Ле Наби (Les Nabis) читать ~3 мин.
Одна из нескольких французских художественных групп эпохи постимпрессионизма, связанных с Французской школой – Ле Наби́ (Les Nabis) – восстала против ограничений академического искусства. И, в традициях парижской Высшей школы изящных искусств, баловалась мистикой и символизмом и искала универсальную форму живописи, которая придавала большее значение декоративности картины, уделяя особое внимание эмоциональному использованию цвета и линейным искажениям. Группа, находящаяся под сильным влиянием работ Поля Гогена, внесла важный вклад в создание постимпрессионистской живописи и декоративного искусства конца века.
Название Наби происходит от еврейского слова пророки и было придумано поэтом Анри Казалисом, который сравнил то, как группа стремилась возродить живопись как пророков современного искусства, с тем, как древние пророки омолодили когда-то Израиль.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Старые мастера (художники до 1830 г.) и Известные художники (1830-2010 гг.)
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см. в разделе Определение искусства.
Среди наиболее значимых художников-постимпрессионистов, принадлежащих к группе Наби, были Поль Серюзье (1864-1927) – движущая сила группы – Морис Дени (1870-1943) – ведущий теоретик группы – Пьер Боннар (1867-1947), Поль. Рансон (1862–1909), Кер-Ксавье Руссель (1867–1944), Анри Ибельс (1867–1936) и Эдуард Вюйар (1868–1940), все они обучались в прогрессивной частной художественной школе Academie Julian. Позднее к этим первоначальным членам присоединились венгерский художник Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927), французский художник Аристид Майоль. (1861-1944) и Жорж Лакомб (1868-1916), голландский художник Ян Веркаде (1868-1946) и швейцарский художник Феликс Валлоттон (1865-1925).
Реагируя отчасти против поверхностной красивости импрессионизма и вдохновлённые эстетиками в синтетизме и клуазонизме, в эстетической философии Наби была потребность удалить границы между декоративным искусством и станковой живописью. А реализм в искусстве уступил место декоративной символике. Не довольствуясь только масляной живописью, группа расширилась на витражи, веера, гобелены, мебель, мозаику, литографические гравюры, плакаты, куклы, книжную иллюстрацию и театральные декорации.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучите также влияние японизма на Наби, особенно декоративный жанр гравюр укиё-э на дереве, примером которого являются работы известных японских художников Хокусая (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858).
Поль Серюзье, один из основателей Les Nabis, работал с Полем Гогеном в школе Pont-Aven в Бретани. Под руководством пожилого человека Серюзье написал «Талисман» (1888, Музей Орсе, Париж). Именно этот плодотворный шедевр французской живописи, отмеченный богатыми чистыми цветами пурпурного, киновари и веронезе-зелёного, положил начало группе. При поддержке журнала о литературных и изобразительных искусствах La Revue Blanche, Наби выставлялись вместе на протяжении 1890-х годов, и после очень успешной выставки в 1899 году они медленно распались. Серюзье и Дени остались в рамках общей идиомы Наби, в то время как Боннар и Вюйар сотрудничали в развитии интимизма, стиля декоративных сцен в интерьере. Сам Боннар продолжал создавать декоративные шедевры, изображающие мирные домашние сцены, такие как замечательная Зелёная блуза (1919, Метрополитен-музей) и Терраса в Верноне (1939, Метрополитен-музей).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?