Ян Давидс де Хем:
голландский художник, Утрехтская школа читать ~4 мин.
Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem) — представитель утрехтской школы голландской живописи XVII века и один из величайших европейских мастеров натюрморта. Он с изысканной точностью изображал цветы, фрукты, омаров, бабочек, камни и металлы, часто наполняя свои сюжеты моральным символизмом и религиозным подтекстом. Наибольшую известность ему принесли натюрморты в жанре «ванитас», который был особенно популярен в искусстве протестантской Реформации. Эти работы он выполнял в приглушённых серых и охристых тонах.
Будучи одним из великих голландских художников-реалистов, де Хем также имеет отношение и к фламандской школе живописи. Более ста его картин находятся в лучших художественных музеях мира, но лишь немногие из них датированы, что делает практически невозможным составление точной хронологии его творчества. К известным примерам голландского реализма в работах де Хема относятся «Стол с десертами» (1640, Лувр, Париж) и «Фестон из фруктов и цветов» (ок. 1660, Рейксмузеум, Амстердам).
Ранняя жизнь
Де Хем родился в Утрехте в 1606 году. Его отец, Давид де Хем (1570–1632), также был художником, и, вероятно, под его руководством Ян изучал рисунок и масляную живопись. Позже де Хем стал учеником Бальтасара ван дер Аста (1593–1657), который специализировался на натюрмортах с цветами, фруктами, насекомыми и раковинами. С 1625 по 1629 год де Хем жил в Лейдене, где обучался у художника Давида Бейли (1584–1657), писавшего портреты и натюрморты в жанре «ванитас». Около 1635 года художник переехал в Антверпен, а в 1669 году вернулся в родной Утрехт. Однако из-за французского вторжения в 1672 году он был вынужден снова уехать в Антверпен, где и оставался до самой смерти.
Творчество и стиль
На ранних натюрмортах де Хема заметно влияние утрехтской школы, но с годами его стиль приобрёл оригинальные черты. Его картины стали настолько популярны, что мастерская художника была постоянно загружена заказами, в выполнении которых ему помогали сыновья. Примером его зрелого стиля служит работа «Стол с десертами» (1640), хранящаяся в Лувре. На ней изображено богатое пиршество с дорогими фруктами, сосудами из драгоценных металлов и изящной стеклянной посудой. Первоначально эта картина находилась в коллекции короля Людовика XIV.
Считается, что одной из причин переезда де Хема в Антверпен было то, что “там можно было достать редкие фрукты всех видов, крупные сливы, персики, вишни, апельсины, лимоны, виноград и другие в лучшем виде и спелости, чтобы писать с натуры…”. По мере развития мастерства мазки де Хема становились свободнее, он начал использовать эффекты кьяроскуро. На выбор сюжетов и композиций повлияло творчество его друга, фламандского художника Даниэля Сегерса (1590–1661). Техника де Хема вобрала в себя лучшие черты фламандского барокко, и он стал одним из ведущих мастеров натюрморта в Антверпене.
Vanitas
В изобразительном искусстве Vanitas (от лат. «суета, тщеславие») — это жанр символической живописи, тесно связанный с натюрмортом Северной Европы XVI – XVII веков. Его главная тема — бренность земной жизни. Изначально мотивы ванитас были распространены в погребальном искусстве, например, в виде скульптур на гробницах.
К XVII веку этот жанр прочно утвердился в живописи. С помощью символов он напоминал зрителю о быстротечности жизни. Распространёнными аллегориями были черепа, увядающие цветы, гниющие фрукты, песочные часы. Бабочки символизировали красоту и недолговечность бытия, а лимонные корки, привлекательные на вид, но горькие на вкус, — обманчивость земных удовольствий. Де Хем активно использовал символический язык vanitas.
Среди его работ в этом жанре выделяются «Цветочный натюрморт с распятием и черепом» (1630-е, Старая пинакотека, Мюнхен), «Натюрморт-ванитас с музыкальными инструментами» (ок. 1660-х, Рейксмузеум, Амстердам) и «Натюрморт с очищенным лимоном» (1650-е, Лувр, Париж). Другими известными художниками этого направления были Хармен ван Стенвейк (1612–1656), Виллем Кальф (1619–1693), Виллем Клас Хеда (1594–1681), Питер Клас (1597–1660) и сын де Хема, Корнелис.
Религиозный цветочный натюрморт
Это особая категория натюрморта, основоположниками которой считаются Ян Брейгель Старший и его покровитель, кардинал Федерико Борромео, а одним из главных мастеров — Даниэль Сегерс. Будучи иезуитом, Сегерс стремился возродить духовный символизм цветов. Он часто изображал цветочные гирлянды вокруг ниши со сценой или священным предметом, например, потиром для причастия. Работа де Хема «Евхаристия в венке из фруктов» (1648, Музей истории искусств, Вена) — яркий пример этого жанра. Венок из яблок, груш, колосьев и инжира написан с удивительной детализацией и яркими, светлыми красками.
Наследие
Де Хем скончался в Антверпене в 1684 году. Его дело продолжил сын, Корнелис де Хем, также ставший успешным живописцем. Будучи одним из величайших мастеров натюрморта и голландской реалистической жанровой живописи, де Хем оказал огромное влияние на последующие поколения художников. Его работы копировали многие, включая Анри Матисса, который создал картину «Вариация на тему натюрморта де Хема» (1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Среди последователей де Хема был и Абрахам Миньон, его ученик, специализировавшийся на цветочных натюрмортах. Картины де Хема сегодня можно увидеть в коллекциях Рейксмузеума в Амстердаме, Старой пинакотеки в Мюнхене, Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Собрания Уоллеса в Лондоне.
- Натюрморт
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
- Натюрморт
- Жан Шарден: французский художник, позднее барокко
- Франс Снейдерс: художник натюрмортов в стиле барокко, анималист
- Иоахим Патинир: пейзажист, нидерландское Возрождение
- Вегетарианский пансионат-санаторий: территория здорового питания
- «По родному Мурману» выставка художника Виталия Бубенцова, посвященная 80-летию Мурманского края
- «Алхимик» Пауло Коэльо, краткое содержание
- «Уроки химии» Бонни Гармус, краткое содержание
- Rijksmuseum открывает новые картины голландского мастера Золотого века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?