Пизанелло:
художник интернациональной готики читать ~7 мин.
Будучи учеником Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427), Антонио Пизанелло стал одним из самых востребованных художников Раннего Возрождения. Он выполнял заказы для дворов Мантуи, Феррары и Милана, а также для короля Альфонса Арагонского в Неаполе. Известность ему принесли в первую очередь фрески и станковые картины (панно).
Пизанелло родился в Пизе, за что получил прозвище «маленький пизанец» (итал. Pisanello). Он вырос в Вероне, где познакомился с изящной манерой Стефано да Верона. Это знакомство, несомненно, повлияло на формирование у Пизанелло чувства ритма и плавной, текучей линии.
Две работы, приписываемые Пизанелло, — «Мадонна с перепёлкой» (Верона, музей Кастельвеккьо) и четыре панели со «Сценами из жизни Святого Бенедикта» (три в галерее Уффици; одна в миланском Музее Польди-Пеццоли) — демонстрируют влияние этих двух старых мастеров. В первой ощущается воздействие Стефано, во второй — Джентиле. В сценах «Чудо с разбитым блюдом» и «Святой Бенедикт изгоняет беса из монаха» (обе в Уффици) застывшие жесты, изысканный архитектурный фон и палитра чистых, драгоценных красок создают атмосферу редкой поэзии. Ещё один прекрасный пример его живописи эпохи Раннего Возрождения — «Портрет Лионелло д’Эсте» (1441, Академия Каррара, Бергамо).
Признание и сотрудничество
Имя Пизанелло впервые упоминается в документах в связи с работой над фресками в зале Большого совета Дворца дожей в Венеции (1415–1422), которую начал Джентиле. Эти важные росписи (ныне утраченные) свидетельствуют о растущей репутации молодого художника. В 1422–1423 годах он снова работал с Джентиле да Фабриано во Флоренции, помогая в создании знаменитого «Поклонения волхвов» (Уффици).
Вернувшись в Верону в 1426 году, Пизанелло завершил фреску «Благовещение» над гробницей Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо-Маджоре. В этой работе, выполненной в богатой стилистике интернациональной готики, влияние Джентиле очевидно в образе элегантно-хрупкой и будто бы слегка утомлённой Мадонны. Однако твёрдость линий и изящество фигуры летящего ангела характерны именно для Пизанелло. Его последнее сотрудничество с Джентиле было связано с фресками для церкви Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. После смерти учителя в 1427 году Пизанелло продолжал работу над ними вплоть до 1432 года (фрески не сохранились).
Путешествия по Италии
Многочисленные путешествия и заказы Пизанелло при дворах Северной Италии после 1432 года хорошо задокументированы. В том же году он сделал рисунок с изображением императора Сигизмунда Люксембургского (Лувр), путешествовавшего тогда по Италии. Вероятно, этот рисунок был предварительным наброском к портрету, который сейчас находится в Вене (Музей истории искусств) и приписывается художнику.
Пизанелло не так много работал в области Венето и лишь недолго бывал в родной Вероне, но именно там он создал одну из своих самых знаменитых фресок для церкви Святой Анастасии — «Святой Георгий и принцесса» (1433–1438). Роспись наполнена мельчайшими деталями. Две главные фигуры, одетые по «куртуазной» моде, изображены величественно-бесстрастными, словно застывшими в момент прощания персонажами рыцарского романа.
Ощущение тревоги и неотвратимости происходящего подчёркивается сказочным городом на заднем плане, увенчанным башнями, и таинственными фигурами, которые, кажется, не участвуют в основной сцене: солдатами, охотничьими собаками и телами повешенных на виселицах.
Примерно к тому же периоду относится и «Видение святого Евстафия» (Лондон, Национальная галерея), которое воспринимается скорее как сцена охоты в княжеском парке, чем как чудесное явление. Не стремясь к созданию пространственной глубины, Пизанелло собрал, словно на листе этюдника, целую коллекцию диких животных и охотничьих собак. В густой тени леса неподвижно стоит элегантный рыцарь, обращённый к зрителю в профиль, — прекрасный образец утончённого мира позднего Средневековья.
Медали и портреты
В 1438 году во время церковного собора в Ферраре Пизанелло исполнил портрет византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Вдохновлённый высоким статусом своей модели, он решил возродить популярную в античности технику и отчеканил медаль с портретом императора. Эта работа стала первой в его долгой и выдающейся карьере медальера. Хотя его медали созданы под влиянием классических образцов, по духу они остаются готическими, с фантастическими образами на реверсе. Пизанелло обрабатывал металл так, чтобы добиться живописных эффектов, превосходящих даже те, что были в его картинах. Неслучайно он подписывал свои медали Opus Pisani pictoris, что означает «Работа Пизано-живописца».
Десятилетие с 1438 по 1448 год было для Пизанелло очень насыщенным. Большую часть этого времени он провёл в путешествиях между дворами Мантуи, Вероны, Милана и Венеции. В этот период он создал такие значительные работы, как картина «Святой Иероним» (Лондон, Национальная галерея), которая, вероятно, является работой Пизанелло, хотя её часто приписывают Боно да Феррара, и великолепный «Портрет принцессы из дома д’Эсте» (Лувр). Предполагается, что на портрете изображена либо Маргарита Гонзага, либо Джиневра д’Эсте. Профиль на этом шедевре портретного искусства, чётко очерченный, словно на медальоне, выделяется на фоне бабочек и полевых цветов, приобретая почти геральдическое значение.
В 1441 году Пизанелло в состязании с Якопо Беллини создал портрет «Лионелло д’Эсте» (Бергамо, Академия Каррара), а несколько лет спустя — своё последнее известное панно, «Богородица с Младенцем, святым Георгием и святым Антонием Аббатом» (Лондон, Национальная галерея). На этой картине, единственной из его станковых работ, которую Пизанелло подписал, на фоне леса, кажущегося непропорционально маленьким, противопоставлены два символа уходящего Средневековья: элегантный рыцарственный святой и аскетичный бородатый монах.
Новые находки
Недавно обнаруженные фрески в Герцогском дворце в Мантуе, как полагают, были выполнены Пизанелло около 1447 года во время его пребывания при дворе Гонзага. Хотя серия сохранилась не полностью и в росписях есть значительные утраты, это одно из величайших открытий в искусстве кватроченто за последние годы. Цикл, сюжет которого заимствован из легенд о короле Артуре, является одной из самых роскошных иллюстраций интернациональной готики.
На трёх стенах комнаты изображена огромная толпа всадников в живописном беспорядке. Сражающиеся на турнире рыцари показаны под стенами укреплённого замка, а их дамы наблюдают за битвой. Некоторые хорошо сохранившиеся фрагменты фресок, например, наблюдающая за поединком дама или группа убитых и раненых рыцарей в доспехах, не уступают по качеству другим крупным работам Пизанелло.
В 1449 году Пизанелло находился в Неаполе при дворе Альфонсо Арагонского. Здесь он начал большую серию рисунков, работ из серебра и медалей, включая медаль Иниго де Авалоса. О его деятельности после 1450 года ничего не известно. Предполагается, что он умер между 1450 и 1455 годами.
Рисунок
На протяжении всей своей карьеры Пизанелло оставался непревзойдённым мастером рисунка. Он создавал наброски для композиций, тщательные этюды с натуры (портреты, животные, костюмы) и законченные графические листы, которые показывают в нём одного из величайших рисовальщиков своего времени.
Важнейшим собранием его графических работ является так называемый «Кодекс Валларди». Эта обширная коллекция набросков и рисунков, приобретённая Лувром в 1856 году у антиквара Джузеппе Валларди, демонстрирует удивительный диапазон вдохновения художника. Другие значительные коллекции его рисунков находятся в Милане, Вене и Британском музее.
Репутация и наследие
Пизанелло был одним из самых востребованных живописцев своего времени, предметом соперничества самых влиятельных дворов Италии. Поэты и гуманисты восхищались его мастерством в передаче натуры и исключительным вниманием к деталям. Благодаря этой утончённости и особому реализму его считают важным предшественником искусства Ренессанса. Однако на самом деле Пизанелло, художник изысканного аристократического мира, оставался верен чарующему стилю готического искусства. В его работах воплотилось фундаментальное противоречие интернациональной готики: скрупулёзный реализм в деталях и стремление к фантастическому, надреальному миру, характерное для заката Средневековья.
Примечание: Другими важными художниками, связанными с позднеготическим стилем, были Жан Пюсель (ок. 1290–1334), Уголино ди Нерио (работал в 1317–1327), Симоне Мартини (1285–1344), Лоренцо Монако (1370–1425), Джентиле да Фабриано (1370–1427), Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роберт Кампен, мастер из Флемаля (1378–1444), Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411), Мазолино (1383–1440), Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414), Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395–1450), братья Лимбурги (ум. 1416), Стефан Лохнер (1400–1451) и Жан Фуке (1425–1480).
Картины Пизанелло можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?