Романская живопись в Испании читать ~15 мин.
Нигде больше, как в Испании, и особенно в Каталонии, мы не найдём такого богатства романской живописи — от самых архаичных фресок до алтарных образов, предвещающих готику. Это заслуга нескольких смелых и дальновидных людей. Среди первых следует упомянуть Хосе Пихоана, который в 1907 году опубликовал в Институте каталонских исследований богатое документальное исследование каталонской романской живописи, и искусствоведа Жозепа Гудиола, организовавшего Епископальный музей Вика — старейший музей средневекового христианского искусства в Каталонии.
Сердце разрывается при мысли о шедеврах, утраченных из-за человеческой недальновидности. Среди причин — разрушения по приказу Карла III Бурбона и его придворного художника Антона Рафаэля Менгса. Король стремился создать элегантное и изысканное придворное искусство, которое не должно было соприкасаться с романским искусством, возникшим на основе народных традиций и считавшимся в то время примитивным и грубым. Другой причиной стали секуляризация и разрушение церквей и монастырей во время волны церковных конфискаций 1835 года, охватившей всю Европу. И наконец, Гражданская война 1936–1939 годов.
Ситуация, однако, оказалась гораздо менее трагичной, чем во Франции. В Каталонии Комиссия музеев Барселоны, начавшая свою работу в 1906 году с создания копий основных росписей, вскоре полностью изменила политику. Она приступила к бережному демонтажу практически всех настенных росписей провинции, что, несомненно, спасло их от разрушения или от посягательств недобросовестных иностранных коллекционеров. Без этих мер многие произведения, вероятно, уже не существовали бы.
Основной иконографической темой росписей в церквях и на алтарях является изображение Христа во славе (Maiestas Domini). В храмах, посвящённых Богородице, этот сюжет заменяет Богоявление или Поклонение волхвов. Христос-Царь изображается сидящим на коленях своей матери, как на живом троне. Этот образ Божества размещается на цилиндрических сводах или в центральном куполе апсиды, своей формой напоминающей небесный свод. Как правило, он занимает центральное место и в композиции антепендиумов (лицевых панелей алтаря). (См. также: Романская архитектура ок. 800–1200 гг.).
Самый ранний этап романского библейского искусства характеризуется мощным экспрессионизмом и динамичной свободой композиции. К этому периоду, который неожиданно долго сохранялся в некоторых районах Пиренеев, относится алтарный образ, посвящённый святым Кирику и Иулитте. Изначально он находился в ските в Дурро, освящённом в их честь.
Настенные росписи в церкви Сан-Хуан-де-Бои, недалеко от Дурро, демонстрируют более вытянутые пропорции человеческой фигуры и экспрессивную силу, сравнимую с алтарным образом из Дурро, но без его ярких красок (насыщенных зелёных, жёлтых и красных). Они написаны в более сдержанных тонах — сером, охристом и гранатово-красном, — но их искусство более монументально и изысканно. Одной из наиболее совершенных религиозных картин является композиция «Побиение камнями святого Стефана», обладающая острой драматической силой.
Романская живопись в Жероне
Примерно в то же время в Жероне сформировалась группа художников, чьи работы быстро распространились на юг. Самым известным из них является Мастер из Осорморта, названный так по приписываемым ему росписям в церкви Осорморта со сценами из Книги Бытия и житий апостолов. Этому же мастеру принадлежат росписи в маленькой церкви Белкайра, посвящённой Святому Иоанну, где изображена Пятидесятница; в церкви Маренья, посвящённой Святому Стефану, с Распятием справа от центрального окна; и в церкви Эль-Бруль, где представлены эпизоды из Книги Бытия и детства Христа.
Фигуры сильно различаются по размерам, а композиции и позы чрезвычайно разнообразны. Цветовая гамма основана на охре, терракоте и голубовато-сером. Особенно примечательны огромные глаза, характерная форма голов и головные уборы, сдвинутые на затылок. Те же черты, но в более строгом исполнении, можно увидеть в росписях крипты аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп и в миниатюрах рукописи жития святой Радегунды из Пуатье, датируемой концом XII века.
Архитектура всех церквей, расписанных художниками этой группы, соответствует данной хронологии, хотя одна конкретная дата — освящение церкви Эль-Бруль в 1062 году — сама по себе считается недостаточным датирующим признаком.
Шесть лет спустя рядом была освящена ещё одна церковь, Сескортс, где изображена история Адама и Евы. Эти росписи напоминают работы более южной группы художников, создавших фрески в церкви Полиньи, освящённой в 1122 году, и в церкви Барбера, освящённой в неустановленное время епископом Святым Олегером (1116–1137).
Тесная стилистическая связь между всеми этими произведениями позволяет отнести их к первой трети XII века.
Романская живопись в Руссильоне
Хотя Руссильон находится во Франции, мы рассматриваем его искусство в контексте романской живописи Каталонии, так как Руссильон был частью каталонских земель до 1659 года. См. также: Романская живопись во Франции.
В это же время был расписан ряд церквей в Руссильоне. Наиболее типичные примеры можно увидеть в Сен-Назер-де-л’Эклюз и Сан-Мартин-де-Фенуйяр. В последней, дороманской по архитектуре церкви, стены были расписаны, вероятно, около 1100 года сценами из жизни Христа и обширной композицией на апокалиптическую тему. Обе работы можно приписать одному и тому же художнику, который не стремился к сложной композиции, а передавал своё неистовое чувство через грубоватые фигуры, написанные на фоне цветных полос.
В первой четверти XII века самобытный художник, обладавший очень личной выразительной силой, украсил боковые стены и другие участки двух церквей в Тауле (долина Бои), освящённых в 1123 году. Использование простых цветовых пигментов — охры, терракоты и серого, легкодоступных в этой местности, — не помешало ему создать удивительно выразительные композиции, такие как «Битва Давида и Голиафа» из церкви Санта-Мария-де-Тауль.
Долговременное влияние этой художественной традиции можно проследить в большом алтарном образе из Тавернолеса, который сейчас находится в Музее каталонского искусства в Барселоне и представляет собой ряд из девяти епископов или аббатов в митрах.
Роспись центральной апсиды церкви Сан-Клементе-де-Тауль, выполненная другим художником, стала одной из вершин романского искусства. Не порывая с традициями византийского искусства, художник проявил свою сильную индивидуальность. Его реалистическое чутьё оживляет фигуры, которые при этом сохраняют свой абстрактный и иератический характер.
Романская живопись в Каталонии
Обилие произведений, созданных и сохранившихся в Каталонии, позволяет нам лучше, чем в любой другой европейской стране, проследить одновременную работу нескольких великих старых мастеров с очень разной подготовкой. Вслед за ними творили и группы ремесленников, чей стиль сочетал влияние народной традиции с элементами, заимствованными, с разной степенью верности и мастерства, из работ более высококлассных художников.
Среди наиболее заметных мастеров выделяются несколько. Например, Мастер из Педрета, отражавший эллинистическую традицию через итальянские образцы (украшенные драгоценностями короны, греческие фризы, вихревые драпировки). Его работы включают портреты и демонстрируют личную интерпретацию перспективы.
Портрет графини Люсии де Пальярс на фреске в апсиде бывшего монастыря Бургаль (ныне в Музее каталонского искусства в Барселоне) позволяет датировать эту работу примерно 1085 годом и хронологически определить всю группу произведений.
К этой группе также принадлежат Мастер из Мура, Мастер балдахина из Рибеса, Мастер антепендиума из Иша и некоторые другие, которых объединяет использование плоской геометрии в сочетании с пристрастием к великолепным краскам. Сюда же входят два художника, расписавших апсиды в Тауле (Сан-Клементе и Санта-Мария), и другие мастера, чьи работы можно увидеть в епархиях Вика, Жероны и Барселоны. В эту группу также входят некоторые художники, специализировавшиеся на станковой живописи, первоклассные образцы которой сохранились в Сольсоне, Вике, Жероне и Барселоне.
Подробнее о религиозной скульптуре доготического периода см.: Средневековая скульптура (ок. 400–1000), где также рассматривается каролингская и оттоновская культура; и Романская скульптура (1000–1200).
Мы можем в мельчайших деталях проследить влияние этих художников через заимствования, сделанные второстепенными мастерами. Например, мастера из Сорпе и Санта-Коломы заимствуют важные элементы из искусства Мастера из Педрета, что особенно заметно в церквях Пальярса и Андорры. Освящение в 1163 году церкви Санта-Рома-дель-Бонс в Андорре, украшенной мастером из Санта-Коломы, даёт нам хронологический ориентир для его деятельности.
Не следует забывать и о значительной группе росписей, выполненных в Руссильоне, Вальеспире, Конфлане и Сердани — регионах, принадлежавших Каталонии до Пиренейского договора 1659 года. Здесь представлены все этапы и манеры, включая произведения большого интереса, от самых архаичных до самых зрелых стилей (Серрабон, Суреда, Арль-сюр-Тёк — датируется 1157 годом, — Эставар и другие), не говоря уже о более поздних этапах.
Художественное влияние некоторых средневековых художников, кроме того, распространилось за пределы каталонских графств. В росписях в Вальсе (Арьеж) работы местного художника довольно прямо отражают манеру Мастера из Педрета, что легко объясняется тем, что последний работал в долине Аран, которая в Средние века, как и Вальс, принадлежала епархии Комменж. Последние исследования позволяют нам безоговорочно приписать Мастеру из Педрета настенные росписи в соборе Сен-Лизье, недалеко от Сен-Жирона, освящённом в 1117 году.
Удивительный Мастер из Сан-Клементе-де-Тауль украсил небольшую апсиду в соборе Рода-де-Исабена, чьи епархиальные границы до 1140 года включали долину Бои. Более того, именно епископ Роды, святой Раймонд, в 1123 году освятил две церкви в Тауле.
Возможно, благодаря личному влиянию этого прелата ученики Мастера из Санта-Мария-де-Тауль работали в более отдалённых регионах: в Берланге, Мадеруэло и, возможно, в Тубилья-дель-Агуа, на кастильской территории, которая с 1111 по 1134 год находилась под прямым господством короля Арагона Альфонсо I Воителя. Король тесно сотрудничал со святым Раймондом, который сопровождал его в военных походах и в его усилиях по заселению этой части Кастилии, предпринятых частично с помощью войск из Пиренейского региона.
Несколько особняком от этой общей картины стоит великолепная роспись в коллегиальной церкви Сан-Исидоро, созданная полвека спустя благодаря покровительству Фернандо II Леонского (1157–1188), который изображён там со своей женой Урракой. Также стоит упомянуть повреждённые, но важные остатки настенной живописи в апсиде церкви Сан-Пелайо-де-Перасанкас.
Леонские росписи находятся в Королевском пантеоне, сводчатой паперти у западного фасада церкви. На этом своде, который, по-видимому, скрывает более ранние росписи, представлен сложный ансамбль огромных композиций на исторические и символические темы. Наиболее привлекательной, с её многочисленными анекдотическими деталями и человеческим теплом, является сцена «Благовещение пастухам».
В последние годы XII века, наряду с традиционными формами, сохранившимися с более раннего периода, в Испании появилось несколько исключительно прекрасных образцов общеевропейского живописного стиля с сильным византийским влиянием. Однако, хотя это влияние неоспоримо, явление это сложное, и существуют лишь единичные, хотя и важные, указания на прямую связь с Англией.
Группу, которую можно отнести к более ранней дате, образуют различные росписи на деревянных панелях из Сердани и её окрестностей (антепендиум из Бальтарги, а также фрагмент балдахина и антепендиума из Орейи). Миниатюра 1195 года из монастыря Сен-Мартен-дю-Канигу, вдохновлённая работой этой группы, помогает нам установить её датировку. Эти произведения имеют ярко выраженный итало-византийский характер. (См. также: Романская живопись в Италии.)
В тот же период в Каталонии, по-видимому, начали работать ещё два художника — мастера из Льюсы и из Авии. Их стиль — это возвращение к традиционной романской манере; их цветовая гамма намного богаче и ярче, чем у предыдущей группы. Мастеру из Льюсы или его кругу приписывают росписи на деревянных панелях, такие как крест и триптих из Льюсы, от которого он и получил своё имя, а также настенные росписи (Пучреч, Сан-Пабло-де-Кассеррас).
Мастер из Авии назван так из-за алтарного образа Санта-Мария из Авии с прекрасной сценой Рождества. Ему приписывают и другие работы, например, антепендиумы из Ротжеса и Сан-Пере-де-Рибесальтес.
В области Берга (Барселона) и в Руссильоне отголоски его искусства, хотя, к сожалению, в неумелом исполнении, можно найти в работах художника, известного как Мастер из Видры.
После этой даты другие художники продолжали работать в манере, более подверженной влиянию западных формул. К ним относятся художник антепендиума из Мосоля или Мастер из Эспинельвеса, расписавший в 1200 году антепендиум для местечка, в честь которого он был назван, в епархии Вик, а также фрески в боковой апсиде церкви Санта-Мария-де-Эгара в Таррасе, посвящённой святому Томасу Бекету, примасу Англии, убитому в 1170 году.
В западной части Каталонии мы находим другие примеры того же периода. Некоторые из них традиционны, например, «Тайная вечеря» и эпизоды из жизни святой Екатерины из Ла-Сео-де-Уржель; другие несут ярко выраженные черты византийского искусства: антепендиум в Музее каталонского искусства в Барселоне, крест в Национальном археологическом музее Мадрида, а также настенные росписи в церкви Сан-Эстебан в Андорра-ла-Велья со сценами Страстей и другими эпизодами.
Далее к юго-западу расположена важная группа антепендиумов и других предметов с росписью на фоне лепного рельефа, таких как антепендиум из Чиа (ныне в Музее каталонского искусства, Барселона), посвящённый Святому Мартину и подписанный Johannes pintor. Эта группа художников, обладавших редким народным колоритом, продолжала работать до середины XIII века, а возможно, и позже.
Росписи в крипте, или нижней капелле, построенной под северной (евангельской) апсидой собора Рода-де-Исабена, носят народный характер и относятся ко второй половине XIII века. В то же время в арагонской церкви Сан-Хуан в Ункастильо мы находим интересные следы более сложного искусства, которое, возможно, датируется 1200 годом.
Алтарь в Хесере, посвящённый Святому Иоанну Крестителю, алтарь в Льесе, изображающий сцены из жизни Святого Викентия, и более древние и гораздо более качественные настенные росписи в Сан-Фруктуосо-де-Бьерхе образуют ядро поздней пиренейско-арагонской школы искусства, которая является неотшлифованной, но очень выразительной.
Романская живопись в Сихене
На фоне всего этого выделяются необыкновенные росписи в зале капитулов монастыря Сихена. Они тем более поразительны, что их изуродованные остатки, сильно повреждённые во время пожара 1936 года, вместе с воспоминаниями очевидцев и многочисленными фотодокументами, сделанными до пожара, позволяют нам оценить их исключительное качество.
На арках и стенах были представлены двойные ряды бюстов, иллюстрирующих родословие Христа, сцены из Ветхого и Нового Заветов, дополненные в арках фантастическими цветочными и животными узорами. Преобладающими цветами были охра, лососёво-розовый и небесно-голубой — необычные для испанской настенной живописи, но очень эффектные, судя по крошечным сохранившимся фрагментам. Такое использование цвета, а также стиль и иконография, подтверждают прямую связь с искусством Винчестерской Библии, манускриптами из Библиотеки Моргана, витражами Кентерберийского собора, изображающими родословие Христа, и другими английскими рукописями, которые британские историки обычно относят к последним годам XII века.
Летописец монастыря, приор Морено, утверждал, что росписи с родословием Христа в Сихене были сделаны в 1232 году. Это несколько противоречит хронологии, принятой для английских работ, но прекрасно согласуется с другой датой — 1258 годом, когда, как мы знаем, была освящена монастырская церковь. Тогда она была полностью покрыта росписями; те, что сохранились в апсиде сегодня, были работой ученика или прямого подражателя мастера зала капитулов. Этот второй художник, возможно, был главным или единственным исполнителем другой серии настенных росписей — из Артахоны, Олите и Артаиса, которые хранятся в Музее Наварры в Памплоне.
Романская живопись в Кастилии и Леоне
В Кастилии известен лишь один пример, сравнимый по качеству и дате с росписями Сихены: фрагменты фрески с изображениями сцен из жизни животных, первоначально находившейся в зале капитулов монастыря Сан-Педро-де-Арланса в Бургосе. Далее на запад мы находим превосходную стилистическую параллель этой фреске в миниатюре с конным портретом Альфонсо IX (1188–1230) и большим геральдическим львом, добавленной в картулярий собора Сантьяго-де-Компостела, известный как «Тумбо А». Её дата подтверждает общую хронологию этого стиля.
В Леоне наиболее важные фрески XIII века, выполненные в классической романской традиции, находятся в здании бывшего зала капитулов монастыря Сан-Исидоро, известном сегодня как «Капелла де лос Киньонес».
Остатки настенной живописи в апсиде церкви Эль-Кристо-де-ла-Лус в Толедо с видением Бога, фигурами святых и священника относятся к неопределённой, хотя, вероятно, более ранней дате. В этом же городе, в церкви Сан-Роман, сохранилась значительная часть фресок, написанных около 1221 года, в которых мы видим сочетание мавританских и христианских элементов с определённым византийским влиянием.
В Кастилии и Леоне расписные панели встречаются гораздо реже. Однако сохранилось несколько очень интересных образцов: стройная фигура Святого Павла в епархиальном музее Авилы и реликварий с апостолами и сценами из жизни Христа в архиепископском дворце в Асторге.
В большинстве упомянутых регионов романская живопись продолжала создаваться на протяжении большей части XIII века. За исключением Наварры, искусство начала этого века, испытавшее влияние Византии, похоже, не имело подражателей, в отличие от художественных канонов, усвоенных гораздо ранее.
О предроманских течениях, связанных с двором Карла Великого и его преемников, см.: Каролингское искусство (ок. 750–900) и Оттоновское искусство (ок. 900–1050).
Романская живопись на Майорке
Не следует забывать, что до полного развития готического искусства группа художников из Барселоны привила свой стиль в регионе, до тех пор не затронутом романским искусством: на острове Майорка. От этого периода в Барселоне сохранилась часть настенного декора бывшего королевского дворца, изображающего шествие рыцарей и солдат; росписи с рыцарями, животными и геральдическими, цветочными или геометрическими мотивами в бывшем дворянском доме на улице Каррер-де-Дуран-и-Бас; а также сцены, изображающие завоевание Майорки Хайме I в 1229 году, обнаруженные в здании на улице Каррер-де-Монкада, где также сохранился богато расписанный деревянный потолок.
В Пальме, на Майорке, есть два важных расписных панно в похожем стиле: алтарный образ Святого Бернарда и фрагмент алтарного образа, который, судя по иконографическому расположению разнообразных сцен, должен был быть посвящён Святой Урсуле.
Очень привлекательный художник, известный как Мастер из Соригеролы, работавший на севере Каталонии, в некоторых деталях и орнаментальных особенностях обнаруживает переход к готическому искусству, хотя по сути его художественное образование заставляет его придерживаться романской традиции, так глубоко укоренившейся в его родной земле.
Испанскую романскую живопись можно увидеть в некоторых старейших церквях и соборах Испании, особенно в Каталонии, а также в нескольких лучших художественных музеях мира.
Подробнее о книжной живописи и иллюминированных евангелиях в средневековой Испании см.: Романские иллюминированные рукописи.
Общее руководство по религиозным фрескам см.: Христианское искусство (150–2000).
- Романская живопись во Франции
- Романская живопись в Италии
- Романская живопись
- «Mañanaland» Пэм Муньос Райан, краткое содержание
- «Гаррисон Бержерон» Курта Воннегута младшего, краткое содержание
- В зале МСХ открывается выставка к юбилею художницы Эльзы Хохловкиной
- Картина маслом, купленная в испанской антикварной лавке за $200, признана ранним произведением Сальвадора Дали
- От Микеланджело до Мардена: семь самых ярких драк в истории живописи
- Лидия Клемент. Яркая планета. 16+
- Искусствоведы: известные художественные критики
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?