Романтизм читать ~15 мин.
Несмотря на ранние усилия таких пионеров, как Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541-1614), Адам Эльсхаймер (1578-1610) и Клод Лоррен (1604-1682), стиль, известный нам как романтизм, не набирал силу до конца XVIII века, когда героический элемент неоклассицизма стал играть центральную роль в живописи. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом породил эмоциональный романтический стиль, который возник после Французской революции как реакция против сдержанного академического искусства художественного истеблишмента.
Догматы романтизма включали возвращение к природе – примером чего является акцент на спонтанной живописи на пленэре – веру в доброту человечества, продвижение справедливости для всех, и сильную веру в чувства и эмоции, а не в разум и интеллект. Романтические художники и скульпторы стремились выразить эмоциональный личный отклик на жизнь, в отличие от сдержанности и универсальных ценностей, которые отстаивало неоклассическое искусство. Архитекторы XIX века также стремились выразить чувство романтизма в своих проектах зданий: см., например, Викторианская архитектура (1840-1900).
Среди величайших художников-романтиков были Генрих Фюзели (1741-1825), Франсиско Гойя (1746-1828), Каспар Давид Фридрих (1774-1840), Дж. М. У. Тёрнер (1775-1851), Джон Констебл (1776-1837), Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Романтическое искусство не вытеснило неоклассический стиль, а скорее служило противовесом его строгости и жёсткости. Хотя романтизм пришёл в упадок около 1830 года, его влияние продолжалось ещё долго. Чтобы увидеть роль, которую романтическая живопись сыграла в эволюции искусства 19 века, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Истоки
После Французской революции 1789 года в течение жизни одного поколения произошли значительные социальные изменения. Европу сотрясали политические кризисы, революции и войны. Когда лидеры стран собрались на Венском конгрессе (1815), чтобы реорганизовать европейские дела после наполеоновских войн, стало ясно, что надежды народов на «свободу, равенство и братство» не оправдались. Однако в течение этих бурных 25 лет в сознании людей утвердились новые идеи и взгляды.
Уважение к личности, ответственному человеку, которое уже было ключевым элементом неоклассической живописи, породило новое, но родственное явление – эмоциональную интуицию. Таким образом, холодный, рациональный неоклассицизм теперь столкнулся с эмоциями и индивидуальным воображением, которое проистекало из них. Вместо того чтобы восхвалять стоицизм и интеллектуальную дисциплину индивидуума (неоклассицизм), художники теперь также начали восхвалять эмоциональную интуицию и восприятие индивидуума (романтизм). Таким образом, в начале 19 века возникло множество стилей, каждый из которых был обусловлен национальными особенностями, и все они попали под название «романтизм».
Движение началось в Германии, где оно было мотивировано в основном чувством усталости от мира (»Weltschmerz»), чувством изоляции и тоской по природе. Позже романтические тенденции проявились также в английской и французской живописи.
О других важных исторических стилистических направлениях, подобных романтизму, см. Художественные движения и школы (начиная примерно со 100 г. до н.э.).
Немецкий романтизм (1800-1850)
В Германии молодое поколение художников реагировало на изменения времени процессом самоанализа: они ушли в мир эмоций – вдохновлённые сентиментальной тоской по прошлым временам, таким как средневековая эпоха, которая теперь воспринималась как время, когда люди жили в гармонии с собой и миром. В этом контексте картина «Готический собор у воды» Карла Фридриха Шинкеля была так же важна, как и работы «назарейцев» – Фридриха Овербека, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и Франца Пфорра, которые брали пример с живописных традиций итальянского Раннего Возрождения и немецкого искусства эпохи Альбрехта Дюрера.
В своих воспоминаниях о прошлом художники-романтики были очень близки к неоклассицизму, за исключением того, что их историзм критиковал рационалистические установки неоклассицизма. Проще говоря, художники-неоклассики обращались к прошлому в поддержку своих предпочтений ответственных, рационально мыслящих личностей, в то время как романтики обращались к прошлому для оправдания своих нерациональных эмоциональных интуиций.
Романтическое движение пропагандировало «творческую интуицию и воображение» как основу всего искусства. Таким образом, произведение искусства стало выражением «голоса изнутри», как выразился ведущий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Но эта новая субъективность (в отличие от субъективности современной эпохи) не влекла за собой пренебрежения к изучению природы или мастерству живописи. Напротив: Художники-романтики сохранили академические традиции своего искусства, а их живописные качества до сих пор представляют собой высшую точку западного искусства.
Предпочтительным жанром среди романтиков была пейзажная живопись. Природа рассматривалась как зеркало души, а в политически ограниченной Германии она также считалась символом свободы и безграничности. Поэтому иконография романтического искусства включает одинокие фигуры в сельской местности, с тоской вглядывающиеся вдаль, а также мотивы vanitas, такие как мёртвые деревья и заросшие руины, символизирующие быстротечность и конечность жизни. Подобные мотивы живописи vanitas ранее встречались в искусстве барокко: действительно, художники-романтики заимствовали живописную обработку света с её теневристическими эффектами света и тени непосредственно у мастеров барокко. В романтизме художник бросает свой субъективный взгляд на объективный мир и показывает нам картину, отфильтрованную его чувством.
К тому времени, когда европейская реставрация была приведена в движение Карловарскими резолюциями (1819) и началось преследование демагогов, аппетит к немецкому романтизму уже угас, а бунт сменился покорностью и разочарованием. Освободительные устремления немецкого романтизма были отброшены в сторону в пользу устремлений Реставрации.
Перед лицом такого политического консерватизма художник-гражданин удалился в свою частную идиллию, положив начало бидермейеру периода (1815-1848) позднего романтизма, примером которого являются работы Морица фон Швинда (1804-1871), Адриана Людвига Рихтера (1803-1884) и Карла Шпицвега (1805-1885). Шпицвег был, пожалуй, выдающимся представителем стиля бидермейер: повествовательные, анекдотические семейные сцены были его излюбленными живописными темами, хотя его весёлые и мирные картины имеют более глубокий смысл. За невинной миловидностью скрывается сатира на материализм немецкой буржуазии. См. также: Немецкое искусство, 19 век.
Испанский романтизм (1810-30)
Франсиско де Гойя (1746-1828) был бесспорным лидером романтического художественного движения в Испании, демонстрируя природную склонность к произведениям иррациональности, воображения, фантазии и ужаса. К 1789 году он прочно утвердился в качестве официального художника испанского королевского двора. К сожалению, около 1793 года его постигла тяжёлая болезнь, в результате которой он оглох и замкнулся в себе. Во время своего выздоровления (1793-1794) он выполнил набор из 14 небольших картин на олове, известных как «Фантазии и изобретения», которые ознаменовали собой полное изменение стиля, изображая драматический мир фантазий и кошмаров. В 1799 году он опубликовал набор из 80 офортов под названием Los Caprichos, комментирующих различные формы поведения людей в манере Уильяма Хогарта. В 1812-15 годах, после Наполеоновской войны, он завершил набор акватинт под названием «Бедствия войны», изображающих сцены с поля боя в тревожной и мрачной манере.
Эти гравюры оставались неопубликованными до 1863 года. В 1814 году, в память о восстании испанцев против французских войск на Пуэрта-дель-Соль в Мадриде и расстреле безоружных испанцев, подозреваемых в соучастии, Гойя создал один из своих величайших шедевров – «Третье мая 1808 года» (1814, Прадо, Мадрид). Ещё один шедевр – «Колосс» (1808-12, Прадо, Мадрид). После 1815 года Гойя становится все более замкнутым. Его серия из 14 картин, известная как Чёрные картины (1820-23), включая Сатурн, пожирающий своего сына (1821, Прадо, Мадрид), предлагает необычайное проникновение в мир его личных фантазий и воображения.
Французский романтизм (1815-1850)
Во Франции, как и во всей Европе, Наполеоновские войны закончились изгнанием Наполеона и реакционной волной политики Реставрации. Французская республика снова стала монархией. С точки зрения изобразительного искусства, все это привело к огромному подъёму романтизма, до сих пор сдерживаемого господством неоклассицистов, таких как политический художник Жак Луи Давид (1748-1825) и другие правящие члены Французской академии, которые царствовали безраздельно. Более широкие по своему кругозору, чем их немецкие коллеги, французские художники-романтики не ограничивались пейзажем и редкой жанровой живописью, но также исследовали портретное искусство и историческую живопись.
Другим направлением романтизма XIX века, которое исследовали французские художники, была ориенталистская живопись, обычно жанровые сцены Северной Африки. Среди лучших выразителей были академик Жан-Леон Жером (1824-1904), а также более смелый Эжен Делакруа.
Первым крупным художником-романтиком во Франции был лучший ученик Жака-Луи Давида – Антуан-Жан Грос (1771-1835). Летописец наполеоновских кампаний и искусный портретист, Грос ассоциировался с академическим стилем живописи, хотя он также оказал значительное влияние на Жерико и Делакруа.
Теодор Жерико (1791-1824) был важным пионером романтического художественного движения во Франции. Его шедевр «Плот Медузы» (1819, Лувр) стал скандалом Парижского салона 1820 года. Ни один художник до этого времени не изображал ужас так графично. Воздействие картины было тем более эффективным, что она была основана на реальной жизненной катастрофе. Мощно выстроенная композиция Жерико решительно подрывает расчётливую, интеллектуальную живопись академического неоклассицизма.
Трёхмерность фигур, в сочетании с тщательным расположением плота, с его символической безнадёжностью. Это символическое изображение кораблекрушения (популярных политических устремлений) придаёт картине тот же драматизм, которым отличались работы старых мастеров эпохи барокко, таких как Рубенс и Веласкес. Жерико также принял романтический подход к своим знаменитым портретам заключённых психушки.
Эжен Делакруа (1798-1863), который впоследствии стал лидером французского романтизма, пошёл по стопам Жерико после ранней смерти последнего, написав картины, яркие цвета и стремительная кисть которых были призваны стимулировать эмоции и будоражить душу. Тем самым он намеренно возобновил многовековой спор о первичности рисунка или цветовой композиции. Делакруа противопоставил тому, что он считал «неоклассической тупостью», примером которой, с его точки зрения, были Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) и консервативная Французская академия, динамичное движение и композицию на основе цвета, не похожую на работы Тициана или Рубенса. Его шедевром в романтическом стиле является «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», 1830, Лувр), написанная по случаю революции 1830 года.
Делакруа также был страстным поклонником цвета в живописи, в частности, взаимодействия цвета и света. Он обнаружил, что “плоть имеет свой истинный цвет только на открытом воздухе, и особенно на солнце. Если человек держит голову у окна, он совсем другой, чем в комнате; в этом кроется глупость студийных этюдов, которые стремятся воспроизвести неправильный цвет”.
Одним из важных результатов его исследований стало открытие того, что оттенки цвета могут быть получены путём смешивания дополнительных основных цветов – факт, который был с большим интересом воспринят импрессионистами. Сам Делакруа находился под сильным влиянием Джона Констебла, великого английского пейзажиста, который также оказал огромное влияние на художников «барбизонской школы» близ Фонтенблю, посвятивших себя в 1830-х годах живописи на пленэре.
Другие французские художники, работавшие в традициях романтизма, включают: Пьер-Поль Прюдон (1758-1823), Анн-Луи Жироде-Триосон (1767-1824), Франсуа Жерар (1770-1837), Жорж Мишель (1763-1843), Антуан-Жан Грос (1771-1835) и Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875). Необычным случаем является классический исторический художник Поль Деларош (1797-1856), который специализировался на мелодраматических исторических сценах, обычно с участием английских королевских особ, таких как Казнь леди Джейн Грей (1833, Национальная галерея, Лондон). При жизни он пользовался огромной популярностью и сколотил состояние на продаже гравюр со своих картин.
В Америке романтическую традицию исторической живописи Делакруа поддерживал немецко-американский художник Эмануэль Готлиб Лейтце (1816-1868), чьим шедевром является «Вашингтон, пересекающий Делавэр» (1851, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Романтизм в Англии (ок. 1820-1850)
Джон Констебл (1776-1837) принадлежал к английской традиции романтизма, которая отвергала композиции, отмеченные повышенной идеализацией природы, такие как композиции Каспара Давида Фридриха, в пользу натурализма голландского барокко XVII века, а также Клода Лоррена (1604-1682). Эта традиция стремилась найти баланс между (с одной стороны) глубокой чувствительностью к природе и (с другой) достижениями в науке живописи и рисунка. Примером последних стали систематические исследования неба и облаков в 1820-х годах, которые характеризуют творчество Констебла. Точное наблюдение за природой заставило его пренебречь традиционным значением линии и строить свои работы из свободных цветовых пятен.
Это раскрепощение цвета особенно характерно для живописи Уильяма Тёрнера (1775-1851). Для Тёрнера, возможно, величайшего из всех английских художников романтизма, наблюдение за природой является лишь одним из элементов реализации его собственных живописных амбиций. Настроение его картин создаётся не столько тем, что он пишет, сколько тем, как он пишет, особенно тем, как он использует цвет и кисть. Многие его полотна написаны быстрыми мазками. Густая импасто чередуется с тонкой alla prima живописью, тональной живописью с сильными контрастами светлого и темного.
Часто требуется некоторое время, чтобы изображённый объект появился из этого вихря впечатлений цвета и материала. Так, например, в его картине «Снежная буря: Пароход у устья гавани (1842, Тейт, Лондон), Тёрнер не пытался изобразить несущийся снег и шквальный ветер, а скорее перевёл их на язык живописи. В этом Тёрнер является важным предшественником современной абстрактной живописи.
Более непосредственное влияние его искусство оказало на импрессионистов, которые, в отличие от художников-романтиков, были реалистами – их интересовали не видения света, усиливающие выразительность, а реальные световые эффекты в природе. Это движение к реализму появилось около 1850 года. В это время между эмоциями и реальностью разверзлась все большая пропасть. Романтики, включая такие группы, как Прерафаэлиты, сосредоточились на эмоциях, фантазиях и художественно созданных мирах – стиль, очень созвучный эпохе Викторианского искусства (1840-1900) – прекрасным примером являются очень популярные сентиментальные портреты собак сэра Эдвина Ландсира (1802-1873). Для сравнения, реалисты придерживались более натуралистичного стиля, охватывая такие различные стили, как французский реализм (с социально значимыми темами) и импрессионизм.
К другим английским художникам-романтикам относятся Уильям Блейк (1757-1827) и Джон Мартин (1789-1854).
Влияние романтизма
Романтический стиль живописи стимулировал появление многочисленных школ, таких как: Барбизонская школа пленэрных пейзажей, Норвичская школа пейзажистов; назарейцы, группа католических немецких и австрийских художников; символизм (например. Арнольд Боклин 1827-1901) и движение эстетизма.
Наиболее влиятельными выразителями английского фигуративного романтизма в викторианскую эпоху были члены Братства прерафаэлитов, сооснователями которого были Уильям Холман Хант (1827-1910) и Данте Габриэль Россетти (1828-1882), отмеченный «Благовещением» и другими работами. Среди других художников, связанных с этим движением, были: Джон Эверетт Милле (1829-1896), наиболее известный своей романтической картиной «Офелия», Эдвард Берн-Джонс (1833-1898), выдающийся художник, дизайнер витражей и гобеленов компании William Morris & Co, и Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917), создавший знаменитую картину «Леди Шалотт».
Другой важной группой художников-романтиков была Школа пейзажной живописи реки Гудзон, активная в период 1825-1875 годов. Начало положил Томас Доути, чьи спокойные композиции оказали большое влияние на последующих художников школы. Среди других членов школы были Томас Коул (драматические и яркие пейзажи), Ашер Б Дюран, Фредерик Эдвин Чёрч, Дж. Ф. Кенсетт, С. Ф. Морс, Генри Инман и Джаспер Кропси. Подгруппа художников с реки Гудзон представила стиль Люминизм, активный в 1850-75 гг. Пейзажи люминистов, примером которых являются работы Фредерика Чёрча, Альберта Бьерстадта, и пограничного художника из Миссури Джорджа Калеба Бингхэма (1811-1879), отличались интенсивностью, часто драматическими световыми эффектами, стиль, который также виден в призрачно красивых работах Уистлера, таких как «Крепускул в телесном и зелёном цвете, Вальпараисо» (1866) и «Ноктюрн: Голубой и серебряный – Челси (1871).
Величайшие романтические картины
Произведения романтизма висят во многих лучших художественных музеях по всему миру. Вот краткий список избранных работ.
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841)
Готический собор у воды (1813) Государственный музей Берлина.
Джон Констебл (1776-1837)
Вьюн сена (1821) Национальная галерея, Лондон.
Дж. М. У. Тёрнер (1775-1851)
Сражающийся Темер (1838) Национальная галерея, Лондон.
Невольничий корабль (1840) Музей изящных искусств, Бостон.
Пароход в устье гавани (1842) Тейт, Лондон.
Дождь, пар, скорость – Великая западная железная дорога (1844) NG, Лондон.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Зимний пейзаж (ок. 1811) Национальная галерея, Лондон.
Мужчина и женщина, созерцающие луну (1824) Национальная галерея, Берлин.
Франсиско Гойя (1746-1828)
Третье мая, 1808 (1814) Музей Прадо, Мадрид.
Сатурн, пожирающий одного из своих детей (1821) Прадо, Мадрид.
Уильям Блейк (1757-1827)
Ночь радости Энитармона (1795) Тейт Британ, Лондон.
Сатана, возбуждающий мятежных ангелов (1800) Музей Виктории и Альберта.
Теодор Жерико (1791-1824)
Плот Медузы (1819) Лувр, Париж.
Эмануэль Готлиб Лейтце (1816-1868)
Вашингтон, пересекающий реку Делавер (1848) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Эжен Делакруа (1798-63)
Смерть Сарданапала (1827) Музей Лувра.
Свобода, ведущая народ (1830) Musee du Louvre.
Джон Мартин (1789-1854)
Великий день его гнева (1853) Тейт, Лондон.
Жан-Батист Коро (1796-1875)
Память Мортефонтена (1864) Лувр, Париж.
Виль д’Аврей (1867) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Арнольд Боклин (1827-1901)
Мария Магдалина, скорбящая над телом Христа (1867) Кунстмузеум, Базель.
Неоромантизм
В Париже в начале 1920-х годов появилась группа фигуративных художников, чьи задумчивые картины быстро стали называть неоромантическими. Среди них было трио русских уроженцев: Евгений Берман и его брат Леонид, а также Павел Челитчев. Однако, по крайней мере, в британском изобразительном искусстве, термин неоромантический обозначает образный квазиабстрактный стиль пейзажа, созданный Полом Нэшем (1889-1946) и Грэмом Сазерлендом (1903-1980) и другими в конце 1930-х и 1940-х годах. Вдохновлённые отчасти визионерскими пейзажами Уильяма Блейка и Сэмюэла Палмера, неоромантические картины часто включали фигуры, были обычно мрачными по настроению, но иногда демонстрировали поразительную интенсивность. Среди других значимых неоромантиков были Майкл Айртон, Джон Крэкстон, Айвон Хитченс, Джон Минтон, Джон Пайпер, Кит Воган.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Хронология и даты см.: Хронология истории искусства.
Информация о других направлениях и периодах в искусстве см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?