Пизанелло: художник интернациональной готики читать ~7 мин.
Ученик Джентиле да Фабриано (1370-1427), Антонио Пизанелло стал одним из самых востребованных художников Раннего Возрождения своего времени, работая для дворов Мантуи, Феррары и Милана, а также в Неаполе для короля Альфонса Арагонского. Он прославился в основном как живописец фресок и панно. Он родился в Пизе и получил прозвище «маленький пизанец», а воспитывался в Вероне, где познакомился с тонким искусством Стефано да Верона, которое почти наверняка привило ему чувство ритмической плавности линий.
Две работы, приписываемые Пизанелло, – Мадонна с перепёлкой (Верона, Кастель Веккьо) и четыре панели, представляющие Сцены из жизни Святого Бенедикта (3 в Уффици; 1 в Милане, Музей Польди-Пеццоли), – показывают влияние этих двух старых мастеров – Стефано в первой, Джентиле – во второй. В двух сценах – «Чудо с разбитым блюдом» и «Святой Бенедикт, изгоняющий монаха» (обе – Уффици, Флоренция) – застывшие жесты, изысканность архитектурного фона и палитра чистых, драгоценных цветов создают атмосферу редкой поэзии. Другим прекрасным примером его живописи Раннего Возрождения является Портрет Лионелло д’Эсте (1441, Академия Каррара, Бергамо).
Признание и сотрудничество
Имя Пизанелло впервые встречается в связи с фресками в большой палате совета Дворца дожей в Венеции (1415-22), над которыми Джентиле уже начал работать. Эти важные фрески (ныне разрушенные) свидетельствовали о растущей репутации Пизанелло. Он снова работал с Джентиле да Фабриано, на этот раз во Флоренции в 1422-3 годах, над знаменитым Поклонением волхвов (Уффици).
По возвращении в Верону в 1426 году он завершил фресковую роспись Благовещения над памятником Николо Бренцоно в церкви Сан-Фермо Маджоре. В этой богатой обстановке интернациональной готики влияние Джентиле очевидно в элегантно-хрупкой и слегка утомлённой Мадонне, но твёрдые линии и утончённость полёта ангела характерны для Пизанелло. Его последнее сотрудничество с Джентиле было связано с фресками (ныне разрушенными) для церкви Святого Иоанна Латеранского в Риме, и он продолжал работать над ними, после смерти Джентиле в 1427 году, до 1432 года.
Путешествия по Италии
После этой даты многочисленные путешествия и заказы Пизанелло при дворах Северной Италии хорошо задокументированы. В 1432 году он сделал рисунок императора Сигизмунда Богемского (Лувр), который в то время путешествовал по Италии, и это мог быть предварительный набросок к портрету, находящемуся сейчас в Вене (Музей истории искусств), который приписывается художнику.
Пизанелло мало работал в Венето и лишь короткие периоды проводил в Вероне, но он написал там фреску для церкви Святой Анастасии: его знаменитый «Святой Георгий и принцесса» (1433-8). Эта фреска наполнена мельчайшими деталями. Две фигуры, иллюстрирующие «куртуазную» моду, изображены восторженными и бесстрастными, словно застывшими в момент прощания, как персонажи рыцарских сказок.
Ощущение неизбежности и тревоги, нависшее над сценой, подчёркивается сказочным пустынным городом, увенчанным башнями, который доминирует на заднем плане, и таинственными фигурами, которые, кажется, не играют никакой роли в центральной драме: солдаты, охотничьи собаки и трупы, подвешенные на уключинах.
Видение святого Юстаса (Лондон, Национальная галерея), воспринятое скорее как охота в княжеском парке, чем как чудесное посещение, относится примерно к тому же периоду. Не заботясь о пространственной глубине, Пизанелло собрал, как на странице в этюднике, целую коллекцию диких животных и охотничьих гончих. Глубоко в лиственной тени леса неподвижно стоит элегантный рыцарь, повернувшись к нам профилем, – прекрасный пример утончённого мира позднего Средневековья.
Медали и портреты
В 1438 году, когда Пизанелло находился в Ферраре на церковном соборе, он выполнил портрет византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Вдохновлённый важностью своего натурщика, он решил возродить технику, популярную в античном мире, и отчеканил медаль с его портретом, первую в его долгой и выдающейся карьере медальера. Хотя медали вдохновлены классическими образцами, они имеют готический дух, с их фантастическими образами, украшающими реверс. Пизанелло обрабатывал металл таким образом, чтобы добиться живописных эффектов, превосходящих даже те, что были на его картинах. И не случайно он решил подписать свои медали «Opus Pisani pictoris».
Десять лет, когда Пизанелло жил в Ферраре, были насыщенным временем, большую часть которого он провёл в путешествиях между дворами Мантуи, Вероны, Милана и Венеции. В этот период он создал свои самые значительные работы, такие как «Святой Иероним» (Лондон, Национальная галерея) – вероятно, работы Пизанелло, хотя часто приписываются Боно да Феррара – и великолепный портрет, описанный как принцесса Эсте (Лувр), которая могла быть либо Маргеритой Гонзага, либо Джиневрой д’Эсте. Профиль этого детально проработанного шедевра портретного искусства, так же чётко очерченный, как на медальоне, выделяется на фоне бабочек и полевых цветов, так что он почти приобретает значение геральдического символа.
В 1441 году Пизанелло завершил портрет Лионелло д’Эсте (Бергамо, Аккадерния Каррара) в состязании с Якопо Беллини и, несколько лет спустя, последнее панно, Богородица с младенцем и святые Георгий и Антоний Аббат (Лондон, Национальная галерея). На этой картине, единственной из его панно, которую Пизанелло когда-либо подписывал, на фоне леса, иррационально уменьшенного до размеров копны, противостоят друг другу два символа умирающего Средневековья: элегантный и рыцарственный святой и неопрятный, бородатый монах.
Найдены новые фрески
Некоторые недавно обнаруженные фрески в герцогском дворце в Мантуе, как полагают, были выполнены Пизанелло около 1447 года во время его пребывания при дворе Гонзага. Хотя серия неполна – в картинах есть значительные пробелы, – это одно из величайших открытий в искусстве кватроченто за многие годы. Взятый из артурианских легенд, цикл является одной из самых роскошных иллюстраций интернациональной готики.
Через три стороны комнаты изображена огромная толпа всадников, запутавшихся в живописной путанице. Рыцари-изгнанники стоят под стенами укреплённого замка, а их дамы наблюдают за битвой. Некоторые из неповреждённых частей фресок, например, дама, наблюдающая за боем, и группа убитых или раненых закованных в латы рыцарей, могут сравниться с другими крупными работами Пизанелло.
В 1449 году Пизанелло находился в Неаполе при дворе Альфонсо Арагонского, и именно здесь он начал свою большую серию рисунков, серебряных изделий и медалей, включая медаль Иниго де Авалоса. После 1450 года о его деятельности больше ничего не известно, и предполагается, что он умер в период между 1450 и 1455 годами.
Рисование
На протяжении всей своей карьеры Пизанелло оставался мастером рисунка, создавая наброски для композиций, тщательные этюды с натуры (портреты, животные, костюмы), а также законченные рисунки, в которых он показал себя одним из великих рисовальщиков своего времени. Кодекс Валларди , одна из лучших иллюминированных рукописей эпохи интернациональной готики, приобретённая Лувром в 1856 году у купца Джузеппе Валларди, содержит важную коллекцию его набросков и рисунков, которые демонстрируют удивительный диапазон его вдохновения. Другие коллекции находятся в Милане, Вене и Британском музее.
Репутация
Пизанелло был одним из самых востребованных живописцев своего времени, причиной споров при самых влиятельных дворах Италии и объектом уважения поэтов и учёных за его мастерство в интерпретации природы и за детальную заботу, которую он привносил в реальность. Благодаря этой утончённости и его особому реализму его считают важным предтечей искусства Ренессанса. Однако на самом деле Пизанелло, художник утончённого мира, почти без раздумий придерживался чарующего стиля готического искусства. В частности, в его работах воплощено фундаментальное противоречие стиля интернациональной готики: соединение скрупулёзного поверхностного реализма с тем стремлением к фантастическому, вне и помимо реальности, которое характерно для заката Средневековья.
Примечание: Другими важными художниками, связанными с позднеготическим стилем, были: Жан Пюсель (ок. 1290-1334 гг.), Уголино ди Нерио (активен 1317-27), Симоне Мартини (1285-1344) Лоренцо Монако (1370-1425), Джентиле да Фабриано (1370-1427), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Роберт Кампен, мастер из Флемалле (1378-1444); Мельхиор Брудерлам (ок. 1350-1411), Мазолино (1383-1440), Жакмар де Эсден (ок. 1355-1414), Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395-1450 гг.), братья Лимбурги (ум. 1416), Стефан Лохнер (1400-1451) и Жан Фуке (1425-1480).
Картины Пизанелло можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?