Джузеппе Арчимбольдо: итальянский маньеристский портретист читать ~4 мин.
Миланский художник Джузеппе Арчимбольдо был итальянским маньеристом XVI века, который известен своими портретами с аллегорическими и символическими изображениями фруктов и овощей в карикатуре на натурщика.
Несмотря на то, что его стиль копировали, Арчимбольдо считался скорее диковинкой, чем великим художником до конца 1920-х годов, когда его работы были «заново открыты» последователями сюрреализма. Сейчас художественные критики считают его одним из самых новаторских и оригинальных Старых мастеров эпохи маньеризма и одним из лучших портретистов XVI века.
Биография
Арчимбольдо родился в Милане, в семье живописца. Точные сведения о его раннем художественном образовании неизвестны, но, судя по всему, он был талантливым и разносторонним художником, способным приложить руку к ряду видов религиозного искусства, включая витражи и гобелены, а также фресковую живопись. Он начал в 1549 году с разработки витражей для Миланского собора. Сколько времени занял этот заказ, неизвестно, но к 1556 году он создал фрески для собора Монцы в сотрудничестве с коллегой-художником Джузеппе Мёда, а в 1558 году выполнил серию эскизов для большого гобелена – «Успение Девы Марии», который до сих пор висит в соборе в Комо.
Таким образом, к 30 годам Арчимбольдо сделал разнообразную, но совершенно обычную и ничем не примечательную карьеру религиозного художника, рисовальщика и дизайнера, работавшего на католическую церковь.
Тем не менее, он, должно быть, обладал заметным талантом, поскольку в 1562 году мы узнаем, что он был вызван ко двору императора Габсбурга в Вене и назначен придворным портретистом императора Фердинанда I, а затем Максимилиана II и его сына Рудольфа II при дворе в Праге. В Вене он смог в полной мере проявить свои художественные таланты. Он занялся дизайном костюмов и сцен, написал трактат по теории и практике изобразительного искусства и стал официальным художественным агентом императора.
Уникальные портретные головы Арчимбольдо
Он также изобрёл совершенно новый жанр портретной живописи, который включал в себя компоновку цветов, фруктов, животных, книг и других повседневных предметов – в узнаваемое человеческое лицо, обычно с аллегорическим, символическим, а иногда и сатирическим смыслом. Эти причудливые портреты, которые, несмотря на видимость, соответствовали как увлечению загадками, головоломками, так и гротескным портретом (см., например, рисунок «Гротескный профиль», ок. 1487, Леонардо да Винчи) – были одними из самых оригинальных и фантазийных картин, когда-либо созданных в эпоху после Ренессанса, если не во всей истории искусства. Они стали прекрасным примером нового стиля маньеризма. Они также были хорошо приняты при дворе как жителями, так и их гостями. Так, например, король Август Саксонский заказал копию «Времён года» Арчимбольдо, на которой должны были быть изображены его собственные царственные символы. А император Рудольф II был настолько впечатлён Арчимбольдо, что дал ему множество заказов на картины.
В 1587 году Арчимбольдо вернулся в Милан, но продолжал поддерживать связь с Рудольфом II. За три года до смерти он создал одну из своих последних работ – портрет императора («Рудольф II как Вертумн», 1590, замок Скоклостерс, Швеция), изображающий его в образе римского бога или фруктового сада. Получив множество наград во время своей отставки в Милане, он умер в 1593 году в возрасте 66 лет.
Репутация и наследие
Несмотря на то, что при жизни он добился заметного признания, искусство Арчимбольдо не воспринималось всерьёз большинством историков, которые считали его странным художником. Однако после того, как в 1920-х годах в Париже возникло антихудожественное движение Дада и развился сюрреализм, художники, такие как Сальвадор Дали, заново открыли для себя визуальный экспрессионизм Арчимбольдо, и его репутация резко возросла. Он остаётся культовой фигурой, о чём свидетельствует популярность его работ и выставок, таких как «Эффект Арчимбольдо» (Палаццо Грасси, Венеция, 1987). Его уникальное искусство, созданное примерно за 350 лет до инноваций таких великих людей XX века, как Дали и другие, несомненно, делает его одним из величайших и самых новаторских портретистов со времён Ренессанса.
Работы Арчимбольдо
Примеры его знаменитых портретных картин включают:
Библиотекарь (1566) масло на холсте, Skoklosters Slott, Швеция
Осень (1573) масло на дереве, Музей Лувр, Париж
Зима (1573) масло на дереве, Музей Лувр, Париж
Весна (1573) масло на дереве, Лувр, Париж
Лето (1573) масло на дереве, Лувр, Париж
Император Рудольф II в роли Вертумна (1591) масло/дерево, Скоклостерс Слотт, Швеция
Гарднер (1590) масло на панели, Museo Civico, Кремона
Работы Арчимбольдо находятся в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Лувр в Париже, Уффици во Флоренции, Музей истории искусств в Вене, Пинакотеку в Мюнхене, Габсбургский замок Амбрас в Инсбруке, а также многочисленные музеи в Швеции и Италии. В Америке его картины находятся в коллекциях Денверского художественного музея (штат Колорадо), Фонда Менила в Хьюстоне (штат Техас) и Атенеума Уодсворта в Хартфорде (штат Коннектикут).
Биографии других художников-маньеристов см: Якопо Понтормо (1494-1556), Пармиджанино (1503-1540) и Якопо Бассано (1515-1592).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?