Постимпрессионизм читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин постимпрессионизм обозначает период в истории современного искусства, когда художники стремились выйти за рамки подражательного стиля импрессионизма, которого придерживались Клод Моне и его последователи. (Подробнее см. «Характеристики импрессионистской живописи».) Этот этап охватывает период примерно с 1880 до конца 1900-х годов, хотя за пределами Франции он продолжался дольше. К наиболее влиятельным постимпрессионистским течениям относят неоимпрессионизм, ранний экспрессионизм, ар-нуво и фовизм, однако значимость этого периода заключается прежде всего в новаторском творчестве отдельных художников.
Что такое постимпрессионизм?
Хотя самые известные художники-постимпрессионисты творили во Франции, постимпрессионистская живопись распространилась по всей Европе, охватив широкий спектр направлений, включая ранний экспрессионизм, итальянский дивизионизм, югендстиль, а также такие авангардные группы, как «Группа двадцати» (Les Vingt) и другие.
Среди наиболее известных художников того времени: Джеймс Уистлер (1834–1903), выдающийся американский художник, известный своими тональными ноктюрнами; Поль Сезанн (1839–1906), один из самых влиятельных художников современности, чей формалистический подход к пейзажу проложил путь кубизму; новатор Поль Гоген (1848–1903), колорист, чьи работы со сценами таитянской жизни оказали огромное влияние на символизм, а также на стили клуазонизм и примитивизм; Ван Гог (1853–1890), один из пионеров экспрессионизма, известный своими глубоко личными полотнами; Жорж Сёра (1859–1891), один из величайших мастеров рисунка, основатель неоимпрессионистского стиля пуантилизм, наиболее известный своими шедеврами «Купальщики в Аньере» (Национальная галерея, Лондон) и сложной композицией «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886); Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), чьи литографические плакаты, сцены из кафе и ночных клубов помогли создать популярный образ Парижа на рубеже веков; Анри Матисс (1869–1954), лидер фовистов, и Морис Утрилло (1883–1955), наиболее известный своими видами парижских улиц, напоминающими открытки.
Неоимпрессионизм (Жорж Сёра)
Жорж Сёра (1859–1891) вместе со своим учеником Полем Синьяком (1863–1935) был основателем неоимпрессионизма — так назвали технику дивизионизма (также известную как пуантилизм), целью которой было подвести под импрессионизм научную основу с помощью теории оптического смешения цветов. Дивизионизм опирался на теорию цвета Мишеля Шеврёля, изложенную в его книге 1839 года «О законе одновременного контраста цветов (De la loi du contraste simultané des couleurs)». См. также: Анри-Эдмон Кросс (1856–1910).
Вместо того чтобы смешивать цвета на палитре перед нанесением на холст — процесса, который, как считалось, снижает их яркость, — дивизионисты наносили на холст крошечные мазки чистого цвета близко друг к другу. Таким образом, они «смешивались» уже в глазах зрителя. Среди известных пуантилистских картин Сёра — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884) и «Купальщики в Аньере» (1884). Камиль и Люсьен Писсарро также временами работали в технике дивизионизма.
О более поздних голландских «люминистах» (дивизионистах) см.: Постимпрессионизм в Голландии (1880–1920).
Структура, а не имитация (Поль Сезанн)
Поль Сезанн, которого некоторые искусствоведы считают отцом современного искусства за его влияние на Пикассо и кубизм, решил привнести классический подход в пленэрную живопись, практикуемую импрессионистами. Его тщательно выстроенные пейзажные композиции и натюрморты создавались из отдельных частей, или плоскостей, с кропотливой медлительностью (фрукты в его натюрмортах портились, пока он их писал!), чтобы оптимизировать эффект от каждого мазка в общей композиции. Это подчинение естественного содержания форме и структуре оказало огромное влияние на нескольких важных художников XX века, в частности на Пабло Пикассо, который развил эти идеи в своей кубистской философии искусства.
Среди произведений Сезанна: «Игроки в карты» (1892), серия «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906), «Мальчик в красном жилете» (1890), «Мужчина, курящий трубку» (1890–1892), «Женщина с кофейником» (1890–1895), «Дама в голубом» (1900) и «Большие купальщицы» (Les Grandes Baigneuses) (1894–1906). Сезанн был одним из нескольких постимпрессионистов, которых поддерживали парижский арт-дилер Амбруаз Воллар (1866–1939) и богатый русский коллекционер Иван Морозов. Подробнее о поборнике постимпрессионизма, написавшем важную монографию о Сезанне, см.: Роджер Фрай (1866–1934).
Ранний экспрессионизм (Винсент Ван Гог)
Ключевая фигура в истории экспрессионистской живописи, голландец Винсент Ван Гог прожил недолгую жизнь и занимался живописью лишь последние десять лет. Но, в отличие от неторопливого Сезанна, начав писать, он уже не мог остановиться и создал около 900 картин — в среднем по одной каждые четыре дня. Большинство из них автобиографичны и невольно отражают его эмоциональный упадок и последующий срыв. Его живопись демонстрирует эмоциональную насыщенность цвета и экспрессивность мазка, в которых он пытался передать свои личные переживания от увиденного.
Вся его жизнь — в его картинах (особенно в автопортретах): от мрачной и гнетущей грубости «Едоков картофеля» (1885) до стремительно-оптимистичных жёлтых оттенков его серии «Подсолнухи», за которыми следуют изогнутые, скрученные ветви в «Оливковых деревьях» (1889) и зловещие чёрные птицы в «Пшеничном поле с воронами» (1890). Неудивительно, что Ван Гог стал знаковой фигурой для последующих поколений художников-экспрессионистов, чьё искусство намеренно искажало форму и цвет для выражения чувств.
Ещё одним предшественником основного экспрессионистского движения стало творчество художников из деревни Ворпсведе в Нижней Саксонии, недалеко от Бремена. В начале 1890-х годов в ней обосновалась группа молодых художников, среди которых были Фриц Макензен, Отто Модерзон и Ханс ам Энде. Самым известным экспрессионистом из Ворпсведе была Паула Модерзон-Беккер (1876–1907), наиболее известная своими выдающимися экспрессионистскими портретами крестьян. Среди других художников Ворпсведе были Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фогелер. Для получения дополнительной информации о немецком искусстве конца XIX века см.: Постимпрессионизм в Германии (1880–1910).
Синтетизм и клуазонизм (Поль Гоген)
Загадочный, но очень влиятельный французский художник Поль Гоген разработал упрощённый, не натуралистический стиль живописи — синтетизм, — характеризующийся декоративными линиями, плоскими участками смелого цвета и эзотерическим символизмом (см. также клуазонизм Эмиля Бернара и Луи Анкетена). Будучи признанным лидером Понт-Авенской школы, Гоген также был ключевым представителем примитивизма. К сожалению, его картины не принесли ему той популярности, на которую он надеялся, и он умер в нищете на островах Океании.
Скандинавский постимпрессионизм
Пожалуй, тремя наиболее важными фигурами в Скандинавии в эпоху постимпрессионизма были норвежские художники Эдвард Мунк (1863–1944) и Педер Северин Кройер (1851–1909), а также датский художник Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916). Мунк, чья картина «Крик» (1895) была продана Петтером Олсеном на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за рекордные 119,9 миллиона долларов, оказал огромное влияние на искусство Скандинавии и Германии и считается — наряду с Ван Гогом — одним из главных основоположников экспрессионизма. Норвежский художник с классическим образованием Педер Северин Кройер в первую очередь ассоциируется с колонией художников Скагена, известной как «художники света». Хотя группа вдохновлялась французским импрессионизмом, она придерживалась более реалистического стиля живописи. Среди других членов Скагенской группы были Хольгер Драхманн и Карл Лохер. Одним из учеников Кройера был датский художник Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916), наиболее известный своими жанровыми картинами с интерьерами. Его тихие, наполненные символизмом интерьеры обладают мистическим, вневременным характером. На него оказали влияние Ян Вермеер и американский постимпрессионист Джеймс Уистлер.
Французский плакат
Если кубизм представлял собой предельно «интеллектуальный» ответ импрессионизму, то плакатное искусство было его противоположностью — высшей формой декоративного искусства, хотя и с утилитарными чертами. История плаката по праву начинается с технических новшеств литографа Жюля Шере (1836–1932), а также с влияния японизма (в частности, гравюр укиё-э) таких художников, как Хокусай (1760–1849) и Хиросигэ (1797–1858). Среди других известных мастеров плаката были Эдвард Мунк, Пьер Боннар, американский иллюстратор Максфилд Пэрриш и чешский художник-график Альфонс Муха (1860–1939). Выдающимся мастером плаката был и Анри де Тулуз-Лотрек. Плакатное искусство получило мощный импульс к развитию в 1890-х годах с появлением стиля модерн (в Германии и Австрии — югендстиль), признанным мастером которого был английский иллюстратор Обри Бёрдслей.
«Наби» (Les Nabis, 1891–1899)
Группа «Наби» (Les Nabis) — это объединение художников-постимпрессионистов и иллюстраторов из Парижа конца XIX века, которое оказало огромное влияние на графическое искусство. Их внимание к дизайну нашло отражение в параллельно развивавшемся стиле ар-нуво. В состав «Наби» входили Поль Серюзье (1864–1927), известный благодаря картине «Талисман»; Пьер Боннар (1867–1947), Кер-Ксавье Руссель (1867–1944), Феликс Валлоттон (1865–1925), Морис Дени (1870–1943) и Эдуар Вюйар (1868–1940).
Вюйар был одним из самых одарённых и новаторских художников в современной французской живописи, наиболее известный своим магическим «интимистским» стилем с узорчатым, мерцающим цветом. Среди его шедевров — жанровые картины «В саду» (1894–1895) и «Женщины за шитьём перед садом» (1895). Он был пионером лаконичного дизайна и тональной гармонии. Он остаётся одним из самых недооценённых художников, несмотря на то что его работы хранятся в таких престижных коллекциях, как ГМИИ им. А.С. Пушкина, Национальная галерея искусства в Вашингтоне и Чикагский институт искусств.
«Группа двадцати» (Les Vingt, 1883–1893)
«Группа двадцати (Les Vingt, или XX)» — это бельгийское объединение прогрессивных художников, скульпторов и писателей из Брюсселя, которое сформировалось по инициативе юриста Октава Мауса (1856–1919) для обсуждения, создания и демонстрации авангардного искусства, как бельгийского, так и зарубежного, и для продвижения последних международных тенденций в декоративном дизайне. Среди основателей были Джеймс Энсор (1860–1949), Фернан Кнопф (1858–1921), Тео ван Рейссельберге (1862–1926) и Альфред Финч (1854–1930).
Итальянский дивизионизм (1890–1907)
Итальянский дивизионизм, вдохновлённый пуантилизмом Жоржа Сёра (идеи которого были почерпнуты в основном из французских и бельгийских журналов, таких как L’Art Moderne), испытал сильное влияние критика, галериста и художника Витторе Грубичи де Драгона (1851–1920). Он был движущей силой группы, во многом благодаря его прогрессивным статьям и обзорам в римской газете La Riforma. Важными представителями дивизионизма в Италии были: Анджело Морбелли (1853–1919), Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868–1907), Джованни Сегантини (1858–1899), Плинио Номеллини (1866–1943), Эмилио Лонгони (1859–1932), Гаэтано Превиати (1852–1920) и Джованни Соттокорнола (1855–1917).
Фовизм (Анри Матисс)
Анри Матисс, лидер фовистов, сумел освободить цвет от его традиционного, изобразительного использования и навсегда изменил принципы работы художников с цветом. Его вклад в постимпрессионизм невозможно переоценить. Он был центральной фигурой на скандальной выставке фовистов в Осеннем салоне 1905 года. Одним из его самых щедрых покровителей был русский текстильный магнат и ценитель постимпрессионизма Сергей Щукин.
Среди других важных художников-фовистов были друг Матисса Андре Дерен (1880–1954), который учился вместе с ним в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) у Гюстава Моро, и друг Дерена Морис де Вламинк (1876–1958). К этому направлению также принадлежали художник голландского происхождения Кес ван Донген (1877–1968), экспрессионист Жорж Руо (1871–1958), Альбер Марке (1875–1947), специализировавшийся на видах парижских набережных, и колорист Рауль Дюфи (1877–1953). К фовистам примыкали будущий кубист Жорж Брак (1882–1963), художник Отон Фриез (1879–1949), импрессионист Анри-Шарль Манген (1874–1949), Шарль Камуан (1879–1964), колорист Луи Вальта (1869–1952) и Жан Пюи (1876–1960), участник той самой выставки 1905 года в Осеннем салоне.
Британские постимпрессионисты: группа «Кэмден Таун»
Основанная в 1911 году в Лондоне Уолтером Сикертом (1860–1942), группа «Кэмден Таун» (названная в честь небогатого района Сикерта в Северном Лондоне) специализировалась на реалистичных сценах городской жизни, написанных в различных постимпрессионистских стилях. Группа провела три выставки в галерее Карфакс в 1911 и 1912 годах. В её состав входили: Роберт Беван (1865–1925), Спенсер Гор (1878–1914), Гарольд Гилман (1876–1919) и Чарльз Исаак Гиннер (1878–1952). Группа «Кэмден Таун» была создана под влиянием (возможно, более успешной) школы живописи Глазго (1880–1915), возглавляемой Джеймсом Гатри и Джоном Лавери, члены которой придерживались стиля натурализма, близкого Гаагской школе в Голландии и немецкой школе «импрессионистов». Ещё одной известной группой художников-постимпрессионистов были «шотландские колористы», в том числе Сэмюэл Пепло, Фрэнсис Каделл, Джон Фергюссон и Лесли Хантер, на которых сильно повлияли Матисс и фовисты.
«Группа семи» (1920–1960-е)
«Группа семи» — объединение канадских художников-пейзажистов, находившихся под сильным влиянием постимпрессионизма. Они создавали смелые, яркие полотна, часто наполняя свои композиции символическим значением. К группе относят Тома Томсона, а также её официальных членов: Франклина Кармайкла (1890–1945), А. Дж. Кассона (1898–1992), Лайонела Фицджеральда (1890–1956), Артура Лисмера (1885–1969), Лоурена Харриса (1885–1970), Эдвина Холгейта (1892–1977), А. Я. Джексона (1882–1974), Дж. Э. Х. Макдональда (1873–1932) и Ф. Х. Варли (1881–1969).
Картины постимпрессионистов можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Орсе в Париже, Национальном музее современного искусства в Париже, Галерее Тейт в Лондоне, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Информацию о других направлениях в искусстве конца XIX века см.: История искусства.
Цвета и оттенки в живописи
- О цветовых пигментах, используемых художниками-постимпрессионистами, см.: Цветовая палитра XIX века.
Лучшие произведения постимпрессионизма
- Лучшая коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов находится в Музее Орсе в Париже.
Художники-импрессионисты
- Список лучших см.: Художники-импрессионисты.
Величайшие картины современности
- Список великих работ см.: Величайшие современные картины.
Величайшие художники в мире
- Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
- Французские постимпрессионисты 1880-1930
- Постимпрессионизм в Голландии
- Роджер Фрай: художественный критик, защитник постимпрессионистской живописи
- Ле Наби (Les Nabis)
- Постимпрессионизм в Германии (1880-1910)
- «Вудсонг» Гэри Полсена, краткое содержание
- «Переправа» Гэри Полсена, краткое содержание
- «Шляпа» Гэри Полсена, краткое содержание
- «Харрис и я: Запомнившееся лето» Гэри Полсена, краткое содержание
- Выставка живописных работ Таты Олсен
- «Музыкальный четверг в Белокаминном зале»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?