Габриель Метсю: Голландский художник-реалист читать ~5 мин.
Один из самых технически совершенных старых мастеров голландской живописи XVII века, Метсю родился в Лейдене около 1630 года, получил первое образование у Геррита Доу, чью тонкую и мельчайшую манеру он вскоре преобразовал в более тонкую свою собственную. Он также уделял пристальное внимание работам других современников. Пример Франса Хальса, Яна Стена, Рембрандта и Николаса Маса научил его более тонкой тональности, сдержанной яркости работы, привнесению цвета в «тёмную манеру», в которой он начинал. В результате он создал несколько величайших жанровых картин того периода.
В 1648 году он был записан в число основателей гильдии живописцев. В 1655 году переехал в более богатый Амстердам, где через два года женился. Замечательный представитель искусства протестантской Реформации, Метсю умер от рук неудачливого или неумелого хирурга в 1667 году, не дожив до сорока лет.
Картины и стиль голландского реализма
В молодости он написал несколько библейских сюжетов в беспорядочной манере бывшего Лейдена, Яна Стена, и, возможно, был воодушевлён ранним успехом Рембрандта на подобные темы. Но Метсю не хватало воображения, которое только и придаёт таким сюжетам значимость, о чем свидетельствует очень похожий на Стена «Блудный сын среди блудниц», хранящийся в Эрмитаже. Также довольно ранними являются его изображения кузнечных мастерских. Как ни странно, эти картины честного труда являются уникальными для голландского жанрового стиля масляной живописи. Они подразумевают тщательное изучение восхитительных интерьеров Рембрандта, и Метсю в значительной степени уловил рембрандтовскую магию в превращении царящего полумрака в средство откровения и выражения.
В тридцать лет, в Амстердаме, он обретает собственный почерк, и становится провозвестником уютной и достойной домашней обстановки благополучных семей.
Совершенно типична его Сцена на рынке, где изящная старушка в монашеском костюме торгуется за курицу, а растрёпанный и незаинтересованный пожилой господин, сидящий на бочонке, серьёзно курит, а спаниель проявляет интерес к сделке. Более тонким и широким по замыслу является более многолюдный Овощной рынок, с его тенистым деревом и живописным фоном старых двускатных домов за каналом – приятный эпизод в ритуале ведения домашнего хозяйства, полностью понятый и выраженный. Пожалуй, лучшая из этих картин на тему торговли – та, что находится в Лувре.
Оживлённость, приятность её завораживают, и приятность эта зависит не только от тонкого подбора, расположения и чуткого изучения освещения, но и от сочувственного понимания. Более концентрированно и нежно написана фигуративная картина – Девушка, чистящая яблоки. Действие совершается с автоматической грацией, а честная труженица внутренне улыбается, глядя на такие кулинарные ресурсы, как корзина с крупными яблоками и внушительная туша крупного зайца без шкуры на карнизе перед ней.
Самая богатая по композиционному рисунку картина Метсю – Урок музыки. Она необычайно ярка по цвету, хорошо передана серьёзность дающего и получающего наставления, а контраст арабесковых контуров фигур с хитроумно переплетающимися прямоугольниками спинета, картины и тротуара – восхитительный пример квинтэссенции голландского реализма в жанровой живописи. Кроме того, все формы массивны, но живописно, без тесноты и без излишней громоздкости.
В отличие от Яна Стена и Герарда Терборха, Метсю подходит к социальной сцене описательно, одобрительно и без подозрения на сатиру. Так, «Утренний визит», где внимательный офицер учтиво взирает на богато одетую девушку, сидящую и держащую бокал вина, – это чисто терборховский сюжет, но в нём нет и намёка на приставания, выходящие за рамки вежливости.
Самой замысловатой из этого аристократического рода является «Посещение яслей». Красные и золотые цвета на фоне общего коричневого цвета выглядят роскошно – резко, но гармонично. Различные настроения гордых родителей, внимательных или просто любопытных слуг, демонстративной прекрасной дамы, наносящей визит, переданы чутко, без излишнего акцентирования. Отношения фигурной группы к большим архитектурным прямоугольникам, детали которых тактично подавлены, совершенно справедливы и изысканны. Такой пассаж, как светлые и тёмные, колышущиеся контуры горничной на фоне яркого прямоугольника двери слева, мог бы послужить уроком красивого дизайна. Такая картина наводит на мысль, что если бы Метсю дожил до шестидесяти лет, он мог бы претендовать на лавры Яна Вермеера.
Из аристократических картин Метсю ни одна не является более увлекательной, чем Вторжение. Как бы ни стремился галантный гость, он достаточно безобиден и, за исключением верного терьера, вызывает симпатию у всех присутствующих. Странная V-образная композиция и смелое выделение белых областей очень оригинальны и эффективны.
Несомненно, самый популярный пример голландского реализма Метсю – картина «Больной ребёнок». Своим неприкрытым и непреодолимым пафосом она напоминает лучшие работы Николаса Маеса, но она более тонкая, более продуманная, менее настойчивая. Насколько Метсю неспособен к сатире или даже к подшучиванию над своими творениями, показывает его единственная картина о враче, «Больная дама», которую можно с пользой сравнить с внешне очень похожими шедеврами Яна Стена. В отличие от Стена, который находит в ситуации сатирический комизм, Метсю принимает и уважает всех, кого это касается. Измученная пациентка не делает ничего, чтобы привлечь врача, тот, изо всех сил орудуя стаканом с мочой, не обращает на неё внимания, старый слуга с естественным беспокойством ожидает диагноза. Эта композиция – одна из самых плотных и тонких в творчестве Метсю, суровая геометрия со вкусом варьируется и смягчается, а весь эффект необычайно ясен, массивен и величав.
Наследие
Должно быть ясно, что, хотя доброжелательность Метсю может показаться его главной чертой, она ни в коем случае не является его сутью. Она выражается в мастерском обращении с материалами и подкрепляется проницательной наблюдательностью и тонким отбором. С такими способностями, несмотря на радикальных доктринёров сегодняшнего дня, может существовать очень тонкий артистизм, который не включает в себя никакой критики жизни.
Работы Габриэля Метсю можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?