Маттиас Грюневальд:
немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист читать ~6 мин.
Немецкий художник эпохи Северного Возрождения Матис Готхарт Нитхарт (Mathis Gothart Nithart) вошёл в историю искусства как Маттиас Грюневальд. Это имя ему по ошибке присвоил в XVII веке историк Иоахим фон Сандрарт. Имя художника встречается в документах города Зелигенштадта, расположенного недалеко от Вюрцбурга, в период с 1501 по 1525 год.
Благодаря интенсивной экспрессивности своего христианского искусства, в начале XVI века Грюневальд стал придворным живописцем. Он служил сначала Уриэлю фон Геммингену, а затем Альбрехту Бранденбургскому — архиепископам Майнца. Вероятно, он также выступал в роли консультанта по архитектурным и инженерным проектам епархии.
Женившись в 1519 году, Грюневальд лишился места при дворе около 1526 года. Причиной стала его симпатия к Крестьянскому восстанию 1525 года. Последние годы жизни художник провёл во Франкфурте-на-Майне и Галле — городах, сочувствовавших протестантизму. В Галле он занимался городскими водопроводными сооружениями вплоть до своей смерти в 1528 году. Наряду с двумя другими выдающимися мастерами Северного Возрождения, Лукасом Кранахом Старшим (1472–1553) и Альбрехтом Дюрером (1471–1528), он почитается Лютеранской церковью.
Картины Грюневальда
Большая часть наследия Грюневальда утрачена. Монограмма художника стоит лишь на трёх из сохранившихся картин, что затрудняет их точную хронологию. Его современная репутация основана главным образом на одном шедевре религиозного искусства — полностью сохранившемся Изенгеймском алтаре. Также до нас дошли несколько небольших работ, фрагменты алтарных образов и около 40 рисунков. Несмотря на малое число картин, Грюневальд признан одним из величайших старых мастеров своей эпохи и всего мирового искусства.
Небольшая картина «Осмеяние Христа» (около 1503–1505; Старая пинакотека, Мюнхен) считается самой ранней из сохранившихся работ Грюневальда. Она была написана как эпитафия для Аполонии фон Кронберг. Религиозная драма разворачивается на тёмном фоне, а экспрессивность фигур подчёркивает мучительность сцены. Использование цвета в высшей степени индивидуально, что говорит о живописной манере мастера, который предпочитал работать кистью без детальной предварительной прорисовки.
В конце XV века в живописи Северной Германии доминировала Кёльнская школа, достигшая расцвета в творчестве Стефана Лохнера (около 1410–1451). Искусство Грюневальда, однако, развивалось в ином, более экспрессивном направлении.
Изенгеймский алтарь (около 1512–1516)
Создание этого алтаря, написанного примерно в 1512–1516 годах, стало самым крупным и важным заказом в карьере Грюневальда. Он предназначался для главного алтаря монастыря ордена антонитов в Изенгейме (Эльзас). Сегодня шедевр экспонируется в музее Унтерлинден в Кольмаре, где его створки выставлены раздельно, чтобы зрители могли видеть все сцены одновременно.
Заказчиком выступил Гвидо Герси, прецептор (настоятель) ордена, чей герб изображён на алтаре. Грюневальд расписал створки для уже существовавшего резного короба, созданного около 1505 года Николасом из Агенау. Этот короб содержал скульптуры святых Антония, Августина и Иеронима. Росписи превратили алтарь в сложный полиптих. Он имеет центральную часть и две пары створок, что позволяет создавать три различных вида для будничных, воскресных и праздничных служб. Высота алтаря составляет около 3 метров, а ширина в раскрытом виде — более 5 метров.
В первом, закрытом виде, изображена сцена «Распятия». По бокам на неподвижных створках — святой Антоний и святой Себастьян, а на пределле (нижней части) — «Оплакивание Христа». Фигура распятого Христа доминирует в сцене. Его тело, искажённое страданием, покрыто язвами. Фигура Спасителя намеренно увеличена по сравнению с другими, что иллюстрирует пророчество Иоанна Крестителя, начертанное рядом с его указующей фигурой: “Ему должно расти, а мне умаляться”.
Тёмный фон усиливает рельефность фигур и эмоциональное напряжение. Рентгеновский анализ выявил пентименти (авторские исправления): изначально пальцы Магдалины были короче, а Богородица стояла прямо. Эти изменения свидетельствуют о поиске максимальной выразительности.
Второй вид алтаря — это «Воплощение Христа» и «Прославление Богоматери». Сцена «Концерт ангелов» демонстрирует самое смелое использование цвета: ангелы словно сотканы из розовых, жёлтых, синих и зелёных сияний. Визионерский характер сцены подчёркивает фантастическая архитектура, колонны которой прорастают ветвями и листьями. Этот вид дополняют «Благовещение» и «Воскресение». В сцене «Воскресения» нимб Христа становится единственным источником света, создавая неземное свечение на его одеждах.
Третий вид открывает резные фигуры Николаса из Агенау. Створки, расписанные Грюневальдом, изображают «Встречу святых отшельников Антония и Павла в пустыне» и «Искушение святого Антония». Здесь содержатся прямые отсылки к главной миссии ордена антонитов — уходу за больными. В Средние века монахи лечили страдающих от эрготизма, или «антониева огня» — болезни, вызывающей страшные боли и гангрену. На картинах изображены лекарственные растения и фигура больного, покрытого язвами.
Основным иконографическим источником для алтаря послужили мистические «Откровения святой Бригитты Шведской», опубликованные в Германии в 1492 году.
См. также: Средневековое искусство Германии (800–1250).
Другие алтари
Грюневальд создал три небольших варианта «Распятия» (Художественный музей, Базель; Национальная галерея искусства, Вашингтон; и Государственный Кунстхалле, Карлсруэ). Сохранились также фрагменты двух других алтарей. «Мадонна в саду» (церковь в Штуппахе) и «Чудо со снегом» (Музей августинцев, Фрайбург) ранее были частью алтаря в Ашаффенбурге (1517–1519). Панно в технике гризайли с изображением святых (коллекция Фюрстенберга, Донауэшинген; и Штеделевский художественный институт, Франкфурт) — это всё, что осталось от алтаря Геллера.
Некоторые рисунки Грюневальда, возможно, являются эскизами к утраченным работам, таким как росписи для собора в Майнце. Многие из его рисунков выполнены с натуры, что было редкостью для того времени. Он использовал чёрный мел, часто с акварельной размывкой, для создания мягких, живописных эффектов. Художника интересовала не столько линия, сколько ощутимость формы и игра света на поверхности.
См. также Дунайскую школу пейзажной живописи, на которую повлияли экспрессивные образы Грюневальда.
Репутация и наследие
Грюневальд был почти точным современником Альбрехта Дюрера, и их творчество часто сравнивают. Хотя работы Грюневальда ценились при его жизни, к XVII веку имя художника было практически забыто. Многие его картины ошибочно приписывались Дюреру, и к середине XIX века искусствоведы считали Грюневальда лишь подражателем своего более знаменитого современника.
Переоценка его творчества произошла на рубеже XIX – XX веков на волне бунта против рационализма, ярким примером которого стал немецкий экспрессионизм. Художники-экспрессионисты увидели в Грюневальде своего прямого предшественника.
Грюневальд игнорировал классицизм эпохи Возрождения, продолжая развивать экспрессивный и напряжённый стиль позднесредневекового искусства. В отличие от Дюрера, который был прежде всего графиком, Грюневальд достиг в живописи такой мощи и выразительности, которая оставалась недоступной его современнику.
Из-за небольшого количества сохранившихся произведений, работы Маттиаса Грюневальда можно увидеть лишь в немногих лучших художественных музеях мира.
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
- Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Религиозное искусство
- Религиозные картины: величайшее христианское искусство
- Лучшие интернет подарки, сувениры для любого случая
- Автопортрет Рембрандта украден из особняка основателя компании Philips
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?