Романская живопись во Франции читать ~16 мин.
Когда речь идёт о романской живописи во Франции, помимо Турени и соседних с ней провинций — Мэна, Анжу, Пуату, Берри и Орлеана, которые представляют собой особенно богатый фресками регион, — следует упомянуть ещё три важные зоны: Бургундию, Овернь и Руссильон. Последний мы рассмотрим в контексте романского искусства Каталонии, поскольку Руссильон в основном зависел от неё вплоть до заключения Пиренейского договора в 1659 году.
Исследователь романского искусства Дюпре предложил условно разделять средневековую живопись во Франции на четыре основные группы, различающиеся по своей манере:
фресковые росписи запада с их приглушённой цветовой гаммой на светлом фоне;
яркие росписи на синем фоне, распространённые в основном в Бургундии и на юго-востоке;
росписи Оверни с характерным для них тёмным фоном;
каталонские росписи восточных Пиренеев.
Разумеется, это деление достаточно условно, и фрески со светлым фоном можно встретить и в Оверни, и в Бургундии. В любом случае, многие произведения невозможно однозначно отнести к какой-либо определённой школе или группе.
При внимательном изучении всей французской монументальной живописи становится очевидно, что Франция была в меньшей степени подвержена византийскому влиянию, чем, например, романская живопись в Италии или романская живопись в Испании. Как правило, французские фрески сохраняют традиции каролингского искусства, которые были преобразованы в романский период творческим гением местных художников. Поскольку фрески более ранних периодов почти полностью уничтожены, провести необходимые сравнения и точно установить, какой вклад внесли римское и византийское искусство в формирование романского религиозного искусства во Франции, затруднительно. (Кстати, другим знаменитым произведением искусства, созданным во Франции в романский период, является знаменитый ковёр из Байё — уникальный памятник средневековой вышивки).
Романская живопись в Мэне, Анжу, Пуату, Берри и Орлеане
Капелла Сен-Жиль в Монтуаре была некогда полностью покрыта росписями, из которых до наших дней сохранились лишь фрески в первоначальной апсиде (выполненные с добавлением темперы и энкаустики), а также росписи в апсиде трансепта и двух апсидиолах. Приором этой капеллы, очень красивой, несмотря на многочисленные перестройки, некогда был поэт Пьер де Ронсар. Сохранности росписей периодически угрожают внезапные подъёмы уровня воды в реке Луаре. Сырость полностью разрушила красочный слой у основания стен, а последовательные разливы реки погребли нижнюю часть росписей под слоем ила толщиной более метра.
Библейское искусство Сен-Жиля представляет собой исключительное и очень яркое зрелище. Христос изображён в трёх апсидах и на своде триумфальной арки: в центральной апсиде Он представлен как Учитель, в южной — передаёт ключи Святому Петру, а в западной — ниспосылает Святой Дух апостолам. Каролингское влияние здесь очевидно, особенно в росписи триумфальной арки, где Христос в медальоне венчает Добродетель, победившую Порок.
Недалеко от Монтуара находится церковь Сен-Жак-де-Гере в Троо, которая также страдает от подъёма воды в Луаре.
На северной стене хора в двух регистрах изображены Избиение младенцев и Рождество Христово. Слева от центрального окна находится трогательная сцена Распятия с Богородицей и святым Иоанном у подножия креста, выполненная в чёрно-зелёных тонах с жёлтой каймой. В амбразуре окна изображены Десница Божия, святой Георгий и святой Августин. На южной стене мы видим поверженную Гордыню и Гнев, пронзающий себя мечом. Далее следует изображение Рая с огромной фигурой Святого Петра, затем мученичество Святого Иакова, легенда о Святом Николае и, наконец, Воскрешение Лазаря.
Эта группа росписей, в которой проявляется экспрессионизм, предвосхищающий готическое искусство, была выполнена не ранее второй половины XII века. Обращают на себя внимание новые цветовые пигменты: необычный сиреневый, а также сочетания лимонно-жёлтого или медно-жёлтого с миндально-зелёным.
Хор церкви в Аренасе, посвящённой Богоматери Кармельской, украшен росписью, сочетающей изысканность и величие. Фигуры, выделяющиеся на светлом фоне, очерчены густым, но ясным и чётким контуром. Показанная нами деталь — голова святого, где глаза, обработанные воском для придания блеска, выделяются белым цветом и со временем отделились от стены, — является ярким примером мастерства, достигнутого средневековыми художниками этого региона в XII веке.
В 987 году, в год воцарения Капетингов, Тибо, граф Тура, основал аббатство в Таване. Однако славу ему принесли фрески не монастырской церкви (уничтоженной пожаром в 1070 году), а приходской церкви Сен-Николя. В крипте — низком тёмном помещении, свод которого едва превышает человеческий рост и поддерживается двумя рядами из четырёх колонн, — росписи украшают арки между колоннами. Они образуют один из лучших ансамблей романской живописи во Франции, но им грозит исчезновение в ближайшие годы, если не будут приняты срочные меры по их сохранению.
Для сравнения живописи во Франции и в России в романский период см.: Русская средневековая живопись (950–1100). Для сравнения византийского влияния на французскую и русскую школы см.: Новгородская школа иконописи (1100 и далее).
Центральную тему следует трактовать как борьбу между добром и злом, в которой сцены, часто не имеющие прямой связи друг с другом, заимствованы из Ветхого или Нового Завета, а также из других источников. Нанесённые на тонкий слой штукатурки и выделяющиеся на светлом фоне, фигуры — одиночные или в группах — написаны простыми, но сильными красками (красная и жёлтая охра, красно-коричневый и зелёная земля) и обладают большой выразительной силой.
Среди наиболее хорошо сохранившихся сцен — Сошествие Христа во ад для спасения Адама и Евы, Давид, убивающий льва, и фигура хлопающего в ладоши человека, которого обычно идентифицируют как Саула. Эти фрески служат достаточным доказательством гения художника, мастерски использовавшего узкое пространство крипты.
Романская живопись в Сен-Савене
Мнение, высказанное Проспером Мериме в 1845 году, когда он занимал пост генерального инспектора исторических памятников, остаётся верным и сегодня: фрески Сен-Савена представляют собой самый важный и великолепный ансамбль религиозной живописи романского стиля во Франции. Исключительно большая церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп (длина нефа почти 43 метра, высота 12–15 метров) включает четыре большие группы росписей: в нартексе, хоре, нефе и крипте. В Сен-Савене работало несколько художников, но, словно один мастер руководил их коллективным трудом, различные части были выполнены с таким единством стиля и без проявления индивидуальной манеры, что можно говорить о «стиле Сен-Савена».
ФРАНЦУЗСКИЕ РОМАНСКИЕ ФРЕСКИ
В XI и XII веках во Франции стены и потолки церквей обильно украшались росписями. Эта настенная живопись, состоящая в основном из библейских сцен, предназначалась для просвещения преимущественно неграмотных прихожан и служила формой выражения благочестия. Французские романские фрески отличались более абстрактными, динамичными и живыми образами, чем где-либо ещё в Европе. Лучшим примером таких живописных работ является церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп. Для сравнения с живописью в Германии см.: Немецкое средневековое искусство (800–1250).
На своде нефа первые три пролёта разделены двойными арками, а остальная часть представляет собой сплошную поверхность. Цикл живописи последовательно включает: Сотворение мира, Грехопадение, Каина и Авеля, истории Ноя, Иосифа и Моисея — всего тридцать шесть сцен, порядок которых местами нарушен, вероятно, из-за особенностей строительства: художники должны были выполнить свою задачу до того, как каменщики завершили работу.
Общее впечатление от свода поразительно. Художники Сен-Савена не ограничились классическим фоном с горизонтальными полосами цвета, как в Брине или Вике, а смело нарушили традицию, используя волнистые или ребристые полосы, которые прерываются зонами более тёмного цвета для выделения определённой фигуры. Тем не менее, общая композиция удивительно гармонична благодаря балансу светлых и тёмных участков, широких и узких мазков, а также качеству и благородству disegno (рисунка).
В нартексе (притворе, служащем основанием башни) настенный декор, который сегодня быстро разрушается, отличается удивительной красотой. Серия видений — архангел, побеждающий зверя, нашествие саранчи, белые кони с коронованными человеческими головами — завершается над аркой, ведущей в неф, изображением Христа во славе в Небесном Иерусалиме.
Сводчатая галерея над нартексом имеет ту же высоту, что и неф, и росписи в ней, ныне очень блёклые, должно быть, были одними из самых красивых в Сен-Савене. К сожалению, сохранившиеся детали позволяют лишь догадываться об их исключительном качестве. Росписи в крипте представляют эпизоды из жизни святого Савена и святого Киприана.
Разница в технике исполнения между фресками крипты и росписями в нартексе, галерее и нефе значительна. Здесь темы трактуются почти непрерывно, без чёткого разделения на сюжеты. Цвета намного темнее, фигуры более неуклюжи, а сюжеты повторяются несколько раз, почти монотонно. Многие эксперты пришли к выводу, что это работа другого художника. И всё же, после тщательного изучения, мы склонны согласиться с мнением Поля Дешама, который считает весь ансамбль в Сен-Савене работой одной команды под руководством мастера-художника.
Подробнее о средневековом искусстве и проектировании зданий см.: Романская архитектура (ок. 800–1200 гг.). Общее руководство по церковной живописи см.: Христианское искусство (150–2000).
Фрески церкви Сен-Мартен в Вике, обнаруженные в 1849 году приходским священником, были взяты под охрану благодаря обращению писательницы Жорж Санд. Это, однако, не уберегло их от дальнейших повреждений.
Архитектурный план здания необычен: стена с аркадой отделяет хор от нефа. Эта стена, хор и апсида покрыты росписями, находящимися в очень хорошей сохранности. Выбор тем, очевидно, определялся теми же морально-дидактическими целями, что и в Сен-Савене: циклы Страстей Христовых и Книги Бытия, а также большая композиция, посвящённая житию святого Мартина, покровителя церкви, и поучительный сюжет — притча о богаче и Лазаре. Хотя изображённые сцены схожи, исполнение сильно отличается. Здесь мы сталкиваемся с более народным видом искусства, живописным и повествовательным. Чувство пластической формы сочетается с богатством насыщенного цвета и стремлением к карикатурности; фигуры грубы и часто уродливы, напоминая о том, что основные элементы каролингского или оттоновского искусства здесь сильно окрашены галльским духом.
В апсиде распятие святого Петра соседствует со сценой «Христос перед Иродом». В хоре, на северной стене, в нижнем регистре изображена притча о богаче и Лазаре; в среднем — Омовение ног, Поцелуй Иуды и Арест Иисуса; верхний регистр занимает житие святого Мартина. На южной стене — продолжение истории о богаче; росписи среднего регистра утрачены; в верхнем регистре — Вход Господень в Иерусалим и Очищение уст Исаии горящим углем.
В Сент-Эньян-сюр-Шер крипта, построенная одновременно с коллегиальной церковью, очень велика; она состоит из центральной часовни, окружённой амбулаторием, ведущим в три боковые часовни.
От фресок центральной капеллы, относящихся к началу XII века, сохранился лишь медальон с Агнцем и двумя символами евангелистов. В конце того же века капелла была переписана, и сохранившаяся с того времени сцена «Воскрешение Лазаря» обладает впечатляющим величием. Суровость лика Христа, приглушённые тона его волос и бороды поражают не меньше, чем необычность его одеяний. Над Лазарем видны фигуры его изумлённых родственников.
Убранство часовни Сен-Жиль, посвящённой истории этого святого, совершенно иное по исполнению; рисунок здесь более грубый, а краски темнее, хотя и изысканны и сияющи. На крайнем левом изображении Святой Жиль отдаёт свою одежду больному, который исцеляется; затем он спасает человека, укушенного большой змеёй, и, наконец, силой молитвы усмиряет бурю.
В Пуатье следует отметить фрески в крипте церкви Нотр-Дам-ла-Гранд. Две росписи, изображающие святых исповедников с книгами и мучеников с коронами, явно вдохновлены каролингским искусством и могут быть датированы XI веком.
Также в Пуатье в базилике Сент-Илер сохранились некоторые примечательные фрагменты росписей конца XI или начала XII века. Среди них можно выделить фигуру святого с книгой и портреты епископов Пуатье.
Примечание: Наряду с Иль-де-Франс, Пуатье был важным центром витражного искусства и связанных с ним мастерских. См. также материалы и методы создания витражей.
Росписи в церкви в Брине, обнаруженные в 1913 году, датируются, вероятно, началом XII века. Как и в Вике, хор здесь отделён от нефа стеной с полуциркульной аркой. Фрески, расположенные в двух регистрах, иллюстрируют детство Христа и несколько эпизодов его земной жизни: Благовещение, Встречу Марии и Елизаветы, явление ангела пастухам, поклонение волхвов, избиение младенцев, Сретение Господне, сон Иосифа и бегство в Египет; затем Искушение Христа и Брак в Кане Галилейской. Этот цикл росписей, в котором группы фигур выделяются на фоне оранжево-жёлтых, белых и сине-зелёных полос, отличается гармонией и спокойствием. Фигуры с узкими лицами и удлинёнными ногами напоминают, с одной стороны, персонажей из Сен-Савена и Тавана с их каролингскими чертами, а с другой — росписи Святого Георгия в Оберцелле благодаря определённому оттоновскому влиянию.
Кратко упомянем целую группу церквей на западе Франции, росписи в которых, к сожалению, находятся в очень плохом состоянии и даже продолжают быстро разрушаться. Среди них — часовня Сен-Жан в Лигле, основанная в 1178 году Генрихом II Английским в искупление убийства Томаса Бекета, и росписи в церкви Вьё-Пузаж в Вандее (обнаружены в 1948 году), которые уже покрылись зелёным мхом под воздействием влажных атлантических ветров.
В Майенне, недалеко от Лаваля, в церкви в Прице под слоем побелки, которая, должно быть, покрывала всю апсиду, были обнаружены фрески. На внутренней стороне триумфальной арки находится прекрасный календарь, который, возможно, относится к довольно позднему периоду.
В Монморийоне, на реке Гартамп, церковь Нотр-Дам, первоначально зависимая от аббатства Сен-Савен, имела выдолбленный в скале склеп, посвящённый Святой Екатерине. Здесь находятся очень хорошо сохранившиеся фрески, изображающие мистическое обручение святой: Дева Мария держит на коленях младенца Иисуса и венчает святую Екатерину. Святые жёны Пуату окружают центральную группу. Перед поперечной аркой изображены два старца Апокалипсиса.
Общий эффект чрезвычайно изящен и привлекает своей утончённой деликатностью. Романская суровость осталась в прошлом; мы уже на пороге готического мира.
В Лоше, королевском городе, коллегиальная церковь Сен-Ур более интересна своей архитектурой и великолепным портиком с полихромной романской скульптурой, чем своими росписями, от которых мало что осталось. Однако в крошечной крипте можно увидеть хорошо сохранившийся портрет святого Бриса, который сменил святого Мартина на посту епископа Тура. Эта несколько примитивная по исполнению и сдержанная по колориту роспись датируется второй половиной XI века и, таким образом, является одной из самых ранних романских фресок во Франции.
Далее на юг, в департаменте Эндр, хор церкви в Меобеке покрыт фресками в очень хорошем состоянии. Мы видим здесь ангела со святым Иосифом, лучника на белом коне, двух ангелов и, среди прочих святых, святого Марциала и святого Петра на троне с драконами. Несмотря на простоту красок (жёлтый, красный и белый на светлом фоне) и очарование рисунка, вся композиция едва ли производит впечатление величественной. Этим росписям конца XII века не хватает единства, у них нет общей иконографической программы.
В департаменте Верхняя Гаронна, в Сен-Планкаре, церковь Сен-Жан-Батист имеет ряд особенностей. С архитектурной точки зрения это единственная церковь на юге Франции с двумя апсидами, расположенными друг напротив друга. Апсида и апсидиола южного крыла покрыты росписями. Апсида этого храма, расположенного на старой римской дороге, по которой впоследствии шли паломники в Сантьяго-де-Компостела, украшена очень архаичными и грубоватыми по стилю изображениями — Поклонение волхвов, Христос во славе, Распятие и Вознесение. Резкость движений и пышность одеяний в этих сценах имеют определённое сходство с коптскими росписями из Бауита, которые можно увидеть в Коптском музее в Каире. Возможно, художник, создавший их около середины XII века, ранее посещал Святую землю и Египет.
Апсидиола, вероятно, была расписана другим мастером, так как композиция, изображающая голову и плечи Ирода рядом с палачом, только что обезглавившим Иоанна Крестителя, отличается большей гармонией и утончённостью. Она датируется, по-видимому, началом XII века и гораздо ближе к работам, найденным в каталонском Руссильоне, чем к французской романской живописи.
Романская живопись в Бургундии
Скромная часовня приората Берзе-ла-Виль, которую святой Гуго (Хью), аббат Клюни с 1049 по 1109 год, построил примерно в десяти милях от великого аббатства, чтобы уединяться там для отдыха и молитвы, украшена фресками, в которых чётко прослеживается влияние византийского искусства, особенно иконописи. Являются ли росписи Берзе-ла-Виль работой художника, принадлежавшего к клюнийской традиции и обучавшегося в Монтекассино, или же он постигал своё искусство при дворе императора Генриха III? Этот вопрос остаётся открытым.
Хорошо известно, что святой Гуго поддерживал тесные связи как с императором, так и с византийским двором. Поскольку во Франции не существует сопоставимых произведений, мы склонны относить росписи Берзе-ла-Виль к той же группе, что и фрески монастыря Ноннберг в Зальцбурге или аббатства Прюфенинг, которое также принадлежало клюнийской конгрегации.
В любом случае, эти фрески были выполнены не скромным ремесленником, а великим художником, использовавшим богатую палитру насыщенных и плотных красок. На тёмно-синем фоне, в котором смешаны медные тона, пурпурно-красные или краповые оттенки, белые и оранжевые орнаменты на одеждах фигур контрастируют с красной охрой их волос и зеленью некоторых нимбов.
Вокруг мандорлы с изображением Христа во славе в полукуполе апсиды мы видим двенадцать апостолов, а у их ног — четырёх святых меньшего ранга. Слева находится святой Павел, а справа — святой Пётр, принимающий из рук Христа свиток. Некоторые авторитеты полагают, что это символизирует дар земли, на которой было построено аббатство Клюни, апостолам Петру и Павлу. Более вероятно, однако, что сцена представляет передачу Закона апостолу как символ подчинения Клюни Святому Престолу. Слева и справа от окон находятся сцены мученичества святого Викентия и святого Власия, также очень высокого качества исполнения.
Романская живопись в Оверни
Обращаясь к Оверни, мы находим в церкви в Лаводьё торцевую стену, покрытую огромной романской фреской, в которой всё ещё очень сильно византийское влияние, но уже угадывается французский характер. Выразительность лиц и рук, прописанных с тенями и полутонами, кажется, предвосхищает готическое искусство. Эта роспись, изображающая Христа в величественной позе, дарующего благословение, а внизу — Богородицу в окружении апостолов, несколько напоминает роспись из церкви в Мюнтере (Швейцария) и, вероятно, датируется XII веком.
Церковь Сен-Жюльен в Бриуде была важным пунктом на пути в Компостелу, и паломники приходили сюда, чтобы помолиться у гробницы святого Юлиана. Поэтому неудивительно, что в этой прекрасной церкви, самой большой в Оверни, сохранилась часть фресок, ранее украшавших капеллу на галерее, посвящённую святому Михаилу, а также фрагменты декора на некоторых колоннах нефа. Как и в соборе Ле-Пюи, росписи капеллы Святого Михаила выполнены на очень тёмном фоне. Но сюжет на северной стене — ад с его ужасающими демонами — проиллюстрирован с сюрреалистической фантазией, столь же кошмарной, как у Иеронима Босха.
Здесь мы находим отголоски азиатского искусства, и хотя следует помнить, что это уже готическая работа, по своему экстравагантному вдохновению и мастерству она всё ещё остаётся типично романской. Другие воспроизведённые фрагменты — каменщик (художник с удивительной свободой изобразил двух каменщиков и, возможно, архитектора), голова на одной из колонн, поддерживающих галерею, и лиса, поедающая козу, — демонстрируют изобретательность, совершенно уникальную для того времени.
Французское романское искусство также включает иллюминированные рукописи, евангелия и другие виды книжной миниатюры. Более подробную информацию ищите в статье Романские иллюминированные рукописи. Сюда же относятся станковые картины и фрески, многие из которых можно увидеть в старейших соборах и церквях Франции, а также в лучших художественных музеях мира.
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «Романская живопись» Хуана Айно и Андре Хельда.
- Романская живопись в Италии
- Романская живопись в Испании
- Романская живопись
- Мария Санти: Война против всех чужих
- Портретная миниатюра
- Мария Санти: Бедная боярыня
- Как выбрать золотое кольцо женское: советы стилиста
- Картины, наполненные солнцем — выставка «Художники Таджикистана» в Костроме
- Маэстро Филип Трейси
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?