Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа читать ~6 мин.
Адриан ван Остаде родился в Харлеме в 1610 году, в 1634 году был принят в мастера живописи, в 1638 году женился, а в 1657 году женился второй раз, на наследнице из Амстердама. Не менее трёх раз гильдия выбирала его старостой. Он умер в преклонном возрасте в 1685 году и был с почестями похоронен в церкви Святого Бавона.
Остаде учился у двух буйных гениев голландской живописи XVII века – портретиста Франса Халса (1582-1666) и жанрового живописца Адриана Брауэра (1605-1638). В его необычайно вдумчивом и умелом обращении с новой эстетикой протестантского искусства Реформации, в котором все направлено на характер и правдивость и ничего на показ. Его жанровая живопись очаровательно сочетает готовую симпатию наблюдения с размышлением.
Картины и стиль голландского реализма
Его тема – крестьянин или рабочий в минуты отдыха – танцующий, поющий, пьющий, дерущийся, просто бездельничающий в своём дворике. На его картинах часто присутствуют дети; он любит изображать трудовую тишину школьных классов. Его живопись маслом, даже когда местом действия является дом, не так замкнута, как у Брауэра.
Его экономность в композиции уступает Брауэру, но всегда соответствует теме. Он не обладает таким же совершенным тактом в выборе натюрмортов и аксессуаров, предпочитая большие группы. Соотношения и композицию своих фигур он изучает наиболее тщательно, в многочисленных энергичных рисунках, а также в восхитительной серии офортов.
Его стиль голландского реализма развился под влиянием Рембрандта (1606-1669), чьему проницаемому полумраку он подражал в своих интерьерах. Этот полумрак сводит действительно значительное разнообразие цветов Остаде к оттенкам, так что его картины, действительно более позитивно окрашенные, дают меньше ощущения цвета, чем картины Брауэра, которые построены вокруг одного акцента откровенного цвета.
В отличие от Брауэра, Остаде не участвует в жизни, которую изучает. Он – джентльмен, увлечённый наблюдением за крестьянской жизнью. Его отношение доброжелательное и понимающее, лишь немного снисходительное. Соответственно, его крестьяне не обладают той расивостью и полной достоверностью, что у Брауэра. Остаде видит крестьянина с точки зрения гротеска, который не присущ ему, а является относительным для точки зрения среднего класса. Там, где Брауэр рисует отдельных людей, Остаде часто прибегает к типам и практикует в своих приземистых, похожих на гномов пропорциях мягкую и эффективную карикатуру.
Когда Остаде был ещё в учениках, в конце 1620-х годов, Брауэр блестяще начинал свою карьеру в Харлеме. Его влияние безоговорочно преобладает в ранних работах Остаде. Крестьянские бои в Мюнхене и Дрездене, карусели в Мюнхене и Дармштадте задуманы полностью в радикальной манере Брауэра, но выполнены без его лаконичности и тонкой композиционной экономии. Остаде, очевидно, был достаточно самокритичен, чтобы осознать свою ограниченность, и вскоре отказался от тем, чуждых его мягкому нраву.
Другой знаменитый художник из Харлема, скрупулёзный архитектор: Питер Янс Санредам (1597-1665).
С начала тридцатых годов до нас дошли его характерные картины, такие как Интерьер крестьянской хижины, 1642, и Деревенский школьный учитель. В Крестьянской избе есть практически все, что можно пожелать от Остаде: сельское хозяйство, тихо виднеющееся в сумерках, красивая модуляция света вокруг очага, намёк на работу и заботу о детях – все это хитроумно вплетено в уютную сказочную страну. Деревенский школьный учитель – тема, которую Остаде любил и много раз повторял, – имеет аналогичное очарование внутреннего освещения и драгоценный юмористический штрих в неудобной сутулости маленьких жертв педагога.
Интерес Остаде к характеру и душевному состоянию групп настолько же велик, насколько мал его интерес к действию. Поэтому квинтэссенцией Остаде, пожалуй, являются многочисленные крошечные фигурки, обычно сидящие вполоборота, которые показывают голландца, с удовольствием выполняющего свои обязанности. Среди них «Читатель», «Старуха, смотрящая из окна» и «Едок селёдки». Вероятно, шедевром в этом ключе является «Курильщик», 1655 год.
По стремительности и лёгкости исполнения мы всё ещё близки к процедурам Франса Халса и Юдит Лейстер. Та блаженная нирвана, которой иногда достигает убеждённый курильщик, предложена капитально. Четырёхугольники оконного проёма, просто обозначенная створка, сдержанная панель стены и диагонально представленная столешница наделены максимальной композиционной ценностью. Изысканный пример тематики квинтэссенции голландского реалистического стиля.
В конце сороковых годов Остаде попал под влияние Рубенса светлой и прозрачной живописи, и, я полагаю, мог изучать технически схожие работы Давида Тенирса Младшего (1610-1690). Остаде несколько осветляет палитру, отводит больше места свету в своих картинах, обогащает нейтральные тона опалесценцией многих оттенков, ещё тоньше и легче работает с пигментом.
Он стремится расположить свои группы на открытом воздухе: удивительно свежий и жизнерадостный «Бродячий скрипач», «Гостиница на просёлочной дороге», «Сцена катания на коньках». К этому периоду относятся восхитительная семейная группа «После ужина» в Букингемском дворце в Лондоне; «Игроки в нарды» в той же коллекции; «Обручённый стол» с его удобно расположенной группой друзей; и две очень интересные картины, на которых он пишет в своей студии, в Амстердаме и Дрездене. На обеих он работает над пейзажем, а свет, льющийся из окна, отбрасывается вниз, смягчается и рассеивается велариумом. Таким образом, его эффективное освещение скорее организовано и замечено, чем изобретено.
Начало его красочной и тонкой манеры можно увидеть в «Курильщике и пьянице». По сдержанному и неброскому богатству красок в минорном ключе немногие голландские жанровые картины превосходят его. Для такого темперамента, как у Остаде, алхимик, суетящийся в своей мутной лаборатории, был привлекательной темой. Он писал её несколько раз. Остаде привносит в эту тему мягкую сатиру, любовное наблюдение за случайными натюрмортами и эффектами освещения.
Время от времени он пишет людей своего класса и с тихим отличием берётся за незнакомую тему – «Брачный контракт», так называемая «Портретная группа семьи»; последняя наиболее грациозно составлена, одушевлена в характеристике, интерьер просторный, атмосферный и изысканный по дизайну. Все это инстинктивно, с лёгкостью, симпатией и непритязательным достоинством.
О других представителях ванитас харлемской школы см.: Виллем Клас Хеда (1594-1680) и Питер Клас (1597-1660).
Один из самых последовательных нидерландских старых мастеров, идеалом творчества Адриана ван Остаде является юмористическое поэтизирование крестьянина вольнолюбия – возвеличивание крестьянской смекалки и готового дружелюбия. Этого достаточно, чтобы сделать его одним из самых компанейских художников, как и одним из самых деликатных техников. Адриан ван Остаде умер в апреле 1685 года, по-видимому, бездействуя последние десять лет своей жизни. Своей единственной дочери Марии он оставил богатое наследство и не менее двухсот своих непроданных картин. Похоже, в его жизни не было элементов борьбы, и его изобразительное искусство скорее прихотливо, чем напряжённо. В пределах своих ограничений она вполне совершенна. Работы Адриаена ван Остаде можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Биографии великих художников см: Знаменитые художники.
О великих художественных направлениях и периодах см: История искусства.
Важные даты и хронологический список событий см: Хронология: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?