Робер Кампен:
фламандский религиозный художник читать ~6 мин.
Один из крупнейших художников Северного Возрождения, этот нидерландский живописец известен под условным именем Мастер из Флемалле. Оно происходит от двух панелей триптиха, предположительно из замка Флемалле близ Льежа, которые сейчас находятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте. Иногда его также называют Мастером из Мероде.
Попытки установить личность Мастера из Флемалле привели к научным спорам, которые не утихают до сих пор. Рассматривались кандидатуры трёх фламандских художников: Рогира ван дер Вейдена, Жака Дарета и Робера Кампена. Сегодня большинство учёных считают, что Кампен и Мастер из Флемалле — одно и то же лицо, хотя прямые документальные подтверждения этому отсутствуют. Кампен был живописцем из Турне; в его мастерской в 1426–1432 годах работали Рогир ван дер Вейден и Жак Дарет. Он владел техниками масляной живописи и темперы и считается одним из величайших новаторов среди старых мастеров и основоположников ранней нидерландской живописи.
Самой ранней работой художника считается алтарный образ, известный как «Триптих Сейлерн (Погребение)» (около 1420–1425, Галерея Института Курто). Он включает сцены Погребения, Воскресения и донатора, преклонившего колени у подножия Голгофы. Композиция отличается тонкими, изящными силуэтами в духе интернациональной готики, но при этом объёмы фигур подчёркнуты тяжёлыми складками драпировок, создающими ощущение пластичности.
Зрелые работы
Оригинальность и сила Робера Кампена особенно очевидны в его зрелых работах. Панно с изображением «Благоразумного разбойника» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт) — это фрагмент правой створки большого триптиха на тему «Снятия с креста». Полный облик этого произведения известен благодаря старой копии, хранящейся в Художественной галерее Уокера в Ливерпуле. Фигура на кресте отличается жестоким реализмом, с подчёркнуто напряжёнными мышцами и ранами. Это впечатление усиливает ломаный ритм контуров, выделяющихся на позолоченном фоне. Экспрессия доходит до гротеска, что заметно в лицах двух других фигур, чья мощная лепка придаёт им почти скульптурное качество.
Две так называемые «флемальские панели» схожи по характеру: фигуры в «Богородице с Младенцем» и «Святой Веронике» расположены на лужайке с символическими цветами на фоне дамасской ткани, изолирующей их в пространстве. Та же экспрессивная сила оживляет изображение «Троицы» в технике гризайли на обороте панели со Святой Вероникой.
В работах меньшего формата монументальность уступает место выразительности деталей. Панель алтарного образа из Прадо служит примером его произведений малого формата. На обороте в технике гризайли изображены «Святой Иаков Великий» и «Святая Клара». Они напоминают статуи в нишах и, хотя схожи по стилю с крупными фигурами мастера, демонстрируют более изысканную манеру письма. На лицевой стороне представлено «Обручение Девы Марии» с характерным богатством деталей. Сцена оживлена фигурами, чьи лица порой искажены гримасами, граничащими с гротеском.
Поздние работы
Склонность к повествовательности сохраняется и в поздних работах, но здесь художник отказывается от второстепенных деталей в пользу более синтетического видения. Картина «Рождество» (Музей изящных искусств, Дижон) содержит один из первых в северной живописи реалистичных зимних пейзажей. Фигуры на переднем плане и хлев на заднем объединены в единую сцену с помощью извилистой дороги и равномерного распределения света. Эта работа стала важным шагом в развитии реализма.
То же видение лежит в основе «Алтарного образа Мероде» (около 1427–1432, Метрополитен-музей, Клойстерс, Нью-Йорк), одной из самых известных религиозных картин Кампена. Она была создана примерно в то же время, что и фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи. Сцена изображает домашний интерьер, где каждая деталь тщательно выписана. Повседневные предметы наделены не только символическим значением, но и поэтической выразительностью.
На правой створке алтаря святой Иосиф изображён как простой плотник в своей мастерской с видом на городскую площадь. На его верстаке среди прочих предметов лежит мышеловка — известный символ для уловления дьявола. На картине «Дева Мария у камина» (Национальная галерея, Лондон) Богородица кормит Младенца, сидя на скамье у огня. От жара её защищает плетёный экран, образующий подобие естественного нимба.
Та же любовь к интимным сценам проявилась в небольшом диптихе из Эрмитажа. На одной его створке изображена Дева Мария, сидящая у огня с обнажённым Младенцем на коленях. Парная к ней створка представляет «Троицу» в иконографии «Престол Благодати»: Бог-Отец держит на руках мёртвого Христа, а на плече Сына сидит голубь Святого Духа. Обе работы являются вариациями на тему композиции с оборота «Святой Вероники» из Франкфурта.
На небольшом панно из Музея Гране в Экс-ан-Провансе Кампен изобразил «Деву с Младенцем», восседающую на троне в небесах, поставив её ноги на полумесяц в соответствии с видением из Апокалипсиса. У её ног на земле преклонил колени монах-донатор в окружении святых Петра и Августина.
Портреты
Мастеру из Флемалле приписывают также несколько портретов. Среди них парные портреты «мужчины и женщины» (Национальная галерея, Лондон) и портрет «Робера де Масмина» (существует в двух версиях: одна в Берлинской картинной галерее, другая — в Музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Все они поражают пристальным вниманием к чертам лица и точностью в передаче деталей.
Самой поздней из сохранившихся работ, и единственной, которую можно точно датировать, является триптих Верля (1438), от которого уцелели только боковые створки (Прадо). Он был заказан Генрихом Верлем, главой францисканского ордена в Кёльне. На створках изображены донатор, которого представляет святой Иоанн Креститель, и святая Варвара, сидящая за чтением. Это более мягкая работа с тонкой светотенью, в которой прослеживается влияние Яна ван Эйка (1390–1441), автора Гентского алтаря (1425–1432) и «Портрета четы Арнольфини» (1434). Влияние Кампена также заметно в работах Петруса Кристуса (около 1410–1475).
Репутация
Композиции Мастера из Флемалле — Робера Кампена — высоко ценились и часто копировались. Некоторые его работы известны только по копиям: «Богородица с Младенцем в апсиде», «Месса святого Григория», «Поклонение волхвов» и «Распятие». Мощное, экспрессивное искусство Кампена сложно отнести к раннему творчеству Рогира ван дер Вейдена, не предполагая радикальной перемены в его стиле. (Сравните с работой ван дер Вейдена «Снятие с креста», 1435).
В работах Кампена нет стремления к изяществу и гармонии линий, характерных для Рогира. Мастер из Флемалле — художник-пластик, который постоянно ищет сильные выразительные средства. Его формы, построенные на перекрещивающихся ритмах, приобретают порой грубоватый, почти крестьянский вид. Его вклад в развитие нидерландской станковой живописи XV века и живописи Северного Возрождения в целом был огромен.
Картины Робера Кампена (Мастера из Флемалле) можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?