тони Смит (1912–1980) и Энн Труитт (1921–2004). С минимализмом также связывают картины Роберта Мангольда (род. 1937), Брайса Мардена (1938–2023), Агнес Мартин (1912–2004) и Роберта Раймана (1930–2019) и других. Минимализм — это строгий, интеллектуальный вид искусства, который иногда ассоциируется с концептуализмом (через авангардного композитора Джона Кейджа (1912–1992)) и с ленд-артом.
Истоки
Истоки минимализма лежат в геометрических формах супрематиста Казимира Малевича (1878–1935), ярким примером которых служит работа «Чёрный квадрат» (1915), и в «реди-мейдах» (готовых объектах, представленных как произведения искусства) Марселя Дюшана (1887–1968). Среди более поздних предшественников — преподаватель Баухауса и Колледжа Блэк-Маунтин Йозеф Альберс (1888–1976), известный серией «Посвящение квадрату», и Ад Рейнхардт (1913–1967), который в конце 1950-х годов окончательно перешёл к созданию полностью чёрных картин.
Появление минимализма стало реакцией на эмоциональность абстрактного экспрессионизма и одновременно кульминацией новой эстетики. Одним из первых художников-абстракционистов, чьё имя прочно связано с минимализмом, был Фрэнк Стелла (род. 1936). Его «Чёрные картины» в тонкую полоску произвели огромное впечатление на выставке «16 американцев» (1959), организованной Дороти Миллер в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Минималистичные работы Стеллы в стиле живописи чётких границ, продолжавшие идеи Кеннета Ноланда, Роберта Мазервелла, Ральфа Хамфри и Роберта Раймана, резко контрастировали с эмоциональными, полными энергии полотнами абстрактных экспрессионистов, таких как Виллем де Кунинг (1904–1997) или Франц Клайн (1910–1962). Ещё одним художником, повлиявшим на развитие минималистичной живописи, был Эд Рушей (род. 1937). (См. также: Постживописная абстракция).
Минимализм в живописи и скульптуре
Минималистичные картины и скульптуры обычно состоят из точных, строго очерченных геометрических форм и однородных цветовых плоскостей — как правило, холодных оттенков или даже одного цвета. Для них характерны неиерархические, геометрически выверенные композиции, часто организованные в виде сетки и выполненные из промышленных материалов. Главная идея этого вида беспредметного искусства — очистить работу от любых внешних отсылок или жестов, таких как эмоциональность, присущая абстрактному экспрессионизму.
Роберт Моррис, один из самых влиятельных теоретиков минимализма, в своей фундаментальной серии эссе «Заметки о скульптуре» (Artforum, 1966) писал, что художника-минималиста в первую очередь интересует, как зритель воспринимает отношения между частями произведения, а также между его частями и целым. Повторы, часто встречающиеся в минималистичной скульптуре, призваны подчеркнуть тонкие различия в этих отношениях. Альтернативный подход изложил Дональд Джадд в работе «Особенные объекты» (Arts Yearbook 8, 1965). Он рассматривал минимализм как средство отказа от унаследованных европейских художественных ценностей и создания нового типа американского искусства.
Движение подверглось резкой критике со стороны ряда влиятельных художественных критиков и историков. Например, Майкл Фрид в статье «Искусство и объектность» (Artforum, июнь 1967 года) раскритиковал минимализм за его «театральность».
Подробнее о лучших постмодернистских выразителях минимализма см.: Лучшие современные художники.
Минимализм в архитектуре
На минимализм в архитектуре повлияли традиционный японский дизайн, школа Баухаус и движение Де Стейл. Этот стиль, ярким представителем которого является архитектор Мис ван дер Роэ с его принципом «Меньше — значит больше», подразумевает сведение проекта здания к абсолютному минимуму элементов. Для минималистичного архитектурного дизайна характерны простые геометрические формы, гармоничные цвета, натуральные текстуры, открытая планировка, чёткие и прямые линии, лаконичная отделка, плоские или почти плоские крыши, большие окна и выразительные негативные пространства.
Среди известных архитекторов-минималистов много американских мастеров, таких как Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), Филип Джонсон (1906–2005), Раймонд Худ (1881–1934) и Луис Скидмор (1897–1962). Более подробную информацию см.: Американская архитектура. В 1980-х годах под влиянием дзен-буддизма появилось новое поколение японских архитекторов, в том числе Кадзуо Синохара (1925–2006), Фумихико Маки (1928–2024), Арата Исодзаки (1931–2022) и Тадао Андо (род. 1941). К другим архитекторам-минималистам относят Альберто Кампо Баэсу, Майкла Габеллини, Ричарда Глюкмана, Хью Ньюэлла Якобсена, Эдуарду Соуту де Моуру, Джона Поусона, Клаудио Сильвестрина, Винсента Ван Дуйсена, Алвару Сизу Виейру и Питера Цумтора. О влиянии минимализма на сверхвысотные здания — доминирующую форму городского искусства в Америке — см.: Архитектура небоскрёбов (1850 – настоящее время).
Коллекции минималистичного искусства
Крупные коллекции этого вида конкретного искусства можно найти в перечисленных ниже институциях, а также во многих других ведущих художественных музеях, посвящённых искусству конца XX века.
Фонд Чинати (Марфа, Техас)
Музей современного искусства Форт-Уэрта (Техас)
Художественный музей Монтклэра (Нью-Джерси)
Музей современного искусства (Нью-Йорк)
Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)
Музей Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам, Нидерланды)
Пинакотека современности (Мюнхен, Германия)
Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания)
Галерея Тейт Модерн (Лондон)
Неоминимализм
Неоминимализм — это художественное направление конца XX — начала XXI века в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне и музыке, не имеющее чётких границ. Его также называют «нео-гео», «неоконцептуализмом», «неофутуризмом», «новой абстракцией», «поптометрией», «постабстракционизмом», «симуляционизмом» и «смарт-артом». К этому направлению относят таких современных художников, как Дэвид Бердени, Катарина Бёрджесс, Маржан Эггермонт, Пол Кун, Ева Лидер, Таня Руснак, Лорел Смит, Кристофер Уиллард и Тайма Зука.
Постминимализм
Термин «постминимализм» описывает попытки выйти за рамки идиомы минимализма в архитектуре или изобразительном искусстве. Говоря проще, минимализм 1960-х годов — это интеллектуальный стиль, характеризующийся предельной простотой форм и сознательным отказом от экспрессивного содержания. Художников-минималистов интересовала лишь чистая «идея». В постминимализме (с 1971 года) акцент смещается с чистоты идеи на то, *как* она передаётся.
С постминимализмом ассоциируются следующие современные художники: Том Фридман, Феликс Гонсалес-Торрес, Ева Гессе, Мэтью Кандегас, Аниш Капур, Вольфганг Лайб, Джозеф Нечветал, Дамиан Ортега, Мартин Пюрир, Чарльз Рэй, Джоэл Шапиро, Кит Соннье, Сесил Тушон, Ричард Таттл, Ричард Уэнтворт, Рэйчел Уайтред, Ханна Уилки и другие.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Чтобы узнать о конкретном и беспредметном искусстве, см.: Абстрактные картины: Топ 100.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Хронологию и даты см.: Хронология истории искусства. Обзор живописи и скульптуры 1870–1970 годов: Искусство модернизма. Подробнее об отдельных стилях: Направления в искусстве модернизма.
ХУДОЖНИКИ XX ВЕКА
Краткое справочное руководство: Художники XX века.
ХУДОЖНИКИ С 1800 ГОДА
Подробная информация о лучших современных живописцах с 1800 года: Известные художники. Чтобы узнать о лучших 3D-художниках, см.: Величайшие скульпторы.
ИСКУССТВО МОДЕРНИЗМА
Более подробная информация о стилях конца XX века: Актуальное искусство (Contemporary Art). О движениях и школах: Направления в актуальном искусстве.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?