Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву читать ~4 мин.
Один из великих старых мастеров раннего Северного Возрождения, австрийский художник Михаэль Пахер провёл большую часть своей жизни в качестве скульптора и живописца в южном Тироле. Любопытно, что хотя его резьба по дереву, как и его современников Ханса Мультшера (1400-1467), Вейта Штосса (1447-1533), Тильмана Рименшнайдера (1460-1531), является образцом немецкой готики, его живопись в значительной степени отражает Ренессанс во Флоренции и знакомит широкий круг немецкоязычных художников с новыми техниками искусства Возрождения.
В скульптуре его величайшим шедевром является Алтарь Святого Вольфганга (1471-81) для церкви Святого Вольфганга на Аберзее, в Верхней Австрии. В живописи самым известным его шедевром является Алтарь Отцов Церкви (1483, Старая Пинакотека, Мюнхен). На первый взгляд, для человека, который провёл большую часть своей жизни, выполняя заказы для небольших местных церквей, его влияние на живопись немецкого Возрождения и создание одного из величайших произведений резьбы по дереву кажутся совершенно необычными.
Биография
О воспитании и обучении Пахера как художника известно немного. Он родился недалеко от Бриксена в южном Тироле, но, по всей вероятности, в 1450-х годах и около 1475 года он побывал в Мантуе и Падуе в Италии. Его самой ранней известной работой был алтарный образ 1465 года, ныне утраченный. К 1467 году он, по-видимому, зарекомендовал себя как живописец и мастер резьбы по дереву с мастерской в Брунеке, недалеко от Бриксена в долине Пустера.
Большинство его заказов составляли предметы религиозного искусства, в основном алтарные картины с резными фигурными центральными частями с высокими спинками, фланкированные библейскими панно, большинство из которых были гораздо крупнее тех, что встречались в современной фламандской живописи.
Большую часть 1470-х годов он активно работал в Нойштифте, также в Тироле, а в 1484 году переехал в Зальцбург, где работал над главным алтарём во францисканской церкви, который остался незавершённым после его смерти в 1498 году. К сожалению, хотя работы Пахера можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы, многие из его картин были уничтожены. Из тех, что сохранились, большинство находятся в австрийских церквях.
Алтарь Святого Вольфганга (1471-81)
Созданный по заказу аббата Бенедикта Эка из Мондзее и расположенный в паломнической церкви Святого Вольфганга на Аберзее (западный конец озера Вольфгангзее), этот Ванделалтар является одним из самых больших и великолепных резных и расписных алтарей, когда-либо созданных.
Центральная часть из позолоченной липы изображает Коронацию Богородицы, которую фланкируют две пары подвижных расписных крыльев, иллюстрирующих сцены из жизни Христа и святого Вольфганга (епископа-бенедиктинца из Ратисбона). Сооружение увенчано искусно вырезанной деревянной надстройкой, изображающей Распятие. Большинство резных фигур отдельно стоящие и находятся в углублении.
Дизайн позднеготический, с отголосками нового реализма Ганса Мультшера (см. его Штерцингский алтарь, 1457) в замысловатых деталях резьбы. Глубокая линейная перспектива и смелый ракурс расписных панелей указывает на влияние итальянского мастера из Мантуи Андреа Мантеньи (1430-1706), который, как и Пахер, создавал свои расписные фигуры по образцу скульптур.
Алтарный образ Отцов Церкви (1483)
Этот алтарный образ был создан для монастыря Нойштифт близ Бриксена и – как и «Святой Вольфганг» – является примером способности Пахера к синтезу скульптуры и живописи. Работа изображает четырёх великих отцов Западной церкви, каждого из которых сопровождает голубь, символизирующий присутствие Святого Духа. Слева направо: Иероним изображён в образе кардинала вместе со львом, из лапы которого он извлёк шип. Далее изображён святой Августин с ребёнком, который напоминал ему о тщетности попыток постичь рациональность Бога. Затем папа Григорий Великий, который изображён спасающим римского императора Траяна из чистилища. И наконец, архиепископ Амвросий, который изображён с младенцем в колыбели, символизирующим эпизод из его младенчества. Все четверо помещены в прекрасно оформленные индивидуальные ниши, которые, тем не менее, как бы выступают из плоскости картины в пространство зрителя.
Ракурс напольной плитки и архитектурная глубина четырёх навесов создают ощущение глубокой перспективы и придают дополнительный объём Отцам Церкви. Сочетая в себе готическое искусство (в его ажурности, колорите и декоративности) и искусство раннего Возрождения (в его линейной перспективе, ракурсе и скульптурных формах), триптих представляет собой одно из первых больших проявлений принципов итальянского Возрождения в рамках немецкой традиции живописи.
Для сравнения с более поздней южногерманской резьбой по дереву посмотрите работы загадочного Йорга Цурна (1583-1638), известного своим внушающим благоговение Высоким алтарём Девы Марии (1613-16) в церкви Святого Николая в Уберлингене, на северном берегу Боденского озера (Бодензее).
О других современных тевтонских стилях см. Дунайскую школу, возглавляемую регенсбургским художником Альбрехтом Альтдорфером (1480-1538) и франконским художником Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?