Габриель Метсю:
Голландский художник-реалист читать ~4 мин.
Габриэл Метсю (нидерл. Gabriël Metsu) — один из самых технически совершенных старых мастеров голландской живописи XVII века. Он родился в Лейдене в 1629 году и получил первоначальное образование у Геррита Доу, чью изящную и детализированную манеру письма он вскоре развил в собственный, ещё более тонкий стиль.
Метсю внимательно изучал работы современников. Творчество Франса Хальса, Яна Стена, Рембрандта и Николаса Маса повлияло на его палитру, научив более тонкой тональности и сдержанной яркости. Это позволило ему обогатить цветом «тёмную манеру», с которой он начинал свой путь, и создать несколько величайших жанровых картин своей эпохи.
В 1648 году Метсю стал одним из основателей гильдии живописцев в Лейдене. В 1657 году он переехал в процветающий Амстердам, где через год женился. Яркий представитель искусства протестантской Реформации, Метсю скончался в 1667 году в результате неудачной операции по удалению камня из мочевого пузыря, не дожив до сорока лет.
Картины и стиль голландского реализма
В молодости художник написал несколько картин на библейские сюжеты, подражая экспрессивной манере таких лейденцев, как Ян Ливенс и Ян Стен. Вероятно, его вдохновлял ранний успех Рембрандта в этой области. Однако Метсю не хватало воображения, необходимого для придания таким работам подлинной глубины. Примером служит его картина «Блудный сын», хранящаяся в Эрмитаже и стилистически близкая работам Стена.
К раннему периоду относятся и его изображения кузниц. Эти сцены честного труда — довольно редкое явление для голландской жанровой масляной живописи. В них чувствуется внимательное изучение интерьеров Рембрандта; Метсю во многом удалось перенять его мастерство превращать полумрак в средство художественной выразительности.
К тридцати годам, уже живя в Амстердаме, Метсю обрёл свой уникальный почерк, став певцом уюта и достоинства домашней жизни зажиточных голландских семей.
Типичным примером его зрелого творчества является «Сцена на рынке в Амстердаме». На ней пожилая дама торгуется за курицу, мужчина равнодушно курит, сидя на бочонке, и лишь спаниель проявляет живой интерес к происходящему. Более сложной по композиции и замыслу представляется работа «Овощной рынок» из Лувра, считающаяся лучшей в этой серии. Художник изобразил приятный эпизод из повседневной жизни на фоне тенистого дерева и старых домов за каналом.
Очарование этих сцен кроется не только в тонком подборе деталей и чутком обращении со светом, но и в глубоком сочувствии художника своим персонажам. Ещё более нежно и сосредоточенно написана фигуративная картина «Девушка, чистящая яблоки». Её действия исполнены автоматической грации, а на лице читается лёгкая улыбка при виде корзины с яблоками и внушительной тушки зайца.
Одной из самых богатых по композиции работ Метсю считается «Урок музыки». Картина отличается яркостью цвета и тонко передаёт серьёзность учителя и ученицы. Контраст между плавными контурами фигур и строгой геометрией спинета, картины на стене и плитки на полу является великолепным примером жанровой живописи голландского реализма.
В отличие от Яна Стена и Герарда Терборха, Метсю изображает светские сцены с симпатией, без малейшего намёка на сатиру. Так, картина «Утренний визит» изображает сюжет, характерный для Терборха, — офицер любезно беседует с богато одетой дамой. Однако сцена лишена той двусмысленности, что часто встречается у его современника.
Самой изысканной из аристократических сцен Метсю можно назвать «Посещение яслей». Роскошное сочетание красных и золотых оттенков гармонично выделяется на общем коричневом фоне. Художник чутко, без излишнего акцента, передаёт настроения всех участников: гордых родителей, любопытных слуг и знатной дамы, наносящей визит. Эта работа позволяет предположить, что, доживи Метсю до преклонных лет, он мог бы соперничать в славе с Яном Вермеером.
Среди произведений на аристократические сюжеты выделяется картина «Нежданный гость». Необычная V-образная композиция и смелое использование белых акцентов придают ей оригинальность и выразительность.
Пожалуй, самым известным произведением Метсю в стиле голландского реализма является «Больной ребёнок». Своим пронзительным пафосом оно напоминает лучшие работы Николаса Маса, но отличается большей тонкостью и сдержанностью. Насколько Метсю был чужд сатире, показывает его картина «Дама, больная лихорадкой», которую часто сравнивают с работами Яна Стена на похожие сюжеты. В то время как Стен находит в подобной ситуации комизм, Метсю относится ко всем персонажам с уважением: к измученной пациентке, к врачу, сосредоточенно изучающему содержимое склянки, и к пожилой служанке, с тревогой ожидающей диагноза.
Наследие
Хотя доброжелательность можно считать отличительной чертой творчества Метсю, суть его искусства заключается не в ней. Она выражается через виртуозное владение кистью, подкреплённое проницательной наблюдательностью и тонким отбором деталей. Такое мастерство доказывает, что высокое искусство может существовать и без социальной критики.
Работы Габриэля Метсю сегодня можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
- Голландская реалистическая школа жанровой живописи
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Франс Халс: голландский художник-реалист
- Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Квентин Массейс (Метсис): фламандский художник портретов и жанровых сцен
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Культура и религия древней Аравии
- «Улица светлячков» Кристин Ханны, краткое содержание
- Петербург глазами художников Ирины и Юрия Грецких в зале «Голубая гостиная» галереии Союза художников
- Ватикан выпустил уникальный трехтомник с фотографиями фресок Сикстинской капеллы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?