Искусство протестантской реформации читать ~10 мин.
Протестантская Реформация представляла собой широкое религиозное и общественно-политическое движение, направленное против злоупотреблений и коррупции со стороны папства и Католической церкви. Искрой, которая разожгла это движение, стало решение папы Льва X провести в Германии кампанию по продаже индульгенций. Эти грамоты, освобождавшие от временного наказания за грехи, должны были финансировать строительство новой базилики Святого Петра в Риме.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года. В этот день немецкий монах-августинец Мартин Лютер (1483–1546) прибил свой манифест, известный как «95 тезисов», к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Этот поступок привёл к расколу западного христианства на католицизм и протестантизм. Сам термин «протестанты» появился после Шпайерской протестации 1529 года, когда несколько немецких князей и городов выступили с протестом в защиту Лютера. В 1520 году папа отлучил Лютера от церкви, но тот нашёл защиту и убежище у Фридриха Мудрого (1463–1525), курфюрста Саксонии. Концом эпохи Реформации считается подписание Вестфальского мира в 1648 году.
Протестантизм, включающий четыре основных течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство и анабаптизм, — укоренился в Северной Европе. Движение охватило страны, связанные с Северным Возрождением: северную и западную Германию, Швейцарию, Голландию, Великобританию и Скандинавию. Это привело к появлению нового типа христианского искусства, которое прославляло протестантскую доктрину. Оно радикально отличалось от искусства Высокого Возрождения Италии, Испании и других католических регионов Южной Европы.
Содержание и форма протестантского искусства отражали более простое и личное понимание христианства. Протестантские церковные общины перестали заказывать крупномасштабные произведения библейского искусства. Хотя частные коллекционеры продолжали покупать религиозные картины, например у Рембрандта (1606–1669), общее количество религиозного искусства в протестантских странах значительно сократилось.
Из-за падения церковного покровительства многие старые мастера обратились к светским жанрам: исторической живописи, портрету, бытовым сценам и натюрморту. Несмотря на запрет или неодобрение открыто религиозного искусства, о чём свидетельствует иконоборческое движение «beeldenstorm» 1556 года, вырос спрос на небольшие работы с христианским посланием или моральным уроком. В Голландии эпохи барокко художники создавали натюрморты в жанре «Vanitas» и бытовые сцены, пропагандирующие благочестие.
Различия между протестантским и католическим искусством были ещё больше подчёркнуты Тридентским собором (1545–1563). Он положил начало католической Контрреформации и выработал новые эстетические нормы для более строгого стиля в живописи и скульптуре.
Характерные черты протестантского искусства Реформации
Ключевые черты искусства Реформации основывались на протестантской теологии, которая акцентировала внимание на личных отношениях верующего с Богом. Этот акцент отразился в частом изображении простых людей и сцен из повседневной жизни. Протестантизм учил, что спасение души — это дело исключительно Божьей милости и не зависит от земного вмешательства Ватикана или иной церковной власти. Искусство соответствующим образом отражало это учение.
Протестантские богословы и художники преуменьшали или игнорировали ряд догматов католической веры, таких как Непорочное зачатие, Благовещение Девы Марии и Преображение Христа. Пресуществление (превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа во время причастия) также стало предметом разногласий. Католицизм придерживался буквальной трактовки этой доктрины, предпочитая сцены распятия для алтарей. Протестантские церкви, если допускали фигурную живопись, настаивали на символическом значении Евхаристии и отдавали предпочтение сценам Тайной вечери.
В целом, в отношении других библейских тем протестантское искусство избегало грандиозных изображений Иисуса или Девы Марии, масштабных сцен из Библии (например, Страстей Христовых), образов святых и особенно изображений пап и высшего духовенства. Вместо этого оно сосредоточилось на скромных библейских сценах и морализаторских зарисовках современной жизни. Примером могут служить архитектурные картины Эмануэля де Витте (1615–1692) и Питера Янса Санредама (1597–1665), известных своими изображениями выбеленных интерьеров церквей.
Не все протестанты придерживались единых взглядов на церковное искусство. Лютеране, например, были более терпимы, чем кальвинисты, которые запрещали любое алтарное искусство с изображениями и считали большинство религиозных образов идолопоклонством. Однако некоторые виды искусства считались приемлемыми: к ним относились книжная иллюстрация и различные формы печатной графики, такие как гравюра и офорт. Изобретение книгопечатания сыграло важную роль в распространении идей Реформации и переводов Библии на национальные языки. Эти виды искусства позволяли развивать специфически протестантскую иконографию, включая изображения Христа, Святого Семейства, святых и апостолов, а также иллюстрации библейских событий для домашнего изучения.
Протестанты убрали публичное искусство из своих церквей, предпочитая утверждать свою веру через небольшие, скромные библейские изображения в печатных форматах, включая иллюстрированные Библии. В то же время протестантские общества приняли сдержанный стиль искусства, который подчёркивал необходимость личного благочестия и уважение к красоте Божьих творений. В отличие от этого, католическая Контрреформация полностью поддерживала вдохновляющее церковное искусство — например, прославленные фрески в Риме — и продолжала продвигать «священное искусство», иллюстрирующее догматы католицизма или прославляющее его традиции и святых.
История искусства протестантской Реформации
В целом, Реформация вызвала волну иконоборческого уничтожения христианских изображений. Протестантские лидеры, в частности Жан Кальвин и Ульрих Цвингли, приказывали убирать из церквей картины и статуи. Фрески, которые нельзя было снять, забеливали. Если скульптура была частью архитектуры здания (например, колонна, статуя или рельефная скульптура), её уродовали или разбивали, так же как и бесчисленные образцы витражного искусства. Второстепенные алтари разбирали или удаляли. Реликварии, золотую утварь и дарохранительницы переплавляли, а в кострах сжигали триптихи, полиптихи, панно, резные деревянные статуи, хоры, исповедальни, иллюминированные рукописи и облачения. Это иконоборчество усилилось во время «Второй реформации» около 1560–1619 годов.
Случаи полного разрушения церквей были редки. Чтобы лишить их «католической» идентичности, обычно было достаточно убрать убранство и установить кафедру на видном месте. Новые церкви проектировались скорее как аудитории, где основное внимание уделялось кафедре, а не алтарю.
Орнаменты, как правило, сводились к минимуму, хотя некоторые архитекторы, такие как Кристофер Рен (1632–1723), придерживались более пышного стиля. Парадоксально, но устранение «католической» архитектуры и замена её менее внушительными протестантскими проектами, возможно, способствовали распространению светской неоклассической архитектуры два столетия спустя.
Политические лидеры протестантских стран поддерживали Реформацию, в том числе потому, что она позволяла им завладеть землями и богатствами Католической церкви. Например, при демонтаже усыпальницы святого Томаса Бекета в Кентерберийском соборе было вывезено 24 воза с сокровищами, включая средневековые ювелирные изделия, которые были переплавлены для казны Генриха VIII. Реформация также дала светским правителям больший контроль над назначением духовенства.
После значительных потрясений, в 1555 году Аугсбургский религиозный мир предоставил протестантам свободу вероисповедания. Однако этот компромисс не распространялся на искусство, и живопись, скульптура и архитектура продолжали использоваться обеими конфессиями в качестве пропаганды.
Протестантское искусство XVI века
К тому времени, как Реформация набрала силу, немецкое и нидерландское Возрождение уже подходили к концу. В Германии ведущие художники, такие как Мартин Шонгауэр (ок. 1440–1491), Маттиас Грюневальд (1470–1528), Альбрехт Дюрер (1471–1528), Альбрехт Альтдорфер (1480–1538) и Ганс Бальдунг Грин (1484–1545), либо уже умерли, либо были в преклонном возрасте. Похожая ситуация сложилась и в Голландии, где величайший мастер Иероним Босх (1450–1516) недавно скончался, а среди звёзд фламандской живописи были Квентин Массейс (1465–1530) и Иоахим Патенир (1480–1525).
Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) родился в Аугсбурге и учился у своего отца, Гольбейна Старшего. Он активно работал в лютеранском Базеле, но большую часть жизни провёл в Лондоне. Там он писал портреты Генриха VIII и Томаса Кромвеля, которые проводили английскую Реформацию и роспуск монастырей. Среди его шедевров: «Портрет Эразма» (1523, Национальная галерея, Лондон); «Портрет сэра Томаса Мора» (1527, Коллекция Фрика); «Портрет дамы с белкой и скворцом» (1528, Национальная галерея, Лондон); «Купец Георг Гизе» (1532, Картинная галерея, Берлин); «Портрет Томаса Кромвеля» (1532–34, Национальная портретная галерея, Лондон); «Послы» (1533, Национальная галерея, Лондон) и «Портрет Генриха VIII» (1536, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид).
Питер Брейгель Старший
Великий фламандский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) успел оставить свой след в живописи Нидерландов той эпохи. Он создал серию великолепных жанровых картин, которые часто содержали моральные аллегории, созвучные духу времени.
К лучшим жанровым работам Брейгеля относятся: «Нидерландские пословицы» (1559, Картинная галерея, Берлин); «Охотники на снегу» (1565, Музей истории искусств, Вена); и «Крестьянская свадьба» (1568, Музей истории искусств, Вена). Его лучшие религиозные работы, все написанные на фоне обыденных пейзажей, включают: «Вавилонская башня» (1563, Музей истории искусств, Вена); «Избиение младенцев» (1565–67, Музей истории искусств, Вена); и «Притча о слепых» (1568, Музей Каподимонте, Неаполь).
Важно отметить, что Фландрия оставалась преимущественно католической страной. В середине XVI века один адвокат-протестант бежал из Антверпена в Германию, спасаясь от религиозных преследований. Его сын, родившийся в Германии, позже вернулся в Антверпен и стал величайшим представителем католического искусства Контрреформации. Этим художником был Питер Пауль Рубенс (1577–1640).
Протестантское искусство XVII века
Искусство голландского барокко XVII века стало образцом новых форм протестантской живописи. Оно отражало приземлённый, повседневный контекст библейских сюжетов, который требовали протестантские общины. В эту эпоху творили многие лучшие жанровые художники, чьи работы содержали моральные наставления о благочестивой жизни, а также некоторые из величайших мастеров натюрморта.
Протестантская библейская живопись
Примером служит творчество Рембрандта (1606–1669), чьи религиозные картины всегда подчёркивали человеческие аспекты, а не доктринальные вопросы. Примеры включают: «Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, Лувр, Париж); «Еврейская невеста» (ок. 1665–68, Рейксмюсеум, Амстердам); и «Возвращение блудного сына» (1666–69, Эрмитаж).
Протестантская жанровая живопись
Голландская реалистическая жанровая живопись — это в основном небольшие картины маслом с бытовыми сценами, содержащие скрытый христианский или моральный посыл. Среди художников, писавших трактирные сцены, были Адриан Брауэр (1605–1638), Адриан ван Остаде (1610–1685) и Ян Стен (1626–1679). Бытовые сцены изображали Давид Тенирс Младший (1610–1690), Герард Терборх (1617–1681) и Питер де Хох (1629–1683). Примеры морализаторских картин: «Концерт» (1625, Галерея Боргезе, Рим) Геррита ван Хонтхорста и «Мать, зашнуровывающая лиф у колыбели» (1662, Картинная галерея, Берлин) Питера де Хоха.
Величайшим художником-жанристом был делфтский мастер Ян Вермеер (1632–1675). Среди его шедевров: «Маленькая улочка» (1657–58, Рейксмюсеум, Амстердам); «Молочница» (1658–60, Рейксмюсеум); «Женщина, держащая весы» (1662–63, Национальная галерея, Вашингтон); «Женщина с жемчужным ожерельем» (1663, Картинная галерея, Берлин); и «Кружевница» (1669–70, Лувр, Париж).
Протестантский натюрморт
Протестантские натюрморты часто были символическими картинами со скрытым религиозным подтекстом. Особый пример — натюрморт «Vanitas», название которого происходит от стиха из Екклесиаста: “Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!”. Такие картины обычно содержат символические изображения (черепа, погасшие свечи, песочные часы, бабочек), чтобы напомнить зрителю о быстротечности земной жизни по сравнению с вечными христианскими ценностями.
Среди художников, специализировавшихся на натюрмортах, были Франс Снайдерс (1579–1657), известный изображениями мёртвой дичи, наполненными религиозными аллюзиями; Хармен ван Стенвейк (1612–1656), ведущий художник жанра ванитас; Виллем Клас Хеда (1594–1681) и Питер Клас (1597–1660), мастера монохромных «завтраков» (banketje и ontbijtjes); Ян Давидс де Хем (1606–1683) и Виллем Кальф (1619–1693), специализировавшиеся на декоративных натюрмортах; и Рахиль Рюйш (1664–1750), возможно, величайшая женщина-художник, писавшая цветы.
К лучшим протестантским натюрмортам относятся: «Суета человеческой жизни» (1645) Хармена Стенвейка; «Натюрморт с атрибутами ванитас» (1645) Питера Класа; «Завтрак с крабом» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург) Виллема Класа Хеды; «Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином» (1662, Картинная галерея, Берлин) Виллема Кальфа; «Тапочки» (1654) Самуэля ван Хогстратена.
Искусство протестантской Реформации можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?