Боттичелли:
художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Один из великих живописцев Раннего Возрождения, Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, более известный под прозвищем Боттичелли (что означает «бочонок»), работал в золотой век флорентийского Ренессанса. К 1480 году он стал одним из самых востребованных художников в городе. Боттичелли был учеником Фра Филиппо Липпи, а позже работал в мастерской Андреа дель Верроккьо. Большую часть жизни он провёл, выполняя заказы для влиятельных семей Флоренции, в особенности для Медичи, за исключением периода в Риме (1481–1482 годы).
В Рим художника пригласил папа Сикст IV, поручив ему возглавить работы по росписи Сикстинской капеллы наряду с другими мастерами. Там Боттичелли создал три большие фрески: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также одиннадцать портретов пап.
Кроме традиционных религиозных сюжетов, Боттичелли специализировался на картинах по мотивам классической мифологии. Его поэтические и одухотворённые работы отражают не только гуманистические идеалы эпохи кватроченто, но и сложную политическую обстановку, во многом определявшуюся его покровителями — Медичи. Хотя со временем Боттичелли был заслонён титанами Высокого Возрождения, такими как Леонардо да Винчи, он остаётся ключевой фигурой живописи Раннего Возрождения, сохранившей неповторимую индивидуальность.
Искусство Боттичелли
Самый значительный вклад Боттичелли в искусство Возрождения — это его картины на мифологические сюжеты, такие как «Весна» (ок. 1482), «Венера и Марс» (ок. 1483) и «Рождение Венеры» (ок. 1485). Все они хранятся в галерее Уффици во Флоренции и наполнены сложными аллегориями, отражающими философию неоплатонизма. Кроме того, Боттичелли был мастером рисунка и создал множество фресок для флорентийских церквей.
Свои картины Боттичелли писал преимущественно темперой — красками, где пигмент смешивается с эмульсией на основе яичного желтка. Эта техника была распространена во Флоренции XV века как для станковой, так и для фресковой живописи, пока её не вытеснили масляные краски. Темпера быстро сохнет, что ограничивает возможность смешивать цвета. Поэтому художники создавали оттенки, нанося тонкие штрихи или точки более светлого или тёмного тона поверх уже высохшего слоя. Большинство работ Боттичелли выполнено на деревянных панелях, но некоторые — на холсте.
Ранние картины
В юности Боттичелли обучался ювелирному делу, что повлияло на отточенность его линий, а затем поступил в мастерскую к Фра Филиппо Липпи. Его ранние работы, например версии «Мадонны с Младенцем» (экземпляры в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне), несут явный отпечаток стиля учителя. Однако уже тогда Боттичелли преображал несколько тяжеловесную манеру Липпи, делая рисунок более лёгким и изящным.
В работах Боттичелли также смягчается напряжённость, присущая фигурам его современников, таких как Андреа дель Верроккьо и Антонио дель Поллайоло. Это особенно заметно, если сравнить аллегорические фигуры Пьеро дель Поллайоло (1443–1496) с образом из картины Боттичелли «Святой Себастьян» (1474, Берлинская картинная галерея). Характерная манера художника ещё более очевидна в диптихе «Сцены из жизни Юдифи» (Уффици).
Картина «Весна» (ок. 1482, Уффици), написанная для виллы Медичи в Кастелло, стала одной из самых ярких интерпретаций классического мифа в живописи. Подход Боттичелли к античности отличался от манеры его предшественников, таких как Паоло Уччелло (1397–1475) или Томмазо Мазаччо (1401–1428). Если они стремились к реалистичному изображению мира, то Боттичелли создавал идеализированную вселенную, которая была скорее бегством от реальности. Например, на заднем плане «Поклонения волхвов» (1475, Уффици) античные здания предстают в виде романтических руин.
Возвращение во Флоренцию: 1482–1498
После возвращения во Флоренцию в 1482 году Боттичелли создал свои самые известные религиозные картины, включая «Мадонну Магнификат» и «Мадонну с гранатом» (обе в Уффици). Круговой формат этих произведений (тондо) идеально сочетался с гармоничным и ритмичным расположением фигур. В этот же период он написал «Алтарь святого Варнавы» (ок. 1487), «Алтарь Сан-Марко» (1490–1492) и «Благовещение Честелло» (1490). В этих работах линия становится более выразительной, а жесты — более энергичными.
Линия в живописи Боттичелли достигает своего апогея в «Рождении Венеры» (ок. 1485, Уффици), особенно в изображении развевающихся волос богини, моделью для которой, как полагают, послужила первая красавица Флоренции Симонетта Веспуччи. Поздние картины, такие как «Пьета» (Старая пинакотека, Мюнхен) и «Мистическое Рождество» (1500, Национальная галерея, Лондон), отличаются ломаными линиями и повышенной интенсивностью цвета.
Основную часть творчества Боттичелли составляет религиозное искусство, включая фрески и алтарные образы. Он также создал выдающиеся образцы мифологической живописи и портрета, иногда включая автопортреты в свои композиции. Боттичелли был виртуозным рисовальщиком, о чём свидетельствует серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте (1490-е). Около 90 листов из этой серии хранятся в Ватиканской библиотеке и Гравюрном кабинете в Берлине.
Савонарола и последствия: 1498–1510
Проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы и его казнь в 1498 году спровоцировали у Боттичелли глубокий духовный кризис. Художник жил со своим братом Симоне, который был ярым сторонником Савонаролы. Проповеди монаха, обличавшие роскошь и упадок нравов во Флоренции, заставили Боттичелли усомниться в светском характере своего раннего творчества. Считается, что он даже сжёг некоторые свои картины на мифологические сюжеты во время «костра тщеславия». В этот период он обратился к созданию картин на морализаторские темы, таких как «Клевета Апеллеса» (1495, Уффици).
Его также вдохновляли сюжеты о гражданской доблести: «История Вирджинии» и «История Лукреции» (ок. 1496–1504). Поздние религиозные работы, например «Мистическое Рождество» (1500), содержат аллюзии на бедствия, постигшие Италию, и её грядущее наказание. В картине «Распятие» (Художественный музей Фогга) он использовал сложную аллегорию в духе Данте, чтобы передать трагизм современной ему эпохи.
Репутация и наследие
Несмотря на высочайшее мастерство, живопись Боттичелли не нашла широкого отклика у современников. Лишь немногие, как его ученик Филиппино Липпи (1457–1504), смогли в полной мере оценить его искусство. Новое поколение художников XVI века — Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — было увлечено новым стилем Высокого Возрождения. Вероятно, поэтому Боттичелли умер почти в забвении в возрасте 65 лет.
Боттичелли был идеальным выразителем утончённого гуманизма флорентийского общества времён правления Медичи. Его лирический идеализм резко контрастировал с бытовым реализмом Гирландайо или фантастическим миром Пьеро ди Козимо. В результате художник был забыт почти на три столетия. Лишь в конце XIX века его творчество заново открыли критик Джон Рёскин и художники- прерафаэлиты. Благодаря им и мастерам модерна Боттичелли вновь занял подобающее ему место среди величайших старых мастеров эпохи кватроченто.
Работы Боттичелли хранятся во многих ведущих музеях Европы и Америки, но самое большое собрание его картин находится в галерее Уффици во Флоренции.
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- «Самодостаточность» Ральфа Уолдо Эмерсона, краткое содержание
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
- «Королевство нечестивых» Керри Манискалко, краткое содержание
- Портрет Микеланджело, выставленный в Национальной Галерее Лондона, возможно, является подделкой
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?