Мельхиор Брудерлам:
фламандский художник, интернациональная готика читать ~4 мин.
Мельхиор Брудерлам (нидерл. Melchior Broederlam) — один из первых старых мастеров фламандской живописи. Большую часть своей карьеры он провёл в качестве придворного художника Филиппа Смелого, герцога Бургундского (1342–1404), но также создал ряд работ для своего родного города Ипра.
Документы свидетельствуют, что Брудерлам работал в различных техниках, включая масляную живопись и иллюминирование рукописей. Однако лишь две сохранившиеся панельные картины могут быть с уверенностью приписаны ему — это створки знаменитого «Дижонского алтаря» (1394–1399, Музей изящных искусств, Дижон). Эта работа стала поворотной, предвестив расцвет станковой живописи и, соответственно, закат книжной миниатюры.
По мнению Эрвина Панофски (1892–1968), одного из ведущих искусствоведов того периода, Брудерлам наряду с Робертом Кампеном (1378–1444) считается одним из лучших фламандских живописцев до появления Яна ван Эйка (1390–1441).
Биография
Уроженец Ипра, Мельхиор Брудерлам, вероятно, освоил основы живописи в одной из местных мастерских. Считается, что он также провёл несколько лет в Италии, где изучал флорентийское искусство Проторенессанса, в частности фрески Джотто ди Бондоне (1267–1337) в капелле Скровеньи и работы мастеров сиенской школы живописи. У итальянцев, а также у Андре Бонево (1335–1400) и Клауса Слютера (1340–1406), он перенял передовые навыки моделирования фигур.
В 1384 году Филипп Смелый, герцог Бургундский, унаследовал Фландрию после брака с Маргаритой Фландрской. Вскоре фламандские художники, скульпторы и ювелиры начали стекаться ко двору герцога в Дижоне. Сам Брудерлам сперва служил графу Фландрии Людовику де Малю (1330–1384). После его смерти он перешёл на службу к его зятю и преемнику Филиппу Смелому, получив в 1391 году должность придворного живописца. После смерти Филиппа в 1404 году Брудерлам продолжал работать на его сына, Иоанна Бесстрашного (1371–1419).
Интернациональная готика
В конце XIV века доминирующим стилем придворного искусства в Европе была интернациональная готика. Она проявилась как в иллюминированных рукописях и миниатюрах, так и в монументальных алтарях, таких как «Маэста» (1311) сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Брудерлам, работая в рамках этой традиции, внёс в неё новаторские черты, которые предвосхитили искусство Северного Возрождения. Его мастерское использование масляных красок и стремление к натурализму оказали глубокое влияние на следующее поколение фламандских художников, включая Яна ван Эйка.
«Дижонский алтарь» (1394–1399)
Этот алтарь, также известный как «Алтарь Распятия», был заказан Филиппом Смелым для картезианского монастыря Шамполь близ Дижона. Скульптурную часть выполнил фламандец Жак де Баерзе (1340–1405), а Брудерлам темперой расписал две наружные створки. На левой панели изображены «Благовещение» и «Встреча Марии и Елизаветы», на правой — «Сретение» и «Бегство в Египет».
Художник внёс изменения в библейское повествование, наполнив религиозное искусство сложным символизмом, значение которого не всегда очевидно. Толкование некоторых деталей, в частности эмблематическое использование архитектуры и цветов, до сих пор вызывает дискуссии среди искусствоведов.
В работе используется золотой фон — приём, унаследованный от византийского искусства, символизирующий божественное пространство. Однако парящий в небе ястреб указывает на то, что действие происходит в реальном мире. Характерной чертой панелей является изображение архитектуры, открытой вовне, что позволяет одновременно видеть интерьер и экстерьер. Этот приём Брудерлам заимствовал у мастеров итальянского треченто, таких как Джотто и Амброджо Лоренцетти.
Хотя линейная перспектива ещё не развита, художник умело использует свет и тень для создания ощущения глубины. Детали пейзажного фона также вдохновлены религиозной живописью XIV века, созданной в Италии, особенно работами сиенской школы и фресками Джотто в Ассизи. В целом этот алтарный образ ознаменовал переход от малых форм к крупномасштабной станковой живописи, выдвинув на первый план фигуру живописца.
Наследие
Главный вклад Брудерлама во фламандскую живопись — это синтез декоративности византийского искусства с натурализмом итальянского треченто. Это новаторское сочетание получило дальнейшее развитие в творчестве его последователей, среди которых Рогир ван дер Вейден (1400–1464), Петрус Кристус (ок. 1410–1475), Дирк Боутс (ок. 1410–1475), Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494) и Гуго ван дер Гус (1440–1482). Их работы стали основой раннего Северного Возрождения. Брудерлам также оказал влияние на кёльнскую школу живописи в Германии.
- Фламандская живопись
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Петрус Кристус: фламандский художник
- Рогир Ван дер Вейден: фламандский религиозный художник
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
- «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
- Мастер-класс по изготовлению флористического панно в стиле «Флористический дизайн»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?