Проторенессанс читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин «Проторенессанс» относится к периоду до Ренессанса (ок. 1300-1400) в Италии и деятельности прогрессивных художников, таких как Джотто (1267-1337), который стал пионером новой формы фигуративного «реализма», который был полностью разработан художниками в эпоху собственно Ренессанса. Однако новаторское искусство Джотто не представляло европейского или даже итальянского мейнстрима. Производный от традиций унаследованных от христианского византийского искусства – которое само повлияло на фрески романской живописи) – стиль, известный как готическое искусство, появившийся в Италии, среди прочих, в городе Сиена, всё ещё был преобладающим стилем живописи и скульптуры.
На самом деле готический стиль сохранился до XV века в виде направления, известного как Интернациональная готика, которе стало популярным во многих королевских дворах Европы, в частности, во Франции, Испании, Богемии и Англии. Собственно Ренессанс начался около 1400 года во Флоренции, но его идеалы и методы не стали доминирующей силой в европейском искусстве до середины XV века. Основными видами искусства, практикуемыми в период Проторенессанса, были: фресковая настенная живопись, темперная живопись, книжные иллюминации, рельефная скульптура, золотое дело и другие виды обработки металла. Большинство художественных достижений периода треченто Проторенессанса оказали непосредственное влияние на живопись Раннего Возрождения (ок. 1400-90 гг.) кватроченто.
Церковь Святого Франциска
Близость Рима и влияние церкви на все аспекты итальянской культуры означали, что большая часть искусства (живопись и скульптура) была религиозным искусством. Неудивительно поэтому, что две церкви образуют ворота в эпоху Возрождения. Первой была монастырская церковь Святого Франциска в Ассизи. В последние десятилетия XIII века она была полностью украшена фресками, выполненными Чимабуэ (Cenni di Peppi), одним из самых известных живописцев того времени. Его помощником был молодой человек по имени Джотто ди Бондоне (1267-1337), которого он нанял после того, как увидел, как юноша рисует овец своего отца. Фресковые сцены жизни Святого Франциска были изображены с гораздо большим реализмом, чем современные стили византийского искусства.
Капелла Скровеньи
Второй церковью была Капелла Скровеньи (также называемая капелла Арена), построенная в 1300-х годах Энрико дельи Скровеньи в Падуе. Она тоже была украшена фресками, только на этот раз их полностью создал Джотто. Он изобразил всю библейскую историю трёх поколений Святого семейства: родителей Богородицы, саму Богородицу и Иисуса. Повествование изображено с большим драматизмом в виде комиксов на деревянных панелях, расположенных в три ряда вдоль стен. В отличие от прежних традиций, эти религиозные картины имеют трёхмерное качество, ощущение глубины и пространства, достигнутое благодаря беспрецедентному использованию Джотто моделировки, тени и линейной перспективы. Его фигуры не только выглядят реальными, они обладают героической неподвижностью – атрибутом, который становится ключевой отличительной чертой христианского искусства в эпоху итальянского Возрождения.
Джотто – «Отец живописи»
Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1337) открыл дверь в совершенно новый мир живописи, как Джорджо Вазари первым признал в своей книге «Жизни художников» (1550), когда он поставил Джотто в заслугу возрождение истинного искусства живописи, введение рисунка природы и возвращение итальянского искусства к его древнему величию и престижу. В результате он назвал художника «отцом живописи». При Джотто итальянская живопись стала ведущим европейским стилем искусства вплоть до XVII века.
Ученик художника Чимабуэ, Джотто сначала писал картины в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Затем, между 1304 и 1310 годами, он написал огромный цикл библейских произведений в Капелле дельи Скровеньи в Падуе (капелла Арена). Смотрите, например, его фрески на тему «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
После 1311 года, помимо более длительного пребывания в Милане и Неаполе, его следы можно обнаружить во Флоренции. Другие крупные работы частично сохранились во фресках капелл Барди и Перуцци (созданы после 1320 года) во францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Джотто был также активен как художник алтарной живописи и архитектор (кампанила Флорентийского собора). Подробнее о флорентийском Возрождении и знаменитом дуомо, см: Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420-36).
Среди современников Джотто поэты Данте и Петрарка отмечали, что он первым ввёл реальность в изобразительное искусство. Он заполнил понятное живописное пространство реалистичными лицами с натуралистичными округлыми формами, в отличие от плоско задуманных и линейно оформленных образов византийских мадонн или даже мадонн его учителя Цимбуэ. Короче говоря, Джотто разрушает нереалистичные средневековые религиозные образы и позволяет зрителям идентифицировать себя с женщиной на троне – способ живописи, который потряс религиозное искусство до основания.
Более того, в своей религиозной исторической живописи Джотто смог одновременно изобразить последовательность моментов времени, тем самым значительно расширив современную практику живописного повествования. Он расположил в одном живописном кадре сцены, которые в действительности последовательно происходили в библейском тексте.
К концу жизни Джотто (1267-1337) флорентийские власти завершили строительство площади Синьории, которая стала центром города. С её ратушей в романском стиле – Палаццо Веккьо – и многочисленными статуями она стала художественным и гражданским центром Флоренции.
Наиболее важными учениками Джотто являются Мазо ди Банко (активен около 1330-1350 гг.), который развил особое чувство абстрактных эффектов поверхности (капелла Бар-ди-Вернио, Санта-Кроче, Флоренция. ок. 1330-1340 гг.) и Таддео Гадди (ок. 1300-1366 гг.), который ввёл экспериментальные эффекты освещения в фресковую живопись. Джотто также оказал значительное влияние на более консервативную сиенскую школу живописи, в Сиене – яростном гражданском сопернике Флоренции.
Кроме того, все последующие старые мастера эпохи Возрождения, включая итальянцев Мазаччо, Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана, а также голландских и немецких художников Роджера Ван дер Вейдена, Ван Эйка, Иеронима Босха и Альбрехта Дюрера, были хорошо знакомы с творчеством Джотто и признавали его вклад в историю искусства.
Фрески Нерези
Небольшая византийская монастырская церковь Святого Пантелеймона в Горно Нерези, Республика Македония, была построена в 1164 году, и её фрески являются знаменитыми образцами византийского искусства эпохи Комнинов, представляя Страсти Христовы и несколько других агиографических иллюстраций. Подобные образцы македонской средневековой настенной живописи были найдены в монастыре Латому в Салониках.
Прежде всего, эти фрески демонстрируют, что византийская (и её наиболее известное потомство готическая) живопись не была статичным видом искусства, каким её считали некоторые учёные эпохи Возрождения. В той мере, в какой это поднимает возможность того, что византийский или готический стиль мог самостоятельно развиться в нечто подобное «стилю Ренессанса» (есть сомнения на этот счёт), это квалифицирует огромный вклад Джотто в развитие западной живописи.
Сиенская школа: Дуччо де Буонинсенья
В Сиене потребовалось больше времени, чтобы религиозная живопись отошла от византийской традиции (см. Романская живопись в Италии). – развитие, которое Джотто совершил одним рывком. В результате в течение многих лет сиенская живопись начала XIII века несправедливо оставалась в тени Джотто и его школы. Там, где Джотто использовал блокообразные объёмы для усиления своей фигурной живописи, линия оставалась всем для сиенского лидера Дуччо де Буонинсенья (1255-1318).
Однако как по красоте линии и графической разработке, так и по богатству материалов и красок Дуччо ни в чем не уступает Джотто, а по образности повествования, по рисунку, по чувствительным градациям цвета и удивительно глубоким живописным и пейзажным пространствам, даже превосходят флорентийского художника, как это видно в «Сценах из жизни Христа» Дуччо на обратной стороне Маэстинского алтаря (1308, Museo dell’Opera Metropolitana, Сиена), гигантской бывшей алтарной картины Сиенского собора. На передней стороне Мария сидит среди круга святых, в ранней интерпретации «святой беседы» – темы живописи, которая позже стала популярной во флорентийском кватроченто.
Как и Джотто, Дуччо исследовал различные, но гармоничные способы, с помощью которых искусство могло ссылаться на опыт зрителя в повседневном мире, не теряя при этом ощущения священного. Джотто – сначала в Ассизи в 1290-х годах, а затем в капелле Арена в Падуе (ок. 1305) – населял тщательно продуманные пространства трёхмерными фигурами в значимых позах. В отличие от него, Дуччо предпочитал делать акцент на цвете, декоративных эффектах и тонко артикулированных фигурах для создания более лирического, но не менее человеческого эффекта. См. также: Уменьшенная Строгановская Мадонна Дуччо (1300). (См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.)
Сиенская школа: Симоне Мартини
Ученик Дуччо Симоне Мартини (1284-1344) представляет ещё более широкий спектр тем и стилей. Он также начал свою деятельность в Сиене, написав «Маэста» (1315) в качестве фрески для Палаццо Публико в придворной вариации на тему алтарной росписи Дуччо в соборе. Однако его шедевром является изысканный Триптих Благовещения (1333), написанный для Сиенского собора. Дальнейшие работы Мартини в Италии все больше обнаруживают влияние поздней французской готической книжной живописи, как это видно из фресок капеллы Мартина в нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, и художник фактически стал придворным художником в Неаполе при Роберте I Анжуйском в 1317 году.
От Мартини мы узнаем гораздо больше о придворной жизни треченто, чем от Джотто, который стремился к вечно классическим религиозным образам, существовавшим отдельно от повседневной жизни. Мартини постепенно прокладывал себе путь в Авиньон, хотя его работы там не сохранились.
Сиенская школа: Амброджо и Пьетро Лоренцетти
Двумя другими примечательными сиенскими художниками были братья Амброджо Лоренцетти (ок. 1290-1352) и Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348) – по всей вероятности, ученики Дуччо. Их алтарные картины и фрески, в которых также прослеживается некоторое влияние Джотто, более эмоциональны и более живы, чем у их сиенских современников. Величайший шедевр Амброджо Лоренцетти, монументальная «Аллегория хорошего и плохого правления» (1338-9, Палаццо Пубблико, Сиена), является не только первым пейзажем и городским пейзажем в европейском искусстве, но и раскрывает понимание городского управления Сиены в его бесчисленных деталях.
Авиньон: французская книжная живопись
В 1309 году анархия в Риме привела к переносу папского двора в старый южнофранцузский город Авиньон. Наличие такого богатого источника покровительства привлекло многих художников, включая Симоне Мартини и, по слухам, Джотто. В результате Авиньон расцвёл как художественный центр и стал стартовой площадкой для распространения итальянского искусства на север в Бургундию, центральную Францию и Нидерланды.
При авиньонском дворе позднеготическое наблюдение за природой, поэзия, мистическая теология devotio moderna, объединились с итальянской красотой линий. Книжная живопись стала средством искусства времени: одновременно роскошные и удобные для упаковки и транспортировки, иллюминированные книги стали предметом коллекционирования. Они как повышали честь придворных и принцев, таких как герцог де Берри в Бурже (брат Филиппа II Смелого, Бургундского), так и служили для частного поклонения.
Среди множества высококачественных миниатюр в первой половине XIV века доминировали работы парижского мастера Жана Пюселя (ок. 1290-1334), а затем братьев Лимбур (ок. 1380-1416). По заказу герцога де Берри они создали несколько иллюминированных рукописей или «часовых книг», включая такие шедевры, как «Les Belles Heures» (1408, Музей Метрополитен, The Cloisters, Нью-Йорк) и Великолепный часослов герцога Беррийского (1413-16, Музей Конде, Шантийи) «самое нежное и прекрасное творение миниатюрного искусства», по словам историка Йохана Хёйзинги. Эти часовые книги начала XV века с их подробными иллюстрациями годового цикла природы представляют собой первую серию жанровых картин в истории живописи. Они предвосхитили более позднюю религиозную живописную изобретательность, а их интерьеры с глубокими рамками подготовили почву для искусства Яна Ван Эйка «в миниатюре».
Панельные картины и фрески демонстрируют соответственно менее независимый профиль, за исключением работ различных региональных школ, таких как школа в Провансе около 1400 года. Жан Фуке (ок. 1420-1481), как миниатюрист и панност, также является исключением, и по существу основал французскую живопись: см. его выдающийся Меленский диптих (1450-55).
Международное движение готического искусства
Примерно между 1370 и 1430 годами в европейской живописи от Англии, через Францию, Бургундию, северную и центральную Германию, Богемию, Австрию до Италии появляется сходное явление. Черты интернационального готического стиля проявились в скульптурах «Прекрасных Мадонн», в панно, фресках и книжной живописи той эпохи, а также в ювелирном деле.
Скульптура, иллюминированные рукописи и набожные изображения служили средством дипломатии и подарками между дворами и правительствами. Изысканная придворная культура – стиль которой сначала богемского двора Габсбургов императора Карла IV, а затем дворов бургундских герцогов, установил европейские стандарты – прославила себя в живописи в виде мерцающих золотых фонов, деликатно меняющихся цветов, тонко движущихся одежд, изысканных жестов и двусмысленно улыбающихся ликов святых и ангелов. Частные капеллы императора Карла, относящиеся к раннему периоду, являются всеобъемлющими произведениями искусства, в которых драгоценные камни сочетаются с панельной живописью, фресками и литургическим оборудованием.
В Италии поздний gotico internationale возник одновременно с ранним Возрождением и пользовался равной благосклонностью современников. Влияние работ Лоренцо Монако (ок. 1370-1425), Джентиле да Фабриано (ок. 1365-1427) и Мазолино (1383-1440) всё ещё заметно после 1498 года в поздних религиозных работах Боттичелли.
В Бургундии фламандский новатор Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411) указал путь искусству Роберта Кампена и Яна ван Эйка, в то время как в Германии художники Кёльнской школы, в частности Стефан Лохнер (ок. 1405-1451 гг.), а на севере – мастера Бертрам (ок. 1340-1415) и Франке (ок. 1380-1430), сочетали линейность богемского придворного искусства с богатством деталей, характерных для французской книжной живописи и ранних голландских мастеров.
Примечание: произведения, отражающие стиль живописи и иллюминации эпохи Протого Возрождения, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?