Паоло Веронезе:
венецианский художник, автор «Свадьбы в Кане» читать ~9 мин.
Паоло Веронезе стоит в одном ряду с Тицианом и Тинторетто как один из титанов венецианской живописи и один из ведущих исторических живописцев своего времени. Художник прославился как выдающийся колорист школы маньеризма. Будучи мастером станковой и настенной живописи, он наиболее известен благодаря двум направлениям своего творчества: монументальным сценам пиров в религиозных картинах, таких как «Брак в Кане» и «Пир в доме Левия», написанных для монастырских трапезных в драматическом и красочном стиле маньеризма, а также иллюзионистическим фрескам.
Как и его соперник Якопо Тинторетто, Веронезе опирался на наследие Тициана (ок. 1488–1576), основоположника искусства Возрождения в Венеции. Но если Тинторетто развивал тициановское использование драматического света и эмоциональной напряжённости, то Веронезе добился признания, совершенствуя мастерство цвета — технику, которую римские художники, отдававшие предпочтение рисунку (disegno), несколько пренебрежительно называли colorito. См: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–1576 гг.
Творчество Веронезе, разностороннего художника, включает фрески, алтарные образы, мифологические сюжеты и портреты. Среди других его значимых работ — «Мадонна с семейством Куччина» (1571, Галерея старых мастеров, Дрезден), «Вирсавия в своей ванне» (1575, Музей изящных искусств, Лион) и «Четыре аллегории любви» (ок. 1580, Национальная галерея, Лондон). Веронезе был также выдающимся рисовальщиком: подробнее см: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600).
Обучение
Урождённый Паоло Кальяри получил своё прозвище Веронезе от названия родного города Вероны. Он был сыном каменотёса, от которого, вероятно, научился лепить из глины. Согласно биографу маньеристов Джорджо Вазари (1511–1574), он обучался сначала у местного мастера Антонио Бадиле (ок. 1518–1560), а затем у Джованни Франческо Карото. Рано проявившийся талант Веронезе к рисунку позволил ему уже в 16 лет покинуть мастерскую и начать самостоятельную карьеру.
Ранние работы
В неоднородной культурной среде Вероны Веронезе познакомился с различными течениями маньеризма. С одной стороны, это были линейные методы, привнесённые в Северную Италию учеником Рафаэля Джулио Романо (1499–1546) и развитые Пармиджанино (1503–1540), с другой — исследования Тициана в области конструктивной роли цвета. С самых первых работ Веронезе очищал маньеризм от интеллектуальных усложнений и обогащал его цветовыми решениями, демонстрируя растущее мастерство в теории цвета. Примерами могут служить «Богородица с младенцем, святыми и донаторами» (1548, Кастельвеккьо, Верона), аллегорические фрески (1551) на вилле Соранцо и «Искушение святого Антония» (1552–1553, Музей изящных искусств, Кан).
Переезд в Венецию
В 1552 году Веронезе переехал в Венецию, где его первым заказом стала «Сакральная беседа» для церкви Сан-Франческо делла Винья (ок. 1552). В 1553 году он получил заказ на роспись потолков во Дворце дожей, включая Зал Совета Десяти и Зал Трёх Главешин Совета. Именно здесь художник открыл для себя цвет как главное средство выражения и совершил творческий прорыв.
Три потолочные фрески — для церкви Сан-Себастьяно, Дворца дожей и библиотеки Марчиана (за последнюю он получил премию, вручённую лично Тицианом) — закрепили за ним репутацию одного из ведущих художников-маньеристов Венеции. Его работы сравнивали с фигурной живописью Корреджо (1489–1534) и героическими образами Микеланджело (1475–1564).
Напрямую соприкоснувшись с творчеством великих мастеров города, где он в 1555 году основал студию и который с 1557 года стал его домом, Веронезе создал свой собственный «ответ» венецианской тональной живописи. Его новаторство оценил и сам Тициан. Картины для Дворца дожей — «Юнона, осыпающая Венецию дарами», «Юность и Старость», «Наказание фальшивомонетчика» и другие — подтвердили его талант в декоративном искусстве. Женские обнажённые фигуры заполняют пространство смелыми ракурсами (sotto in su quadratura и ракурс), оживлёнными чистыми и светлыми тонами.
Примерно в 1556 году Веронезе начал работу над первой из своих масштабных банкетных сцен, «Пир в доме Симона», которую завершил только в 1570 году. В тот же период, во время перерыва в работе над росписями в церкви Сан-Себастьяно, он сотрудничал с архитектором Андреа Палладио (1508–1580) в оформлении виллы Барбаро в Мазере.
Живопись Веронезе стремилась объединить христианскую духовность с гуманистической философией. На фресках виллы были изображены портреты семьи Барбаро, а потолки заполнены мифологическими фигурами на фоне голубого неба. Художник использовал сложную перспективу и обманки (trompe-l’œil). Современники описывали результат как «визуальную поэзию».
Брак в Кане
Следующее сотрудничество с Андреа Палладио привело к созданию величайшего шедевра Веронезе — «Брак в Кане» (1562–1563, Лувр, Париж). Картина была заказана бенедиктинским монастырём Сан-Джорджо Маджоре в Венеции и предназначалась для украшения трапезной. Полотно должно было занять огромную площадь в 66 квадратных метров и содержать как можно больше фигур. В итоге на холсте шириной почти 10 метров Веронезе разместил около 300 портретов, включая Тициана, Тинторетто и самого себя. Сюжет, основанный на Евангелии от Иоанна, изображает первое чудо Христа — превращение воды в вино. В 1797 году картина была вывезена войсками Наполеона в Париж.
На переднем плане картины изображён фриз из фигур, написанных с мерцающими деталями, а по бокам — две лестницы, ведущие к террасе с колоннадой в римском стиле и сияющим небом.
Такие работы, как «Брак в Кане» и «Семья Дария перед Александром» (1565–1570), почти лишены глубокого эмоционального содержания. Их главная привлекательность заключается в повествовательности и великолепии фигур, сияющих светом и цветом.
Пир в доме Левия
В 1573 году Веронезе украсил заднюю стену трапезной базилики Санти-Джованни-э-Паоло картиной «Пир в доме Левия». Полотно высотой более 5 метров и шириной 12 метров было призвано заменить сгоревшую во время пожара работу Тициана. Изначально картина изображала Тайную вечерю, но Веронезе дополнил сцену множеством светских персонажей: немецкими солдатами, карликами, животными и шутами.
Эти нерелигиозные детали вызвали недовольство инквизиции. В июле 1573 года Веронезе был вызван на допрос, где заявил, что художники допускают те же вольности, что поэты и безумцы. Тем не менее, чтобы не идти на конфликт с церковью, он переименовал картину в «Пир в доме Левия».
Кроме фресок, Веронезе был мастером алтарного искусства (см. «Освящение Святого Николая», 1561–1562, Национальная галерея, Лондон) и мифологической живописи (например, «Венера и Марс», 1578, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также портрета (см. «Портрет дамы», 1555, Лувр). Подробнее об алтарной живописи художника см.: Венецианские алтарные картины (ок. 1500–1600). Как и многие старые мастера венецианской школы, он создал большое количество рисунков пером и тушью, а также набросков мелом.
На протяжении большей части своей карьеры Веронезе соперничал с Тинторетто (1518–1594), хотя они работали для разных заказчиков. Тинторетто сосредоточился на религиозном искусстве, в то время как Веронезе выполнял и многочисленные светские заказы. Если Тинторетто работал почти исключительно маслом в Венеции, то некоторые из лучших работ Веронезе были созданы за её пределами и в технике фрески.
В стилевом отношении у них было ещё меньше общего: картины Тинторетто отличались сильной эмоциональностью и мрачной атмосферой, тогда как Веронезе предпочитал ясный дневной свет и сюжеты, впечатляющие пышностью и зрелищностью, — свидетельство материального великолепия Венеции её Золотого века. См. также: Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600).
Художественная репутация и наследие
По мнению критика Теофиля Готье, Паоло Веронезе был величайшим колористом в истории — более великим, чем Тициан или Рубенс, — поскольку он придерживался гаммы естественных тонов. Французский художник-романтик Эжен Делакруа отмечал, что Веронезе создавал свет без резких контрастов и сохранял силу оттенка даже в тени. Художник наслаждался детализацией нарядов венецианской знати — его работы полны костюмов из бархата и атласа — и использовал нежную палитру с преобладанием бледно-голубого, оранжевого, серебристо-белого и лимонно-жёлтого цветов.
Его плодотворная деятельность стала возможной благодаря высокоорганизованной семейной мастерской, где работали его брат Бенедетто Кальяри (1538–1598) и сыновья Карло (ок. 1567–1596) и Габриэле (1568–1631). У Веронезе не было значительных учеников, но его влияние на венецианскую живопись барокко и европейское искусство было огромным. На протяжении двух столетий многие художники, от Рубенса (1577–1640) и Веласкеса (1599–1660) до Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770), черпали вдохновение в богатстве и неисчерпаемом разнообразии его работ. См: Наследие венецианской живописи.
Избранные картины
Работы Паоло Веронезе можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, как видно из этого небольшого списка избранных картин:
Святой Антоний, искушаемый дьяволом (1553) Музей изящных искусств, Кан
Зевс, изгоняющий пороки (ок. 1553) Лувр, Париж
Святой Марк, венчающий добродетель (ок. 1554) Лувр, Париж
Коронование Богородицы (1555) Сан-Себастьяно, Венеция
Женский портрет (1555–1560) Лувр, Париж
Благовещение (ок. 1555) Галерея Уффици, Флоренция
Иисус среди врачей в храме (1558) Музей Прадо, Мадрид
Успение Богородицы (ок. 1558) Сан-Джованни-э-Паоло, Венеция
Мужской портрет (ок. 1560) Музей изобразительных искусств, Будапешт
Вакх, дарующий вино людям (1560–1561) — фреска, вилла Барбаро, Мазер
Венера и Адонис (ок. 1561) Государственные художественные собрания, Аугсбург
Богоматерь во славе со святыми (ок. 1562) Сан-Себастьяно, Венеция
Св. Иоанн Креститель проповедующий (ок. 1562) Галерея Боргезе, Рим
Мадонна на престоле со святыми (ок. 1562) Галерея Академии, Венеция
Брак в Кане (1563) Лувр, Париж
Алтарный образ Сан-Дзаккария (1564) Галерея Академии, Венеция
Мученичество св. Себастьяна (1565) Сан-Себастьяно, Венеция
Семья Дария перед Александром (1565–1570) Национальная галерея, Лондон
Портрет Даниэле Барбаро (1565–1567) Рейксмюсеум, Амстердам
Аллегория любви: Неверность (1570) Национальная галерея, Лондон
Воскресение Христа (ок. 1570) Галерея старых мастеров, Дрезден
Обретение Моисея (ок. 1570–1575) Музей истории искусств, Вена
Портрет скульптора (ок. 1570–1585) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Битва при Лепанто (ок. 1572) Галерея Академии, Венеция
Пир в доме Левия (1573) Галерея Академии, Венеция
Мученичество святой Иустины (ок. 1573) Уффици, Флоренция
Церера воздаёт должное Венеции (1575) Галерея Академии, Венеция
Мистический брак святой Екатерины (ок. 1575) Галерея Академии, Венеция
Аллегория любви: Неверность (ок. 1575) Национальная галерея, Лондон
Пьета (1576–1582) Эрмитаж, Санкт-Петербург
Воскресение Христа (ок. 1578) Госпиталь Челси и Вестминстер, Лондон
Марс и Венера, соединённые любовью (ок. 1578) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Похищение Европы (1580) Зал Антиколлегии, Дворец дожей, Венеция
Христос и сотник (ок. 1580) Музей искусств Толедо, Огайо
Лукреция (1580-е) Музей истории искусств, Вена
Христос в саду, поддерживаемый ангелом (ок. 1580) Пинакотека Брера, Милан
Святой Антоний, проповедующий рыбам (ок. 1580) Галерея Боргезе, Рим
Видение Святой Елены (ок. 1580) Пинакотека Ватикана
Аллегория мудрости и силы (ок. 1580) Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Юдифь и Олоферн (ок. 1580) Галерея Палаццо Россо, Генуя
Жители Миры приветствуют святого Николая (ок. 1582) Галерея Академии, Венеция
Апофеоз Венеции (1585) Дворец дожей, Венеция.
- Тициан и Венецианская цветная живопись
- Наследие венецианской живописи
- Венецианская живопись
- Лоренцо Лотто: венецианский художник эпохи Возрождения
- Выставка художницы Юстины Комиссаровой «7 грехов+1»
- «Франкенштейн», краткое содержание
- Мир живописи: самые красивые картины
- Франческо Скварчоне: Биография художника эпохи Возрождения, Падуя
- Прогулка по Монмартру
- Искусство, Романтика и История: Путешествие по Парижу
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?