Дирк Баутс:
фламандский художник, автор Лувенского алтаря читать ~5 мин.
Дирк Баутс — ведущая фигура фламандской живописи XV века и нидерландского Возрождения. Он испытал сильное влияние своих старших современников: Яна ван Эйка (около 1395–1441), Петруса Кристуса (около 1410–1475) и Рогира ван дер Вейдена (около 1400–1464), у которого, возможно, учился. Баутс работал преимущественно в Лёвене и стал одним из первых фламандских живописцев, применивших единую точку схода в перспективе. Это нововведение хорошо заметно в его алтарном образе «Тайная вечеря» (1464–1467, церковь Святого Петра, Лёвен).
Кроме алтарных образов, художник создал значительное число небольших картин на религиозные сюжеты, чаще всего с изображением Девы Марии с младенцем или Христа в терновом венце. Однако современному зрителю его манера изображения фигур может показаться несколько жёсткой, а персонажи — характерно вытянутыми и угловатыми. Баутс следовал обычаю XV века не датировать и не подписывать свои работы, поэтому атрибуция многих из них остаётся под вопросом. Одним из немногих достоверно авторских произведений является диптих «Правосудие императора Оттона III».
Ранняя жизнь и карьера
Дирк (или Дирик) Баутс родился в Харлеме между 1410 и 1420 годами. О его ранних годах и художественном образовании сохранилось мало сведений. Был ли он учеником ван дер Вейдена, неизвестно, но искусство последнего, несомненно, оказало на него глубокое влияние.
Персонажи Баутса часто изображены на фоне искусно написанных пейзажей. Их красочные одежды прорисованы с мельчайшими деталями. Художник следовал манере ван дер Вейдена, подчёркивая вертикали в фигурах и архитектурных элементах, порой намеренно искажая пропорции. Неясно, было ли это зарождением самобытного стиля Северного Возрождения или частью общей художественной тенденции того времени в Европе.
Некоторые ранние работы, приписываемые Баутсу, например «Алтарь Марии» (Прадо, Мадрид), стилистически настолько близки к произведениям ван дер Вейдена, что их почти невозможно различить. Более индивидуальный живописный стиль проявляется в работе «Снятие с креста» (1450-е годы, Королевская капелла, Гранада). Фигуры здесь всё так же вытянуты, но пустое пространство вокруг них усиливает атмосферу созерцания.
Картина «Положение во гроб» (1450-е годы, Национальная галерея, Лондон) — ещё одно выразительное произведение религиозного искусства мастера. Она написана на льне, а не на традиционной деревянной панели, и, предположительно, являлась частью створчатого алтаря. Картины на льне были распространены в Средневековье, но до наших дней их дошло очень мало. Особое место в творчестве Баутса занимает диптих «Правосудие императора Оттона III» (около 1471–1475), заказанный для зала совета Лёвенской ратуши. Художник успел завершить две панели, но работа осталась незаконченной. Сегодня диптих хранится в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе.
Портреты
Баутс также был выдающимся портретистом, и портрет являлся одним из жанров, в котором он особенно преуспел. Его работа «Портрет мужчины» (1462, Национальная галерея, Лондон) считается шедевром. Это один из ранних примеров портрета, где модель изображена в три четверти на фоне пейзажа, виднеющегося из окна, — приём, ранее характерный в основном для религиозной живописи. Предполагается, что на портрете изображён Ян ван Винкеле, нотариус, связанный с Лёвенским университетом.
Ещё один «Портрет мужчины» (около 1470), приписываемый Баутсу, хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке; основанием для атрибуции служит сходство модели с персонажами диптиха о правосудии. Другие портреты, связываемые с художником, находятся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене и Национальной галерее искусств в Вашингтоне, однако их авторство не подтверждено окончательно.
Алтарь Тайной вечери
Это произведение, также известное как «Алтарь Святых Таинств» (1464–1467, церковь Святого Петра, Лёвен), — одна из ключевых работ в искусстве Северного Возрождения. На центральной панели изображена Тайная вечеря. Она дополнена четырьмя боковыми створками со сценами из Ветхого Завета, которые служат прообразами Евхаристии.
В своей «Тайной вечере» Баутс отходит от канона, изображая Христа не в момент объявления о предательстве Иуды, а в момент установления таинства Евхаристии. Считается, что это первая фламандская картина на данный сюжет, в которой была применена линейная перспектива с единой точкой схода. Все ортогональные линии интерьера (воображаемые линии, перпендикулярные плоскости картины) сходятся в одной точке над головой Христа. Пейзаж за окном имеет собственную точку схода. Композицию усложняет присутствие четырёх слуг во фламандских одеждах. Изначально их принимали за автопортрет художника с сыновьями, но более вероятно, что это портреты заказчиков алтаря.
Наследие
При жизни Баутс добился признания, о чём свидетельствует его назначение городским художником Лёвена в 1468 году. Он в совершенстве владел темперой и новой на тот момент техникой масляной живописи, был знатоком линейной перспективы, но при этом оставался в рамках северной традиции, почти не заимствуя элементы итальянского Раннего Возрождения.
Дирк Баутс умер в 1475 году. Его дело продолжили сыновья, Дирк Младший (около 1448–1491) и Албрехт (около 1455–1549), которые также стали художниками. Творчество Баутса оказало влияние на Кёльнскую школу живописи (1350–1500) и на ряд мастеров немецкого Возрождения XVI века.
Основные работы
Работы Баутса можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Среди них следующие:
«Алтарь Марии» (около 1445). Триптих. Музей Прадо, Мадрид.
«Снятие с креста» (1450-е). Королевская капелла, Гранада.
«Положение во гроб» (1450-е). Национальная галерея, Лондон.
«Христос в доме Симона» (около 1460). Картинная галерея, Берлин.
«Портрет мужчины» (1462). Национальная галерея, Лондон.
«Се, Агнец Божий (Ecce Agnus Dei)» (1462–1464). Старая пинакотека, Мюнхен.
«Мадонна с младенцем» (около 1465). Национальная галерея, Лондон.
«Алтарь Тайной вечери» (1464–1467). Церковь Святого Петра, Лёвен.
«Жемчужина Брабанта» (около 1467–1468). Старая пинакотека, Мюнхен.
«Мученичество святого Эразма» (около 1468). Церковь Святого Петра, Лёвен.
«Вознесение избранных» (около 1470). Дворец изящных искусств, Лилль.
«Низвержение проклятых» (около 1470). Дворец изящных искусств, Лилль.
«Портрет мужчины» (около 1470). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Правосудие императора Оттона III» (около 1471–1475). Диптих. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?