Давид Тенирс Младший:
голландский художник-реалист читать ~8 мин.
Давид Тенирс Младший (крещён 15 декабря 1610, Антверпен — 25 апреля 1690, Брюссель) — один из ведущих фламандских художников XVII века. Он был разносторонним и плодовитым мастером, работавшим как живописец, гравёр, декоратор и хранитель придворных художественных коллекций. В 1633 году он получил звание мастера, позже женился на наследнице известной художественной династии и был удостоен дворянского титула. Его отец, Давид Тенирс Старший, также был художником, который учился в Риме у Адама Эльсхаймера. Молодой Давид с юных лет наблюдал, как его отец создавал картины на мифологические и идиллические сюжеты, сцены из таверн, а также изображения колдунов и алхимиков. Значительное влияние на творчество Тенирса Младшего вплоть до сорокалетнего возраста оказал художник Адриан Брауэр (1605–1638), работавший в Антверпене в начале 1630-х годов.
В манере Адриана Брауэра Тенирс написал более 100 жанровых картин с изображением сцен из таверн. В этих работах технически преобладают прозрачные коричневые тона, характерные для Брауэра и создающие единую цветовую гамму. Однако психологически отношение к сюжету у художников различалось. Если для Брауэра таверна была местом буйного или безумного веселья, то для Тенирса — пространством благопристойного досуга. Повторяя композиции Брауэра с крупными натюрмортами на переднем плане, Тенирс, в отличие от него, не замыкал пространство, часто открывая вид на соседние комнаты и вводя в сцену больше персонажей. См. также: Искусство барокко (1600–1700).
Ранние картины
Среди множества картин этого периода «Курильщики» выделяется качеством освещения, построения и композиции. Искусно введённый в сцену вид на людей у камина в задней комнате подчинён общему замыслу. Подобный такт в размещении фигур на разном расстоянии прослеживается и в других его работах.
Особый интерес представляет «Автопортрет в таверне». Молодой художник смотрит на зрителя из-за большого бокала, который держит в одной руке, а другой удерживает на полу массивный кувшин. Натюрморт на переднем плане — бочка, кувшин и грубая скамья с горшками — написан с большим мастерством. В глубине комнаты, как и в других работах, видна группа людей, спокойно беседующих за столом и у камина. Все эти картины, созданные примерно в тридцатилетнем возрасте, свидетельствуют о высокой степени мастерства художника.
Вскоре Тенирс приобрёл известность благодаря невероятной скорости работы. Сохранились сведения, что он мог закончить тщательно проработанную картину маслом за один вечер. Эти произведения получили название «послеобеденных работ» (нидерл. namiddag).
Параллельно с темами таверн Тенирс обращался к сюжетам с алхимиками в лабораториях или святыми, подвергающимися дьявольским искушениям. Эти мотивы были знакомы ему по творчеству отца, а тему искушения с редким мастерством интерпретировал Иероним Босх. Картины с алхимиками относятся к числу самых сложных в творчестве Тенирса. Он с удовольствием изображал беспорядок научных приборов и множество второстепенных деталей, при этом в его трактовке сюжета отсутствует сатира. Он воспринимал алхимика буквально, как учёного своего времени.
Сцены «Искушения» в исполнении Тенирса выглядят скорее занимательными, чем впечатляющими. Художник не стремился к гротескным и ужасающим образам. Искусительницы, которых к святому Антонию ведёт рогатая ведьма, напоминают скромных дам в модных и дорогих нарядах, подобных тем, что изображал Габриэль Метсю (1629–1667). Сам святой Антоний кажется более смущённым вторжением женщин в его уединение, чем тронутым их соблазнами. Демоны и чудовища, окружающие его, выглядят скорее забавно, чем устрашающе. Примером может служить картина «Искушение святого Антония» из музея Прадо в Мадриде, которая обладает романтическим шармом, но лишена серьёзности.
В 1637 году Давид Тенирс женился на Анне Брейгель, дочери художника Яна Брейгеля Старшего и внучке Питера Брейгеля Старшего. Семнадцатилетняя невеста принесла богатое приданое. Свидетелем на свадьбе был Рубенс, чьё влияние с этого времени становится заметным в творчестве Тенирса. Коричневые тона в стиле Брауэра постепенно исчезают из его палитры. Картины остаются тональными, но цвет достигается за счёт тонкой гармонии множества оттенков и полутонов, что было созвучно поздней манере Рубенса.
Семья приобрела загородный дом в поместье «Три башни» в Пёрке. Окружающие пейзажи — луга, крестьянские хижины, рощи и каналы — вдохновили художника на создание его самых очаровательных произведений: сцен ярмарок, крестьянских праздников на открытом воздухе или видов, где он изображал себя и свою жену Анну на фоне поместья.
Знаменитые ярмарки наиболее ярко отражают этот новый этап творчества. Задача художника состояла в том, чтобы придать индивидуальность множеству крошечных фигур, не утратив при этом общей оживлённости, а также передать эффекты света на стенах и крышах и изобразить листву деревьев. Тенирсу удавалось организовывать эти сложные композиции с большим мастерством. Хотя в его работах нет демонической энергии Питера Брейгеля или дионисийского восторга Рубенса, коллективное веселье крестьян стало источником вдохновения для многих его картин.
Возможно, ещё более удачными были пейзажные картины, где фигуры играют второстепенную роль. Примечательна работа, на которой он изобразил себя и жену перед загородным домом (Национальная галерея, Лондон). На фоне двух из трёх башен поместья мужчины вытаскивают сеть из канала. Тенирс, одетый как офицер, стоит в стороне, в то время как пожилой рыбак преподносит рыбу его супруге, наряженной как знатная дама. Эта сцена занимает лишь угол композиции, которая по своей сути является пейзажем, но многое говорит о социальных амбициях художника.
Картины, в которых коттеджи, деревья и небо делят внимание зрителя с группами людей, играющих в шары, пьющих или беседующих, Тенирс писал на протяжении всей своей жизни. Однако сравнение с такими современниками, как Мейндерт Хоббема (1638–1709) или Альберт Кёйп (1620–1690), выявляет в пейзажах Тенирса некоторую искусственность и опору на отработанные формулы, а не на глубокое наблюдение природы.
Придворный художник
В 1643 году Тенирс создал монументальное полотно «Групповой портрет членов стрелковой гильдии “Старый арбалет” в Антверпене», которое утвердило его в ряду ведущих фламандских живописцев. В 1644 году он был избран деканом антверпенской гильдии Святого Луки. В этот период он расширил свой репертуар, начав писать сцены из жизни солдат испанского гарнизона, например, караульные помещения, где воины коротают время за игрой в карты.
Поворотным моментом в карьере Тенирса стало прибытие в Брюссель нового штатгальтера Испанских Нидерландов, эрцгерцога Леопольда Вильгельма. В 1651 году он назначил Тенирса придворным художником и хранителем своей обширной картинной галереи. Художник с семьёй переехал из Антверпена в Брюссель. Он консультировал регента по вопросам приобретения произведений искусства и создавал «картины-кунсткамеры» — изображения галереи своего покровителя, которые тот дарил членам императорской семьи в Вене и Мадриде, способствуя росту славы художника.
Тенирс вёл расточительный образ жизни и стремился получить дворянский титул, для чего на протяжении семи лет, начиная с 1649 года, обращался к генеалогам и в Геральдическую коллегию. Тем временем его популярность росла. Кроме регента, его картины приобретали король Испании Филипп IV, Вильгельм II Оранский и королева Швеции Кристина. Он создавал эскизы для шпалер и во всех отношениях был нацелен на заработок, хотя и тратил деньги быстрее, чем они поступали.
После смерти первой жены Анны в 1656 году Тенирс женился на Изабелле де Френ. Преемник Леопольда Вильгельма, Дон Хуан Австрийский, сохранивший за Тенирсом придворные должности, правил до 1659 года. В 1660 году художник опубликовал «Theatrum Pictorium» («Театр живописи») — первый в истории иллюстрированный каталог великой художественной коллекции, содержащий гравюры с картин из собрания эрцгерцога. Издание имело большой успех и до сих пор служит ценным источником информации об утраченных или изменённых шедеврах.
Поздние годы и наследие
В зрелые годы Тенирс проявил себя как общественный деятель. Понимая, что система ученичества пришла в упадок, он выступил с инициативой основания академии в Антверпене, чтобы молодые художники могли получить качественное образование. После нескольких лет переговоров с гильдией Святого Луки академия была открыта в 1665 году и успешно просуществовала около столетия.
В поздние годы Тенирс продолжал варьировать свой устоявшийся репертуар. Он написал серию картин в жанре «сенжери», где обезьяны изображались в человеческих ролях, например, в сценах из таверн. Эти работы, такие как «Обезьяний обед», демонстрируют высокое техническое мастерство в изображении прекрасно скомпонованных и освещённых интерьеров.
Последние годы жизни художника были омрачены судебным процессом, который начали против него дети от первого брака после смерти его второй жены в 1683 году. Тяжба продолжалась до самой смерти Тенирса и завершилась лишь в 1692 году. Давид Тенирс Младший умер в Брюсселе в 1690 году в возрасте 79 лет. Его тело было перевезено в Перк и похоронено в приходской церкви, недалеко от его поместья «Три башни». На протяжении нескольких столетий его имя оставалось синонимом фламандской живописи повседневной жизни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?