Неоклассическая живопись читать ~8 мин.
Неоклассическая живопись обычно подразумевает акцент на строгий линейный дизайн в изображении классических событий, персонажей и тем, с использованием исторически верных декораций и костюмов. Ее появление было в значительной степени стимулировано новым научным интересом к классической древности, возникшим в течение 18 века.
Серия замечательных археологических открытий, в частности, раскопки погребённых римских городов Геркуланума (начатые в 1738 году) и Помпеи (начатые в 1748 году), вызвали всплеск возобновлённого интереса к римскому искусству. Кроме того, начиная примерно с 1712 года, несколько влиятельных публикаций Бернара де Монфокона (1655-1741), Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), графа де Кайлюса и Роберта Вуда представили гравюры римских памятников и ещё больше усилили интерес к классицизму и классической античности.
Все это помогло учёным установить более точную хронологию греко-римского искусства, многочисленные направления и стили которого стимулировали большее уважение к культуре того периода. Особенно большое влияние в этом отношении оказали восторженные труды немецкого историка и учёного Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768), который быстро стал защитником греческого искусства, а также скрытого стиля неоклассицизма.
Ранняя неоклассическая живопись (ок. 1750-80) – характерные черты
Неоклассицизм в живописи развивался иначе, чем неоклассическая скульптура или архитектура. Последние жанры были основаны на реальных прототипах, сохранившихся с античных времён. Но до раскопок в Геркулануме и Помпеях не было найдено почти ни одной сохранившейся картины.
Самые ранние художники неоклассической школы были сосредоточены вокруг Винкельмана и Антона Рафаэля Менгса (1728-1779) в Риме. Среди них были француз Жозеф-Мари Вьен (1716-1809) (среди учеников которого был Ж.-Л. Давид), итальянский портретист Помпео Джироламо Батони (1708-1787), швейцарская художница Ангелика Кауффман (1741-1807) и шотландец Гэвин Гамильтон (1723-1798), все они были активны в 1750-х, 60-х и 70-х годах. И хотя их композиции обычно включали позы и фигуративные композиции из греческой скульптуры и вазовой живописи, они всё ещё находились под сильным влиянием предшествующего рококо.
Стиль милых, сентиментальных картин Кауффмана, например, едва отличим от большей части искусства рококо. (Автопортрет, разрывающийся между музыкой и живописью, 1792, Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Даже его классические сцены обладают лёгкостью в стиле рококо. (Корнелия, мать Гракхов, 1785, Музей изобразительных искусств Вирджинии, Ричмонд). То же самое можно сказать о работе Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842).
Другой пример – неоклассическая картина «Парнас» (1761; Вилла Альбани, Рим) Менгса, в которой много заимствований из классицизма XVII века, а также от мастера Высокого Возрождения Рафаэля. Более того, несмотря на очевидное согласие Менгса с теорией Винкельмана о греческой эстетике, стиль, который он использовал в большинстве своих церковных и дворцовых потолков, был больше похож на существующие традиции итальянского барокко, чем на Древнюю Грецию.
Среди других влияний – работы великого Николя Пуссена (1594-1665), величайшего французского художника XVII века, чей собственный бренд классической исторической живописи установил стандарт академического искусства для многих поколений и стал воплощением французского классицизма. Его современником в Риме, оказавшим не менее важное влияние на неоклассицизм, был Клод Лоррен (1600-1682), чьи итальянские пейзажи, наполненные библейскими и мифологическими сюжетами, вдохновляли широкий круг продолжателей, включая Уильяма Тёрнера.
Поздняя неоклассическая живопись (1780-е годы и далее) – характерные черты
Более чистая и строгая школа неоклассической живописи появилась во Франции в 1780-е годы под руководством Жака-Луи Давида (1748-1825). Он и его современник Жан-Франсуа Пейрон были больше заинтересованы в повествовательной живописи, чем в идеальных формах, которые восхищали Менгса. В конце 1780-х – начале 90-х годов, когда началась Французская революция, Жак-Луи Давид и другие художники заимствовали вдохновляющие сюжеты из римской республиканской истории, чтобы прославить ценности простоты, аскетизма, героизма и стоицизма – те же ценности, которые в то время утверждались в связи с борьбой Франции за свободу.
Таким образом, исторические композиции Давида, такие как Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), отличаются сильным чувством серьёзности, а также определённым риторическим качеством позы и жеста, наряду с узорами драпировки, которые во многом обязаны греческой скульптуре. Если некоторые из этих элементов уже встречались в работах британских и американских художников, таких как Гамильтон и Вест, то фигуративные противостояния в картинах Жака-Луи Давида гораздо более драматичны: они не только более резкие и в более чётком профиле на одной плоскости, и расположены на более монументальном фоне, но и здесь нет ничего от отличительных черт барочной живописи, таких как диагональные композиционные движения, большие группы фигур и яркие драпировки.
В отличие от раннего итальянского неоклассицизма, созданного в Риме, более поздний французский стиль неоклассической живописи был гораздо более бескомпромиссным и урезанным до суровых основ – вполне в соответствии с безжалостным культурным видением Французской революции. См. также шедевр Давида Смерть Марата (1793, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель).
Эта неоклассическая строгость хорошо иллюстрируется в эмоционально отстранённых работах великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780-1867). Энгр создал большое количество портретов и сюжетных картин, используя различные классические и восточные темы, которые в значительной степени зависели от линейного дизайна, неглубокой картинной плоскости и приглушённых цветов. Даже его якобы чувственные обнажённые натуры, такие как «Турецкая баня» (1862, Лувр) или «Великая одалиска» (1814, Лувр), по сути, являются холодными композициями, блестяще выполненными. См. также его Вальпинконскую купальщицу (1808, Лувр) и холодный, но красочный Портрет мадам Мойтессье (1856, Национальная галерея, Лондон).
Среди других неоклассических художников были американский историк-эмигрант Бенджамин Вест (1738-1820), а также французские художники Жан-Жермен Друэ (1763-88) и Анн-Луи Жироде де Руси-Триосон (1767-1824), оба ученики Жака-Луи Давида. Лучший ученик последнего, Антуан-Жан Грос (1771-1835), также был связан с классическим академическим искусством, хотя в цвете и композиции он сильно склонялся к романтизму и оказал влияние на Делакруа. См. также: Неоклассические скульпторы (1750-1850).
Отход от стиля барокко
Если художники барокко XVII века в полной мере использовали драматические качества цвета, атмосферы и света – о чем свидетельствует использование тенебризма и кьяроскуро – то художники неоклассицизма, по крайней мере, к 1790-м годам, делали упор на контуры и линейный дизайн. Широко доступные гравюры классических скульптур и расписной греческой керамики помогли сформировать это предубеждение, что хорошо видно на упрощённых иллюстрациях английского скульптора Джона Флаксмана (1755-1826) к изданиям произведений Гомера и Эсхила.
Эти рисунки отличаются уменьшенным живописным пространством и минимальной сценографией, а также строгой линейностью в изображении человеческой формы – стиль, позднее заимствованный некоторыми другими художниками-фигуративистами, такими как швейцарский художник-романтик Генри Фюзели (1741-1825) и английский романтик Уильям Блейк (1757-1827), среди прочих.
Неоклассические костюмы, декорации, сюжеты
Неоклассическая школа живописи придавала большое значение исторической точности костюмов, декораций и деталей фона в своих композициях – принцип, который можно было достаточно легко применить к событиям, взятым из греческой мифологии или римской истории, но который вступал в противоречие при применении к современной обстановке: в конце концов, почему современный герой должен быть одет в римские одежды? Этот вопрос так и не был удовлетворительно решён, за исключением, возможно, картин Жака-Луи Давида, таких как Портрет мадам Рекамье (1800, Лувр).
Большую часть предметов живописи неоклассицизма составляли история и мифология Древней Греции и Рима, представленные в поэзии Гомера, Вергилия и Овидия, пьесах Эсхила, Софокла и Еврипида, а также исторические рассказы Плиния, Плутарха, Тацита и Ливия. Из всех этих произведений самым важным источником был греческий писатель Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи» в 8-9 веке до нашей эры. Другие предметы включали события из средневековой истории, произведения Данте и глубокую оценку готического искусства.
Неоклассицизм против романтизма
На протяжении большей части периода 1790-1840 годов неоклассицизм благополучно сосуществовал с противоположной тенденцией романтизма. Это объясняется тем, что эти два стиля – отнюдь не противоположности – идеологически близки друг другу. Исторические или мифологические композиции обычно основаны на вдохновляющих событиях, которые так легко представить в романтическом или эмоциональном свете. Поэтому разделительная линия между этими двумя стилями может быть весьма размытой, как показывают следующие картины: Смерть генерала Вульфа (1770, Национальная галерея Канады, Оттова) Бенджамина Веста; Переход Наполеона через Альпы (1801, Лувр) Ж-Л Давида; Плот Медузы (1819, Лувр) Теодора Жерико; и Смерть Сарданапала (1827, Лувр) и Свобода, ведущая народ на баррикады (1830) работы Эжена Делакруа. Первые две картины относятся к неоклассической школе, остальные – к романтизму, но различия между ними минимальны. (Примечание: Обсуждение романтизма и классицизма в Германии см. в Немецкое искусство, 19 век.)
О влиянии неоклассицизма на живопись 20-го века см: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-1930). О работах ведущего представителя классицистической живописи современного периода см: Неоклассические фигурные картины Пикассо (1906-30), основные примеры которых включают: Две обнажённые женщины (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Сидящая женщина (Пикассо) (1920, Музей Пикассо, Париж); Большая купальщица (1921, Музей Оранжери, Париж); и Две женщины, бегущие по пляжу (1922, Музей Пикассо, Париж).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?