Мейндерт Хоббема:
Пейзажист, голландская реалистическая школа читать ~5 мин.
Мейндерт Хоббема (нидерл. Meindert Hobbema; 1638–1709) — один из виднейших пейзажистов голландской живописи XVII века. Он принадлежал к числу тех старых мастеров протестантской Голландии, которые предпочли популярной жанровой живописи искусство пейзажа. В этот круг также входили Саломон ван Рёйсдал (1602–1670), Алберт Кёйп (1620–1691) и его учитель Якоб ван Рёйсдал (1628–1682).
В своих пейзажах Хоббема мастерски изображал леса, изгороди, мельницы и водоёмы. Этот навык он оттачивал во время работы на пленэре в Гелдерланде, на востоке страны. Несмотря на скромное признание при жизни, сегодня Хоббема считается одним из величайших голландских художников-реалистов и важным представителем голландского барокко. Его творчество оказало значительное влияние как на английскую пейзажную живопись XIX века, так и на натурализм Барбизонской школы (1830–1875).
О жизни и карьере Хоббемы известно немногое. Предположительно с 1657 по 1660 год он был учеником Якоба ван Рёйсдала в Амстердаме, и со временем их отношения переросли в дружбу. В 1668 году, в возрасте 30 лет, он женился на Элтье Винк (нидерл. Eeltje Vinck) из Горкума, которая родила ему четверых детей. В следующем году Хоббема получил должность инспектора по измерению вин и масел в Амстердаме. Эта административная работа, по-видимому, отнимала много времени, так как после 1669 года его художественная деятельность заметно сократилась.
Художник, по всей видимости, провёл всю жизнь в Амстердаме, хотя предполагается, что он также работал в Гелдерланде и в Рейнской области близ Дюссельдорфа. Его жена Элтье умерла в 1704 году и была похоронена в секции для бедняков на Лейденском кладбище в Амстердаме. Сам Хоббема пережил её на пять лет и скончался в декабре 1709 года. Он также был похоронен в могиле для бедняков на кладбище Вестеркерк в Амстердаме.
Ранние картины
Немногие из пейзажей Хоббемы изображают реальные места. Вместо этого они наполнены мотивами, заимствованными из ранних композиций Рёйсдала, чьим последователем Хоббема оставался примерно до 1664 года. Его самая ранняя известная работа — «Речной пейзаж» (1658, Детройтский институт искусств). Пейзажи 1659 года (Музей Гренобля; Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) также созданы под влиянием Рёйсдала. К его манере художник вновь обратился в 1660-х годах в своих лесных сценах: «Лесной пейзаж с коттеджем» (Национальная галерея, Лондон) и «Опушка леса с фермой» (1662, Старая пинакотека, Мюнхен). Листва на таких картинах, как «Лесной пейзаж близ Харлема» (1663, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), «Лесной пейзаж» (1664, Эрмитаж, Санкт-Петербург) или «Деревня среди деревьев» (1665, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), выписана с предельной точностью. Один из его редких городских видов, «Харлемский шлюз в Амстердаме» (Национальная галерея, Лондон), был написан, вероятно, около 1662 года.
Стиль реалистической пейзажной живописи
В зрелый период творческий стиль Хоббемы стал заметно отличаться от манеры Рёйсдала. В своём скрупулёзном реализме и верности деталям он противопоставлял себя целостному видению картины, свойственному его учителю. Формы в голландском реализме Хоббемы проработаны до мельчайших подробностей. Его картина «Водяная мельница» (Лувр, Париж) — шедевр аналитической точности. Об этой работе говорят: “Всё кажется тонко выгравированным, прежде чем быть написанным, а затем прекрасно написанным поверх этой чёткой гравюры”. Действительно, фоны пейзажей Хоббемы часто излишне детализированы; им недостаёт ощущения безграничного пространства, характерного для Рёйсдала.
Хоббема остался в стороне от лиризма эпохи преромантизма. При этом его работам присущ натурализм и глубокое чувство поэзии природы. Это проявляется с силой и простотой в таких картинах, как «Солнечный пейзаж» (Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам) и «Коттедж на берегу реки» (Рейксмюсеум, Амстердам). К этому же периоду относятся «Вид на Девентер» (Маурицхёйс, Гаага) и «Дорога, вьющаяся мимо коттеджей» (Национальная галерея, Лондон). Эти пейзажи, как и немногие сохранившиеся рисунки (Рейксмюсеум; Музей Тейлора, Харлем; Пти-Пале, Париж), по-видимому, были созданы до 1669 года.
Стремление к техническому совершенству иногда приводило Хоббему к самоповторам, что выражалось в создании вариаций на одну и ту же тему. Порой он нарушал гармонию пейзажа слишком резким светом в попытке воспроизвести сияние Рёйсдала. Временами художник поддавался искушению оживить зелёные, коричневые и голубые тона яркими малиновыми пятнами на черепичных крышах, что стало частым приёмом в его работах.
Однако, когда Хоббема использовал приглушённые тона для достижения монохромного эффекта, ему не было равных. Примером служат картины «Ветряные мельницы» (Пти-Пале, Париж) и «Дубы у пруда» (Старая пинакотека, Мюнхен), где он с виртуозной точностью передаёт игру отражений. Его необъятное небо с белыми облаками оживляет тёмные кроны деревьев. В этих пейзажах с их холодной зеленью и тёмными, стоячими водами возникает характерное меланхоличное настроение.
Наследие и влияние
Некоторые из его самых известных пейзажных картин были созданы после 1669 года, например, «Руины замка Бредероде» (1671, Национальная галерея, Лондон) и знаменитая «Аллея в Мидделхарнисе» (1689, Национальная галерея, Лондон). Эти и другие работы оказали большое влияние на развитие английской и французской пейзажной живописи. В Англии его влияние заметно в работах Томаса Гейнсборо (1727–1788), Ричарда Уилсона (1714–1782), Патрика Нэсмита (1787–1831) и Джона Констебла (1776–1837). Оно также прослеживается у художников Норвичской школы, включая Джона Крома (1768–1821) и Джона Селла Котмана (1782–1842). Во Франции Хоббема повлиял на творчество Теодора Руссо (1812–1867) и Шарля-Франсуа Добиньи (1817–1878) из Барбизонской школы. Картины Хоббемы широко представлены в британских коллекциях и в ведущих художественных музеях Европы и Америки.
- Голландская живопись XVII века
- Адриан Брауэр: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Питер де Хох: голландский жанрист-реалист, Делфтская школа
- Рашель Рюйш: Голландская художница цветов и натюрмортов
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Украинская детская книга попала в престижный каталог «Белые вороны»
- «Почему мы покупаем, или Как заставить покупать. Основы науки продаж» Пако Андерхилл, краткое содержание
- Преимущества вешал
- Питер Санредам: художник-архитектор церковных интерьеров
- Импрессионизм как впечатление и вдохновение в Амстердаме
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?