Супрематизм:
движение русского абстрактного искусства читать ~4 мин.
Что такое супрематизм? – Характеристики
Супрематизм — направление в русском абстрактном искусстве, основанное около 1915 года художником польского происхождения Казимиром Малевичем (1878–1935), родившимся в Киеве. В основе супрематизма лежат простейшие геометрические формы, такие как квадрат, круг и крест. Супрематизм стал одним из ключевых направлений русского авангарда, возникших в России в начале XX века. Наряду с ним развивались и другие течения: русский футуризм (ок. 1912–1914), одним из лидеров которого был Владимир Маяковский (1893–1930); лучизм (1912–1915), основанный Михаилом Ларионовым (1881–1964); и конструктивизм (ок. 1919–1930), основоположником которого считается Владимир Татлин (1885–1953). Супрематизм быстро обрёл популярность, оттеснив на второй план лучизм, и активно сосуществовал с конструктивизмом вплоть до начала 1920-х годов.
Малевич, будучи новатором, стремившимся ниспровергнуть все традиционные устои в искусстве, считается одним из важнейших художников-абстракционистов и ключевой фигурой искусства модернизма. В ноябре 2008 года его «Супрематическая композиция» стала самым дорогим произведением русского художника из когда-либо проданных на аукционе.
История и развитие
По словам Малевича, он начал развивать супрематические идеи ещё в 1913 году, после демонстрации своих кубофутуристических работ на выставке «Ослиный хвост» в 1912 году. («Ослиный хвост» — выставка более радикальной группы художников, отделившейся от ориентированного на европейские течения объединения «Бубновый валет».) Утопические идеалы супрематизма носили революционный характер и были направлены на обретение полной свободы выражения в чистой абстракции. Малевич впервые использовал термин супрематизм в манифесте к выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», которая открылась в Петрограде в декабре 1915 года и положила начало движению. На ней было представлено тридцать пять абстрактных работ художника. Центральным экспонатом выставки, который Малевич разместил в «красном углу», где традиционно вешают иконы, стала его знаменитая картина «Чёрный квадрат» (создан в 1915, хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва), замысел которой возник у художника ещё в 1913 году во время работы над декорациями к опере «Победа над Солнцем».
Расширенная версия манифеста была опубликована в 1916 году под названием «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Супрематизм, безусловно, испытал влияние более ранних течений европейского авангарда, но Малевич намеревался пойти дальше. Он стремился создать такую форму беспредметного искусства, которая позволила бы ему полностью отказаться от изображения реального мира и сосредоточиться исключительно на чистых формах и цвете.
Этой цели он достиг, создав ряд строго абстрактных работ с использованием базовых геометрических фигур — квадратов, прямоугольников, кругов, крестов и треугольников — и ограниченной цветовой палитры. Сам художник выделял в развитии супрематизма три этапа: чёрный, цветной и белый. Заключительная, «белая» стадия была проиллюстрирована серией картин «Белое на белом» 1918 года, в которой цвет как таковой был сведён к минимуму. Ярким примером служит «Супрематическая композиция: белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Проще говоря, супрематизм стремился освободить живопись от любых ассоциаций с предметным миром. По мнению Малевича, только так искусство могло очиститься от наследия «морально обанкротившегося» общества и достичь духовной чистоты. (См. также: Конкретное искусство.)
Философия и закат движения
Хотя Малевич был сторонником революции и не имел глубоких религиозных убеждений, его подход к искусству был во многом мистическим и визионерским. Он искал духовную сущность искусства в то время, когда новая большевистская доктрина требовала от искусства утилитарности и служения обществу. В результате с начала 1920-х годов супрематизм стал стремительно терять своё влияние. Практически отказавшись от живописи, Малевич занимал различные посты в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), где без особого энтузиазма работал над архитектурными и дизайнерскими проектами. В своей книге «Мир как беспредметность», опубликованной школой Баухаус в 1927 году, он писал, что не может пожертвовать собственными идеями ради навязанных концепций социальной пользы. Художник умер от рака в Ленинграде в мае 1935 года в возрасте 56 лет.
Художники-супрематисты и последователи
Среди последователей Малевича были Любовь Попова (1889–1924), одна из первых участниц движения, и Эль Лисицкий (1890–1941), которого Малевич приобщил к супрематизму в Витебске в 1919 году. Для развития идей нового течения Малевич организовал группу Супремус. В неё входили Ксения Богуславская, Илья Чашник, Александра Экстер, Иван Клюн, Ольга Розанова, Николай Суетин и Надежда Удальцова. Влияние супрематизма распространилось и на конструктивистов; так, в работах Александра Родченко (1891-1956) в определённый период прослеживаются супрематические мотивы.
Значительную часть своих работ Малевичу удалось вывезти за границу в 1927 году во время поездки в Европу. Он был вынужден оставить их там, что, вероятно, спасло картины от возможной конфискации и уничтожения советскими властями.
Подробнее о художественных движениях в России см. в статье «Русское искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?