Феофан Грек: русский иконописец, новгородская школа читать ~4 мин.
Один из самых ранних старых мастеров русской иконописи, Феофан Грек – греческий художник из Константинополя, ставший одним из крупнейших иконописцев Новгорода и Москвы в XIV веке. Кроме того, он создал несколько лучших фресок того времени, а также несколько выдающихся иллюминированных рукописей и книжных иллюстраций. Его величайшим шедевром христианского искусства, пожалуй, является фреска в церкви Преображения в Новгороде – безусловно, один из самых выдающихся образцов русского искусства эпохи позднего средневековья. К числу других важных произведений, связанных с Феофаном Греком, относится серия из девяти иконописных работ в Благовещенском соборе в Москве. В своё время он был весьма влиятельной фигурой в новгородском и московском искусстве, ему приписывают основание новгородской школы иконописи, а также он был учителем и наставником великого русского иконописца Андрея Рублёва (ок. 1365-1430 гг.).
Биография
Родился в Константинополе (бывшая Византия, ныне Стамбул), столице Византийской империи, но о нём известно лишь то, что около 1370 года (примерно в возрасте 30 лет) он переехал в Новгород, чтобы завершить программу стенописи в церкви Преображения. Считаясь основателем новгородской школы, за время своего пребывания в городе он выполнил множество фресок, панно, миниатюр и книжных иллюминаций, хотя лишь немногие из сохранившихся работ могут быть с уверенностью приписаны ему.
Среди новгородских шедевров – изысканная икона «Мадонна Донская» (ок. 1380 г.), хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее в Москве. В 1395 г. Феофан переехал в Москву для росписи церкви Рождества Богородицы. В Москве он выполнил большое количество других религиозных росписей для церкви Рождества Богородицы (1395) в Московском Кремле, Архангельского собора в Кремле (1399) и (в сотрудничестве с Андреем Рублёвым и Прохором Городецким) Благовещенского собора в Кремле (1405). См. также: Христианское искусство, Византийский период.
Часто ли он возвращался в Константинополь во время своего пребывания в России, неизвестно, хотя учёный-искусствовед Алпатов приписывает ему некоторые росписи в Карийе Камии (монастырь Хора) в турецкой столице. Хотя, согласно традиции, он писал в основном религиозные произведения, он был также одним из первых в России живописцев светских сюжетов: среди его работ – настенная панорама Москвы, выполненная для князя Владимира Андреевича.
Индивидуальный стиль Феофана в византийском искусстве отличается глубоким чувством, удлинением фигур, тонкой детализацией, большой яркостью и линейным ритмом, столь характерным для новгородской живописи. Будь то фреска или темпера, его исполнение смело, а кисть почти импрессионистична по своей энергичности и стремительности.
В его работах византийское мастерство сочетается с глубокой образованностью и несомненным русским духом. Например, его панно «Преображение Иисуса» , где геометрия и блеск Христа резко контрастируют с беспорядочным расположением земных апостолов на горе Фавор. Математическая гармония форм в сочетании с палитрой земляных тонов и драгоценного сусального золота придаёт произведению огромную силу и глубокую одухотворённость. Произведения, приписываемые Феофану Греку, можно увидеть в лучших художественных музеях России, в том числе в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Для сравнения с примитивной панельной живописью в Италии почитайте о сиенской школе живописи, которую возглавлял великий Дуччо ди Буонинсенья.
Уточнение об иконах
Заимствованные из восточно-византийского искусства, русские иконы – это, как правило, небольшие темперные панно с изображением Христа, Богородицы, святых и/или апостолов, выполняющие функцию божественных образов и выражающие православное благочестие. Известно, что они существовали до 340 г. н.э., и обычно их можно найти в домах всех православных христиан. В восточных церквях иконами обычно заполняются алтарные перегородки, называемые иконостасами. Опасность перерастания иконопочитания в идолопоклонство привела к нескольким историческим иконоборчествам как в Византии, так и в России.
Другие русские иконописцы
Кроме Феофана Грека, иконописью занимались и другие важные русские художники (большинство из них также искусно работали с фресками): Андрей Рублёв (ок. 1360-1427 гг.), его сотрудник Даниил Чёрный и Дионисий (ок. 1440-1502 гг.). Среди более поздних художников – Богдан Салтанов (1626-1686), Симон Ушаков (1626-1686) – представители поздней московской школы живописи.
В связи с популярностью икон среди всех слоёв населения России сложилось несколько различных школ иконописи, в том числе ярославская, владимиро-суздальская, новгородская, псковская, тверская и московская. Петербурга во времена Феофана не существовало: только в эпоху петровского искусства (1686-1725) царь Петр I построил город на болотах у реки Невы, с видом на Балтийское море.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?