Лоренцо Лотто:
венецианский художник эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Лоренцо Лотто (итал. Lorenzo Lotto) — один из самых самобытных старых мастеров итальянской живописи Высокого Возрождения. Он выступил важным связующим звеном между первым поколением художников венецианского Ренессанса и поздним искусством барокко Северной Италии. Лотто работал преимущественно в провинциальных городах, но его творчество прочно связано с венецианской школой живописи. Он обучался в Венеции и черпал вдохновение у таких мастеров, как Джентиле Беллини (ок. 1429–1507), его брат Джованни Беллини (1430–1516), Антонелло да Мессина (1430–1479), Джорджоне (1477–1510) и Тициан (ок. 1485/8–1576). Несмотря на эти влияния, Лотто сохранял собственный стиль и часто выбирал новаторские сюжеты.
Работы художника привлекают современную аудиторию глубоким психологизмом и способностью передать не только статус, но и внутренний мир моделей. Хотя основу его творчества составляла церковная масляная живопись, как, например, в выразительной работе «Благовещение» (1534, Городская пинакотека, Реканати), сегодня он особенно известен своими портретами эпохи Возрождения. Среди них — «Портрет Марсилио Кассотти и его невесты Фаустины» (1523, Прадо, Мадрид), «Молодой человек в кабинете» (1527, Галерея Академии, Венеция) и групповой портрет в композиции на библейский сюжет «Христос и грешница» (ок. 1528, Лувр, Париж). См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Биография
Лоренцо Лотто родился в Венеции, где, по сведениям художника и биографа Джорджо Вазари, получил образование. Точные сведения об этом периоде скудны, однако есть свидетельства, что он мог обучаться в мастерской Джованни Беллини вместе с Джорджоне и Пальмой Веккьо.
Первое документальное свидетельство о художнике относится к 1503 году и описывает его работу в Тревизо, где он оставался до 1506 года. В отличие от многих современников, базировавшихся в Венеции — главном художественном и торговом центре региона, — Лотто провёл большую часть жизни в странствиях по провинциям. В 1509 году он работал в Риме, где создал несколько фресок в Ватиканском дворце по заказу папы Юлия II. Эти работы не сохранились и вскоре были отодвинуты на второй план фресками Рафаэля, получившего основные заказы на монументальные росписи в Ватикане.
Покинув Рим, Лотто в 1511 году направился в Реканати, а с 1513 по 1525 год жил в Бергамо, где создал шесть алтарных образов. Затем он вернулся в Венецию и оставался там до 1532 года, после чего возобновил путешествия, работая по заказам в регионе Марке. В 1554 году, в возрасте 74 лет, с ослабевшим зрением, он стал светским братом в монастыре Санта-Каза в Лорето, где и скончался два года спустя.
Склонность Лотто к переездам некоторые историки искусства объясняли недостаточной успешностью в сравнении с современниками эпохи чинквеченто. Однако более вероятной причиной его кочевого образа жизни была тонкая душевная организация, о чём свидетельствуют его сохранившиеся записные книжки. При этом художник не испытывал недостатка в заказах, хотя качество его работ могло быть неравномерным. О работе Лотто с цветом см.: Тициан и венецианский колоризм ок. 1500–1576 гг.
Религиозное искусство
Основным направлением в творчестве Лотто было религиозное искусство: картины на досках темперой или маслом для церковных алтарей и фрески. Он вдохновлялся искусством Северного Возрождения, особенно фламандской живописью, и работами своих предшественников эпохи Раннего Возрождения. В 1480-х годах во Флоренцию был привезён знаменитый алтарь Портинари кисти Гуго ван дер Гуса (1440–1482), оказавший большое влияние на итальянских художников. Многие работы Лотто выполнены в жанре sacra conversazione («святое собеседование»), где изображены Святое Семейство и святые. Подробнее об алтарных работах Лотто см.: Венецианские алтарные картины (ок. 1500–1600 гг.).
Художник часто добавлял в свои композиции реалистичные детали, основанные на наблюдении за поведением людей. Его полотна напоминают драматические сцены. Например, Христос-младенец на его картинах часто ведёт себя как обычный ребёнок, проявляя любопытство и игривость. Лотто глубоко сопереживал своим персонажам, будь то портреты современников или религиозные образы.
«Благовещение» в Реканати
Вершиной его религиозного творчества считается оригинальное и красочное «Благовещение» (1534, Городская пинакотека, Реканати). Это необычайно «современная» для своего времени картина, в которой Лотто даёт собственную интерпретацию традиционного сюжета. Смятение и испуг Девы Марии перед явлением архангела Гавриила подчёркнуты испуганной кошкой, убегающей от зрителя. Контраст между спокойной обстановкой комнаты и эмоциональной реакцией персонажей создаёт поразительный эффект.
Портретное искусство
Репутация Лотто как выдающегося художника получила признание лишь в начале XX века, во многом благодаря высокой оценке критика искусства Возрождения Бернарда Беренсона (1865–1959), издавшего монографию о нём в 1895 году. Сегодня Лотто особенно ценят за его портреты, такие как «Портрет Бернардо де Росси, епископа Тревизо» (1505, Музей Каподимонте, Неаполь). Особо выделяются работы, в которых художник создаёт атмосферу психологического напряжения, например, «Молодой человек в своём кабинете» (1527, Галерея Академии, Венеция). Подробнее см.: Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600).
Картины Лоренцо Лотто хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Тициан и Венецианская цветная живопись
- Наследие венецианской живописи
- Венецианская живопись
- Паоло Веронезе: венецианский художник, автор «Свадьбы в Кане»
- Прогулка по Монмартру
- Искусство, Романтика и История: Путешествие по Парижу
- ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЛАНДШАФТА
- «Малыши в городе муз»
- Джазовая вечеринка с Владимиром Фейертагом. Мелодии Джорджа Гершвина. 12+
- Итальянский ренессанс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?