Натурализм в живописи читать ~12 мин.
Что такое натурализм? (Характеристики)
В изобразительном искусстве натурализм — это реалистичный стиль, который изображает природу (включая людей) с минимальными искажениями или интерпретацией. Лучшие натуралистические картины обладают фотографическим качеством, для которого необходима высокая степень визуальной детализации. Современный натурализм зародился в начале XIX века и находился под сильным влиянием литературной моды на аутентичность. Сам термин был впервые введён французским писателем Эмилем Золя. Сначала он появился в английской пейзажной живописи, а затем распространился во Франции и других странах Европы. Как и любой другой стиль, натурализм в определённой степени подвержен влиянию эстетики и культуры, а также неизбежной субъективности художника. Но это вопрос степени: в конечном счёте ни одна картина не может быть абсолютно натуралистичной, ведь художник вынужден прибегать к незначительным искажениям, чтобы создать собственное видение абсолютно естественной картины. Тем не менее, если художник ставит перед собой чёткую цель воспроизвести природу, то с наибольшей вероятностью получится натуралистическая картина.
В чем разница между натурализмом и реализмом?
Натурализм часто путают с «реализмом» — стилем, который также изображает реальную жизнь, но фокусируется на социальных реалиях и наблюдаемых фактах, а не на эстетических идеалах.
Разницу между реализмом и натурализмом в живописи можно объяснить, рассмотрев два аспекта. Во-первых, реализм в большей степени относится к содержанию, а не к методу. То есть он фокусируется на том, «кто» или «что» изображено, а не на том, «как» это сделано. Как правило, художники-реалисты изображают обычных людей в их повседневной жизни, а не выдающихся личностей, совершающих героические или благородные поступки. Напротив, натурализм же в первую очередь концентрируется на том, «как» изображён объект, а не «кто» или «что» это.
Во-вторых, реализм обычно стремится к повышению социальной или политической осведомлённости. Его образы часто продвигают определённые социальные или политические идеи, как в случае таких движений, как Американская жанровая живопись (American Scene Painting) (ок. 1925–1945), Школа мусорных вёдер (Ashcan School) (ок. 1900–1915), прецизионизм (расцвет в 1920-х годах) и соцреализм (1930-е годы). Конечно, художники-реалисты часто используют натуралистический метод, но он не является их главной целью и редко становится темой их произведений.
Чтобы увидеть, как так называемый «натурализм» Моне парадоксально привёл к абстракции, см.: Реализм к импрессионизму (1830–1900).
В чем разница между натурализмом и атмосферностью?
Другое важное различие — это различие между натурализмом и атмосферностью (передачей настроения). Пейзажная живопись может быть чрезвычайно атмосферной, не будучи натуралистичной. Обычно это происходит потому, что художник сосредоточился на передаче настроения, а не на визуальных деталях. Хорошие примеры: «Ноктюрн в синем и серебряном: Челси» (1871, Галерея Тейт, Лондон) Джеймса Уистлера и «Впечатление. Восходящее солнце» (1872, Музей Мармоттан-Моне, Париж) Клода Моне. Ни одна из этих картин не обладает достаточной детализацией, чтобы считаться натуралистичной. Сравните их с картинами: «Мастерская художника» (1870, Музей Орсе) Фредерика Базиля; «Макс Шмитт в лодке» (1871, Метрополитен-музей) Томаса Икинса; «Урок музыки» (1877, Художественная галерея Гилдхолл, Лондон) Фредерика Лейтона; «Тепидарий» (1881, Художественная галерея леди Левер, Великобритания) Лоуренса Альма-Тадемы; «Больная девочка» (1885–1886, Национальная галерея, Осло) Кристиана Крога. Все это отличные примеры натурализма, полностью лишённые какой-либо атмосферности.
Описание французского импрессионизма см. в разделе «Характеристика живописи импрессионистов (1870–1910)».
В чем разница между натурализмом и идеализмом?
В живописи идеализм — это концепция, наиболее применимая к изображению человеческой фигуры (фигуративная живопись). Она относится к традиции создания «идеальной» фигуры — с привлекательным лицом, безупречными волосами, правильными пропорциями тела и без каких-либо внешних недостатков. Такой тип идеализированного изображения, редко или совсем не основанный на рисовании с натуры, подходил для алтарей и других форм крупномасштабного религиозного искусства, на которые приходилось большинство заказов, получаемых мастерскими и студиями в старой Европе. По сути, это «искусственный» стиль живописи, который не имел ничего общего с натурализмом, скажем, Караваджо, который обычно использовал простых людей с улицы в качестве моделей для своего особого вида библейского искусства. Идеализм оставался стилем, который проповедовали главные академии изящных искусств, по крайней мере до XIX века, когда он был окончательно вытеснен более натуралистическим стилем, основанным на работе с реальными моделями и пленэрной живописи.
Два типа натурализма: пейзажный и фигуративный
Как видно из приведённых выше примеров, не только сельские пейзажи могут служить образцом натурализма: прекрасными примерами также могут быть портреты и жанровые сцены с изображением людей.
Тем не менее, термин «натурализм» происходит от слова «натура» (природа), и поэтому самый распространённый жанр для него — пейзажная живопись. Этот жанр иллюстрируют работы Джона Констебла, которые англо-швейцарский художник Генри Фюзели считал настолько реалистичными, что всякий раз при виде их он чувствовал потребность взять пальто и зонт, чтобы защититься от непогоды.
Однако не все пейзажные картины натуралистичны, особенно в тех случаях, когда проявляется субъективность художника. Так, например, склонный к мистике художник Джон Мартин создавал свои апокалиптические пейзажи, чтобы проиллюстрировать могущество Бога. Немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих наполнял свои живописные виды символизмом и эмоциональным романтизмом. Многие пейзажи Тёрнера являются, по сути, экспрессионистскими экспериментами в изображении света, в то время как Сезанн, создавая десятки видов горы Сент-Виктуар, жертвовал природной точностью ради своих любимых геометрических форм и изобразительного равновесия. Ни один из этих художников не принадлежит к школе натурализма, потому что их меньше заботило изображение природы и больше — самовыражение.
Натурализм в живописи и рисунке
Начиная с классической античности, история искусства видела несколько крупных достижений в реалистичном рисунке и живописи маслом. Джотто, один из ранних пионеров натурализма, создал серию революционных по своей объёмности фигур для фресок в капелле Скровеньи в Падуе. См., например, «Поцелуй Иуды» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305). Леонардо да Винчи овладел техникой сфумато для создания поразительно реалистичных лиц в таких работах, как «Мона Лиза» (1506, Лувр, Париж). Микеланджело использовал свой уникальный талант скульптора, чтобы создать массу объёмных фигур в своих фресках Сикстинской капеллы (1508–1512; 1536–1541). Караваджо ошеломил Рим своей натуралистической живописью, используя образы людей, набранных прямо с улицы. Его реалистичные фигуры идеально подходили для католического искусства эпохи барокко и Контрреформации. В золотой век голландской реалистической жанровой живописи такие художники, как Ян Вермеер (бытовые жанровые сцены, интерьеры и экстерьеры), Питер де Хох (внутренние дворики), Самюэл ван Хогстратен (домашние интерьеры) и Эманюэл де Витте (архитектурные интерьеры церквей), развивали стиль точного натурализма, который охватывал фигуративные, бытовые и социальные темы. Позднее, в XIX веке, русские художники создали многочисленные шедевры фигуративного натурализма почти во всех жанрах. Примеры этих работ: «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея, Москва) Павла Федотова; «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, Третьяковская галерея) Константина Савицкого; «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879, Третьяковская галерея) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891, Русский музей, Санкт-Петербург) Ильи Репина; «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея) Ивана Крамского; «Христос и грешница» (1888, Русский музей) Василия Поленова.
История и развитие натурализма (ок. 500 до н.э. – 1800)
Натуралистическая скульптура на несколько веков опередила натуралистическую живопись. С того момента, как великие мастера греческой скульптуры научились воспроизводить человеческое тело, они заложили основы первой формы натурализма в искусстве. В то же время египетская, этрусская и ранняя греческая живопись, как и византийское искусство (фрески и мозаики), придерживались ненатуралистических канонов.
После периода застоя в Тёмные века первое настоящее возрождение натурализма произошло в начале XIV века благодаря разрыву Джотто с готическим стилем. Впоследствии итальянское искусство эпохи Возрождения продемонстрировало значительные успехи в фигуративном натурализме, но не в пейзаже, поскольку последний ещё не считался достаточно важным, чтобы рассматриваться как самостоятельный жанр. Наиболее важный вклад в развитие натурализма в эпоху Ренессанса и раннего барокко внесли Леонардо, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и Караваджо. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Два замечательных примера натурализма были созданы немецким художником Дюрером: «Молодой заяц» (1502) и «Большой кусок дёрна» (1503), обе работы хранятся в галерее Альбертина, Вена.
В эпоху голландского барокко (ок. 1600–1680), где преобладала более светская эстетика искусства протестантской Реформации, произошёл всплеск реалистичных работ художников, стремившихся максимально точно воспроизвести природу — при изображении фигур, пейзажей и в жанровых произведениях. Этот стиль голландского натурализма высоко ценился новыми покровителями из среднего класса по всей Голландии. Такие художники, как Ян Давидс де Хем (1606–1683), Виллем Калф (1619–1693), Альберт Кейп (1620–1691), Самюэл ван Хогстратен (1627–1678), Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Ян Вермеер (1632–1675), усердно работали, чтобы удовлетворить спрос на жанровые картины, интерьеры, натюрморты и местные пейзажи. Но этот период был недолгим: католическая Контрреформация привела к следующему столетию художественного идеализма (ок. 1680–1780), который, в свою очередь, сменился романтизмом — современной формой идеализма.
Натурализм в современную эпоху (с 1800 г.)
В начале XIX века в ответ на романтизм возникли два различных стиля: натурализм и реализм. Если романтизм основывался на твёрдой вере в чувства и эмоции и увековечивал стилизованное и идеализированное изображение предмета, то реализм и натурализм в большей степени апеллировали к разуму и пытались изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако, как объяснялось выше, реализм и натурализм — не одно и то же.
Современная традиция натуралистической живописи происходит от групп художников, члены которых стремились изобразить природу с наименьшими искажениями или интерпретацией. Примеры таких объединений приведены ниже.
Норвичская школа (ок. 1803–1833)
- Эту школу возглавлял Джон Кром (1768–1821), а затем — акварелист Джон Селл Котман (1782–1842). Они вдохновлялись пейзажами Восточной Англии, в частности Норфолка, а также голландскими пейзажистами XVII века, такими как Мейндерт Хоббема (1638–1709) и Якоб ван Рёйсдал (1628–1682).
Школа реки Гудзон (ок. 1825–1875)
- Эта сплочённая группа художников-романтиков, основанная в 1850-х годах в Нью-Йорке, возглавлялась английским художником Томасом Коулом (1801–1848). Среди других успешных её членов были Альберт Бирштадт (1830–1902) и художник-пейзажист Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900).
Барбизонская школа (ок. 1830–1875)
- Пожалуй, самая влиятельная из всех натуралистических групп, французская Барбизонская школа пейзажной живописи вдохновляла художников по всей Европе, Америке и Австралии своими спонтанными пленэрными композициями. Во главе с Теодором Руссо (1812–1867), её наиболее важными членами были Камиль Коро (1796–1875) и Жан-Франсуа Милле (1814–1875) — см., например, «Сборщицы колосьев» (1857), «Анжелюс» (1859), «Человек с мотыгой» (1862), а также Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878). Барбизонская школа представила более реалистичную альтернативу импрессионизму, которая была воспринята Гаагской школой в Нидерландах, а также Максом Либерманом и другими «импрессионистами» в Германии. Для более подробной информации смотрите «Искусство Германии: XIX век».
Передвижники (The Wanderers) (ок. 1863–1890)
- Основанная в 1863 году группой молодых художников, покинувших Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, группа передвижников путешествовала по России, рисуя пейзажи и жанровые картины. Среди ведущих участников были Иван Крамской (1837–1887), Николай Ге (1831–1894), Василий Перов (1834–1882), Илья Репин (1844–1930), Василий Поленов (1844–1927) и Василий Суриков (1848–1916). Лучшими художниками-пейзажистами были Фёдор Васильев (1850–1873), Иван Шишкин (1832–1898) — его великолепная «Дубовая роща» (1887, Музей русского искусства, Киев) — и Исаак Левитан (1860–1900) — его «Над вечным покоем» (1894, Третьяковская галерея).
Гаагская школа (ок. 1860–1900)
- Гаагская школа конца XIX века, основная сила постимпрессионистской живописи в Голландии, была главным образом вдохновлена французской Барбизонской школой. Её ведущими членами были Йоханнес Босбом (1817–1891), Йохан Хендрик Вайссенбрух (1824–1903), братья Марис — Якоб (1837–1899), Маттейс (1839–1917) и Виллем (1844–1910), Йозеф Исраэлс (1824–1911), Хендрик Виллем Месдаг (1831–1915) и Антон Мауве (1838–1888).
Импрессионизм (расцвет 1873–1886)
- Самым известным натуралистическим движением был, несомненно, импрессионизм, примером которого является, в частности, пленэрная импрессионистская пейзажная живопись Клода Моне (1840–1926), Пьера Огюста Ренуара (1841–1919), Альфреда Сислея (1839–1899) и Камиля Писсарро (1830–1903). Однако основной вклад этих художников-импрессионистов в натурализм заключался в их способности воспроизводить свет (и его сиюминутное влияние на цвет и форму) именно так, как они его наблюдали. В результате многие их работы содержат множество ненатуралистичных цветов (например, розовый стог сена на закате; серая трава зимним вечером). Кроме того, их манера письма и другие живописные техники могут придавать работе атмосферное, даже экспрессионистское качество, которое не является в строгом смысле натуралистическим.
Школа живописи Глазго (1880–1915)
- Также известная как «Парни из Глазго» (Glasgow Boys), это была сплочённая группа прогрессивных художников, которые занимались изображением сельской жизни и деревенского труда. Среди ведущих членов, которые были знакомы с Барбизоном, Гаагской школой, импрессионизмом и немецкой группой Ворпсведе, были Джеймс Гатри (1859–1930) и Джон Лавери (1856–1941).
Ньюлинская школа (ок. 1884–1914)
- Эта корнуоллская группа художников специализировалась на пейзажной живописи, используя сильный естественный свет Ньюлина, а её члены работали непосредственно с натуры. Среди ведущих фигур были Уолтер Лэнгли (1852–1922), Стэнхоуп Форбс (1857–1947), Фрэнк Брэмли (1857–1915) и ирландский художник Норман Гарстин (1847–1926).
Гейдельбергская школа (ок. 1886–1900)
- Эта австралийская группа практиковала натуралистическую пленэрную живопись в стиле, который сочетал детализацию Барбизонской школы с импрессионистской манерой письма. Среди её наиболее успешных членов были Том Робертс (1856–1931), Артур Стритон (1867–1943), Чарльз Кондёр (1868–1909) и Фред Маккаббин (1855–1917). Для получения дополнительной информации см.: Австралийский импрессионизм (1886–1900).
Ирландские художники-пейзажисты
- В число известных художников, специализировавшихся на пленэрной живописи в Ирландии, а также в Понт-Авенской школе в Бретани или в Ньюлинской школе в Корнуолле, вошли: Огастес Бёрк (1838–1891), Норман Гарстин (1847–1926), Алоизиус О’Келли (1853–1941), Пол Генри (1876–1958) и Джозеф Малахия Кавана (1856–1918).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?