Адриан ван Остаде:
голландский художник-жанрист, Харлемская школа читать ~6 мин.
Адриан ван Остаде родился в Харлеме в 1610 году. В 1634 году его приняли в гильдию живописцев в статусе мастера. В 1638 году он женился, а в 1657 году, овдовев, заключил второй брак с состоятельной наследницей из Амстердама. Гильдия не менее трёх раз избирала его своим старостой. Художник умер в преклонном возрасте в 1685 году и был с почестями похоронен в церкви Святого Бавона.
Остаде учился у выдающегося портретиста Франса Халса (1582–1666) и испытал сильное влияние жанрового живописца Адриана Брауэра (1605–1638). Его творчество отличает вдумчивое и умелое обращение с новой эстетикой протестантского искусства Реформации, где главное — это характер и правдивость, а не внешние эффекты. Его жанровая живопись сочетает наблюдательность с глубоким сочувствием к своим персонажам.
Картины и стиль голландского реализма
Главные герои его работ — крестьяне и ремесленники в минуты отдыха: они танцуют, поют, выпивают, дерутся или просто бездельничают во дворе. На полотнах часто присутствуют дети; художник также любил изображать тихую, сосредоточенную атмосферу школьных классов. Его картины, написанные маслом, даже когда действие происходит в помещении, не создают такого ощущения замкнутого пространства, как у Брауэра.
Его композиция уступает в лаконичности работам Брауэра, но всегда соответствует сюжету. Он не обладает таким же безупречным чувством меры в выборе натюрмортных деталей и аксессуаров, предпочитая изображать большие группы людей. Композицию и соотношение фигур он тщательно прорабатывал в многочисленных энергичных рисунках и в превосходной серии офортов.
Стиль голландского реализма Остаде развивался под влиянием Рембрандта (1606–1669), чью выразительную светотень он заимствовал для своих интерьерных сцен. Этот полумрак сводит богатое цветовое разнообразие палитры Остаде к тонким оттенкам. В результате его картины, хотя и насыщенные по цвету, производят менее колористическое впечатление, чем полотна Брауэра, построенные вокруг одного яркого цветового акцента.
В отличие от Брауэра, Остаде не был непосредственным участником той жизни, которую изображал. Он был джентльменом, увлечённо наблюдавшим за бытом крестьян. Его отношение к ним доброжелательно и сочувственно, но с лёгким оттенком снисхождения. Поэтому его крестьяне не обладают той непосредственностью и жизненной достоверностью, что у Брауэра. Остаде видит в крестьянине гротеск, который является скорее отражением взгляда человека из среднего класса. Там, где Брауэр пишет индивидуальности, Остаде часто создаёт типажи, прибегая к мягкой и выразительной карикатуре в приземистых, похожих на гномов, пропорциях своих персонажей.
В конце 1620-х годов, когда Остаде ещё был учеником, Брауэр блестяще начинал свою карьеру в Харлеме. Его влияние безоговорочно доминирует в ранних работах Остаде. Картины «Крестьянские драки» в Мюнхене и Дрездене, а также «Карусели» в Мюнхене и Дармштадте задуманы в экспрессивной манере Брауэра, но выполнены без его лаконичности и композиционной сдержанности. Очевидно, Остаде хватило самокритичности, чтобы осознать это, и вскоре он отказался от сюжетов, чуждых его мягкому нраву.
С начала 1630-х годов до нас дошли его характерные картины, такие как «Интерьер крестьянской хижины» (1642) и «Деревенский школьный учитель». В «Крестьянской избе» есть почти всё, что свойственно зрелому Остаде: сельская жизнь, мирно протекающая в полумраке, красивая игра света вокруг очага, намёки на труд и заботу о детях — всё это искусно вплетено в уютную, почти сказочную атмосферу. «Деревенский школьный учитель» — тема, которую Остаде любил и неоднократно повторял, — обладает схожим очарованием благодаря внутреннему освещению и тонкому юмору в изображении неуклюжих поз маленьких учеников.
Интерес Остаде к характерам и настроениям групп так же велик, как мал его интерес к действию. Поэтому суть его творчества, возможно, лучше всего выражают многочисленные небольшие работы с одной-двумя фигурами. Среди них — «Читатель», «Старуха, смотрящая из окна» и «Едок селёдки». Вероятно, шедевром в этом жанре является «Курильщик» (1655).
По стремительности и лёгкости исполнения эта работа близка манере Франса Халса и Юдит Лейстер. То состояние блаженного спокойствия, которого иногда достигает убеждённый курильщик, передано с большим мастерством. Прямоугольники оконного проёма, едва намеченная створка, сдержанная панель стены и диагональ столешницы использованы с максимальной композиционной выразительностью. Это изысканный пример квинтэссенции голландского реалистического стиля.
В конце 1640-х годов Остаде испытал влияние светлой и прозрачной живописи Рубенса, а также, вероятно, изучал технически схожие работы Давида Тенирса Младшего (1610–1690). В этот период Остаде осветляет палитру, отводит больше места свету, обогащает нейтральные тона переливами множества оттенков и работает с краской ещё тоньше и легче.
Он чаще располагает свои группы на открытом воздухе. К этому периоду относятся свежий и жизнерадостный «Бродячий скрипач», «Гостиница на просёлочной дороге» и «Сцена катания на коньках». Тогда же были созданы восхитительная семейная группа «После ужина» (Букингемский дворец, Лондон), «Игроки в нарды» из той же коллекции, «Обручальный стол» с его уютной группой друзей, а также две интересные картины, где художник изобразил себя в своей студии (Амстердам и Дрезден). На обеих он работает над пейзажем, а свет из окна смягчается и рассеивается с помощью велариума — специального тента. Таким образом, его эффектное освещение было скорее точно подмечено и организовано, чем вымышлено.
Начало его красочной и тонкой манеры можно увидеть в картине «Курильщик и пьяница». По сдержанному и неброскому богатству красок в минорной тональности немногие голландские жанровые картины могут с ней сравниться. Для такого темперамента, как у Остаде, привлекательной темой был алхимик, суетящийся в своей загромождённой лаборатории. Он обращался к этому сюжету несколько раз, привнося в него мягкую сатиру и любовное внимание к деталям натюрморта и световым эффектам.
Время от времени художник писал людей своего круга, с тихим изяществом обращаясь к таким темам, как «Брачный контракт» или так называемая «Портретная группа семьи». Последняя отличается грациозной композицией, живыми характеристиками персонажей и просторным, изысканным интерьером, наполненным воздухом. Всё это выполнено инстинктивно, с лёгкостью, симпатией и скромным достоинством.
Адриан ван Остаде — один из самых последовательных нидерландских старых мастеров. Идеалом его творчества было юмористическое и поэтическое изображение крестьянской жизни, прославление её смекалки и дружелюбия. Этого достаточно, чтобы считать его одним из самых душевных художников и тончайших мастеров техники. Адриан ван Остаде умер в апреле 1685 года; последние десять лет своей жизни он, по-видимому, почти не работал. Своей единственной дочери Марии он оставил богатое наследство и не менее двухсот непроданных картин. Похоже, в его жизни не было борьбы, а его изобразительное искусство скорее прихотливо, чем напряжённо. В своих пределах оно достигло совершенства. Работы Адриана ван Остаде можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Биографии великих художников см: Знаменитые художники.
О великих художественных направлениях и периодах см: История искусства.
Важные даты и хронологический список событий см: Хронология: История искусства.
- Голландская реалистическая школа жанровой живописи
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Франс Халс: голландский художник-реалист
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Фламандская живопись
- Давид Тенирс Младший: голландский художник-реалист
- Арт-воспоминание Новогодний Винегрет
- Выставка «Селедка под шубой»
- «Сумерки демократии: Соблазнительная приманка авторитаризма» Энн Эпплбаум, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?