Джузеппе Арчимбольдо:
итальянский маньеристский портретист читать ~4 мин.
Миланский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) — итальянский маньерист XVI века, прославившийся своими аллегорическими портретами. Он создавал их, компонуя изображения фруктов, овощей и других предметов таким образом, что они складывались в карикатурное подобие человеческого лица.
Несмотря на то, что при жизни его стиль пытались копировать, на протяжении веков Арчимбольдо считался скорее художественным курьёзом, нежели великим мастером. Ситуация изменилась в конце 1920-х годов, когда его работы были «заново открыты» сюрреалистами. Сегодня искусствоведы признают его одним из самых новаторских и самобытных Старых мастеров эпохи маньеризма и одним из лучших портретистов XVI столетия.
Биография
Арчимбольдо родился в Милане в семье художника. Точные сведения о его раннем образовании не сохранились, но, судя по всему, он был разносторонним мастером, работавшим в различных направлениях религиозного искусства: от витражей и гобеленов до фресковой живописи. Его карьера началась в 1549 году с разработки эскизов для витражей Миланского собора. Неизвестно, сколько времени занял этот заказ, но уже к 1556 году он совместно с художником Джузеппе Мёда (Giuseppe Meda) создал фрески для собора в Монце. В 1558 году Арчимбольдо выполнил эскизы для большого гобелена «Успение Девы Марии», который и сегодня украшает собор в Комо.
Таким образом, к 30 годам Арчимбольдо построил успешную, но вполне традиционную для своего времени карьеру религиозного художника и дизайнера на службе у католической церкви.
Тем не менее его талант был замечен. В 1562 году художник был приглашён ко двору Габсбургов в Вену, где получил должность придворного портретиста императора Фердинанда I. Позже он служил его преемникам: Максимилиану II и сыну последнего, Рудольфу II, при императорском дворе в Праге. Здесь Арчимбольдо смог в полной мере раскрыть свои многогранные способности. Он занимался дизайном костюмов и театральных декораций, написал трактат о теории и практике изобразительного искусства и стал официальным агентом императора по приобретению произведений искусства.
Уникальные портретные головы Арчимбольдо
Именно при дворе Габсбургов он создал свой уникальный жанр портретной живописи. Арчимбольдо компоновал изображения цветов, фруктов, животных, книг и других предметов таким образом, что они складывались в узнаваемый человеческий облик, обычно наделённый аллегорическим, символическим, а иногда и сатирическим смыслом. Эти причудливые портреты отвечали придворной моде на загадки, головоломки и гротеск (сравните, например, с рисунком Леонардо да Винчи «Гротескный профиль», ок. 1487 г.). Они стали одним из самых оригинальных и фантазийных явлений не только в искусстве постренессансной эпохи, но и, возможно, во всей истории искусства. Его работы — яркий пример нового стиля маньеристской живописи.
Творчество Арчимбольдо было высоко оценено при дворе как самими монархами, так и их гостями. Например, курфюрст Саксонии Август заказал копию цикла «Времена года», в которую были включены его собственные монархические символы. Император Рудольф II был настолько впечатлён работами художника, что постоянно поручал ему новые заказы.
В 1587 году Арчимбольдо вернулся в родной Милан, но продолжал поддерживать связь с Рудольфом II. За три года до смерти он создал одну из своих самых знаменитых работ — портрет императора в образе Вертумна, древнеримского бога времён года, садов и изобилия («Рудольф II в образе Вертумна», 1590–1591, замок Скоклостер, Швеция). Получив многочисленные почести и награды, Арчимбольдо скончался в Милане в 1593 году в возрасте 66 лет.
Репутация и наследие
Несмотря на прижизненное признание, впоследствии творчество Арчимбольдо долгое время не воспринималось всерьёз. Большинство историков считали его лишь эксцентричным мастером курьёзов. Однако в 1920-х годах, с появлением антихудожественного движения дадаизма и развитием сюрреализма, художники, в частности Сальвадор Дали, заново открыли для себя его уникальный художественный язык. С тех пор репутация Арчимбольдо резко возросла. Он остаётся знаковой фигурой, о чём свидетельствует неослабевающий интерес к его работам и выставкам, таким как «Эффект Арчимбольдо» (Палаццо Грасси, Венеция, 1987). Уникальное искусство Арчимбольдо, опередившее на 350 лет новаторство мастеров XX века, без сомнения, делает его одним из величайших и самых оригинальных портретистов со времён Ренессанса.
Работы Арчимбольдо
Наиболее известные портретные картины художника:
«Библиотекарь» (1566) — масло, холст; замок Скоклостер, Швеция.
«Осень» (1573) — масло, дерево; Лувр, Париж.
«Зима» (1573) — масло, дерево; Лувр, Париж.
«Весна» (1573) — масло, дерево; Лувр, Париж.
«Лето» (1573) — масло, дерево; Лувр, Париж.
«Император Рудольф II в образе Вертумна» (1590–1591) — масло, дерево; замок Скоклостер, Швеция.
«Огородник» («Садовник») (ок. 1590) — масло, дерево; Городской музей Ала Понцоне, Кремона.
Работы Арчимбольдо хранятся в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Лувр в Париже, галерею Уффици во Флоренции, Музей истории искусств в Вене, Старую пинакотеку в Мюнхене и замок Амбрас в Инсбруке. Значительные коллекции находятся также в музеях Швеции и Италии. В США его картины можно увидеть в Денверском художественном музее (Колорадо), Фонде Менила в Хьюстоне (Техас) и Атенеуме Уодсворта в Хартфорде (Коннектикут).
Смотрите также биографии других художников-маньеристов: Якопо Понтормо (1494–1556), Пармиджанино (1503–1540) и Якопо Бассано (1515–1592).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?