Михаэль Пахер:
австрийский религиозный художник, резчик по дереву читать ~4 мин.
Австрийский художник Михаэль Пахер (нем. Michael Pacher; ок. 1435–1498) — один из великих старых мастеров раннего Северного Возрождения. Он провёл большую часть жизни в качестве скульптора и живописца в Южном Тироле. В то время как его резьба по дереву следует традициям немецкой готики, подобно работам его современников Ханса Мультшера (1400–1467), Вейта Штосса (1447–1533) и Тильмана Рименшнайдера (1460–1531), его живопись испытала сильное влияние флорентийского Ренессанса. Именно Пахер познакомил немецкоязычных художников с новыми техниками искусства Возрождения.
В скульптуре его главным шедевром признан Алтарь Святого Вольфганга (1471–1481) для церкви в Санкт-Вольфганге-им-Зальцкаммергут. В живописи наиболее известной работой является «Алтарь отцов церкви» (1483, Старая пинакотека, Мюнхен). Его значительный вклад в живопись немецкого Возрождения и создание одного из величайших произведений резьбы по дереву удивительны для мастера, который большую часть жизни выполнял заказы для небольших местных приходов.
Биография
Сведений о ранних годах и обучении Пахера немного. Он родился недалеко от Бриксена (современный Брессаноне) в Южном Тироле. Предположительно, около 1460-х годов он совершил поездку в северную Италию, где посетил Мантую и Падую, что сильно повлияло на его творчество. Самой ранней известной, но ныне утраченной работой художника был алтарный образ 1465 года. К 1467 году Пахер уже имел собственную мастерскую в Брунеке (современный Брунико) в долине Пустерталь, где зарекомендовал себя как живописец и резчик по дереву.
Большинство его заказов были посвящены религиозной тематике. В основном это были створчатые алтари с резной центральной частью, которую дополняли боковые створки с живописными панно на библейские сюжеты. Подобные алтари были значительно крупнее тех, что создавались в то время в рамках фламандской живописи.
На протяжении 1470-х годов художник много работал в Нойштифте, недалеко от Бриксена. В 1484 году он переехал в Зальцбург для работы над главным алтарём францисканской церкви. Этот заказ остался незавершённым из-за смерти мастера в 1498 году. К сожалению, многие произведения Пахера были утрачены. Сохранившиеся работы можно увидеть в некоторых ведущих музеях Европы, но большая их часть по-прежнему находится в церквях Австрии.
Алтарь Святого Вольфганга (1471–1481)
Этот створчатый алтарь (Wandelaltar), один из самых больших и великолепных резных алтарей в истории искусства, был создан по заказу аббата Бенедикта Эка из Мондзее. Он находится в паломнической церкви Святого Вольфганга в Санкт-Вольфганге-им-Зальцкаммергут на озере Вольфгангзее.
Центральная часть алтаря, выполненная из позолоченной липы, изображает сцену «Коронования Богоматери». По бокам расположены две пары расписных створок со сценами из жизни Христа и святого Вольфганга, епископа Регенсбургского. Композицию венчает искусная резная надстройка (Gesprenge) со сценой «Распятия». Большинство фигур выполнены как отдельно стоящие скульптуры, размещённые в глубокой нише.
Общий дизайн выдержан в духе поздней готики. В замысловатой резьбе ощущается влияние реализма Ханса Мультшера (см. его Штерцингский алтарь, 1457). В то же время глубокая линейная перспектива и смелые ракурсы на расписных створках указывают на знакомство с творчеством Андреа Мантеньи (1431–1506). Подобно мантуанскому мастеру, Пахер придавал своим живописным фигурам скульптурный объём.
«Алтарь отцов церкви» (1483)
Этот алтарь был создан для монастырской церкви в Нойштифте. Он, как и Алтарь Святого Вольфганга, демонстрирует уникальный синтез скульптуры и живописи в творчестве Пахера. На алтаре изображены четыре великих отца Западной церкви в отдельных нишах. Каждого сопровождает голубь как символ Святого Духа.
Слева направо: Иероним в облачении кардинала со львом; святой Августин с ребёнком, символизирующим тщетность постижения тайн веры разумом; папа Григорий Великий, спасающий душу императора Траяна из чистилища; и архиепископ Амвросий с младенцем в колыбели, что отсылает к легенде о его детстве. Фигуры помещены в богато украшенные архитектурные ниши, создающие иллюзию выхода из плоскости картины в пространство зрителя.
Уходящие вглубь линии плитки на полу и архитектурные своды ниш создают убедительную перспективу и придают фигурам дополнительный объём. Сочетая в себе черты готического искусства (декоративность, насыщенный колорит) и искусства раннего Возрождения (линейная перспектива, ракурсы, скульптурность форм), этот триптих стал одним из первых произведений, где принципы итальянского Ренессанса были применены в немецкой живописи.
Для сравнения с более поздней южногерманской резьбой по дереву можно привести работы Йорга Цюрна (1583–1638), в частности его знаменитый главный алтарь Девы Марии (1613–1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене на Боденском озере.
О других художественных направлениях в немецких землях того времени см. статью о Дунайской школе, которую возглавляли Альбрехт Альтдорфер (1480–1538) и Лукас Кранах Старший (1472–1553).
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
- Маттиас Грюневальд: немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Религиозное искусство
- Религиозные картины: величайшее христианское искусство
- «Пакс» Сары Пеннипакер, краткое содержание
- «Бойцовые рыбки» Сьюзан Хинтон, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?