Мейндерт Хоббема: Пейзажист, голландская реалистическая школа читать ~5 мин.
Один из лучших пейзажистов в голландской живописи XVII века, Мейндерт Хоббема был одним из нескольких старых мастеров в протестантской Голландии, которые были недовольны более популистским стилем жанровой живописи и занялись пейзажной живописью, вместо нее. Кроме Хоббемы, к ним относились Саломон ван Рёйсдал (1603-1670), Аэльберт Кёйп (1620-1690) и Якоб ван Рёйсдал (1628-1682).
В своих пейзажных картинах Хоббема прежде всего отличается мастерством изображения лесов и изгородей, мельниц и водоёмов: это мастерство он развивал в течение долгих периодов пленэрной живописи в Гельдерсе или на голландской границе Вестфалии. Несмотря на скромный след в искусстве своей страны, Хоббема сегодня считается одним из величайших голландских художников-реалистов позднего периода и важным представителем голландского барокко (ок. 1600-1700 гг.). Его работы оказали значительное влияние как на английскую пейзажную живопись начала XIX века, так и на натурализм барбизонской школы пейзажной живописи (1830-1875).
О карьере Хоббемы доподлинно известно немного. Он был учеником Якоба ван Рёйсдала в Амстердаме примерно с 1657 по 1660 год (а возможно, и дольше), и в результате эти два человека стали друзьями. В 1668 году, в возрасте 30 лет, он женился на своей служанке Элтидже Винк из Горкума, которая впоследствии родила ему четверых детей, а в следующем году был назначен контролёром вина и масла в Амстердаме – административная должность, которая, очевидно, отнимала у него много времени, поскольку после 1669 года его активность как художника значительно уменьшилась.
Похоже, что всю свою жизнь он провёл в Амстердаме, хотя есть предположения, что он также работал в Гелдорпе и в Рейнланде около Дюссельдорфа. В 1704 году скончалась его жена Элтидже, и он был похоронен в нищенской секции Лейденского кладбища в Амстердаме. Сам Хоббема прожил ещё пять лет, прежде чем умер в декабре 1709 года и тоже получил нищенское погребение на кладбище Вестеркерк в Амстердаме.
Ранние картины
Немногие из пейзажей Хоббемы представляют собой реальную местность. Вместо этого они изобилуют мотивами, навеянными ранними композициями Рёйсдаля, по стопам которого Хоббема следовал примерно до 1664 года. Его самая ранняя известная работа, «Пейзаж с рекой» (1658, Детройтский институт искусств), была любимой темой молодого художника. Пейзажи 1659 года (Музей изобразительных искусств, Гренобль; Национальная галерея, Эдинбург) написаны по мотивам Рюисдаля, к которому он вновь обратился за вдохновением в 1660 году, в своих лесных пейзажах: Лесной пейзаж с коттеджем (Национальная галерея, Лондон) и Окраина леса с фермой (1662, Альте Пинакотека, Мюнхен). Листва на таких картинах, как Пейзаж с лесом близ Харлема (1663, Музей античного искусства, Брюссель), Лес (1664, Эрмитаж, Санкт-Петербург) или Деревня среди деревьев (1665, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), определена с предельной точностью. «Харлемский замок, Амстердам» (Национальная галерея, Лондон), один из его редких городских видов, был написан, вероятно, в 1662 году.
Стиль реалистической пейзажной живописи
В пейзажах, написанных в зрелом возрасте, стиль Хоббемы начал развиваться в манере, совершенно не похожей на стиль Рюисдаля. В своём минутном реализме и верности предмету он прямо противопоставлял себя рюсдалевскому видению картины как целого. Формы в стиле голландского реализма Хоббемы представлены до мельчайших деталей. Его картина «Водяная мельница» (1667, Лувр, Париж) – шедевр аналитической точности, о которой говорят, что «все кажется тонко выгравированным, прежде чем быть написанным, а затем прекрасно написанным поверх этой чёткой гравюры». На самом деле, фоны пейзажей Хоббемы слишком детализированы, им не хватает ощущения бесконечности и огромных просторов, как у Рёйсдаля.
Хоббема также остался незатронутым лиризмом предромантической эпохи. При всем этом в его работах есть натурализм и проникновенное чувство поэзии природы, которое проявляется с силой и простотой в таких картинах, как «Пейзаж в солнечном свете» (Музей Бойманса ван Бойнингена, Роттердам), Коттедж на берегу реки (Рейксмузеум, Амстердам), Вид на Девентер (Королевская картинная галерея Мауритсхойс, Гаага) и Дорога, петляющая мимо коттеджей (Национальная галерея, Лондон). Эти пейзажи (а также несколько редких образцов его рисунков, хранящихся в Рейксмузеуме, Музее Тейлера в Харлеме и Пти-Пале в Париже), по-видимому, датируются временем до 1669 года.
Навязчивое стремление к техническому совершенству иногда приводит Хоббему к стереотипам, что проявляется в его пристрастии к вариациям на одну и ту же тему. Время от времени он нарушает гармонию пейзажа слишком грубым светом, пытаясь проникнуть в тайну сияния Рюисдаля, или поддаётся искушению усилить зелень, коричневый и голубой цвета малиновыми брызгами на черепичной крыше, что стало довольно частым явлением в его творчестве.
И все же, когда он использует приглушённые тона и стремится к монохроматическому эффекту, ему нет равных, как в картинах «Ветряные мельницы» (Пти Пале, Париж) или «Дубы у пруда» (Старая Пинакотека, Мюнхен), где он с виртуозной точностью передаёт игру отражений. Его огромное небо с белыми облаками оживляет тёмные массы деревьев. Характерная меланхолия возникает в этих пейзажах с их холодной зеленью и тёмными, промозглыми водами.
Наследие и влияние
Некоторые из его самых известных пейзажных картин были написаны после 1669 года, такие как Руины замка Бредероде (1671, Национальная галерея, Лондон) и Проспект, Мидделхарнис (1689, Национальная галерея, Лондон). Эти и другие его картины оказали огромное влияние на развитие как Английской школы (1770-1850), так и Барбизонской школы пейзажной живописи (1830-1875). В Англии под влиянием Хоббемы работали Ричард Уилсон (1714-1782), Сэмюэл Скотт (1710-1772), Джон Кром (1768-1821) и Джон Селл Котман (1782-1842), Норвичской школы пейзажистов, Патрика Нэсмита (1786-1831) и великого Джона Констебла (1776-1837), а также ранние пейзажи Томаса Гейнсборо (1727-1788). Во Франции Хоббема оказал заметное влияние на творчество Теодора Руссо (1812-1867) и Шарля-Франсуа Добиньи (1817-1878). Картины Хоббемы особенно хорошо представлены в английских коллекциях, а также в некоторых из лучших художественных музеев Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?