Маттиас Грюневальд: немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист читать ~6 мин.
Немецкий религиозный художник эпохи Северного Возрождения Матиас Готхардт Нейтхардт (или Нитхардт) был известен как Грюневальд с тех пор, как это имя по ошибке дал ему историк XVII века Иоахим фон Сандрарт (Academia Artis Pictoriae, 1683). Его имя фигурирует в тарификационных книгах города Селигенштадт, расположенного недалеко от Вюрцбурга, с 1501 по 1525 год.
Из-за его интенсивной экспрессивности христианского искусства, в начале XVI века он стал придворным художником сначала Уриэля ван Геммингена, а затем Альбрехта Бранденбургского, сменявших друг друга архиепископов Майнца; похоже, он также консультировал по архитектурным и инженерным проектам в епархии.
Женившись в 1519 году, Грюневальд потерял своё место при дворе около 1526 года из-за своей симпатии к крестьянскому восстанию 1525 года. Последние два года своей жизни он провёл во Франкфурте-на-Майне и Галле, городах, симпатизировавших только что зародившемуся протестантскому делу. В Галле он руководил городскими водопроводами до своей смерти там в 1528 году. Наряду с двумя другими художниками Северного Возрождения, а именно Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553) и Альбрехтом Дюрером (1471-1528), он почитается как квазисвятой лютеранской церковью 6 апреля.
Картины Грюневальда
Поскольку большая часть работ Грюневальда утрачена, а подпись в виде монограммы имеется только на трёх из его сохранившихся картин, хронология проблематична. Его современная репутация основывается на одном потрясающем произведении религиозного искусства, Изенгеймском алтаре, сохранившемся в полном виде. Есть также несколько небольших работ, фрагменты алтарного искусства и около 40 рисунков. Хотя до наших дней дошло так мало его религиозных картин и несмотря на то, что до конца XIX века большинство из них (включая Изенгеймский алтарь) ошибочно приписывались Дюреру, он, тем не менее, предстаёт как один из самых выдающихся старых мастеров своей эпохи, да и всех времен.
Небольшое «Осмеяние Христа» (1503; Старая Пинакотека, Мюнхен), вероятно, самая ранняя из сохранившихся работ Дюрера, и её черты характерны для многого, что было написано в дальнейшем. Религиозная драма разыгрывается на тёмном фоне, а фигуры очень выразительны, чтобы подчеркнуть мучительность сцены. Использование цвета в высшей степени индивидуалистично, что говорит о художнике, чья забота о живописных эффектах позволяет кисти рисовать и описывать вместо детальной предварительной подготовки.
Живопись конца XV века на нижнем Рейне в Северной Германии была образцом творчества Кёльнской школы, которая достигла своего апогея при Стефане Лохнере (ок. 1410-51) в середине века.
Изенгеймский алтарь (1512-15)
Эта работа, порученная Грюневальду в 1515 году, стала самым крупным и важным заказом в его карьере. Она была написана для главного алтаря монастыря антонитов в Изенгейме, Эльзас (алтарь, расчленённый в целях экспозиции, сейчас находится в Музее Унтерлиндена, Кольмар, Эльзас).
Грюневальд работал по заказу Гвидо Герси, прецептора ордена, чей герб изображён на алтарном образе. Картины Грюневальда были заказаны для расширения деревянного алтарного образа 1505 года с фигурами святого Антония, святого Августина и святого Иеронима, вырезанного около 1505 года Николасом фон Хагенау из Страсбурга. Росписи превратили произведение в полиптих в три этапа. С помощью трёх пар створок, двух подвижных и одной неподвижной, алтарь можно было открывать и снова открывать, чтобы показать различные наборы религиозных изображений для будничных, воскресных и святых служб. Ее общая площадь составляет 2,65 метров в высоту на более чем 5 метров в ширину.
На первой сцене изображено Распятие, фланкированное неподвижными крыльями святого Антония и святого Себастьяна, с Плачем на пределле внизу. Распятый Христос доминирует в сцене, его тело корчится от боли, плоть разорвана и зеленеет. Его фигура больше, чем у скорбящих, исполняя пророчество указующего святого Иоанна справа, как написано на картине: «Он будет расти, а я уменьшаться».
Тёмная обстановка делает фигуры более рельефными и усиливает эмоциональность сцены. Пентименты, или изменения в кисти, выявленные с помощью рентгеновских лучей, показывают, как Грюневальд подчёркивал выразительное содержание картины; пальцы Магдалины были удлинены, а Богородица первоначально стояла прямо.
Вторая сцена показывает ангелов, исполняющих музыку перед Девой и Младенцем, и, возможно, лучше всего символически описывается как Воплощение Христа и прославление Богоматери. Ангелы демонстрируют самую изобретательную колористику художника, поскольку они материализуются перед нашими глазами в розовых и жёлтых, резких синих и зелёных тонах.
Этому визионерскому качеству соответствует здание, в котором они появляются, которое, кажется, само находится в состоянии метаморфозы с листьями и усиками, прорастающими из колонн. Эту сцену дополняют Благовещение и Воскресение Христа. В последней сцене нимб Христа является единственным источником света. Неземное качество этого небесного света особенно заметно в шлейфе драпировки, где оттенки белого и голубого переходят в глубокие розовые и серые складки.
Третья ступень алтарной композиции состоит из оригинальной резной структуры с расписанными Грюневальдом крыльями «Отшельники святые Антоний и Павел в пустыне» слева и «Искушение святого Антония» справа. Здесь присутствуют наиболее явные указания на обязанности ордена антонитов по уходу за больными: лекарственные растения в «Святых отшельниках» и больная фигура в «Искушении».
Главным иконографическим источником для алтарного образа в целом были признаны мистические «Откровения святой Бриджит Шведской», написанные в XIV веке и впервые опубликованные в Германии в 1492 году.
См. также: Средневековое искусство Германии (800-1250).
Другие алтари
Грюневальд написал три небольших варианта Распятия (Offentlich Kunstsammlung, Basel; National Gallery of Art, Washington, DC; и Staatliche Kunsthalle Karlsruhe). Сохранились фрагменты ещё двух крупных алтарных композиций. «Мадонна в саду» (ныне в приходской церкви в Штуппахе) и «Чудо со снегами» (Августинский музей, Фрайбург), вероятно, составляли часть алтарного образа в коллегиальной церкви в Ашаффенбурге (1517-19). Гризайльные панно со святыми (коллекция Фюрстенберга, Донауэшинген, и Штадельский кунстинститут, Франкфурт-на-Майне) происходят из алтарного образа Геллера во Франкфурте.
Некоторые из рисунков Грюневальда могут быть связаны с утраченными работами, в том числе с тремя картинами для собора в Майнце. Многие из его рисунков сделаны с натуры и весьма необычны для своего времени. Он использовал чёрный мел, часто с акварельной размывкой, чтобы получить смягчённые, живописные эффекты. Его интересует ощутимость форм, а не линии и контуры; этюды для рук Святого Себастьяна из Изенгеймского алтарного образа посвящены не столько построению человеческой формы, сколько игре света на поверхности плоти.
См. также Дунайскую школу пейзажной живописи, на работы которой оказали влияние экспрессионистские фигуры Грюневальда.
Репутация и наследие
Грюневальд был почти точным современником Альбрехта Дюрера (1471-1528), с которым неизбежно сравнивают все немецкое искусство того периода. И хотя работы Грюневальда оставались высоко ценимыми и после его смерти, к XVII веку сам художник был почти забыт.
Многие его картины были ошибочно приписаны Дюреру, и в результате к 1850 году немецкие искусствоведы считали его не более чем компетентным подражателем своего более знаменитого современника. Однако художественный бунт против рационализма и натурализма конца XIX – начала XX века, примером которого стал немецкий экспрессионизм, вызвал точную научную переоценку творчества художника.
По общему мнению, в сравнении с Дюрером, который оставался прежде всего графиком, работы Грюневальда, который игнорировал ренессансный классицизм, чтобы продолжить экспрессивный и интенсивный стиль позднесредневекового центральноевропейского искусства в XVI веке, обнаруживают вдохновенное качество живописности, которому Дюрер никогда не мог соответствовать.
Из-за своей редкости работы Маттиаса Грюневальда можно увидеть в очень немногих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?