Французские постимпрессионисты 1880-1930 читать ~11 мин.
Термин «Постимпрессионизм» никогда не использовался самими постимпрессионистами. Он был придуман в 1910 году Роджером Фраем, когда он организовал в Лондоне выставку под названием «Мане и постимпрессионисты». Сезанн, Гоген и Ван Гог были центральными художниками этой выставки, так как, по мнению Фрая, они были тремя великими художниками, которые обратились против импрессионизма в поисках чего-то за пределами натуралистической живописи. Мане был включён в экспозицию как их предшественник в этом поиске. Среди других важных постимпрессионистов во Франции были: Пьер Боннар, Андре Дерен, Матисс, Пикассо, Анри Руссо, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Тулуз-Лотрек и многие другие. Некоторые из этих художников пользовались поддержкой дилера и коллекционера искусства Амбруаза Воллара (1866-1939).
Зонтичный термин
С 1910 года Постимпрессионистская живопись была принята в качестве стандартного обозначения для работ целого поколения художников во Франции, которые разработали новые способы композиции на основе их неудовлетворённости Импрессионизмом. Кроме трёх центральных мастеров, обозначенных Фраем, этот термин стал охватывать все движения и группы независимых художников во Франции между ок. 1880 и 1905 годами. Сюда входят неоимпрессионизм, наби, интимизм, клуазонизм, синтетизм, фовизм, а также работы школы Понт-Авен в Бретани.
50 лучших художников-постимпрессионистов во Франции
Вот краткий избранный список выразителей постимпрессионизма, которые были активны во Франции.
Луи Анкетин (1861-1932)
Новаторский художник-постимпрессионист, отказавшийся от натурализма в пользу клуазонизма; сюжеты включали городские пейзажи, обнажённую натуру, сцены из кафе-кабаре.
Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884)
Известен серией портретов и жанровых сцен крестьян.
Жан Беро (1849-1936)
Портретист, получивший известность как регистратор общественных нравов, а затем обратившийся к реалистичным, современным религиозным картинам.
Эмиль Бернар (1868-1941)
Учился в Школе декоративных искусств. Позже смешивался с Анкетеном, Тулуз-Лотреком, Ван Гогом и Гогеном. Переходил от импрессионизма к пуантилизму и перегородчатой керамике, остановившись на форме живописного символизма, примером которого является картина Гогена «Видение после проповеди».
Поль Альберт Беснар (1849-1934)
Художник-постимпрессионист, известный своими исключительными портретами и масштабными декоративными картинами.
Пьер Боннар (1867-1947)
Член Наби, приверженец прикладного искусства (декоративные панно, витражи, мебель, книжные иллюстрации и гравюры), испытавший влияние японизма, он писал пейзажи, жанровые сцены, а также многочисленные декоративные работы.
Жорж Брак (1882-1963)
Экспериментировал с фовизмом, прежде чем изобрёл кубизм вместе с Пикассо.
Мэри Кассатт (1844-1926)
Специализировалась на рисовании женщин и детей в интерьерах, а позже на гравюрах, выполненных акватинтой, сухой точкой и офортом.
Жан Шарль Казен (1841-1901)
Керамист и фигурист, он все больше обращался к пейзажным картинам и библейской живописи.
Поль Сезанн (1839-1906)
Один из величайших художников-импрессионистов, после распада группы он продолжил писать пейзажи и натюрморты с натуры, но в дополнение к этому исследовал порядок и расположение живописных форм. Впоследствии эта работа была признана важным вкладом в кубизм и другие движения 20-го века.
Поль Шабас (1869-1937)
Известен своими портретами и особенно обнажёнными женщинами на открытом воздухе.
Шарль Котте (1863-1924)
Его картины отражают жизнь бретонских крестьян. Также известен как лидер новой школы «тёмной» живописи.
Анри Эдмон Кросс (1856-1910)
Пуантилист, он писал пейзажи и фигуры, идиллическое настроение которых отражало его утопические анархистские взгляды.
Морис Дени (1870-1943)
Основатель группы «Наби» в 1888 году, он создавал станковые и масштабные декоративные картины, иллюстрации, гравюры, изделия из стекла, декорации и эскизы костюмов.
Андре Дерен (1880-1954)
Один из самых известных художников-постимпрессионистов, он развил свой стиль фове, работая с Вламинком в 1904-5 годах и с Матиссом в Коллиуре летом 1905 года. На него в свою очередь оказали большое влияние Гоген, Сезанн и примитивное искусство.
Альбер Дюбуа-Пиле (1846-1890)
Перешёл от натурализма к импрессионизму и принял «петит-пойнт» (пуантилизм).
Рауль Дюфи (1877-1953)
Постимпрессионистский живописец, график и дизайнер, известный своими сценами удовольствия, отмеченными быстрым каллиграфическим рисунком на фоне ярких, тонко размытых цветов. Также создал многочисленные эскизы одежды и сценических постановок, иллюстрации и фрески.
Анри Фантен-Латур (1836-1904)
Наиболее известен своими портретами и цветочными композициями в реалистическом стиле, похожими на ранние работы Моне и Дега. Мастер литографии, оказавший влияние на Сёра и Редона.
Жан Луи Форэн (1852-1931)
Карикатурист, иллюстратор и график, он создавал картины на современные городские темы (после Дега) и более позднюю серию масляных работ, близких к творчеству Демье.
Поль Гоген (1848-1903)
Один из величайших художников-постимпрессионистов, он изобрёл упрощённый ненатуралистический стиль живописи – известный как Синтетизм – который подчёркивал декоративную линию и использование плоских пятен яркого цвета. Умер в нищете в Южных морях, оставив после себя горы картин, резьбы, ксилографий, акварелей, литографий и керамики.
Витторе Грубичи Де Драгон (1851-1920)
Художественный критик, галерист и художник Витторе Грубичи был основателем и главным распространителем итальянского дивизионизма (ок. 1890-1907).
Арман Гийомен (1841-1927)
Участвовал в большинстве выставок импрессионистов (1874-86). Он был отмечен своей обработкой индустриальных тем, в частности, длинной последовательностью районов рабочего класса вдоль Сены на востоке Парижа.
Альфред Гийу (1844-1926)
Бретонец по происхождению, он прославился в Салоне картинами, изображающими рыболовство на побережье Бретани.
Поль Эллеу (1859-1927)
Керамист по образованию, он изучал изобразительное искусство живописи во Французской академии, получив известность как модный портретист (пастель и сухое стекло), а также как автор пейзажей и городских пейзажей.
Алексей фон Явленский (1864-1941)
Русский колорист и художник-экспрессионист, который “увидел Матисса русскими глазами”. Создал несколько изысканных женских портретов. Также активно работал в Мюнхене. См. также: Постимпрессионизм в Германии (ок. 1880-1910).
Жорж Лакомб (1868-1916)
Член группы «Наби», он испытал влияние Гогена как в своих картинах, так и в скульптуре из полихромного дерева.
Гастон Ла Туш (1854-1913)
Наиболее известный своим высочайшим мастерством колориста, он создавал станковые картины, пастели и крупномасштабные декоративные картины, отмеченные своей ностальгией.
Уильям Джон Лич (1881-1968)
Ирландский художник и иллюстратор, известный как сильный колорист, испытавший влияние как импрессионистов, так и постимпрессионистов. Он присоединился к колонии бретонских художников в Конкарно, где разработал яркую насыщенную цветовую палитру, ставшую его отличительной чертой, и его понимание солнечного света и тени.
Максимильен Люсе (1858-1941)
Получив образование гравёра по дереву, он учился живописи у «Каролюса-Дюрана» и вскоре перенял пуантилизм в своих пейзажах, фигурных сценах и городских пейзажах, а также в своих фирменных картинах бельгийских шахтёрских районов.
Альберт Мейньян (1845-1908)
Первоначально он был последователем барбизонской школы, но отказался от пейзажей и начал успешную карьеру исторического живописца.
Аристид Майоль (1861-1944)
Перешёл от мрачных форм пейзажной живописи в манере Барбизона к импрессионизму и творчеству Пюви де Шаванна. В конце 1890-х годов из-за ухудшения зрения обратился к скульптуре.
Анри Мартен (1860-1943)
Неоимпрессионист, он завоевал свою репутацию как декоративный художник. Темой его картин были почти исключительно пейзажи и современная сельская жизнь.
Анри Матисс (1869-1954)
Один из величайших художников-постимпрессионистов, он освободил цвет от его традиционного использования, совершив тем самым революцию в искусстве 20 века. См., например, его влияние на шотландских колористов (1904-30). Экспрессионист, но без жестокости немецкого экспрессионизма, он стал бесспорным лидером фовизма. Скульптор и любитель керамики, он позже исследовал коллажи из вырезанных гуашью картин.
Гюстав Моро (1826-1898)
Художник-символист, наиболее известный своими картинами на классические, библейские сюжеты, выполненными в технике, заимствованной у Леонардо, Мантеньи и Делакруа. Хотя, строго говоря, он не является постимпрессионистом, он оказал большое влияние на Матисса, Руо и других фовистов, а также предвосхитил сюрреализм.
Эдвард Мунк (1863-1944)
Норвежский художник, чьи простые формы и ненатуралистические цвета во многом обязаны импрессионизму и его последствиям. Стал одним из величайших выразителей экспрессионизма.
Родерик О’Конор (1860-1940)
Величайший из всех ирландских постимпрессионистов, он присоединился к сообществу художников в бретонской деревне Понт-Авен, где он рисовал вместе с Полем Гогеном и другими. Некоторые из его картин 1890-х годов носят явные следы стиля колоризма, который позже стал известен как фовизм.
Уолтер Фредерик Осборн (1859-1903)
Один из великих ирландских постимпрессионистов, он посвятил два года живописи на пленэре в Бретани. Его тёмная палитра со временем уступила место более ярким цветам, и он продемонстрировал растущий интерес к солнечному свету и тени.
Пабло Пикассо (1881-1973)
Негативное влияние на него оказало то, что он считал прихотливыми тенденциями импрессионизма, его монохромные картины Голубого периода иллюстрируют глубоко прочувствованный экспрессионизм его юности.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Получив известность как импрессионист, он познакомился с Сёра и Синьяком и в 1886-8 годах перенял их технику пуантилизма. Он также разделял анархистские убеждения большинства представителей группы неоимпрессионистов.
Люсьен Писсарро (1863-1944)
Учился живописи у Камиля, своего отца; после 1885 года находился под влиянием Сёра и неоимпрессионистов. В 1890 году он переехал в Лондон, где вступил в кружок «Искусство и ремёсла». Он был одним из основателей группы Камден Таун в 1911 году, Лондонской группы в 1913 году и группы Монарро в 1919 году.
Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898)
Известный своими монументальными настенными росписями, он стал предшественником движения символистов и ведущим декоративным художником Франции в конце века.
Жан-Франсуа Раффаэлли (1850-1924)
Участник Салона 1870 года, он обратился к реализму в 1876 году и импрессионизму вскоре после этого. Его тематика постепенно менялась от фигур рабочего класса к пейзажам и парижским городским пейзажам.
Поль Рансон (1862-1909)
Один из основателей «Les Nabis», он учился в Школе декоративного искусства в Париже, в 1889 году присоединился к кругу Боннара, Вюйара и Русселя. Создавал декоративные панно, гобелены, керамику, иллюстрации и кукольные куклы.
Одилон Редон (1840-1916)
Обучался как архитектор, а затем как художник. После психического срыва он освоил офорт и гравюру, но после 1879 года посвятил себя рисованию углём, литографии и нескольким работам маслом. После 1895 года его картины внезапно наполнились яркими красками. Важный предшественник сюрреализма.
Альфред Филипп Ролл (1846-1919)
Писал портреты, жанровые сцены, идеалистические фигуры и пейзажи, основанные на глубоком изучении природы.
Анри Руссо (1844-1910)
Величайший из примитивных художников-самоучек, известный своими экзотическими картинами джунглей и иератическим «египетским стилем» рисования.
Кер-Ксавье Руссель (1867-1944)
Член «Наби», он находился под сильным влиянием интимизма Вюйара, на сестре которого он женился в 1893 году. Позже он обратился к крупномасштабным декоративным схемам и классическим сюжетам.
Поль Серюзье (1864-1927)
Основатель и движущая сила символистской группы декоративного искусства Les Nabis, его революционный пейзаж The Talisman стал их живописным манифестом. Постоянный посетитель Бретани, он был близким другом Гогена.
Жорж Сёра (1859-1891)
Один из самых известных художников-постимпрессионистов, он был первым художником, который систематически изучал теорию дивизионизма – и наиболее известен своими шедеврами: Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-6, Институт искусств Чикаго), и Купальщицы в Асньере (1884, Национальная галерея, Лондон).
Поль Синьяк (1863-1935)
Знаток цвета в живописи и анархист, он был в основном пейзажистом, хотя до 1900 года иногда писал крупные фигурные картины. Стал лидером неоимпрессионистов после смерти Сёра и значительно расширил яркость палитры пуантилизма. Он первым ввёл термин «дивизионизм» в своей книге От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма, опубликованной в 1899 году.
Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Известный не только своими экспериментальными литографиями, но и картинами, он использовал местные пейзажи Монмартра для своих картин ночных клубов и мюзик-холлов.
Морис Утрилло (1883-1955)
Алкоголик, внебрачный сын модели Ренуара Сюзанны Валадон и Пьера Пюви де Шаванна, наиболее известен своими свободными импастовыми парижскими городскими пейзажами, особенно видами Монмартра. Лучшим периодом был его «Белый период» (ок. 1910-16)
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Один из самых влиятельных художников-постимпрессионистов, после переезда в Париж он осветлил свою цветовую палитру под влиянием импрессионизма, а затем переехал в Арль в Провансе, где он разработал яркие цвета, взволнованную кисть и густое импасто своего окончательного стиля. Почти все его картины были автобиографичны. О более поздних голландских «люминистах» (дивизионистах) см: Постимпрессионизм в Голландии (1880-1920).
Морис де Вламинк (1876-1958)
Романист, велогонщик и художник, он обратился к живописи после посещения выставки Ван Гога в 1901 году. Самоучка, но тесно сотрудничал с Дереном и другими художниками-фовистами, позднее под влиянием Сезанна он обратился к более приглушённым цветам, развивая мрачные экспрессивные пейзажи своих последних лет.
Эдуард Вюйяр (1869-1940)
Член группы «Наби» и близкий друг Боннара, он позже разработал свой собственный стиль постимпрессионизма – основанный на сценах из парижской квартиры его матери – известный как интимизм.
Другие постимпрессионисты
П.С. Кройер (1851-1909)
Норвежский пейзажист-постимпрессионист, лидер художников Скагена.
Вальтер Сиккерт (1860-1942)
Британский постимпрессионист, лидер Камден Таун Групп и Лондонской группы.
Вильгельм Хаммерсхой (1864-1916)
Датский художник-жанрист, работающий в стиле интимизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?