Романская живопись во Франции читать ~16 мин.
Когда речь идёт о романской живописи во Франции, кроме Турени и соседних провинций, Мэн, Анжу, Пуату, Берри и Орлеана, которые составляют особенно благоприятный регион, мы должны упомянуть ещё три важные зоны: Бургундию, Овернье и Руссильон. Последний мы будем изучать в связи с романским искусством Каталонии, поскольку Руссильон был в основном зависимым регионом Каталонии до Пиренейского договора 1659 года.
Как было предложено исследователем романского искусства Дюпре, средневековую живопись во Франции можно условно разделить на четыре группы, которые различаются по манере:
❶ фресковые росписи запада, с приглушённым цветом на светлом фоне;
❷ яркие росписи на синем фоне, встречающиеся в основном в Бугундии и на юго-востоке;
❸ росписи Оверни, с их темным фоном; и
❹ каталонские росписи восточных Пиренеев. Конечно, это деление справедливо только в общих чертах, и мы можем найти картины со светлым фоном в Овернье и Бургундии. В любом случае, многие произведения нельзя отнести к какой-либо определённой школе или группе.
Из внимательного изучения всей французской фресковой живописи можно сделать вывод, что Франция была менее подвержена византийскому влиянию, чем, скажем, романская живопись в Италии или романская живопись в Испании; как правило, французские фрески сохраняют традиции каролингского искусства, преобразованного в романский период творческим гением местных художников. Трудно установить – полное уничтожение фресок более ранних периодов делает невозможным необходимые сравнения – в какой пропорции вклад римского и византийского искусства повлиял на формирование романского религиозного искусства во Франции. (Кстати, другим знаменитым произведением искусства, созданным во Франции в романский период, были Гобелены Байе).
Романская живопись в Мэне, Анжу, Пуату, Берри и Орлеане
Капелла при монастыре Сен-Жиль в Монтуаре была полностью покрыта росписью, из которой до наших дней сохранились только росписи первоначальной апсиды, расписанной фресками с добавлениями дистемпера и энкаустики, а также апсиды трансепта и двух апсидиол. Эта капелла, очень красивая, несмотря на многочисленные изменения, которые она претерпела на протяжении веков, когда-то была аббатом Ронсара. Она периодически подвергается опасности из-за внезапного подъёма уровня воды в реке Луаре. Сырость полностью размыла грунт картин у основания стен, тем более что последовательные разливы реки погребли их на глубину более метра.
Библейское искусство Сен-Жиля представляет собой исключительное и очень поразительное зрелище. Христос изображён в трёх апсидах и на своде триумфальной арки; в центральной апсиде мы видим, как он учит, в южной апсиде передаёт ключи Святому Петру, в западной апсиде посылает Святого Духа своим апостолам. Каролингское влияние очевидно, особенно в росписи триумфальной арки, где Христос в медальоне изображён венчающим Добродетель, победившую Порок.
Недалеко от Монтуара находится церковь Сен-Жак-де-Гере – в Троо также находится во власти уровня воды реки Луары.
На северной стене хора, на двух регистрах, изображены Резня невинных и Рождество Христово. Слева от осевого окна – трогательное Распятие с Богородицей и св. Иоанном у подножия креста, черно-зелёного цвета с жёлтой каймой. В амбразуре окна – Перст Божий, святой Георгий и святой Августин. На южной стене мы видим поверженную Гордость и Гнев, пронзающий себя мечом. Далее – Рай с огромной фигурой Святого Петра, затем мученичество Святого Иакова, легенда о Святом Николае и, наконец, Воскрешение Лазаря.
Эта группа картин, в которых проявляется экспрессионизм, предвосхищающий готическое искусство, была выполнена не ранее второй половины двенадцатого века. Обратите внимание на новые цветовые пигменты: необычный сиреневый, а также сочетания лимонно-жёлтого или медно-жёлтого с миндально-зеленым.
Хор церкви Арейнес, посвящённой Богоматери Кармельской, украшен росписью, сочетающей изысканность и величие, где фигуры, выделяющиеся на светлом фоне, окружены густым, но ясным и чётким контуром. Показанная нами деталь, голова святого, где глаза выделяются белым цветом (будучи в воске, чтобы светиться ярче, чем остальная часть предмета, они отделились от стены), является ярким примером мастерства, достигнутого средневековыми художниками этого региона в двенадцатом веке.
В 987 году, в день воцарения Капетингов, Тибо, граф Тура, основал монастырь Тавант. Однако своими фресками славится не монастырская церковь (уничтоженная пожаром в 1070 году), а приходская церковь Сен-Николя. В крипте – низкой тёмной камере, свод которой, едва превышающий уровень головы, поддерживается двумя рядами четырёх колонн, росписи украшают арки между колоннами. Они образуют один из лучших ансамблей романской живописи во Франции, но им грозит опасность исчезновения через несколько лет, если не будут приняты радикальные меры по их сохранению.
Для сравнения живописи во Франции и в России в романский период см: Русская средневековая живопись (950-1100). Для сравнения византийского влияния на французскую и русскую школы см: Новгородская школа иконописи (1100 и далее).
Центральная тема должна интерпретироваться как борьба между добром и злом, в которой сцены, часто не имеющие прямой связи друг с другом, взяты либо из Ветхого или Нового Завета, либо из других источников. На тонкой штукатурке, выделяясь на светлом фоне, фигуры, одиночные или группами, написанные простыми, но сильными красками (красная и жёлтая охра, красно-коричневый и земляной зелёный), обладают завораживающей выразительной силой.
Среди наиболее сохранившихся сцен – Христос в подземном мире, избавляющий Адама и Еву, Давид, убивающий льва, и фигура человека, хлопающего в ладоши, которого обычно идентифицируют как Саула, являются достаточным доказательством гения художника, мастерски использовавшего узкое пространство крипты.
Романская живопись в Сен-Савине
Мнение, высказанное Мериме в 1845 году, когда он был интендантом изящных искусств, по-прежнему остаётся верным: фрески Сен-Савина представляют собой самый важный и великолепный ансамбль религиозной живописи романского стиля во Франции. Исключительно большая церковь аббатства Сен-Савен (длина нефа почти 43 метра, высота 12-15 метров) включает четыре большие группы росписей: паперть, хор, неф и крипту. В Сен-Савине работало несколько художников, но, как будто один мастер руководил их коллективной работой, различные части были выполнены с таким сходством чувств, без вмешательства личного метода, что можно говорить о «стиле Сен-Савина».
ФРАНЦУЗСКИЕ РОМАНСКИЕ ФРЕСКИ
Стены и потолки церкви широко украшались во Франции в XI и XII веках. Эта настенная роспись, состоящая в основном из сцен из Библии, была предназначена для информирования в основном неграмотных церковных прихожан и служила формой благочестия. Французские романские фрески характеризовались более абстрактными, динамичными и анимированными образами, чем где-либо в Европе. Лучшим местом для таких живописных работ является церковь аббатства Сен-Савин сюр-Гартамп. Для сравнения с живописью в Германии см.: Немецкое средневековое искусство (800–1250).
В своде нефа первые три пролёта прорезаны двойными арками, а остальная часть представляет собой сплошную поверхность. Цикл живописи включает в себя последовательно: Сотворение, Грехопадение, Каин и Авель, истории Ноя, Иосифа и Моисея; всего тридцать шесть сцен, порядок которых то тут, то там прерывается, вероятно, из-за условий строительства: художники должны были выполнить свою задачу до того, как была завершена работа каменщиков.
Общий эффект свода наиболее поразителен. Не ограничиваясь классическим типом фона с горизонтальными полосами цвета, как в Бринэ или Эбрей, художники Сен-Савена смело нарушили обычай, используя ребристые или волнистые полосы, прерываемые, когда они хотели подчеркнуть определённую фигуру, зонами более тёмного цвета. Общая композиция, однако, удивительно гармонична, с её балансом светлых и тёмных участков, широких и узких мазков, качеством и благородством disegno.
Во входной камере нефа (крыльцо, служащее основанием башни) настенный декор, который сегодня быстро исчезает, отличается удивительной красотой. Серия видений – архангел, побеждающий зверя, чума саранчи, белые кони с коронованными человеческими головами – завершается над аркой, ведущей в неф, изображением Христа во славе в Небесном Иерусалиме.
Сводчатая камера галереи имеет такую же высоту, как и неф, и росписи в ней, ныне очень слабые, должно быть, были одними из самых красивых в Сен-Савине. К сожалению, сохранившиеся детали позволяют лишь догадываться об их исключительном качестве. Росписи в крипте представляют собой эпизоды из жизни святого Савина и святого Киприана.
Разница в технике исполнения между этими фресками и фресками в паперти, галерее и нефе значительна. Здесь, вместо разделения на различные сюжеты, темы рассматриваются почти непрерывно. Цвета намного темнее, фигуры более неуклюжие, сюжеты повторяются несколько раз, почти монотонно. Многие эксперты пришли к выводу, что это работа другого художника. И все же, после тщательного изучения, мы склонны согласиться с Дешамом, который считает Сен-Савен работой команды под руководством мастера-художника.
Подробнее о средневековом искусстве и проектировании зданий см: Романская архитектура (ок. 800-1200 гг.). Общее руководство по церковной живописи см: Христианское искусство (150-2000).
Фрески церкви Сен-Мартен-де-Ви в Бурбонне, обнаруженные в 1849 году приходским священником, были классифицированы в результате аппеляции Жоржа Санда. Это, однако, не защитило их от дальнейших превратностей.
Архитектурный план здания странный. Стена, пронизанная аркадой, отделяет хор от нефа. Эта стена, хор и апсида покрыты росписями в очень хорошей сохранности. Выбор тем, очевидно, определялся теми же моральными интересами, что и в Сен-Савине: циклы Страстей, Бытия, вместе с большой картиной жизни святого Мартина, покровителя церкви, и назидательный сюжет, притча о Диве и Лазаре. Если изображённые сцены аналогичны, то исполнение очень различно. Здесь мы сталкиваемся с более популярным видом искусства, живописным и анекдотическим. Чувство пластической формы сочетается с богатством буйного цвета и стремлением к карикатуре; фигуры грубы и часто уродливы, напоминая, что основные элементы каролингского или оттоновского искусства здесь сильно оттенены галльским духом.
В апсиде распятие святого Петра стоит рядом с Христом перед Иродом. В хоре, на северной стене, в нижнем регистре: притча о Дивееве и Лазаре; в среднем регистре: омовение ног, Поцелуй Иуды и Арест Иисуса; Св. Мартин занимает верхний регистр. На южной стене – продолжение истории о Дивееве; картины на среднем регистре исчезли; на верхнем регистре – Вход в Иерусалим и Очищение уст Исайи горящим углем.
В Сент-Эньян-сюр-Шер крипта, построенная одновременно с коллегиальной церковью, очень большая; она состоит из центральной часовни, окружённой амбулаторием, ведущим в три часовни.
От фресок осевой капеллы, относящихся к началу XII века, не осталось ничего, кроме медальона с Агнцем и двумя символами евангелистов. В конце того же века она была переделана, и сохранившаяся от этого периода сцена «Воскрешение Лазаря» обладает впечатляющим величием. Суровость рисунка лица Христа, тонированный цвет его волос и бороды поражают не меньше, чем необычность его одежд. Над Лазарем мы видим фигуры его изумлённых родственников.
Убранство часовни Сен-Жиль, посвящённой истории этого святого, совершенно иное по исполнению; рисунок более грубый, краски более тёмные, хотя тонкие и сияющие. На крайнем левом рисунке Святой Джайлс подаёт свою одежду больному человеку, который восстанавливает здоровье, затем он спасает человека, укушенного большой змеёй, и, наконец, молитвой успокаивает бурю.
В Пуатье мы должны отметить фрески в крипте Нотр-Дам-ла-Гранд, где две картины, изображающие святых, исповедников, держащих книгу, и мучеников с коронами, явно вдохновлены каролингским искусством и могут датироваться одиннадцатым веком.
Также в Пуатье базилика Сент-Илер содержит некоторые поразительные остатки росписей конца одиннадцатого или начала двенадцатого века. Среди них можно отметить фигуру святого, держащего книгу, и портреты епископов Пуатье.
Примечание: Наряду с Иль-де-Франс, Пуатье был важным центром витражного искусства, и связанных с ним мастеров. См. также материалы и методы витражей.
Росписи в церкви Сент-Эньян-де-Бриней, обнаруженные в 1913 году, датируются, вероятно, началом двенадцатого века. Как и в Вике, хор святилища отделен от нефа стеной, пробитой полукруглой аркой. Фрески, расположенные в двух регистрах, иллюстрируют детство Христа и несколько эпизодов его общественной жизни: Благовещение, Посещение, явление ангела пастухам, путешествие волхвов, убийство невинных, Сретение в храме, сон Иосифа и бегство в Египет; затем Искушение Христа и Брак в Кане. Этот цикл картин, в котором группы выделяются на фоне оранжево-жёлтых, белых и сине-зелёных полос, отличается гармонией и спокойствием. Фигуры с узкими лицами и удлинёнными ногами напоминают, с одной стороны, фигуры Сен-Савина и Таванта с их каролингскими чертами, а также Святого Георгия из Оберцелля благодаря определённому оттоновскому влиянию.
Быстро пробежимся по целой группе церквей на западе Франции, в которых росписи, к сожалению, находятся в очень плохом состоянии и даже в процессе быстрого исчезновения – например, в часовне Сен-Жан-дю-Лиге, основанной в 1178 году Генрихом II Английским в знак искупления за убийство Томаса Бекета, и (обнаруженной в 1948 году) в церкви Вье-Пузаж в Вандее, которая уже заросла зелёным мхом под воздействием влажных атлантических ветров.
В Майенне, недалеко от Лаваля, в церкви Приц, были обнаружены фрески под слоем побелки, которая, должно быть, покрывала всю апсиду. На внутренней стороне триумфальной арки находится прекрасный календарь, который, возможно, относится к довольно позднему периоду.
В Монморильоне, на реке Гартемпс, церковь Нотр-Дам, первоначально зависимая от Сен-Савена, имела выдолбленный в скале склеп, посвящённый Святой Екатерине. Здесь находятся фрески, очень хорошо сохранившиеся, изображающие мистическое обручение святой – Дева Мария держит на коленях младенца Иисуса и венчает святую Екатерину своей правой рукой. Святые женщины Пуату окружают центральную группу. Перед поперечной аркой находятся два старца Апокалипсиса.
Общий эффект чрезвычайно изящен, и привлекает своей чувствительной деликатностью. Романская суровость была оставлена; мы уже на пороге готического мира.
В Лоше, королевском городе, коллегиальная церковь Сен-Урс более интересна своей архитектурой и великолепным портиком с полихромной романской скульптурой, чем своими росписями, от которых мало что осталось. Однако в крошечной крипте мы можем увидеть хорошо сохранившийся портрет святого Брайса, который сменил святого Мартина на посту епископа Тура. Эта несколько примитивная картина, трезвая по колориту, датируется второй половиной XI века и, таким образом, является одной из самых ранних романских фресок во Франции.
Далее на юг, в Индре, хор церкви Меобек покрыт фресками в очень хорошем состоянии. Мы видим здесь ангела со святым Иосифом, лучника на белом коне, двух ангелов и, среди прочих святых, святого Марциала и святого Петра на троне с драконами. Несмотря на простоту красок (жёлтый, красный и белый на светлом фоне) и очарование рисунка, вся картина едва ли производит впечатление величественной. Этим картинам конца XII века не хватает однородности, у них нет единой иконографической темы.
В верхней части Гаронны, в Сен-Планкаре, церковь Сен-Жан-Батист демонстрирует ряд особенностей. С архитектурной точки зрения это единственная церковь на юге Франции, которая была спроектирована с двумя апсидами, расположенными друг напротив друга. Апсида и апсидиола южного крыла покрыты росписью. Апсида этого святилища, расположенного на старой римской дороге, по которой впоследствии шли паломники в Сантьяго-де-Компостелла, покрыта очень архаичными картинами, грубыми по стилю – Поклонение волхвов, Христос в величии, Распятие и Вознесение, – в которых жестокость движений и пышность костюмов имеют определённое сходство с коптскими картинами Бауита, которые можно увидеть в Коптском музее в Каире. Художник, создавший их ближе к середине двенадцатого века, возможно, ранее посещал Святую землю и Египет.
Апсидиола, вероятно, была украшена другим художником, так как композиция, изображающая голову и плечи Ирода рядом с плечами палача, только что обезглавившего Иоанна Крестителя, отличается большей гармонией и утончённостью. Она датируется, очевидно, началом XII века и гораздо ближе к работам, найденным в каталонском Руссильоне, чем к французской романской живописи.
Романская живопись в Бургундии
Скромная часовня приорства Берзе-ла-Виль, которую св. Хью, аббат Клюни с 1049 по 1109 год, построил примерно в десяти милях от большого аббатства, и куда он приходил в поисках уединения и отдыха, украшена фресками, в которых чётко прослеживается влияние византийского искусства – особенно иконописи. Потому ли, что они являются работой художника, принадлежащего к традиции клюнийцев и обучавшегося в Монте-Кассино, росписи Берзе-ла-Вилля имеют такие ярко выраженные византийские черты, или, напротив, художник обучался своему искусству при дворе императора Генриха III?
Хорошо известно, что Святой Хью поддерживал тесную связь с последним и с византийским двором. Поскольку во Франции не существует ни одной сопоставимой работы, мы склонны классифицировать картины Берзе-ла-Вилля с картинами монастыря Ноннберг в Зальцбурге или аббатства Пруфенинг, которое также было клюнийским.
В любом случае, эти фрески были выполнены не скромным ремесленником, а великим художником с использованием большого количества красок, насыщенных и плотных. На темно-синем фоне, в котором смешаны медные тона, пурпурно-красные или маддерные, белые или оранжевые орнаменты на одежде фигур контрастируют с красной охрой их волос и зеленью некоторых нимбов.
Вокруг мандорлы Христа в величии в полукуполе апсиды мы видим двенадцать апостолов, а у их ног – четырёх меньших святых. Слева – святой Павел, а справа – святой Петр принимает из рук Христа свиток, который некоторые авторитеты определили как дар места, на котором была построена Клюни, апостолам Петру и Павлу. Более вероятно, что он представляет собой передачу Закона апостолу, как символ подчинения Клюни Святому Престолу. Слева и справа от окон находятся сцены мученичества Святого Винсента и Святого Блазиуса, также очень хорошего качества.
Романская живопись в Овернье
Обращаясь к Овернье, мы находим в церкви Лаводье торцевую стену, покрытую огромной романской фреской, в которой всё ещё очень сильно византийское влияние, но в которой уже узнается французский характер. Выразительность лиц и рук, с тенями и промежуточными тонами, кажется, предвосхищает готическое искусство. Эта картина, на которой изображён Христос в величественной позе, дающий своё благословение, а внизу – Богородица в окружении апостолов, несколько напоминает картину из церкви Монтеран в Швейцарии и, вероятно, датируется двенадцатым веком.
Сен-Жюльен-де-Бриуд был важным этапом на пути в Компостеллу, и паломники приходили сюда, чтобы помолиться у гробницы Святого Юлиана. Поэтому неудивительно, что в этой прекрасной церкви, самой большой в Овернье, сохранилась часть фресок, ранее украшавших капеллу на галерее, посвящённую Святому Михаилу, а также фрагменты декора на некоторых колоннах нефа. Как и в соборе Ле-Пюи, росписи часовни Святого Михаила выполнены на очень тёмном фоне. Но сюжет на северной стене, ад с его ужасающими демонами, проиллюстрирован сюрреалистической фантазией, такой же кошмарной, как у Иеронима Босха.
Мы находим здесь отголоски азиатских произведений, и хотя мы должны напомнить себе, что это уже готическая работа, в своём экстравагантном вдохновении и в своём мастерстве она всё ещё типично романская. Другие воспроизведённые фрагменты, каменщик – художник с удивительной свободой изобразил двух каменщиков и, возможно, архитектора, – а также голова одного из столбов, поддерживающих галерею, и лиса, поедающая козу, демонстрируют изобретательские способности, которые были совершенно уникальными в то время.
Французское романское искусство также включает иллюминированные рукописи, евангельские тексты и другие виды иллюминаций, более подробную информацию ищите в статье Романские иллюминированные рукописи. Сюда же относятся панельные картины и фрески, многие из которых можно увидеть в некоторых старейших соборах и церквях Франции, а также в лучших художественных музеях мира.
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «романская живопись» Хуана Айно и Андре Хельда.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?