Проторенессанс читать ~12 мин.
В изобразительном искусстве термин «Проторенессанс» относится к периоду в искусстве Италии (ок. 1300 – 1400), предшествовавшему Ренессансу. Это время связано с деятельностью прогрессивных художников, в первую очередь Джотто (1267 – 1337). Он стал пионером новой формы фигуративного реализма, который был в полной мере развит мастерами эпохи Возрождения. Однако новаторское искусство Джотто не было доминирующим в Европе или даже в самой Италии. В живописи и скульптуре того времени всё ещё преобладал стиль, известный как готическое искусство. Он сложился на основе традиций христианского византийского искусства, которое, в свою очередь, оказало влияние на фрески романской живописи. Готический стиль был особенно влиятелен, в частности, в городе Сиена.
На самом деле готический стиль сохранился до XV века в виде направления, известного как интернациональная готика, которое стало популярным во многих королевских дворах Европы, в частности во Франции, Испании, Богемии и Англии. Собственно Ренессанс начался около 1400 года во Флоренции, но его идеалы и методы не стали доминирующей силой в европейском искусстве до середины XV века. Основными видами искусства, практикуемыми в период Проторенессанса, были: фресковая живопись, темперная живопись на досках, книжная миниатюра, рельефная скульптура, ювелирное дело и другие виды обработки металла. Большинство художественных достижений периода треченто (так называют XIV век в итальянской культуре) оказали непосредственное влияние на живопись Раннего Возрождения (ок. 1400 – 1490 гг.) периода кватроченто.
Церковь Святого Франциска
Близость Рима и влияние церкви на все аспекты итальянской культуры означали, что большая часть искусства (живопись и скульптура) была религиозным искусством. Неудивительно поэтому, что своего рода вратами в эпоху Возрождения стали две церкви. Первой была монастырская церковь Святого Франциска в Ассизи. В последние десятилетия XIII века она была полностью украшена фресками кисти Чимабуэ (Ченни ди Пепо), одного из самых известных живописцев того времени. Его помощником был молодой Джотто ди Бондоне (1267 – 1337), которого, согласно легенде, он нанял, увидев, как юноша рисует овец своего отца. Фресковые сцены из жизни святого Франциска были изображены с гораздо большим реализмом, чем это было принято в современном ему византийском искусстве.
Капелла Скровеньи
Второй церковью была Капелла Скровеньи (также называемая Капелла дель Арена), построенная около 1303 – 1305 годов Энрико дельи Скровеньи в Падуе. Она тоже была украшена фресками, только на этот раз их полностью создал Джотто. Он расписал капеллу сценами из жизни Девы Марии и её родителей, святых Иоакима и Анны, а также сюжетами из жизни Иисуса Христа. Повествование с большим драматизмом разворачивается в трёх ярусах фресок, расположенных вдоль стен капеллы. В отличие от предшествующей традиции, эти религиозные картины обладают трёхмерностью, ощущением глубины и пространства. Этот эффект был достигнут благодаря мастерскому использованию Джотто светотени для моделировки объёма и создания иллюзии глубокого пространства. Его фигуры не только выглядят реальными, они обладают монументальностью — качеством, которое станет одной из ключевых черт христианского искусства в эпоху итальянского Возрождения.
Джотто — «Отец живописи»
Джотто ди Бондоне (ок. 1266 – 1337) открыл дверь в совершенно новый мир живописи. Джорджо Вазари первым признал это в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), где он приписал Джотто заслугу возрождения подлинного искусства живописи, введения практики рисования с натуры и возвращения итальянскому искусству его былого величия. В результате он назвал художника «отцом живописи». Благодаря Джотто итальянская живопись на несколько столетий, вплоть до XVII века, стала ведущей в Европе.
Будучи учеником художника Чимабуэ, Джотто сначала создал цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Затем, около 1305 года, он написал огромный цикл библейских произведений в Капелле дельи Скровеньи в Падуе (Капелла дель Арена). В качестве примера можно привести его фрески «Поцелуй Иуды» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
После 1311 года, помимо работы во Флоренции, он также совершал поездки в Милан и Неаполь. Другие крупные работы, частично сохранившиеся, включают фрески в капеллах Барди и Перуцци (созданы после 1320 года) во францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Джотто был также активен как автор алтарных образов и архитектор (он спроектировал кампанилу Флорентийского собора). Подробнее о флорентийском Возрождении и знаменитом дуомо, см.: Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420 – 1436).
Современники Джотто, поэты Данте и Петрарка, отмечали, что он первым привнёс реальность в изобразительное искусство. Он создавал убедительное трёхмерное пространство, населённое фигурами с реалистично переданным объёмом, в отличие от плоских и линейных образов византийских мадонн или даже мадонн его учителя Чимабуэ. Проще говоря, Джотто разрушает условность средневековых религиозных образов и позволяет зрителю сопереживать священным персонажам — подход к живописи, который потряс религиозное искусство до основания.
Более того, в своей религиозной исторической живописи Джотто смог одновременно изображать последовательность моментов времени, тем самым значительно расширив современную ему практику живописного повествования. Он располагал в одном живописном кадре сцены, которые в библейском тексте происходили последовательно.
К концу жизни Джотто (1267 – 1337) флорентийские власти завершили строительство площади Синьории, которая стала центром города. С её ратушей в романском стиле — Палаццо Веккьо — и многочисленными статуями она стала художественным и гражданским центром Флоренции.
Наиболее важными учениками Джотто считаются Мазо ди Банко (активен ок. 1330 – 1350), который развил особое чувство декоративных эффектов поверхности (капелла Барди ди Вернио, Санта-Кроче, Флоренция, ок. 1330 – 1340), и Таддео Гадди (ок. 1300 – 1366), который ввёл в фресковую живопись экспериментальные световые эффекты. Джотто также оказал значительное влияние на более консервативную сиенскую школу живописи из Сиены — главного политического и культурного соперника Флоренции.
Кроме того, все последующие старые мастера эпохи Возрождения, включая итальянцев Мазаччо, Мантенью, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана, а также нидерландских и немецких художников, таких как Рогир ван дер Вейден, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Альбрехт Дюрер, были хорошо знакомы с творчеством Джотто и признавали его вклад в историю искусства.
Фрески Нерези
Небольшая византийская монастырская церковь Святого Пантелеймона в Горно-Нерези (Северная Македония) была построена в 1164 году. Её фрески являются знаменитыми образцами византийского искусства эпохи Комнинов; они изображают Страсти Христовы и ряд других агиографических сюжетов. Подобные образцы македонской средневековой настенной живописи были найдены в монастыре Латому в Салониках.
Прежде всего, эти фрески демонстрируют, что византийская живопись (и её «наследница» — готика) не была таким статичным искусством, каким её считали некоторые учёные эпохи Возрождения. Это позволяет предположить, что византийский или готический стиль мог бы и самостоятельно эволюционировать в нечто подобное «стилю Ренессанса» (хотя это и сомнительно), что, в свою очередь, лишь подчёркивает огромный вклад Джотто в развитие западной живописи.
Сиенская школа: Дуччо ди Буонинсенья
В Сиене религиозной живописи потребовалось больше времени, чтобы отойти от византийской традиции (см. Романская живопись в Италии) — этот шаг Джотто совершил решительно и быстро. В результате на протяжении многих лет сиенская живопись начала XIV века несправедливо оставалась в тени Джотто и его школы. Если Джотто для создания фигур использовал весомые, почти скульптурные объёмы, то для сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья (1255 – 1318) основой всего оставалась линия.
Однако по красоте линии, изяществу рисунка, а также по богатству материалов и красок Дуччо ни в чём не уступает Джотто. А в образности повествования, тонких градациях цвета и удивительно глубоких живописных и пейзажных пространствах он, возможно, даже превосходит флорентийского художника. Это видно в «Сценах из жизни Христа» на обратной стороне алтарного образа «Маэста» (1308 – 1311, Музей собора, Сиена) — гигантского алтаря, некогда украшавшего Сиенский собор. На лицевой стороне Мария восседает в окружении святых, что является ранней интерпретацией «святого собеседования» — иконографической темы, которая позже станет популярной во флорентийском искусстве кватроченто.
Как и Джотто, Дуччо исследовал разные, но гармоничные способы, с помощью которых искусство могло обращаться к повседневному опыту зрителя, не теряя при этом ощущения священного. Джотто — сначала в Ассизи в 1290-х годах, а затем в Капелле дель Арена в Падуе (ок. 1305) — населял тщательно продуманные пространства трёхмерными фигурами в выразительных позах. В отличие от него, Дуччо делал акцент на цвете, декоративных эффектах и утончённых фигурах для создания более лирического, но не менее человечного эффекта. См. также: «Строгановская Мадонна» (1300). (См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.)
Сиенская школа: Симоне Мартини
Ученик Дуччо, Симоне Мартини (1284 – 1344), представляет ещё более широкий спектр тем и стилей. Он также начал свою деятельность в Сиене, написав фреску «Маэста» (1315) для Палаццо Публико — это была более аристократичная, придворная вариация на тему алтарного образа Дуччо в соборе. Однако его шедевром считается изысканный «Благовещение» в форме триптиха (1333), написанное для Сиенского собора. В дальнейших работах Мартини в Италии всё сильнее проявляется влияние поздней французской готической книжной живописи, что видно по фрескам капеллы Святого Мартина в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В 1317 году художник стал придворным живописцем в Неаполе при Роберте I Анжуйском.
Из работ Мартини мы узнаём гораздо больше о придворной жизни треченто, чем из работ Джотто, который стремился к созданию вневременных, классических религиозных образов, существующих отдельно от повседневной жизни. Впоследствии Мартини перебрался в Авиньон, хотя его работы, созданные там, не сохранились.
Сиенская школа: Амброджо и Пьетро Лоренцетти
Двумя другими примечательными сиенскими художниками были братья Амброджо Лоренцетти (ок. 1290 – 1352) и Пьетро Лоренцетти (ок. 1280 – 1348) — по всей вероятности, ученики Дуччо. Их алтарные картины и фрески, в которых также прослеживается некоторое влияние Джотто, более эмоциональны и более живые, чем у их сиенских современников. Величайший шедевр Амброджо Лоренцетти, монументальная фреска «Аллегория хорошего и плохого правления» (1338 – 1339, Палаццо Пубблико, Сиена), является не только одним из первых масштабных пейзажей и городских видов в европейском искусстве, но и в бесчисленных деталях раскрывает представления о городском управлении Сиены.
Авиньон: французская книжная живопись
В 1309 году нестабильность в Риме привела к переносу папского двора в старинный южнофранцузский город Авиньон. Наличие такого богатого источника покровительства привлекло многих художников, включая Симоне Мартини и, по слухам, Джотто. В результате Авиньон расцвёл как художественный центр и стал отправной точкой для распространения итальянского искусства на север — в Бургундию, центральную Францию и Нидерланды.
При авиньонском дворе поздне-готическое внимание к природе, поэзия и мистическая теология объединились с итальянской красотой линий. Книжная живопись стала одним из ведущих видов искусства того времени: роскошные и в то же время удобные для транспортировки, иллюминированные рукописи стали предметами коллекционирования. Они служили как для повышения престижа придворных и принцев, таких как герцог Жан Беррийский в Бурже (брат Филиппа II Смелого, герцога Бургундского), так и для частных молитв.
Среди множества высококачественных миниатюр в первой половине XIV века доминировали работы парижского мастера Жана Пюселя (ок. 1290 – 1334), а на рубеже XIV – XV веков — братьев Лимбург (ок. 1380 – 1416). По заказу герцога Беррийского они создали несколько иллюминированных рукописей, или «часословов», включая такие шедевры, как «Прекрасный часослов» (1408, Музей Метрополитен, The Cloisters, Нью-Йорк) и «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413 – 1416, Музей Конде, Шантийи) — «самое нежное и прекрасное творение миниатюрного искусства», по словам историка Йохана Хёйзинги. Эти часословы начала XV века с их подробными иллюстрациями годового цикла работ в природе представляют собой одну из первых серий жанровых сцен в истории живописи. Они предвосхитили более поздние живописные открытия, а создаваемое ими иллюзорное пространство подготовило почву для живописи Яна ван Эйка, отличавшейся миниатюрной точностью деталей.
Станковая живопись и фрески в этот период развивались не столь самобытно, за исключением работ различных региональных школ, таких как провансальская школа около 1400 года. Жан Фуке (ок. 1420 – 1481), работавший как миниатюрист и мастер станковой живописи, также является исключением; он стал одной из ключевых фигур в основании французской национальной школы живописи. См. его выдающийся Меленский диптих (1450 – 1455).
Интернациональная готика
Примерно между 1370 и 1430 годами в европейской живописи от Англии, через Францию, Бургундию, северную и центральную Германию, Богемию, Австрию до Италии наблюдается схожее явление, получившее название «интернациональная готика». Черты этого стиля проявились в скульптурах «Прекрасных Мадонн», в станковой живописи, фресках и книжной миниатюре той эпохи, а также в ювелирном деле.
Скульптура, иллюминированные рукописи и намоленные образы служили средством дипломатии и подарками между дворами и правительствами. Изысканная придворная культура — европейские стандарты для которой задавал сначала стиль богемского двора императора Карла IV из Люксембургской династии, а затем дворов бургундских герцогов — нашла своё отражение в живописи с мерцающими золотыми фонами, тонкими цветовыми переходами, изящными изгибами драпировок, изысканными жестами и утончёнными ликами святых и ангелов. Частные капеллы императора Карла являются целостными произведениями искусства, в которых драгоценные камни сочетаются со станковой живописью, фресками и литургической утварью.
В Италии поздняя интернациональная готика (ит. gotico internationale) возникла одновременно с Ранним Возрождением и пользовалась равной популярностью у современников. Влияние работ Лоренцо Монако (ок. 1370 – 1425), Джентиле да Фабриано (ок. 1365 – 1427) и Мазолино (1383 – 1440) всё ещё заметно после 1498 года в поздних религиозных работах Боттичелли.
В Бургундии фламандский новатор Мельхиор Брудерлам (ок. 1350 – 1411) указал путь искусству Робера Кампена и Яна ван Эйка, в то время как в Германии художники Кёльнской школы, в частности Стефан Лохнер (ок. 1405 – 1451), а на севере — мастера Бертрам (ок. 1340 – 1415) и Франке (ок. 1380 – 1430), сочетали линеарность богемского придворного искусства с богатством деталей, характерным для французской книжной живописи и ранних нидерландских мастеров.
Примечание: произведения, отражающие стиль живописи и книжной миниатюры эпохи Проторенессанса, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?