Мельхиор Брудерлам:
фламандский художник, интернациональная готика читать ~5 мин.
Один из самых ранних старых мастеров школы фламандской живописи, который провёл большую часть своей карьеры в качестве придворного художника Филиппа Смелого, герцога Бургундского (1342-1404), Брудерлам также создал ряд работ для своего родного города Ипра.
Документы свидетельствуют о том, что он работал в различных техниках, включая масляную живопись и иллюминированные рукописи, хотя только две сохранившиеся панельные картины могут быть с уверенностью приписаны ему: это левая и правая панели Дижонского алтарного образа (1394-99, Музей изящных искусств, Дижон). Это была основополагающая работа, предвещавшая подъём крупномасштабного панельного художника и соответствующий упадок миниатюры и иллюминирования рукописей.
Другая работа, связанная с ним, – «Божественное дыхание» (1395-99, также в Музее изящных искусств, Дижон). Этот конкретный образец алтарного искусства является одним из лучших образцов интернациональной готики, определяющей стиль французского двора.
По мнению Эрвина Панофски (1892-1968), одного из ведущих искусствоведов и историков этого периода, Брудерлам вместе с Робертом Кампеном (1378-1444) считается одним из лучших фламандских живописцев до появления Яна ван Эйка (1390-1441).
Биография
Уроженец Ипра, Мельхиор Брудерлам должен был научиться основам живописи в качестве подмастерья в одной из местных мастерских. Кроме того, считается, что он провёл несколько лет в Италии, изучая флорентийское искусство проторенессанса, например, фрески капеллы Скровегни (Арена) (ок. 1303-10) Джотто ди Бондоне (1267-1337), и работы сиенской школы живописи. Кроме того, он перенял важные навыки моделирования у итальянцев, а также у Андре Бонево (1335-1400), скульптора французского короля Карла V, и Клауса Слютера (1340-1406), работавшего на Филиппа Смелого.
В 1369 году Филипп Смелый (1342-1404), герцог Бургундский, женился на Маргарите, дочери графа Фландрии, и в 1384 году унаследовал всю Фландрию. Фламандские ювелиры, скульпторы и художники стекались ко двору Филиппа в Дижоне.
Сам Брудерлам сначала служил Людовику Мале (1330-1384), герцогу Брабантскому, затем, после смерти Людовика в 1384 году, работал на зятя и преемника Людовика, Филиппа Смелого, хотя Брудерлам оставался в Ипре, занимаясь декоративным искусством в замке Филиппа в Эсдене. В 1391 году он получил должность придворного художника. После смерти Филиппа в 1404 году Брудерлам продолжал писать картины для его преемника Иоанна Валуа, герцога Бургундского (1371-1419).
Интернациональная готика
Доминирующим стилем придворного искусства в Западной Европе был интернациональный готический стиль, примером которого являются небольшие международные готические иллюминации и миниатюры, а также более масштабные алтарные панели, такие как Маэстинский алтарь (1311) сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319) и Меленский диптих (ок. 1452, Koninklijk Museum, Старая галерея, Берлин) уроженца Тура Жана Фуке (1420-1481). Традицию панельной живописи продолжили Мельхиор Брудерлам с его Дижонским алтарём (1394-99) и великий Энгерран де Куартон (ок. 1410-61) со своей знаменитой Авиньонской Пьетой (ок. 1460, Лувр). Кроме того, использование Брудерламом масляной краски оказало глубокое влияние на следующее поколение фламандских художников, включая Яна ван Эйка.
Дижонский алтарь (1394-99)
Этот алтарь, заказанный Филиппом Смелым для хартии Шамполь близ Дижона, был вырезан из дерева фламандским скульптором Жаком де Баерзе (1340-1405). Две панели, каждая из которых содержит по две библейские сцены, были написаны Брудерламом темперой : на левой панели – Благовещение и Посещение ; на правой – Представление и Бегство в Египет .
Первые три сцены взяты из Евангелия от Луки, а четвёртая – из Евангелия от Матфея. Однако Брудерлам внёс изменения в библейское повествование и ввёл в своё религиозное искусство символы, некоторые из которых совершенно непонятны. Точное значение этой символики – в частности, эмблематическое использование цветов – продолжает озадачивать искусствоведов.
Дижонский алтарь имеет золотой фон – стандартный приём, заимствованный из византийского искусства, который символизирует рай, царство души, – но хотя небо золотое, летящий ястреб демонстрирует, что это реальное пространство. Более характерной особенностью панелей Дижонского алтаря является расположение священных архитектурных сооружений, которые занимают почти все две из четырёх сцен.
В каждом случае здание открывается во внешний мир, как будто художник пытается показать нам внутреннее и внешнее одновременно. Это кажущееся противоречие – приём, который Брудерлам позаимствовал из работ итальянского Треченто, Джотто и Амброджо Лоренцетти (активен в 1319-48 гг.) и других. Хотя линейная перспектива не развита, свет и тень сочетаются, чтобы создать ощущение глубины в очень продвинутой манере. Детали пейзажного фона Бродерелама также вдохновлены религиозной живописью XIV века, созданной в Италии, особенно в работах сиенской школы и во фресках Джотто для Верхней церкви в Ассизи.
В целом, алтарный образ ознаменовал конец мелких работ и появление крупномасштабной панельной живописи. Отныне миниатюрист перестал быть ведущей фигурой. На его место пришёл новый тип художника – живописец.
Наследие
Вклад Брудерлама во фламандскую живопись заключался в объединении декоративности и символизма христианского византийского искусства, с натурализмом итальянского треченто. Это сочетание получило дальнейшее развитие в работах его преемников во Фландрии, включая Роджера Ван дер Вейдена (1400-1464), Петруса Кристуса (ок. 1410-1475), Диерика Боутса (ок. 1410-1475), Ханс Мемлинг (ок. 1433-1494) и Хуго Ван Дер Гус (1440-1482), чьи работы внесли значительный вклад в искусство раннего Северного Возрождения (ок. 1430-1580). Брудерлам также оказал влияние на Кёльнскую школу живописи в Северной Германии, которая перешла от фресок и небольших алтарных композиций к более крупным полиптихам и другим масштабным панельным картинам.
- Презентация памятника поэтам-шестидесятникам и открытие выставки произведений З.К.Церетели в Твери
- «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
- Мастер-класс по изготовлению флористического панно в стиле «Флористический дизайн»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?