Франческо Солимена: биография неаполитанского художника-барокко читать ~5 мин.
Один из самых успешных старых мастеров неаполитанской школы живописи в начале XVIII века, Франческо Солимена испытал сильное влияние драматического освещения и тенебризма более ранних неаполитанских художников, таких как Баттистелло Караччоло (1578-1635), Ланфранко (1582-1647), Маттиа Прети (1613-1699) и Лука Джордано (1634-1705). Но в его стиле барокко больше внимания уделялось структуре и формальной композиции, которые он перенял как у Рафаэля (1483-1520), так и у классицистов, таких как Аннибале Карраччи (1560-1609), лидера болонской школы.
Его настенные и потолочные росписи отличаются обилием фигур, драматическим чувством движения, а также драматическим кьяроскуро. Кроме фресковой живописи, он создал несколько исключительных панельных картин маслом, а также портретное искусство. Наиболее активный в Неаполе, где он поселился в 1674 году, он внёс огромный вклад в неаполитанскую барочную живопись, а к началу XVIII века он стал одним из великих международных художников, которого искали несколько европейских дворов.
Среди его лучших картин в стиле барокко можно назвать: Мадонна с розарием (1680-2, Государственный музей, Пруссишер Культурбезиц, Гемалдегалерия, Берлин); фрески (1689-90) для ризницы Сан Паоло Маджоре, Неаполь; Самсон и Дилайла (ок. 1690, Музей Херцога Антона Ульриха, Брунсвик); Дева с младенцем и святым Франциском Пола (ок. 1705, Гемальдегалерия Альте Мейстер, Дрезден); огромное Изгнание Гелиодора из храма (1725, Джезу Нуово, Неаполь); Дева с младенцем и святым Филиппом Нерийским (1725-30, Музей Каподимонте, Неаполь); и Святая Троица со святыми (1741) для Ла Гранха близ Сеговии, Испания.
Обучение и ранние работы
Родившись в Канале ди Серино, недалеко от Неаполя, Солимена познакомился с живописью в провинциальной мастерской своего отца Анджело Солимены (1629-1716), где он впитал натурализм неаполитанской традиции, начатой Караваджо (1571-1610) и развитой Хусупе Риберой (1591-1652), и испытал сильное влияние Франческо Гуарино (1611-1654). Этот начальный этап представлен такими работами, как «Видение святого Кирилла Александрийского» (церковь Сан-Доменико, Солофра), над которой он работал в сотрудничестве со своим отцом.
Стиль живописи
Он приехал в Неаполь около 1674 года, присоединившись к мастерской сначала Франческо ди Марии, а затем Джакомо дель По, и был сильно вдохновлён масляной живописью Джованни Ланфранко и Маттиа Прети, ранее двух самых влиятельных художников итальянского барокко в Неаполе. В 1675-77 годах он работал вместе с отцом над фреской «Рай» в куполе капеллы Розария в соборе Ночера. Именно в эти ранние годы он стал священником и познакомился с влиятельным Пьетро Франческо Орсини – впоследствии кардиналом, а впоследствии папой Бенедиктом XIII, – который побудил его стать постоянным художником.
Солимена достиг своей зрелости во фресках 1680 года в Сан-Джорджо, Салерно, с Историями святых Теклы, Архелая и Сусанны. Несмотря на отголоски чуть более ранних фресок Луки Джордано в Сан Грегорио Армено, твёрдые формы и прочные конструкции Солимены представляют собой альтернативу оживлённым композициям и растворяющимся световым и тональным решениям Джордано. Он также перенимает некоторые композиционные приёмы у великого художника высокого барокко Пьетро да Кортона (1596-1669). Утраченная картина из Монтекассино (1681) и фрески для Сан-Джорджо-ай-Маннези были выполнены в этом стиле.
В 1680-е годы Солимена нашёл свой собственный стиль барочной живописи, в котором натурализм и тёплые коричневатые тени Прети и Ланфранко слились с северным классицизмом. К этому периоду относятся два алтарных образа для церкви Санта Никола алиа Карита, один из которых датируется после 1681 года, а другой – около 1684 года, и фрески в церкви Санта Мария Доннарегина Нуова, также датируемые 1684 годом.
Соперничество с Джордано
Эти работы произвели впечатление на Джордано после его возвращения из Флоренции в 1683 году, когда он вновь занял место ведущего неаполитанского живописца во время вице-регентства маркеса дель Карпио. В то время как Джордано доминировал в живописи Неаполя, Солимена на мгновение был оттеснён на второе место. Он быстро преодолел это положение и достиг вершины своих сил, создав в 1690 году фрески для ризницы Сан-Паоло Маджоре.
В этом цикле Солимена сравнялся с Джордано в аллегориях на потолке, но превзошёл его в Обращении святого Павла и в Падении Симона Мага. Эти фрески, а также переработка им тем Прети после 1690 года, были вдохновлены идеалом «естественности», заимствованным из литературного общества «Аркадия», к которому принадлежала Солимена.
Слава и удача
Работы Солимены второй половины 1690-х годов, характерными примерами которых являются Святой Христофор из Монтеоливето и Поклонение пастухов (одно из шести полотен для Санта Мария Доннальбина, написанных между 1699 и 1701 годами), придерживались пуристского канона. После отъезда Джордано в Испанию в 1692 году мастерская Солимены стала доминирующей силой в художественной жизни Неаполя и оставалась таковой в течение последующих 40 лет.
Среди его многочисленных учеников и помощников были Себастьяно Конка (1680-1764), Франческо Кампора (ок. 1693-1763), Франческо де Мура (1696-1784), Коррадо Джиакинто (1703-1766), Джузеппе Бонито (1707-1789), Гаспаре Траверси (ок. 1722-70). (Конечно, студия также пользовалась щедрым покровительством папы Бенедикта XIII, 1724-30).
Классицизм Солимены
Пребывание Солимены в Риме в 1700 году и знакомство с творчеством Карло Маратты (1625-1713) ещё больше укрепили его классические наклонности. Используя многочисленные подготовительные наброски, часто сочетая рисунки пером и тушью, с рисунками мелом, он разработал тонкую академическую формулу, которая идеально соответствовала придворному вкусу к возвышенному классицизму. Его декорации, как правило, предполагают минимум деталей – несколько ступеней, арка, балюстрада или несколько колонн, – чтобы сосредоточить внимание на фигурах и их драпировках, обычно освещённых лужами или валами света.
Однако в своих последних картинах, в то время как Франция и вся Европа переживали период становления стиля рококо, Солимена вернулся к своему первоначальному барочному стилю, вновь вторя Прети. Его «Святая Троица со святыми» 1741 года для Ла Гранха близ Сеговии – одна из самых завораживающих картин этого периода.
За свою долгую и успешную карьеру он обучил многих учеников – не в последнюю очередь шотландского мастера Аллана Рамсея (1713-1784) – сколотил огромное состояние и жил в значительной роскоши. Он скончался в Барре, недалеко от Неаполя, в 1747 году.
Картины Франческо Солимены можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы, включая музей Каподимонте в Неаполе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?