Неоклассическая живопись читать ~7 мин.
Для неоклассической живописи характерен акцент на строгий линейный рисунок при изображении классических сюжетов, персонажей и тем с использованием исторически достоверных декораций и костюмов. Её появлению в значительной степени способствовал новый научный интерес к классической древности, возникший в XVIII веке.
Серия археологических открытий, в частности раскопки погребённых римских городов Геркуланума (начаты в 1738 году) и Помпеи (начаты в 1748 году), вызвала новый всплеск интереса к римскому искусству. Кроме того, начиная примерно с 1712 года, несколько влиятельных публикаций Бернара де Монфокона (1655–1741), Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), графа де Кайлюса и Роберта Вуда представили гравюры римских памятников и ещё больше подогрели интерес к классицизму и античности.
Всё это помогло учёным установить более точную хронологию греко-римского искусства, а его многочисленные направления и стили стимулировали глубокое уважение к культуре того периода. Особенно большое влияние оказали восторженные сочинения немецкого историка и учёного Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768), который считался главным апологетом греческого искусства, а также зарождавшегося стиля неоклассицизма.
Ранняя неоклассическая живопись (ок. 1750–1780): характерные черты
Неоклассицизм в живописи развивался иначе, чем в скульптуре или архитектуре. Последние опирались на реальные прототипы, сохранившиеся с античных времён. Однако до раскопок в Геркулануме и Помпеях дошедших до нас образцов античной живописи почти не было известно.
Первые художники неоклассической школы группировались вокруг Винкельмана и Антона Рафаэля Менгса (1728–1779) в Риме. Среди них были француз Жозеф-Мари Вьен (1716–1809), учеником которого был Ж.-Л. Давид, итальянский портретист Помпео Джироламо Батони (1708–1787), швейцарская художница Ангелика Кауфман (1741–1807) и шотландец Гэвин Гамильтон (1723–1798). Все они творили в 1750-х, 60-х и 70-х годах. Их композиции включали позы и фигуры из греческой скульптуры и вазописи, но всё ещё находились под сильным влиянием предшествующего рококо.
Например, стиль сентиментальных и изящных картин Кауфман почти не отличим от многих произведений искусства рококо (Автопортрет на распутье между музыкой и живописью, 1791, Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Даже её классические сцены обладают лёгкостью в стиле рококо (Корнелия, мать Гракхов, 1785, Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд). То же самое можно сказать и о работах Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842).
Другой пример — неоклассическая картина Менгса «Парнас» (1761; Вилла Альбани, Рим), в которой много заимствований из классицизма XVII века, а также от мастера Высокого Возрождения Рафаэля. Более того, несмотря на очевидное согласие Менгса с теорией Винкельмана о греческой эстетике, стиль его церковных и дворцовых плафонов был ближе к традициям итальянского барокко, чем к искусству Древней Греции.
Среди других источников влияния выделяются работы Николя Пуссена (1594–1665), величайшего французского художника XVII века. Его версия классической исторической живописи стала эталоном академического искусства и воплощением французского классицизма. Не менее важным для неоклассицизма был и его современник в Риме Клод Лоррен (1600–1682), чьи итальянские пейзажи с библейскими и мифологическими сюжетами вдохновили многих последователей, включая Уильяма Тёрнера.
Поздняя неоклассическая живопись (с 1780-х годов): характерные черты
Более чистая и строгая школа неоклассической живописи появилась во Франции в 1780-е годы под руководством Жака-Луи Давида (1748–1825). Он и его современник Жан-Франсуа Пейрон больше интересовались повествовательной живописью, чем идеальными формами, которые восхищали Менгса. В конце 1780-х — начале 90-х годов, с началом Французской революции, Давид и другие художники черпали вдохновляющие сюжеты из истории республиканского Рима. Они прославляли простоту, аскетизм, героизм и стоицизм — ценности, утверждавшиеся в борьбе Франции за свободу.
Исторические композиции Давида, такие как Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), отличаются суровой серьёзностью, риторической выразительностью поз и жестов, а также драпировками, во многом вдохновлёнными греческой скульптурой. Некоторые из этих элементов уже встречались у британских и американских художников, таких как Гамильтон и Вест, но фигурные композиции Давида гораздо драматичнее. Они более резкие, расположены в профиль на одной плоскости на монументальном фоне. В них отсутствуют характерные черты живописи барокко: диагональные движения, большие группы фигур и пышные драпировки.
В отличие от раннего римского неоклассицизма, поздний французский стиль был гораздо более бескомпромиссным и сведённым к строгим основам, что вполне соответствовало суровому духу Французской революции. См. также шедевр Давида Смерть Марата (1793, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель).
Эта неоклассическая строгость хорошо иллюстрируется в эмоционально сдержанных работах великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780–1867). Энгр создал множество портретов и сюжетных картин на классические и восточные темы. Его работы строятся на линейном рисунке, неглубоком пространстве и сдержанной цветовой гамме. Даже его чувственные на первый взгляд обнажённые, такие как «Турецкая баня» (1862, Лувр) или «Большая одалиска» (1814, Лувр), по сути, являются холодными, хотя и блестяще исполненными композициями. См. также его Купальщицу Вальпинсона (1808, Лувр) и строгий, но красочный Портрет мадам Муатесье (1856, Национальная галерея, Лондон).
Среди других неоклассических художников были американский художник-эмигрант Бенджамин Вест (1738–1820), а также французские живописцы Жан-Жермен Друэ (1763–1788) и Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767–1824), оба — ученики Жака-Луи Давида. Лучший ученик последнего, Антуан-Жан Гро (1771–1835), также был связан с академическим искусством, хотя в цвете и композиции он сильно тяготел к романтизму и оказал влияние на Делакруа. См. также: Скульпторы эпохи неоклассицизма (1750–1850).
Отход от стиля барокко
Если художники барокко XVII века в полной мере использовали драматические возможности цвета, атмосферы и света, о чём свидетельствует применение тенебризма и кьяроскуро, то неоклассицисты, по крайней мере к 1790-м годам, подчёркивали контур и линейный рисунок. Широко доступные гравюры с классических скульптур и расписной греческой керамики помогли сформировать этот подход. Он хорошо виден в упрощённых иллюстрациях английского скульптора Джона Флаксмана (1755–1826) к изданиям произведений Гомера и Эсхила.
Эти рисунки отличаются уплощённым живописным пространством, минимальной сценографией и строго линейной трактовкой человеческой фигуры. Позднее этот стиль заимствовали и другие художники-фигуративисты, такие как швейцарский романтик Генри Фюзели (1741–1825) и английский романтик Уильям Блейк (1757–1827).
Неоклассические костюмы, декорации и сюжеты
Школа неоклассицизма придавала большое значение исторической точности костюмов, декораций и деталей — принцип, который легко применялся к сюжетам из греческой мифологии или римской истории. Однако он вызывал сложности при изображении современных событий: в конце концов, почему герой нового времени должен быть одет в римские тоги? Этот вопрос так и не получил удовлетворительного решения, за исключением, возможно, таких картин Жака-Луи Давида, как Портрет мадам Рекамье (1800, Лувр).
Сюжеты для своих картин неоклассицисты черпали из истории и мифологии Древней Греции и Рима, изложенных в поэзии Гомера, Вергилия и Овидия, пьесах Эсхила, Софокла и Еврипида, а также в исторических трудах Плиния, Плутарха, Тацита и Ливия. Важнейшим источником вдохновения был древнегреческий поэт Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи», живший в IX – VIII веках до нашей эры. Другие сюжеты включали события из средневековой истории, произведения Данте, а также отражали глубокий интерес к готическому искусству.
Неоклассицизм против романтизма
На протяжении почти всего периода 1790–1840 годов неоклассицизм успешно сосуществовал с романтизмом. Эти два стиля, часто воспринимаемые как противоположности, на самом деле имели точки соприкосновения. Исторические и мифологические композиции нередко основаны на волнующих событиях, которые легко трактовать в романтическом или эмоциональном ключе. Поэтому разделительная линия между стилями может быть размытой, как показывают следующие картины: Смерть генерала Вольфа (1770, Национальная галерея Канады, Оттава) Бенджамина Веста; Наполеон на перевале Сен-Бернар (1801, замок Мальмезон, Рюэй-Мальмезон) Ж.-Л. Давида; «Плот ‘Медузы’» (1819, Лувр) Теодора Жерико; Смерть Сарданапала (1827, Лувр) и Свобода, ведущая народ (1830) кисти Эжена Делакруа. Первые две картины относят к неоклассицизму, остальные — к романтизму, но различия в подходе не всегда очевидны. (Примечание: Обсуждение романтизма и классицизма в Германии см. в статье Немецкое искусство XIX века.)
О влиянии неоклассицизма на живопись XX века см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900–1930). О работах ведущего представителя классицизма в современный период см.: Неоклассические фигуративные картины Пикассо (1906–1930), основные примеры которых включают: Две обнажённые (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Сидящая женщина (1920, Музей Пикассо, Париж); Большая купальщица (1921, Музей Оранжери, Париж); и Две женщины, бегущие по пляжу (1922, Музей Пикассо, Париж).
- Жан-Огюст-Доминик Энгр: неоклассический академический художник
- Антон-Рафаэль Менгс: немецкий художник-неоклассик
- «История: Содержание, структура, стиль и принципы сценарного мастерства» Роберта Макки, краткое содержание
- Произведения Модильяни и художников парижской школы на выставке в музее Фаберже
- Серия выставок художников «Парижской школы» в ГМИИ продолжена экспозицией «Шальные годы Монпарнаса»
- Музыкальный фестиваль «Русский Парнас»
- О неизвестном Монпарнасе замолвите слово. Новая книга Алека Эпштейна
- «Под небом голубым Востока… Коллекция исламского искусства князей Вяземских»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?