Симоне Мартини: итальянский готический живописец, сиенская школа читать ~9 мин.
Влиятельный итальянский художник Симоне Мартини был важным представителем традиционной сиенской школы живописи. Согласно «Жизни художников» Джорджо Вазари, Мартини был учеником Джотто (1270-1337), но специалисты теперь считают, что он был подмастерьем Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), от которого он перенял технику гармонизации цвета.
Он особенно известен своими экспериментами треченто в использовании линии в декоративных целях до такой степени, что его зрелые работы представляют собой почти абстрактные композиции.
После того как в 1315 году Мартини было поручено создать маэсту для ратуши Сиены, он делил своё время между Неаполитанским королевством, Пизой, Орвието, Сиеной, Флоренцией и папским двором в Авиньоне. Он создал ряд шедевров готического искусства, в том числе: Маэста (1315, Палаццо Пубблико, Сиена); его алтарный образ для Роберта Анжуйского, короля Неаполя (1317); его фресковая роспись в капелле Святого Мартина, Ассизи (ок. 1317 г.); фреска Гвидориччо да Фольяно (1328), напротив его Маэсты в Палаццо Пубблико; и (его величайшая работа) Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном (1333, Уффици, Флоренция), завершённая совместно с его шурином Липпо Мемми (активен 1317-47). Также известный своим стилем средневековой иллюминации рукописей, он сотрудничал в создании ряда готических иллюминированных рукописей, став весьма влиятельным в этой области. Он считается одним из важнейших авторов живописи Предренессанса (ок. 1300-1400 гг.).
Сиенская Маэста (1315)
Почти наверняка Симоне Мартини был учеником Дуччо в то время, когда последний работал над Маэстским алтарным образом для Сиенского собора. Однако самая ранняя подписанная работа Мартини, фреска «Маэста» на ту же тему, написанная в 1315 году (Палаццо Пубблико, Сиена), содержит лишь некоторые следы обучения Дуччо. В этой огромной композиции заметно влияние французской готики, особенно в архитектурных особенностях трона Богородицы. Ангелы и святые под балдахином, собравшиеся вокруг Богородицы и Младенца, придают всей картине ауру придворной церемонии.
Вероятно, Мартини познакомился с северным искусством в столь раннем возрасте через миниатюры, изделия из металла и слоновой кости из Иль-де-Франса, которые были известны и широко распространены по большим итальянским городам. В любом случае, эта ранняя Маэста полностью отражает фирменный стиль Мартини, с его роскошными материалами, византийской отстранённостью Мадонны, а также декоративной линией, жестом и позой в готическом стиле. Использование им ракурса для создания глубины соответствует стремлению многих готических живописцев к большему натурализму и эффекту реальности.
Алтарный образ Роберта Анжуйского, короля Неаполя (1317)
Важным событием этого периода стал контакт Мартини с королём Робертом Анжуйским в Неаполе, который 23 июля 1317 года присвоил ему титул миля (рыцаря) – титул, который сулил большие деньги. Его связи с двором Роберта Анжуйского, вероятно, уходят корнями ещё дальше, хотя дата 1317 года является наиболее вероятной для большого алтарного образа святого Людовика Тулузского, коронующего короля Роберта (Музей Каподимонте, Неаполь), поскольку канонизация францисканского святого, брата короля, произошла в том же году.
Более того, если сравнить эту работу с сиенской «Маэстой» Мартини 1315 года, то эволюция стиля Мартини подтверждает датировку 1317 годом. Пределла Неаполитанского алтаря, изображающая пять эпизодов из жизни святого, показывает пристальное внимание художника к рациональной интерпретации тосканских открытий того времени, в частности, Джотто – в частности, использование перспективы – без отказа от всякой ссылки на дух и вкус готического стиля за пределами Италии.
Фрески Капеллы Святого Мартина, Ассизи (ок. 1317)
Эта интерпретация получила дальнейшее развитие в цикле фресок для капеллы Святого Мартина в Нижней церкви Ассизи (вероятно, самое совершенное достижение Мартини и одна из вершин готического искусства). Фрески для капеллы (Сцены из жизни святого Мартина), для которой Мартини также разработал витражи, были заказаны кардиналом Джентиле да Монтефиоре, который умер в Тоскане в 1312 году.
Дела этого прелата с Анжуйским домом объясняют, почему именно Мартини был выбран для иллюстрации легенды о бывшем епископе Турском и возведения Людовика Тулузского в ранг святого. Эти сцены придворной жизни и светской деятельности основаны на идеях, которые по своей сути являются тосканскими и, прежде всего, «джоттовскими».
Даже взгляд на религиозные картины Мартини показывает, какое большое значение он придавал определению пространства, архитектурным структурам и спокойному и уравновешенному ритму во многих композициях: Сон святого, Медитирующий святой, Посвящение, Посвящение капеллы кардиналом Джентиле. Он привнёс в язык готического искусства новую оптическую глубину и элегантность, предвосхитив стиль Интернациональной готики. Возможно, именно это совершенство стилистического баланса между столь сильно различающимися влияниями заставило критиков приписать фрескам более позднюю дату (между 1320 и 1330 годами), тогда как сейчас кажется гораздо более вероятным, что работа была завершена примерно к 1317 году.
С полиптихом (поясная Дева с Младенцем в окружении многочисленных святых и пророков), выполненным для церкви Сан-Катерина в Пизе (M.N. Pisa) в 1319 году, и двумя полиптихами из Орвието (Опера дель Дуомо; подаренный Мональдески датируется 1320 годом) мы возвращаемся на более определённую хронологическую почву.
Эти работы подтверждают раннюю стилистическую зрелость художника; Святой мученик (Национальная галерея искусств, Оттава), который был частью одного из полиптихов Орвието, является самым ярким примером. Картина «Святой Ладислас» (церковь Санта Мария делла Консолационе, Альтомонте), вероятно, датируется 1326 годом. Эта уникальная и тонко детализированная работа – одна из немногих, сохранившихся с этого периода.
Фреска Гвидориччо да Фольяно (1328)
Только в 1328 году появляется ещё одна датированная работа Мартини. Это большая памятная фреска для Гвидориккио да Фольяно, украшающая стену Зала дель Маппамондо в Палаццо Публико в Сиене, напротив его более ранней Маесты. Вдохновение этой работы весьма оригинально. На ней изображён сиенский кондотьер, едущий верхом по сельской местности, очерченной на фоне обширного пейзажа с холмами, замками и военными лагерями, которые посвящены завоеванию крепостей Монтемасси и Сассофорте.
Эта явно светская конная сцена проливает идеализированный свет на повседневную жизнь того времени и представляет собой первую историческую попытку поэтического прославления современного события. Алтарный образ блаженного Агостино Новелло (изображающий самого святого и, по обе стороны от него, четыре сцены из его жизни; церковь Сант-Агостино, Сиена) также датируется примерно 1328 годом. Это яркое и спокойное повествование о чудесных деяниях, обнаруживающее близкое родство с флорентийским искусством джотто, а также с современными открытиями Пьетро Лоренцетти (активен в 1320-45 гг.).
Алтарный образ Благовещения (1333)
В 1333 году имя Симоне Мартини и его шурина Липпо Мемми появилось на большом алтарном образе Благовещения (по бокам от святого Ансано и святой Джульетты), ранее установленном в капелле святого Ансано в Сиенском соборе (Уффици, Флоренция). Двух святых принято считать работой Мемми, а само Благовещение, темперное произведение невероятной утончённости и ритмической абстракции, воплощение готической стилизации для многих поколений сиенских художников, принадлежит Мартини.
Авиньон (ок. 1335-44)
На этом ведущая роль Мартини в развитии готической живописи не заканчивается; она приобретает новое измерение благодаря работам, созданным в последние годы его жизни при дворе Авиньона в Провансе, куда он прибыл вместе со своим братом Донато около 1335 года. В течение последующих четырёх лет он завершил серию картин, в которых открытия готической абстракции смягчены нежным чувством реальности.
Небольшой переносной алтарь, выполненный, вероятно, для Наполеоне Орсини (умершего в Авиньоне в 1342 году), большая часть панелей которого была найдена в Дижоне в 1826 году, полон живости и пафоса. Сцены изображают Восхождение на Голгофу (Лувр); Распятие, Низложение, Благовещение (все Антверпенский музей); и Погребение (Берлин-Дахлем).
Крыло из диптиха с изображением Христа, обнаруженного в храме (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль), датируется 1342 годом. Этим произведением завершилась карьера Симоне Мартини, но на высоком уровне, поскольку картины должны быть отнесены к числу наиболее влиятельных произведений искусства в провансальской культуре.
Фрески, написанные Мартини на портале Нотр-Дам-де-Дом (Христос, дарующий благословение, Дева смирения, поклоняющаяся кардиналу Стефанески), в основном исчезли, но сохранилась необыкновенная синопия (красновато-коричневый пигмент).
Фреска, изображающая Святого Георгия, убивающего дракона, утрачена. Светлый аспект творчества художника лучше всего виден в миниатюрах (Аллегория Вергилия с Энеем), написанных Мартини для рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке (Амброзиана, Милан), а не в графически буквальном мементо, хранящемся в Ватиканской библиотеке.
Симоне Мартини периодически приписывают и ряд других произведений. К ним относятся: Мадонна из Лучиньяно (сейчас находится в П.Н. Сиены); Полиптих в Музее Гарднера в Бостоне; Распятие в церкви Мизерикордия в С. Кашиано в Валь-ди-Песса; полиптих с панельными картинами, распределёнными следующим образом: Мадонна (Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн), три Святых в Музее Фицуильяма, Кембридж, и Святой в частной коллекции; Святой Иоанн Евангелист в Институте искусств Барбера, Бирмингем; и диптих с Богородицей и Ангелом Благовещения (Эрмитаж, Санкт-Петербург; Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Биографии других художников эпохи Проторенессанса, в том числе готических, интернациональных, сиенских и флорентийских, см: Чимабуэ (Ченни ди Пеппи) (1240-1302), Жан Пюсель (ок. 1290-1334 гг.) Амброджо Лоренцетти (Актив 1319-48), Лоренцо Монако (1370-1425), Мазолино (1383-1440), Пизанелло (Антонио Пизано) (ок. 1394-1455 гг.), Лимбургские братья (фл. 1390-1416) и Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395-1450). См. также: Средневековые художники (1100-1400) и Художники Проторенессанса (1250-1400).
Влияние и наследие
Кроме Липпо Мемми и его брата Донато (не известно ни одной работы у обоих), у него был ряд соратников и он оказывал непосредственное влияние на нескольких учеников, включая мастера Мадонны из Палаццо ди Венеция, мастера Мадонны Штрауса и Чеккарелли, а также таких последователей, как мастер Кодекса Святого Георгия и Барна да Сиена.
Его влияние продолжалось и после 1350 года в работах Липпо Ванни, Андреа Ванни и Никколо ди Сер Соццо Тельяччи. Фактически, его темы – Благовещение послужило образцом для бесчисленных художников – и утончённая элегантность его техники оказали значительное влияние на всю сиенскую школу вплоть до XV века. Например, новаторские работы Джованни ди Паоло (ок. 1400-82). Его стиль явно прослеживается в Пизе, Лукке, Неаполе и Провансе, в частности, в работах Энгеррана де Квартона (ок. 1410-1466) и мастера алтарного образа Благовещения.
Картины Симоне Мартини можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?