Робер Кампен: фламандский религиозный художник читать ~6 мин.
Один из лучших художников Северного Возрождения, творчество этого нидерландского живописца, которого иногда также называют Мастером из Флемалле или Мастером из Мероде, сосредоточено вокруг двух панелей триптиха (сейчас во Франкфурте, Штадельсский Кунстинститут), который прибыл из замка Флемалле близ Льежа.
Попытки установить личность мастера из Флемалле привели к спорам, которые время от времени вспыхивают до сих пор. В течение многих лет были предложены три фламандских художника – Рогир ван дер Вейден, Жак Дарет и Робер Кампен, но в настоящее время учёные считают, что Кампен и мастер из Флемалле – это один и тот же человек, несмотря на отсутствие убедительных доказательств. Кампен – живописец из Турне, в мастерской которого в 1426-1432 годах работали Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Специалист по масляной живописи, а также темпере, он считается одним из великих новаторов старых мастеров ранней фламандской живописи.
Алтарный образ, известный как Триптих «Сейлерн» (погребение) (1410, Галерея Института Курто), кажется, является самой ранней работой художника: он включает в себя Погребение и Воскресение, с донором, стоящим на коленях у подножия Голгофы. Это сложная композиция, отличающаяся тонкими силуэтами, очень изящными и интернациональными готическими, и непрерывностью объёмов, подчёркнутой тяжёлыми, массивными складками драпировок.
Зрелая работа
Оригинальность и сила Робера Кампена особенно очевидны в его зрелых работах. Панно с изображением Злого вора (Франкфурт, Штадель) является верхним фрагментом правой панели большого триптиха, посвящённого теме Отречения, произведения, форма которого известна по старой копии в галерее Уокер Арт, Ливерпуль. Фигура на кресте жестока в своём реализме, с её растянутыми мышцами и ужасными ранами. Всё это подчёркивается ритмом стаккато контуров, которые выделяются на золочёном фоне. Выразительность доведена до уродства, что заметно на лицах двух других фигур, которые тем более поражают мощной лепкой, придающей им почти скульптурное качество.
Два панно из Флемалле схожи по характеру: фигуры Богородицы с Младенцем и Святой Вероники расположены на лужайке, усыпанной символическими цветами, и перед дамасской тканью, которая изолирует их в ограниченном пространстве. В них есть экспрессивная сила, которая также оживляет гризайль Троицы на обороте панели Святой Вероники.
В небольших работах монументальность вполне естественно уступает место качеству выражения. Одна картина, панель триптиха алтарного образа в Прадо иллюстрирует разницу в жанре. На обороте «Святой Иаков Великий» и «Святая Клэр», выполненные в технике гризайль, напоминают статуи в нишах, похожи на более крупные фигуры, но дают представление о более изысканном методе исполнения. Брак Богородицы изображён с характерным богатством деталей. Работа оживлена фигурами, лица некоторых из которых искажены в гримасах, граничащих с гротеском.
Поздние работы
Вкус к анекдотическому не ослабевает и в поздних работах, но здесь отбрасываются несущественные детали, чтобы прийти к более синтетическому видению. Рождество Христово в Дижонском музее содержит один из первых северных пейзажей. Фигуры, расположенные перед хлевом на заднем плане, были объединены искусством извилистой дороги, а также равномерным распределением света. Редкие деревья, растущие вдоль дороги, выделены белым светом, который необыкновенно напоминает зимние дни в Низких странах, и все это является решающим шагом вперёд в новом реализме.
То же видение лежит в основе Алтарного образа Мероде (1425, Нью-Йорк, Клойстерс), одной из самых известных религиозных картин Кампена, созданной примерно в то же время, что и фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи. Сцена показывает интерьер, в котором каждая деталь тщательно проанализирована; повседневные предметы рассматриваются с поэтической проникновенностью, хотя их включение в любом случае было бы оправдано по символическим соображениям.
На правой панели святой Иосиф изображён в виде простого плотника, работающего в своей мастерской, выходящей на городскую площадь. На его верстаке, наряду с привычными предметами, лежит мышеловка. На картине «Дева с камином» (Лондон, Н.Г.) изображена Дева, кормящая Младенца, сидящая на скамье у дымохода; от жара огня её защищает плетёный экран, образующий вокруг неё как бы естественный ореол.
Та же любовь к интимным сценам привела мастера Флемалле к изображению на одной створке небольшого диптиха в Эрмитаже сидящей и греющейся у огня Девы Марии с обнажённым Младенцем на коленях. С этой композицией связано изображение Троицы, задуманное в соответствии с формулой, которую иногда называют «Престолом благодати»: Бог-Отец, восседающий на своём троне, держит на руках мёртвого Христа, а голубь Святого Духа сидит на плече Христа. Другая версия, более или менее того же размера и на ту же тему (Лувенский музей), возможно, также принадлежит мастеру из Флемалле или, по крайней мере, кому-то из его мастерской, но она сильно повреждена. Обе эти работы являются вариациями на тему композиции, написанной на обороте франкфуртской Святой Вероники.
На небольшом панно, которое сейчас находится в музее Экс-ан-Прованса, Кампен изобразил в композиции, к которой он часто возвращался, Деву с Младенцем, восседающую на троне в небе, с ногами на полумесяце, в соответствии с видением Апокалипсиса. Здесь монах преклоняет колени на земле между святым Петром и святым Августином.
Портрет
Несколько образцов портретного искусства были приписаны мастеру из Флемалле. Среди них пара, изображающая мужчину и женщину (Лондон, Национальная галерея), музыканта (частное собрание) и Робера де Масмина (две версии, одна в Берлин-Далеме, другая в Лугано, коллекция Тиссена). Они поражают вниманием к лицам и точностью проработки деталей.
Самая поздняя из сохранившихся работ, и единственная, которую можно датировать, – триптих, от которого остались только крылья (Прадо). Заказанный в 1438 году Генрихом Верлем, провинциальным главой францисканских монахов Кёльна, он изображает дарителя, которого святой Иоанн Евангелист подносит фигуре святой Варвары, сидящей за чтением. Это более мягкая, менее агрессивная работа с более наполненным светом и более тонким рельефом, в которой прослеживается влияние современников Кампена, а также более молодых художников, таких как Ян ван Эйк (1390-1441), уже известный такими работами, как Гентский алтарь (1425-32, собор Святого Баво), и сложный Портрет Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон). См. также работы Петруса Кристуса (ок. 1410-1475), самого значительного последователя ван Эйка.
Репутация
Композиции мастера из Флемалле – Робера Кампена – пользовались большим уважением и часто копировались. Некоторые из них известны только по копиям. Среди них: Богородица с младенцем в апсиде, Месса святого Григория, Поклонение волхвов, Месть Томириса, Иаиль, убивающий Сисару, Святой Лука, рисующий Деву, Мадонна смладенцем со святыми и дарителями, Распятие. Это мощное искусство никак нельзя отнести к юношеским работам Рогира ван дер Вейдена, если только не предположить радикальную перемену духа на каком-то этапе его жизни. (Но см. «Сошествие с креста» Вейдена, 1435).
В этих работах нет попыток сравниться с изяществом Роже или гармонией гибких, хорошо сбалансированных линий. Мастер из Флемалле – пластический художник, постоянно ищущий более сильные выразительные средства. Его формы изображены в перекрёстных ритмах, которые исключают всякое реальное изящество и приобретают грубый, крестьянский вид. Его вклад был существенным для развития нидерландской панельной живописи в XV веке и для направления живописи Северного Возрождения.
Картины Робера Кампена (мастера из Флемалле) можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?