Франческо Солимена:
биография неаполитанского художника-барокко читать ~5 мин.
Франческо Солимена — один из самых успешных старых мастеров неаполитанской школы живописи начала XVIII века. На его творчество сильно повлияли драматическое освещение и тенебризм предшественников, таких как Баттистелло Караччоло (1578–1635), Джованни Ланфранко (1582–1647), Маттиа Прети (1613–1699) и Лука Джордано (1634–1705). При этом в его стиле барокко большое внимание уделялось структуре и композиции, заимствованным у мастеров классицизма — Рафаэля (1483–1520) и Аннибале Карраччи (1560–1609), лидера болонской школы.
Его настенные и потолочные росписи отличаются обилием фигур, ощущением динамичного движения, а также эффектным кьяроскуро. Кроме фресок, он создавал выдающиеся картины на досках и работал в жанре портрета. Солимена, поселившийся в Неаполе в 1674 году, внёс огромный вклад в неаполитанскую живопись барокко, а к началу XVIII века стал одним из самых востребованных художников при европейских дворах.
Среди его лучших картин в стиле барокко: «Мадонна с розарием» (1680–1682, Берлинская картинная галерея), фрески в ризнице церкви Сан-Паоло-Маджоре в Неаполе (1689–1690), «Самсон и Далила» (ок. 1690, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг), «Дева с младенцем и святым Франциском из Паолы» (ок. 1705, Галерея старых мастеров, Дрезден), монументальное полотно «Изгнание Гелиодора из храма» (1725, церковь Джезу-Нуово, Неаполь), «Дева с младенцем и святым Филиппом Нери» (1725–1730, Музей Каподимонте, Неаполь) и «Святая Троица со святыми» (1741, дворец Ла-Гранха, Испания).
Обучение и ранние работы
Солимена родился в Канале-ди-Серино, недалеко от Неаполя. Он начал изучать живопись в мастерской своего отца, Анджело Солимены (1629–1716), где усвоил натурализм неаполитанской традиции, заложенной Караваджо (1571–1610) и развитой Хосе де Риберой (1591–1652). На него также повлиял Франческо Гуарино (1611–1654). Примером этого начального этапа служит картина «Видение святого Кирилла Александрийского» (церковь Сан-Доменико, Солофра), над которой он работал вместе с отцом.
Стиль живописи
Около 1674 года художник приехал в Неаполь, где обучался в мастерских Франческо ди Мария и Джакомо дель По. Большое вдохновение он черпал в масляной живописи Джованни Ланфранко и Маттиа Прети — двух наиболее влиятельных художников итальянского барокко того времени в Неаполе. В 1675–1677 годах он вместе с отцом работал над фреской «Рай» в куполе капеллы Розария в соборе города Ночера. В эти же годы он познакомился с влиятельным Пьетро Франческо Орсини, который затем стал кардиналом, а позднее — папой Бенедиктом XIII, и побудил его полностью посвятить себя искусству.
Зрелости Солимена достиг в 1680 году при работе над фресками в церкви Сан-Джорджо в Салерно, где он создал цикл «Истории святых Фёклы, Архелая и Сусанны». Несмотря на влияние Луки Джордано, твёрдые формы и прочные конструкции Солимены стали альтернативой оживлённым композициям и светотональным эффектам его современника. Он также заимствовал некоторые композиционные приёмы у великого мастера высокого барокко Пьетро да Кортоны (1596–1669). В этом же стиле были выполнены утраченная картина из Монтекассино (1681) и фрески для церкви Сан-Джорджо-ай-Маннези.
В 1680-е годы Солимена выработал собственный стиль барочной живописи, объединив натурализм и тёплые тени Прети и Ланфранко с классицизмом. К этому периоду относятся два алтарных образа для церкви Сант-Никола-алла-Карита (один датируется временем после 1681 года, другой — около 1684 года) и фрески в церкви Санта-Мария-Доннарежина-Нуова (1684).
Соперничество с Джордано
Эти работы произвели впечатление на Луку Джордано, когда тот вернулся из Флоренции в 1683 году и вновь занял место ведущего живописца Неаполя. Пока Джордано доминировал в художественной жизни города, Солимена временно оказался на втором плане. Однако он быстро вернул себе лидирующие позиции и достиг вершины мастерства, создав в 1690 году фрески для ризницы церкви Сан-Паоло-Маджоре.
В этом цикле Солимена не уступал Джордано в потолочных аллегориях и превзошёл его в композициях «Обращение святого Павла» и «Падение Симона Мага». Эти фрески, как и его работы по мотивам Прети после 1690 года, были вдохновлены идеалом «естественности», который продвигало литературное общество «Аркадия», членом которого был Солимена.
Слава и признание
Работы Солимены второй половины 1690-х годов, такие как «Святой Христофор» из Монтеоливето и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-Доннальбина, следовали пуристическому канону. После отъезда Джордано в Испанию в 1692 году мастерская Солимены стала главной художественной силой Неаполя почти на сорок лет. Его студия также пользовалась щедрым покровительством папы Бенедикта XIII (1724–1730).
Среди его многочисленных учеников и помощников были Себастьяно Конка (1680–1764), Франческо Кампора (ок. 1693–1763), Франческо де Мура (1696–1784), Коррадо Джакинто (1703–1766), Джузеппе Бонито (1707–1789) и Гаспаре Траверси (ок. 1722–1770).
Классицизм Солимены
Пребывание в Риме в 1700 году и знакомство с творчеством Карло Маратты (1625–1713) ещё больше укрепили классические тенденции в искусстве Солимены. Используя многочисленные подготовительные наброски, часто сочетая рисунки пером с рисунками мелом, он разработал академическую формулу, идеально соответствовавшую придворным вкусам. Его декорации обычно содержат минимум деталей — несколько ступеней, арку, балюстраду или колонны, чтобы сосредоточить внимание на фигурах и их драпировках, выделенных направленными потоками света.
Однако в своих последних работах, когда во Франции и по всей Европе утверждался стиль рококо, Солимена вернулся к своему раннему барочному стилю, вновь обращаясь к наследию Прети. Его картина «Святая Троица со святыми» (1741) для дворца Ла-Гранха — один из самых примечательных примеров этого периода.
За свою долгую и успешную карьеру он обучил многих художников, включая шотландского мастера Аллана Рэмзи (1713–1784), заработал огромное состояние и жил в роскоши. Он скончался в 1747 году в Барре, пригороде Неаполя.
Картины Франческо Солимены можно увидеть во многих ведущих художественных музеях Европы, включая музей Каподимонте в Неаполе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?