Дирк Баутс: фламандский художник, автор Лувенского алтаря читать ~5 мин.
Ведущая фигура во фламандской живописи XV века нидерландского Возрождения, Дирк Баутс испытал сильное влияние своих старших современников Яна ван Эйка (ок. 1395-1441), Петруса Кристуса (1410-1475) и Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400-64), у которых он, возможно, учился. В основном он работал в Лувене и был одним из первых фламандских живописцев, использовавших одну точку схода, как показано в его триптихе алтарном образе картины «Тайная вечеря» (Лувенский собор, 1464-7).
Кроме алтарных образов, он написал значительное количество небольших набожных картин, обычно изображающих Деву с младенцем или Христа, увенчанного тернием, но его фигурный рисунок кажется современным глазам довольно жёстким, а его персонажи выглядят характерно длинными и угловатыми. Баутс придерживался традиции XV века – не датировать и не подписывать свои картины, поэтому в отношении некоторых его работ остаются вопросы подлинности. Однако его диптих «Суд Оттона» (1473, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) – одна из немногих картин, уверенно приписываемых его кисти.
Ранняя жизнь и карьера
Родился Дирк (или Дирик) Баутс в Харлеме между 1410 и 1420 годами, о его ранней жизни и художественном образовании известно немного. Возможно, он был или не был учеником Ван дер Вейдена, но если нет, то на него, несомненно, оказало глубокое влияние искусство Вейдена.
Фигуры Бута часто расположены на фоне тонко прорисованных пейзажей и одеты в очень красочные одежды, расписанные с мельчайшими деталями. Он следовал стилю Ван дер Вейдена в вертикализации фигур и архитектуры, часто искажая пропорции. Было ли это началом самобытного стиля Северного Возрождения или просто частью общей тенденции в Европе, неясно.
Некоторые из ранних работ, приписываемых Баутсу, включая Алтарь Богородицы (Прадо, Мадрид), очень похожи по стилю на Ван дер Вейдена: настолько похожи, что практически неотличимы друг от друга. Только в «Сошествии с креста» Бутса (1450-е годы, Гранадский собор) появляется более индивидуальный стиль живописи. Фигуры по-прежнему вытянуты, но пространство вокруг них оставлено пустым, чтобы усилить ощущение созерцания.
Его «Погребение» (1450-е годы, Национальная галерея, Лондон) – ещё одно очень выразительное и сильное произведение религиозного искусства. Написанная на льне, а не на деревянной панели, она когда-то была частью крылатого алтарного образа. Хотя льняные картины были распространены в Средние века, до наших дней сохранилось очень мало. Личный стиль Бутса, возможно, лучше всего представлен в его диптихе «Суд Оттона» (1473). Эта картина была написана в конце его жизни и была заказана, чтобы висеть в новом зале совета ратуши Лувена, который был построен в 1460 году. Две последние панели так и не были закончены, и сегодня картина висит в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.
Портреты
Бутса иногда называют портретистом, потому что портретное искусство было жанром, в котором он преуспел. Его Мужской портрет (1462, Национальная галерея, Лондон) некоторые считают шедевром. Это один из первых случаев, когда натурщик изображён с видом в три четверти, с пейзажем через открытое окно. Такие виды традиционно были характерны только для религиозных картин. Возможно, этим человеком был Ян ван Винкеле, нотариус, связанный с Лувенским университетом.
В Метрополитен-музее в Нью-Йорке также есть «Мужской портрет» (ок. 1470), который приписывают Баутсу, поскольку натурщик напоминает фигуры на картине «Правосудие». Также портреты есть в Королевском музее изящных искусств в Антверпене и Национальной галерее искусств в Вашингтоне, но их авторство остаётся неподтвержденным.
Алтарь Тайной вечери
Эта работа, также известная как Алтарь Святых Таинств, написанная в 1464-7 годах и находящаяся в церкви Святого Петра в Лувене, является одним из ключевых произведений искусства Северного Возрождения. Центральная панель представляет Тайную вечерю и окружена 4 меньшими панелями, изображающими сцены из Ветхого Завета.
В своей «Тайной вечере» Бутс нарушает традицию, изображая Христа дающим Евхаристию, а не объявляющим о предательстве Иуды, как это было принято до сих пор. Учёные считают, что это, возможно, первая фламандская картина, изображающая Тайную вечерю и использующая одну точку схода линейной перспективы. Все ортогональные линии в комнате (воображаемые линии, перпендикулярные плоскости картины) сходятся и исчезают в точке прямо над головой Христа. Через окно справа от головы Христа виден пейзаж, который имеет свою точку схода. Сложность картины увеличивается за счёт включения в неё 4 слуг, одетых во фламандские одежды. Сначала предполагалось, что это художник и его сыновья, но более вероятно, что это портреты дарителей, заказавших алтарный образ.
Наследие
При жизни Бутс зарекомендовал себя как успешный живописец, о чем свидетельствует его назначение в 1469 году официальным художником города Лувена. Будучи мастером темперы и более новой масляной живописи, а также экспертом в применении линейной перспективы, он оставался в рамках северной традиции и мало что заимствовал из живописи Раннего Возрождения в Италии.
Он умер в 1475 году и пережил двух своих сыновей, Аэльбрехта (ок. 1455-1549) и Дирка Младшего (ок. 1448-91), которые стали художниками и продолжили стиль Баутса, оказавший влияние на Кёльнскую школу живописи (1350-1500), а также на ряд художников, работавших в немецком Возрождении, в XVI веке.
Картины Дирка Баутса
Работы Баутса можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Среди них следующие:
Алтарный образ Богородицы (1445) (триптих) Музей Прадо, Мадрид.
Падение проклятых, Путь в рай (1450) Музей изобразительных искусств Лилля.
Снятие с креста (1450-е гг.) Гранадский собор.
Погребение (1450-е гг.) Национальная галерея, Лондон.
Дорога в рай (ок. 1450 г.) Музей изящных искусств, Лилль.
Путь в ад (ок. 1450 г.) Музей изящных искусств, Лилль.
Христос в доме Симона (ок. 1460) Старая галерея SMPK, Берлин.
Портрет молодого человека (1462) Национальная галерея, Лондон.
Ecce Agnus Dei (1462-64) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Мария с младенцем (ок. 1465) Национальная галерея, Лондон.
Алтарный образ Тайной вечери (1464-7) Церковь Святого Петра, Лувен.
Жемчужина Брабанта (1467-8) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Мученичество святого Эразма (1468) Церковь Святого Петра, Лувен.
Мужской портрет (ок. 1470) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Суд Оттона III (1473) Брюссель.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?