Ле Наби (Les Nabis) читать ~3 мин.
«Наби́» (фр. Les Nabis) — одна из французских художественных групп эпохи постимпрессионизма, связанная с Парижской школой. Её участники отвергали догмы академического искусства, установленные Высшей школой изящных искусств, и, увлекаясь мистицизмом и символизмом, стремились к созданию универсальной формы живописи. В своём творчестве они придавали особое значение декоративности, эмоциональному использованию цвета и линейным искажениям. Группа находилась под сильным влиянием Поля Гогена и внесла важный вклад в развитие постимпрессионистской живописи и декоративного искусства fin de siècle.
Название «Наби» происходит от древнееврейского слова, означающего «пророки». Его предложил поэт Анри Казалис, который сравнил стремление группы обновить живопись с миссией древних пророков, возродивших Израиль. Художники «Наби» видели себя пророками современного искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Старые мастера (художники до 1830 г.) и Известные художники (1830-2010 гг.)
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см. в разделе Определение искусства.
К числу наиболее значимых художников-постимпрессионистов из группы «Наби» принадлежали: Поль Серюзье (1864–1927) — идейный вдохновитель группы; Морис Дени (1870–1943) — её ведущий теоретик; Пьер Боннар (1867–1947), Поль Рансон (1862–1909), Кер-Ксавье Руссель (1867–1944), Анри Ибельс (1867–1936) и Эдуард Вюйар (1868–1940). Все они учились в прогрессивной частной художественной школе — Академии Жюлиана.
Позднее к ним присоединились венгерский художник Йожеф Риппль-Ронаи (1861–1927), французский скульптор и живописец Аристид Майоль (1861–1944), Жорж Лакомб (1868–1916), голландский художник Ян Веркаде (1868–1946) и швейцарский художник Феликс Валлоттон (1865–1925).
Главным теоретиком группы был Морис Дени. В своей статье «Определение нео-традиционализма» (1890) он сформулировал ключевой принцип нового искусства, ставший впоследствии знаменитым:
“Помните, что картина, прежде чем стать боевым конём, обнажённой женщиной или каким-либо анекдотом, по сути своей является плоской поверхностью, покрытой красками, собранными в определённом порядке”.
Эта идея об автономии живописного произведения, где цвет и форма важнее сюжета, стала фундаментальной для многих направлений модернизма.
Художники «Наби» выступали против, как им казалось, поверхностной эстетики импрессионизма. Вдохновляясь синтетизмом и клуазонизмом, они стремились стереть границы между декоративным искусством и станковой живописью. В их творчестве реализм уступил место декоративной символике. Участники группы не ограничивались масляной живописью, работая также в техниках витража, гобелена, мозаики, литографии, плаката, книжной иллюстрации, а также создавали веера, мебель, кукол и театральные декорации.
ПРИМЕЧАНИЕ. Значительное влияние на эстетику «Наби» оказал японизм, в частности декоративный жанр гравюр укиё-э. Примером могут служить работы таких мастеров, как Кацусика Хокусай (1760–1849) и Утагава Хиросигэ (1797–1858).
Основатель группы Поль Серюзье познакомился с Полем Гогеном в Понт-Авене (Бретань). Под руководством Гогена он написал небольшую пейзажную работу на крышке из-под сигар — «Талисман» (1888, Музей Орсе, Париж). Эта знаковая для французской живописи картина, написанная чистыми, насыщенными цветами, положила начало всему движению.
При поддержке литературно-художественного журнала «La Revue Blanche» группа «Наби» совместно выставлялась на протяжении 1890-х годов. После успешной выставки 1899 года объединение постепенно распалось. Серюзье и Дени продолжили работать в рамках общей эстетики «Наби», в то время как Боннар и Вюйар стали основоположниками интимизма — стиля, посвящённого изображению камерных домашних сцен.
В рамках интимизма Боннар создал свои лучшие декоративные произведения, запечатлевшие мирные домашние интерьеры и пейзажи. Среди его шедевров — картины «Зелёная блуза» (1919, Метрополитен-музей) и «Терраса в Верноне» (1939, Метрополитен-музей).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?