Лоренцо Лотто: венецианский художник эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Один из самых интересных и необычных старых мастеров, принадлежащих к школе итальянской живописи Высокого Возрождения, Лоренцо Лотто был важным посредником между первым поколением художников Венецианского Возрождения и поздним искусством барокко Северной Италии. Активно работая в основном в провинциях, Лотто, тем не менее, прочно ассоциируется с венецианской живописью, не в последнюю очередь потому, что он обучался в Венеции и черпал вдохновение у таких великих живописцев, как Джентиле Беллини (ок. 1429-1507 гг.), его младший брат Джованни Беллини (1430-1516), уроженец Сицилии Антонелло да Мессина (1430-1479), а также Джорджоне (1477-1510) и Тициан (ок. 1485/8-1576). Несмотря на эти влияния, Лотто остаётся самобытным, как в своём стиле, так и в выборе разнообразных, часто новаторских сюжетов.
Его работы привлекают современную аудиторию, в частности, благодаря тому, как он идентифицирует себя со своими объектами, эффективно передавая их чувства, а также их статус. Хотя в основном он занимался церковной масляной живописью – см., например, его захватывающую работу «Благовещение» (1534, Pinacoteca Communale, Recanati) – сейчас он известен своими ренессансными портретами, такие как Марсилио и его жена (1523, Прадо, Мадрид), Молодой человек в кабинете (1527, Галерея Академии, Венеция), и портретная группа в его библейской картине Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии (1528, Лувр, Париж). См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Биография
Лоренцо Лотто родился в Венеции и там же получил образование – по крайней мере, согласно художнику-маньеристу и биографу Джорджо Вазари – хотя подробности довольно туманны. (Есть некоторые свидетельства того, что он обучался в мастерской Джованни Беллини одновременно с Джорджоне и Пальма Веккьо).
Первое ясное упоминание, которым мы располагаем, описывает его работу в 1503 году в качестве живописца в Тревизо, где он оставался до 1506 года. Любопытно, что в отличие от других художников того времени, большинство из которых базировались в Венеции, торговом и художественном центре региона, Лотто провёл большую часть своей жизни, путешествуя по провинциям. После Тревизо, например, он провёл время в центральной Италии, включая Рим, где в 1509 году выполнил несколько фресок в Ватиканском дворце для папы Юлия II (Джулиано делла Ровере). Ничего не сохранилось от этого проекта, который в любом случае вскоре был затмлен работой Рафаэля, который взял на себя большую часть настенной живописи в Ватикане.
Покинув Рим в 1511 году, Лотто отправился в Реканати, но к 1513 году поселился в Бергамо, где оставался до 1525 года. За этот период он создал там шесть алтарных образов, после чего вернулся в Венецию. Он продолжал жить в Венеции до 1532 года, после чего возобновил свои странствия – в основном по региону Италии, известному как Марки, выполняя заказы по мере их появления. К концу своей карьеры он ещё не раз возвращался в Венецию, намереваясь остаться, но заказы от провинциальных покровителей побудили его снова отправиться в путешествие. В 1554 году, в возрасте 74 лет и со слабым зрением, он присоединился к религиозной общине монастыря Санта-Каса в Лорето в качестве брата-мирянина. Он умер в монастыре два года спустя.
Склонность Лотто к путешествиям заставила некоторых историков искусства предположить, что он не был столь успешен, как многие из его современников чинквеченто. Однако более вероятной причиной его скитальческого существования является его слишком чувствительная личность. Во всяком случае, ему, похоже, не составляло труда найти покровителей, хотя его работы были довольно неровными. О том, как Лоренцо Лотто обращался с красящими пигментами, см: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76 гг.
Религиозное искусство
Основным направлением деятельности Лотто было религиозное искусство – в основном панельные картины темперой или маслом для церковных алтарей, а также иногда фрески. Он черпал вдохновение в искусстве Северного Возрождения, в частности, в школе фламандской живописи, а также у своих предшественников в школе живописи Раннего Возрождения. (Стоит вспомнить, что огромный по влиянию алтарь Портинари фламандского гения Гуго ван дер Гоэса (1440-1482) прибыл во Флоренцию в 1480-х годах). Многие религиозные работы Лотто изображают Святое Семейство и святых, расположенных рядом друг с другом в жанре, известном как sacra conversazione, или «священная беседа»; этот жанр он писал на протяжении всей своей жизни. Подробнее об алтарном искусстве Лотто см: Венецианские алтарные картины (ок. 1500-1600 гг.).
В свои композиции и сюжеты он часто добавлял реалистичные детали, почерпнутые из наблюдений за поведением людей. В некоторых отношениях он создавал картины, больше похожие на драмы, чем на обычные изображения. Например, его изображения юного Христа часто показывают, что он ведёт себя скорее как настоящий младенец, с врождённым любопытством и игривой натурой. Казалось, Лотто действительно понимает и сочувствует персонажам, которых изображает, независимо от того, пишет ли он портреты или религиозные сцены.
Благовещение в Реканати
Его высшим религиозным шедевром, несомненно, должно быть причудливое, красочное Благовещение в Реканати (1534, Пинакотека Коммунале, Реканати) – необычайно «современная» картина, в которой Лотто даёт собственную интерпретацию традиционной темы. Защищённость и страх Богородицы перед Ангелом Благовещения переданы испуганной позой кошки и других пострадавших фигур. На самом деле именно контраст между ясной, спокойной обстановкой комнаты и эмоциональной реакцией фигур передаёт поразительный эффект от объявления ангела.
Портрет
Репутация Лотто как художника возросла лишь в начале XX века, после лестной оценки, которую дал ему влиятельный критик искусства Возрождения Бернард Беренсон (1865-1959) в своей монографии, опубликованной в 1895 году. В частности, его больше всего уважают за портретное искусство – см. его Портрет Бернардо де Росси, епископа Тревино (1505, Музей Каподимонте, Неаполь) – особенно те картины, в которых он создаёт настроение психологического напряжения: см. например, Молодой человек в своём кабинете (1527, Венецианская академия). Подробнее см: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600).
Картины Лоренцо Лотто можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- «Малыши в городе муз»
- Фра Анджелико: художник раннего Возрождения, Флоренция
- Паоло Веронезе: венецианский художник, автор «Свадьбы в Кане»
- ВЫСТАВКА Азарт игры. Азарт познания
- Бернард Беренсон: искусствовед, критик эпохи Возрождения
- Десять картин венецианского живописца Лоренцо Лотто на выставке в ГМИИ
- «Судьбы и фурии» Лорен Грофф, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?