Французские постимпрессионисты 1880-1930 читать ~10 мин.
Термин «постимпрессионизм» не использовался самими художниками, работавшими в этом направлении. Его ввёл в 1910 году британский критик и художник Роджер Фрай для организованной им в Лондоне выставки «Мане и постимпрессионисты». Центральными фигурами экспозиции стали Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент Ван Гог. По мнению Фрая, эти три мастера выступили против натуралистических принципов импрессионизма. Эдуард Мане был представлен как их предшественник. К числу других значимых постимпрессионистов, работавших во Франции, относят Пьера Боннара, Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Руссо, Жоржа Сёра, Поля Синьяка и Анри де Тулуз-Лотрека. Некоторых из этих художников поддерживал маршан и коллекционер Амбруаз Воллар (1866–1939).
Зонтичный термин
С 1910 года понятие «постимпрессионистская живопись» стало общепринятым для обозначения творчества целого поколения художников во Франции. Их объединяло разочарование в импрессионизме и разработка новых композиционных методов. Кроме трёх ключевых мастеров, выделенных Фраем, этот термин охватывает различные течения и группы независимых художников, работавших во Франции примерно с 1880 по 1905 год. К ним относятся неоимпрессионизм, группа «Наби», интимизм, клуазонизм, синтетизм, фовизм, а также творчество Понт-Авенской школы в Бретани.
Художники-постимпрессионисты, работавшие во Франции
Ниже представлен выборочный список мастеров, чьё творчество связывают с постимпрессионизмом.
Луи Анкетин (1861–1932)
Художник-новатор, один из основоположников клуазонизма. Писал городские пейзажи, обнажённую натуру и сцены из жизни кабаре.
Жюль Бастьен-Лепаж (1848–1884)
Известен портретами и жанровыми сценами, изображающими крестьянскую жизнь.
Жан Беро (1849–1936)
Портретист, известный как летописец парижской жизни Прекрасной эпохи. В позднем творчестве обращался к религиозным сюжетам в современной трактовке.
Эмиль Бернар (1868–1941)
Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств. Входил в круг общения Анкетена, Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Гогена. Экспериментировал с импрессионизмом и пуантилизмом, стал одним из создателей клуазонизма и синтетизма. Его идеи во многом определили стиль картины Гогена «Видение после проповеди».
Поль Альберт Беснар (1849–1934)
Художник, сочетавший академические принципы с импрессионистическими техниками. Известен портретами и монументальными декоративными панно.
Пьер Боннар (1867–1947)
Член группы «Наби», сторонник прикладного искусства (декоративные панно, витражи, мебель, книжные иллюстрации). Испытал влияние японизма. Писал пейзажи, жанровые сцены и многочисленные декоративные работы.
Жорж Брак (1882–1963)
Прошёл через увлечение фовизмом, прежде чем совместно с Пикассо основал кубизм.
Мэри Кассатт (1844–1926)
Специализировалась на изображении женщин и детей. Работала в технике масляной живописи и пастели, также создавала офорты и акватинты под влиянием японской гравюры.
Жан Шарль Казен (1841–1901)
Живописец и керамист. Писал пейзажи, исторические полотна и картины на библейские сюжеты.
Поль Сезанн (1839–1906)
Один из ключевых художников-импрессионистов. После распада группы сосредоточился на поиске структурной основы и порядка в живописных формах, работая с натуры. Его творчество стало важной предтечей кубизма и других авангардных течений XX века.
Поль Шабас (1869–1937)
Известен своими портретами и особенно изображениями обнажённых женщин на пленэре.
Шарль Котте (1863–1924)
Его картины отражают жизнь бретонских крестьян. Известен как лидер новой школы «тёмной» живописи.
Анри Эдмон Кросс (1856–1910)
Пуантилист, писавший пейзажи и фигуры. Идиллический характер его работ отражал утопические анархистские взгляды художника.
Морис Дени (1870–1943)
Основатель группы «Наби» в 1888 году. Создавал станковые картины, масштабные декоративные панно, иллюстрации, гравюры, изделия из стекла, а также эскизы декораций и костюмов.
Андре Дерен (1880–1954)
Один из ведущих художников-фовистов. Развил свой фовистский стиль, работая с Вламинком в 1904–1905 годах и с Матиссом в Коллиуре летом 1905 года. Испытал влияние Гогена, Сезанна и примитивного искусства.
Альбер Дюбуа-Пиле (1846–1890)
Перешёл от натурализма к импрессионизму и затем к пуантилизму.
Рауль Дюфи (1877–1953)
Живописец, график и дизайнер, известный своими жизнерадостными сценами, которые отличает быстрый каллиграфический рисунок на фоне ярких, прозрачных цветов. Также создавал эскизы тканей и сценографии, иллюстрации и фрески.
Анри Фантен-Латур (1836–1904)
Наиболее известен портретами и цветочными натюрмортами в реалистическом стиле, близком к ранним работам Мане и Дега. Мастер литографии, оказавший влияние на Сёра и Редона.
Жан Луи Форэн (1852–1931)
Карикатурист, иллюстратор и график. Создавал картины на современные городские темы в духе Дега и позднюю серию работ, близких творчеству Домье.
Поль Гоген (1848–1903)
Один из величайших художников-постимпрессионистов. Изобрёл упрощённый, антинатуралистический стиль живописи — синтетизм, — подчёркивавший декоративную линию и использование плоских участков яркого цвета. Умер в нищете на островах Полинезии, оставив после себя множество картин, скульптур, гравюр на дереве, акварелей и керамики.
Витторе Грубичи де Драгон (1851–1920)
Итальянский художник, критик и галерист. Был основателем и главным теоретиком итальянского дивизионизма (около 1890–1907) — течения, развивавшегося параллельно французскому неоимпрессионизму.
Арман Гийомен (1841–1927)
Участвовал в большинстве выставок импрессионистов (1874–1886). Отличался интересом к индустриальным темам, в частности, к видам рабочих кварталов вдоль Сены на востоке Парижа.
Альфред Гийу (1844–1926)
Бретонец по происхождению, прославился в Салоне картинами, изображающими жизнь рыбаков на побережье Бретани.
Поль Эллё (1859–1927)
Получив образование керамиста, изучал живопись во Французской академии. Приобрёл известность как модный портретист (работал в технике пастели и гравюры сухой иглой), а также как автор пейзажей.
Алексей фон Явленский (1864–1941)
Русский художник-экспрессионист, который, по выражению одного из критиков, “увидел Матисса русскими глазами”. Создал серию выразительных женских портретов. Активно работал в Мюнхене. См. также: Постимпрессионизм в Германии (около 1880–1910).
Жорж Лакомб (1868–1916)
Член группы «Наби». Испытал влияние Гогена как в живописи, так и в скульптуре из полихромного дерева.
Гастон Ла Туш (1854–1913)
Известен как выдающийся колорист. Создавал станковые картины, пастели и крупномасштабные декоративные панно, отмеченные ностальгическим настроением.
Уильям Джон Лич (1881–1968)
Ирландский художник-колорист, испытавший влияние импрессионистов и постимпрессионистов. Присоединился к колонии художников в Конкарно (Бретань), где выработал яркую, насыщенную палитру и мастерство в передаче солнечного света.
Максимильен Люс (1858–1941)
Изучал гравюру по дереву, затем учился живописи у Каролюса-Дюрана. Вскоре перешёл к пуантилизму, работая над пейзажами, жанровыми сценами и видами шахтёрских районов Бельгии.
Альберт Меньян (1845–1908)
Начинал как последователь барбизонской школы, но затем оставил пейзаж и сделал успешную карьеру исторического живописца.
Аристид Майоль (1861–1944)
В живописи прошёл путь от барбизонской школы к импрессионизму и символизму в духе Пюви де Шаванна. В конце 1890-х годов из-за ухудшения зрения обратился к скульптуре.
Анри Мартен (1860–1943)
Неоимпрессионист, завоевавший репутацию художника-декоратора. Темой его картин были почти исключительно пейзажи и современная сельская жизнь.
Анри Матисс (1869–1954)
Один из величайших художников XX века. Освободил цвет от его описательной функции, что стало одним из поворотных моментов в искусстве. См., например, его влияние на шотландских колористов (1904–1930). Лидер фовизма, его экспрессионизм лишён драматизма, свойственного немецкому экспрессионизму. Также занимался скульптурой, керамикой и создавал коллажи в технике «декупаж».
Гюстав Моро (1826–1898)
Художник-символист, наиболее известный картинами на классические и библейские сюжеты, в технике которых ощутимо влияние Леонардо да Винчи, Мантеньи и Делакруа. Хотя он не был постимпрессионистом в строгом смысле слова, он оказал большое влияние на Матисса, Руо и других фовистов, а также предвосхитил сюрреализм.
Эдвард Мунк (1863–1944)
Норвежский художник, чьи простые формы и антинатуралистичные цвета во многом обязаны постимпрессионизму. Один из величайших представителей экспрессионизма.
Родерик О’Конор (1860–1940)
Один из крупнейших ирландских постимпрессионистов. Присоединился к колонии художников в бретонской деревне Понт-Авен, где работал вместе с Полем Гогеном. В некоторых его картинах 1890-х годов прослеживаются черты колоризма, позднее развившегося в фовизм.
Уолтер Фредерик Осборн (1859–1903)
Один из выдающихся ирландских постимпрессионистов. Два года посвятил пленэрной живописи в Бретани. Со временем его тёмная палитра уступила место более ярким цветам, он проявлял растущий интерес к эффектам солнечного света и тени.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Отрицая, по его мнению, поверхностность импрессионизма, в работах «голубого периода» он выразил глубоко личные переживания через экспрессивную монохромную живопись.
Камиль Писсарро (1830–1903)
Получив известность как импрессионист, познакомился с Сёра и Синьяком и в 1886–1888 годах перенял их технику пуантилизма. Разделял анархистские убеждения большинства неоимпрессионистов.
Люсьен Писсарро (1863–1944)
Сын Камиля Писсарро, у которого и учился живописи. После 1885 года испытал влияние Сёра и неоимпрессионистов. В 1890 году переехал в Лондон, где примкнул к движению «Искусства и ремёсла». Был одним из основателей Кэмдентаунской группы (1911), «Лондонской группы» (1913) и группы «Монарро» (1919).
Пьер Пюви де Шаванн (1824–1898)
Известный своими монументальными настенными росписями, он стал предшественником символизма и ведущим художником-декоратором Франции конца XIX века.
Жан-Франсуа Раффаэлли (1850–1924)
Участник Салона 1870 года. В 1876 году обратился к реализму, а вскоре после этого — к импрессионизму. Его тематика постепенно менялась от изображения рабочего класса к пейзажам и парижским городским видам.
Поль Рансон (1862–1909)
Один из основателей группы «Наби». Учился в Школе декоративного искусства в Париже, в 1889 году присоединился к кругу Боннара, Вюйара и Русселя. Создавал декоративные панно, гобелены, керамику и иллюстрации.
Одилон Редон (1840–1916)
Учился на архитектора, а затем на художника. Освоил офорт и гравюру, но после 1879 года посвятил себя рисунку углём и литографии. После 1895 года его живопись внезапно наполнилась яркими красками. Важный предшественник сюрреализма.
Альфред Филипп Ролл (1846–1919)
Писал портреты, жанровые сцены, идеализированные фигуры и пейзажи, основанные на глубоком изучении натуры.
Анри Руссо (1844–1910)
Величайший художник-примитивист, известный своими экзотическими картинами джунглей и иератическим «египетским стилем» рисунка.
Кер-Ксавье Руссель (1867–1944)
Член группы «Наби». Находился под сильным влиянием интимизма Вюйара, на сестре которого женился в 1893 году. Позже обратился к крупномасштабным декоративным панно на классические сюжеты.
Поль Серюзье (1864–1927)
Основатель и идейный вдохновитель символистской группы «Наби». Его революционный пейзаж «Талисман» стал живописным манифестом группы. Постоянно бывал в Бретани, был близким другом Гогена.
Жорж Сёра (1859–1891)
Один из самых известных художников-постимпрессионистов, первым систематически применивший теорию дивизионизма. Наиболее известен шедеврами «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886, Институт искусств Чикаго) и «Купальщицы в Асньере» (1884, Национальная галерея, Лондон).
Поль Синьяк (1863–1935)
Знаток цвета в живописи и анархист. Был в основном пейзажистом, хотя до 1900 года иногда писал крупные фигурные композиции. Стал лидером неоимпрессионистов после смерти Сёра и значительно расширил яркость палитры пуантилизма. Первым ввёл термин «дивизионизм» в своей книге «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», опубликованной в 1899 году.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Известен не только своими новаторскими литографиями, но и живописью. Изображал жизнь ночных клубов и мюзик-холлов Монмартра.
Морис Утрилло (1883–1955)
Сын художницы и модели Сюзанны Валадон; был усыновлён испанским художником и критиком Мигелем Утрильо. Известен своими городскими пейзажами Парижа, в особенности видами Монмартра. Страдал от алкоголизма. Лучшим в его творчестве считается «белый период» (около 1910–1916).
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Один из самых влиятельных художников-постимпрессионистов. После переезда в Париж его палитра посветлела под влиянием импрессионизма. Затем он переехал в Арль, где выработал яркие цвета, экспрессивный мазок и густое импасто, характерные для его зрелого стиля. О более поздних голландских «люминистах» (дивизионистах) см.: Постимпрессионизм в Голландии (1880–1920).
Морис де Вламинк (1876–1958)
Велогонщик, писатель и художник-самоучка. Обратился к живописи после посещения выставки Ван Гога в 1901 году. Тесно сотрудничал с Дереном и другими фовистами. Позднее, под влиянием Сезанна, его палитра стала более сдержанной, он писал мрачные, экспрессивные пейзажи.
Эдуард Вюйар (1869–1940)
Член группы «Наби» и близкий друг Боннара. Позже разработал собственный стиль постимпрессионизма, известный как интимизм, основанный на сценах из парижской квартиры его матери.
Другие постимпрессионисты
П. С. Крёйер (1851–1909)
Датский художник норвежского происхождения, пейзажист. Лидер «скагенских художников» — группы мастеров, работавших в датском городе Скаген.
Уолтер Сикерт (1860–1942)
Британский художник, лидер Кэмдентаунской группы и «Лондонской группы».
Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916)
Датский художник-жанрист, работавший в стиле интимизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?