Ян Давидс де Хем:
голландский художник, Утрехтская школа читать ~5 мин.
Представитель Утрехтской школы голландской живописи XVII века и один из величайших европейских специалистов по натюрмортам, с изысканной точностью изображавший цветы, фрукты, омаров, бабочек, камни и металлы, Ян Давидс де Хем часто наполнял свои сюжеты моральным символизмом и религиозным подтекстом. Он наиболее известен своими натюрмортами «ванитас» – новой формой искусства протестантской Реформации, которые он выполнял в приглушённых серых и охристых тонах. Он также писал натюрморты в окружении книг, бумаг и картин.
Прославленный как один из великих голландских художников-реалистов, он также претендует на фламандскую школу. Более ста его картин висят в лучших художественных музеях по всему миру, но лишь немногие из них датированы, поэтому точная хронология его творчества практически невозможна. К известным примерам стиля голландского реализма де Хема относятся «Стол с десертами» (1640, Лувр, Париж) и «Фестон из фруктов и цветов» (ок. 1660, Рейксмузеум, Амстердам).
Ранняя жизнь
Де Хем родился в Утрехте в 1606 году. Его отец, Давид де Хем (1570-1632), также был известным художником, и Ян изучал рисунок и масляную живопись под его руководством. Затем де Хем перешёл к обучению у Бальтасара ван дер Аста. Ван дер Аст (1593-1657) специализировался на натюрмортах с изображением фруктов, цветов, насекомых и ящериц, а также раковин – он фактически считался пионером в жанре живописи раковин. С 1625 по 1629 год де Хем жил в городе Лейдене, обучаясь у художника Давида Бейли (1584-1657), который писал натюрморты и портреты в стиле ванитас. В 1669 году де Хем был принят в гильдию Утрехта, но в 1672 году переехал в Антверпен и оставался там до самой смерти.
Ранние картины
Некоторые из ранних натюрмортов де Хема демонстрируют технику, не слишком схожую с Альберта Кёйпа. Однако с годами стиль де Хема превратился в нечто очень оригинальное. Его картины стали настолько популярны, что его мастерская была постоянно занята, а в последующие годы его сыновья помогали выполнять заказы. Ранняя картина, которая сейчас находится в частной коллекции, – это «Фестон с фруктами и цветами» (ок. 1650-х гг.), изображающий пир из сочных апельсинов, винограда и персиков, перевязанных лентой. Ещё одна его работа в Лувре – «Стол с десертами» (1640), представляющая собой красивую декорацию с яствами, разложенными на столе для пиршества. Стол уставлен дорогими фруктами, сосудами из драгоценных металлов и изящной стеклянной посудой. Первоначально эта картина находилась в коллекции Людовика XIV.
По-видимому, одной из причин переезда де Хема в Антверпен было то, что “там можно было получить редкие фрукты всех видов, крупные сливы, персики, вишни, апельсины, лимоны, виноград и другие в лучшем состоянии и состоянии спелости, чтобы рисовать с натуры…”. Мазки де Хема становились все более свободными по мере развития его мастерства, и он ввёл эффекты кьяроскуро. На выбор сюжета и аранжировки повлиял его друг, фламандский художник Даниэль Сегерс (1590-1661), который наряду с Яном Брейгелем был одним из самых искусных художников-цветоводов в стране. В целом техника де Хема вобрала в себя все лучшее из фламандского барокко того времени, и он стал одним из лучших натюрмортов в Антверпене.
Vanitas
В изобразительном искусстве Vanitas – это тип символической живописи, связанный с натюрмортами Северной Европы, особенно фламандской, в XVI и XVII веках. Слово имеет латинское происхождение и приблизительно переводится как «пустота», а также обозначает преходящую природу земной жизни. Первоначально картины ванитас были популярны в погребальном искусстве и имели форму скульптур на гробницах.
Однако к XVI веку эта идиома стала более распространённой в живописи, в частности в натюрморте. Этот жанр использовался для символического напоминания людям о быстротечности и мимолётности жизни. Распространёнными символами были черепа, фрукты (часто гниющие), часовые стекла и часы. Цветы и бабочки интерпретировались, чтобы показать, как прекрасна, но временна жизнь. Иногда использовались лимонные корки – привлекательные на вид, но горькие на вкус. де Хем наслаждался возможностями и символическими посланиями vanitas.
Замечательные примеры включают: Цветочный натюрморт с распятием и черепом (1630-е годы, Старая Пинакотека, Мюнхен); Ванитас натюрморт с музыкальными инструментами (ок. 1660-х годов, Рейксмузеум, Амстердам) и Натюрморт с очищенным лимоном (1650-е годы, Лувр, Париж). Среди других влиятельных художников-ванитасистов были Хармен ван Стенвик (1612-1656), Виллем Кальф (1622-1693), Виллем Клас Хеда (1594-1681), Питер Клас (1597-1660) и сын де Хема Корнелис.
Религиозный цветочный натюрморт
Это специализированная категория в жанре натюрморта, первоначально разработанная Яном Брейгелем и Федерико Борромео и усовершенствованная Даниэлем Сегерсом. Сегерс принадлежал к ордену иезуитов и пытался восстановить духовный символизм цветов. Он особенно поощрял других художников располагать цветы в виде гирлянды вокруг ниши в стене, в которой мог находиться потир для причастия. Версия де Хема, Евхаристия в венке из фруктов (1648, Музей истории искусств, Вена), прекрасно передана, его краски необычайно светлые. В его венке – яблоки, груши, кукуруза и инжир, все они прорисованы с удивительной детализацией.
де Хем умер в 1683 году, и его преемником стал его сын Корнелис де Хем, весьма успешный живописец. Один из великих выразителей натюрморта и голландской реалистической жанровой живописи, картины де Хема копировали многие поколения художников после него, наиболее известен Анри Матисс, которого вдохновила на создание Вариация на тему натюрморта де Хема (1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Среди его последователей был также Абрахам Миньон, голландский художник Золотого века, специализировавшийся на картинах с цветами. Картины де Хема можно увидеть в коллекциях Рейксмузеума, Амстердам; Альте Пинакотеки, Мюнхен; Метрополитен-музея, Нью-Йорк и Коллекции Уоллеса, Лондон.
- Иоахим Патенье: пейзажист, нидерландское Возрождение
- Вегетарианский пансионат-санаторий: территория здорового питания
- «По родному Мурману» выставка художника Виталия Бубенцова, посвященная 80-летию Мурманского края
- «Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Уроки химии» Бонни Гармус, краткое содержание
- Rijksmuseum открывает новые картины голландского мастера Золотого века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?