Иероним Босх:
голландский религиозный художник читать ~9 мин.
Иероним Босх (ок. 1450–1516), чьё настоящее имя — Йерун Антонисон ван Акен, считается одним из самых самобытных старых мастеров нидерландского Возрождения. Этот художник XV – XVI веков знаменит своими фантасмагорическими полотнами, населёнными демонами, причудливыми механизмами и гротескными, порой кошмарными, образами. Хотя Босх был нидерландским мастером, он оказал огромное влияние на развитие фламандской живописи. Его работам, созданным в быстрой и лёгкой живописной манере, свойственны яркие краски, тонко прописанные блики и предварительный рисунок мелом под слоем краски.
Босх был уроженцем Хертогенбоса и состоял в «Братстве Богоматери» — влиятельной религиозной организации, для часовни которой он разрабатывал эскизы витражей и распятия. Это обеспечило ему статус уважаемого гражданина. На творчество художника сильно повлияли религиозные представления той эпохи. Его самые известные работы — это, как правило, триптихи, посвящённые теме греха и морального падения человека. Среди них: «Воз сена» (ок. 1490, Прадо, Мадрид), «Искушение святого Антония» (ок. 1500, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (1500–1505, Прадо, Мадрид) и «Страшный суд» (1500-е, Старая пинакотека, Мюнхен).
Хотя при жизни художника его картины могли восприниматься как развлекательные, позднейшие исследователи увидели в этих сложных и оригинальных работах глубокий смысл. Но независимо от того, считать ли их иллюстрированными притчами или зашифрованными головоломками, эти произведения обеспечили Босху место среди величайших художников всех времён.
Юность
Иероним Босх родился в Хертогенбосе, столице нидерландской провинции Брабант. О его жизни, образовании и взглядах на собственное искусство известно немного. Точная дата его рождения неизвестна; она установлена приблизительно на основе автопортрета, датированного незадолго до смерти художника.
Насколько известно, Босх прожил всю жизнь и работал в родном городе. Он происходил из семьи потомственных художников, и вероятно, что рисунку и живописи он обучался у своего отца. У него было три брата, которые тоже стали художниками. Все они, как и их отец, бывший художественным консультантом «Братства Богоматери», состояли в этой влиятельной организации, заказывавшей работы членам семьи. Около 1480 года Босх женился на Алейт Гойартс ван ден Меервенне, которая была на несколько лет старше его и унаследовала от своей семьи дом и поместье.
Творчество Босха
Босх был очень популярен при жизни и прославился как автор фантастических, почти готических кошмарных видений. Его творчество разительно отличалось от религиозного искусства итальянского Ренессанса, где человек изображался хозяином рационально устроенной вселенной. Свободная, живописная манера письма, контрастирующая с «ювелирной» гладкостью и детализацией в традициях Яна ван Эйка, выделяла его на фоне большинства нидерландских художников. Картины Босха имеют слегка шероховатую фактуру, что также отличает их от работ других голландских и фламандских живописцев того времени, которые стремились к максимально гладкой поверхности, скрывающей рукотворность произведения.
Мировоззрение Босха было в высшей степени пессимистичным. Его уникальный стиль в рамках искусства Северного Возрождения стал ярким выражением глубоких тревог, которые охватывали человечество на закате Средневековья. Художник был одержим темами греха и порока, ловушек, которые дьявол расставляет для неосторожной души, и мучений адского пламени.
Могучее воображение Босха породило призрачный мир, где добро и зло ведут вечную борьбу. Его нравоучительные жанровые картины наполнены странными чудовищами, диковинными растениями, приносящими зловещие плоды, фантастическими строениями и минералами, разбросанными по огненным пейзажам. Несмотря на всю сложность, искусство Босха следует рассматривать в контексте ортодоксальных религиозных верований его эпохи. Источники его иконографии можно найти в языке того времени, пословицах и фольклоре, а также в поздне-средневековых проповедях и мистической поэзии.
Картины Босха
Хронология творчества Босха вызывает много споров. К его ранним работам обычно относят небольшую группу библейских сцен и дидактических жанровых картин, которые характеризуются несколько скованными, неловко расположенными фигурами и резкой манерой письма. Сюжеты его картин, таких как «Корабль дураков» (Лувр, Париж), «Извлечение камня глупости» (Прадо, Мадрид) и «Семь смертных грехов» (Прадо, Мадрид), перекликаются с темами современной ему сатирической литературы. Босх обличает пороки шарлатанов, развратных монахов и монахинь.
«Воз сена», Триптих (ок. 1485–1490)
Сюжет триптиха «Воз сена» был новаторским для нидерландского искусства. На внешней стороне створок изображена тема бренности человеческого пути, а на внутренней — Сотворение мира, Грехопадение и Ад. Центральная панель изображает огромный воз сена, который демоны тащат в преисподнюю. На вершине воза музицирует пара влюблённых, позади следуют представители церкви и власти, а рядом бесчинствует толпа, дерущаяся за клочки сена. Жадность и стяжательство — главная тема картины. Источником вдохновения для Босха, вероятно, послужила старинная пословица: «Мир — это воз сена, и каждый отхватывает от него сколько может». Сено здесь символизирует ничтожность всех земных благ.
«Страшный суд», Триптих (ок. 1500–1505)
Триптих «Страшный суд» (Старая пинакотека, Мюнхен) был написан в зрелый период творчества Босха. На его центральной панели художник создал совершенно оригинальный адский пейзаж, кишащий дьяволами, усеянный горящими ямами и печами, причудливыми сооружениями и орудиями пыток. Многие монстры представляют собой гибриды животных и людей. Другие сочетают в себе черты живых существ и неодушевлённых предметов. Поразительные несоответствия в масштабах усиливают гнетущий эффект — как, например, пронзённое стрелой яйцо, передвигающееся на человеческих ногах.
Некоторые образы Босх заимствовал из традиционной средневековой символики, а также черпал вдохновение в гротесках, украшавших иллюминированные рукописи. Однако плодовитость его воображения не имеет прецедентов.
«Сад земных наслаждений», Триптих (ок. 1500–1505)
Темой самого сложного триптиха Босха, «Сад земных наслаждений» (Прадо, Мадрид), почти наверняка является смертный грех похоти. Это одно из его самых комплексных религиозных полотен. В закрытом виде на внешних створках триптиха, исполненных в технике гризайли, изображён Третий день Творения. Внутри слева представлен Эдемский сад, а справа — Ад.
Центральная панель изображает садовый пейзаж чарующей и хрупкой красоты, написанный в жемчужно-розовых и голубых тонах. Здесь группы маленьких обнажённых фигур, декоративно разбросанных по композиции, словно на гобелене, предаются всевозможным чувственным утехам. Они скачут на зверях, резвятся в прудах, вкушают сочные плоды и переплетаются с гигантскими птицами.
На полотне более 1000 фигур, каждая из которых индивидуальна и вовлечена в собственное действие. Почти все детали являются эротическими символами, заимствованными из фольклора того времени. Босх, несомненно, хотел изобразить не невинность, а разврат. Внешняя красота картины лишь подчёркивает манящие и обманчивые удовольствия греха, а нежные плоды символизируют быстротечность плотских наслаждений. «Сад земных наслаждений» показывает, что похоть — главная причина падения человека.
«Искушение святого Антония», Триптих (ок. 1500)
В поздние годы творчества Босха особенно увлекала тема искушений и мучений, которые преследовали святых отшельников. Эти люди стремились достичь единения с Богом через созерцание и отказ от плотских нужд. Кульминацией серии картин на эту тему стал блистательный по колориту триптих «Искушение святого Антония» (ок. 1500; Национальный музей старинного искусства, Лиссабон).
Детали сюжета Босх почерпнул из «Житий святых отцов» и «Золотой легенды». На левой и правой створках изображены традиционные сцены: нападение демонов на святого, которого спасают его друзья, и его искушение обнажённой царицей-дьяволицей. Центральная сцена, однако, гораздо сложнее, и её детали трактуются по-разному. Святой Антоний, воздев руку в благословляющем жесте, преклоняет колени перед разрушенной гробницей. Его окружает толпа демонов, символизирующих соблазны, одолевавшие его в пустыне. Они теснятся вокруг него с ужасающей настойчивостью, и многие их тела представляют собой чудовищную смесь человеческих, животных и неживых форм.
Другие религиозные произведения
Босх написал множество картин на традиционные христианские сюжеты из жизни Христа, особенно на тему Страстей. Триптих «Поклонение волхвов» (Прадо, Мадрид) — одна из самых загадочных его работ. Действие происходит перед полуразрушенной хижиной, в которой прячется толпа мужчин с грозными лицами и в причудливых одеждах. Их присутствие до сих пор не получило однозначного объяснения, но оно наводит на мысль о вечном конфликте добра и зла. Напоминания о вездесущем зле повторяются на всём протяжении великолепного панорамного пейзажа, который объединяет три панели.
Серия поясных изображений «Страсти Христовы», которая, вероятно, относится к позднему периоду творчества Босха, более проста по композиции. В ней художник в полной мере использует контраст между смирением Христа и звериной жестокостью его гонителей. В последней картине этого цикла, «Несение креста» (Музей изящных искусств, Гент), искажённые пороком лица толпы гротескно уродливы. Однако Христос остаётся спокоен и безмятежен; его путь на Голгофу обещает победу над злом — таков был последний посыл Босха. Схожий подход можно увидеть в картине «Совлечение одежд с Христа (Эль Эсполио)» (1577) кисти Эль Греко (1541–1614).
Атрибуция
Картины Иеронима Босха хранятся в лучших художественных музеях и частных коллекциях по всему миру, но многие из них — лишь копии его оригинальных работ. Он никогда не датировал свои произведения и редко их подписывал, что затрудняет атрибуцию. С достаточной уверенностью ему можно приписать лишь около 25 картин и несколько рисунков. Кроме упомянутых выше, к ним относятся: «Аллегория обжорства и похоти» (ок. 1490–1500, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен); «Фокусник» (ок. 1500, Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле); «Смерть и скряга» (ок. 1490, Национальная галерея искусства, Вашингтон); «Се человек» (1485–1490, Музей искусств Филадельфии; оригинальная версия в Штеделевском художественном институте, Франкфурт-на-Майне); «Рай и Ад» (ок. 1510, Прадо, Мадрид) и «Земной рай» (ок. 1500, Дворец дожей, Венеция).
Репутация и наследие
Современные учёные полагают, что Босх в своём искусстве отражал религиозные и моральные нормы своего времени, визуализируя истории, которые можно было услышать на церковной проповеди в Средние века. Другие утверждают, что Босх был одним из величайших живописцев в истории, опередившим своё время на сотни лет, и называют его предтечей сюрреализма, подобным Сальвадору Дали. Некоторые авторы даже пытались связать его творчество с фрейдистской теорией сновидений.
Как бы то ни было, он остаётся одним из самых неординарных и знаменитых средневековых художников Северной Европы. Он умер в 1516 году, и многие живописцы продолжали подражать его стилю, включая пейзажиста Иоахима Патинира (1485–1524). После смерти художника король Испании Филипп II, которому было близко мрачное видение мира Босха, приобрёл многие его работы. Именно поэтому сегодня так много его картин находится в мадридском музее Прадо.
Многие историки искусства считают Босха одним из самых изобретательных художников Северного Возрождения, возможно, даже во всей истории искусства. Достойный преемник у него появился лишь с приходом Питера Брейгеля Старшего (1525–1569). Достаточно взглянуть на его картины «Битва Масленицы и Поста» (1559, Музей истории искусств, Вена), «Нидерландские пословицы» (1559, Берлинская картинная галерея), «Детские игры» (1560, Музей истории искусств, Вена) и незабываемую «Безумную Грету (Dulle Griet)» (ок. 1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен).
- Маттиас Грюневальд: немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист
- Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Религиозное искусство
- Религиозные картины: величайшее христианское искусство
- «Самодостаточность» Ральфа Уолдо Эмерсона, краткое содержание
- Боттичелли: художник раннего Возрождения, Флоренция
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?