Элизабет Виже-Лебрён:
художница королевы Марии-Антуанетты читать ~4 мин.
Одна из величайших представительниц французской живописи, Элизабет Виже-Лебрён (фр. Élisabeth Louise Vigée Le Brun) специализировалась на портретах, работая в стилях рококо и неоклассицизма. Она по праву считается одним из лучших портретистов XVIII века. Наряду со швейцарской художницей Ангеликой Кауфман (1741–1807), Виже-Лебрён была одной из самых успешных женщин в искусстве того времени. Особенно она прославилась своими женскими портретами и автопортретами. Её мягкий, комплиментарный стиль сделал её чрезвычайно востребованной в правящих кругах Европы. Это особенно заметно в десятках портретов, написанных для её самой важной покровительницы — королевы Марии-Антуанетты. Виже-Лебрён называют не только одной из самых талантливых художниц эпохи рококо, но и относят её творчество к неоклассическому искусству — черта, которая также сближает её с Кауфман.
Наиболее известные работы Виже-Лебрён: «Портрет Жозефа Верне» (1778, Лувр, Париж), «Портрет королевы Марии-Антуанетты» (1783, Национальный музей Версальского дворца), «Портрет Юбера Робера» (1788, Лувр, Париж), «Портрет барона Григория Строганова» (1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Портрет княгини Александры Голицыной и её сына» (1794, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва) и «Автопортрет в соломенной шляпе» (ок. 1782, Национальная галерея, Лондон).
Ранняя жизнь и обучение
Мари-Луиза-Элизабет Виже родилась в Париже. Сначала она обучалась основам рисунка у своего отца, пастельного портретиста Луи Виже (1715–1767), а затем — у Габриэля-Франсуа Дуайена, Габриэля Бриара, Клода Жозефа Верне (1714–1789) и Жана-Батиста Грёза (1725–1805). Кроме того, она часто посещала музеи, чтобы изучать барочные портреты старых мастеров, таких как Рубенс (1577–1640), Антонис ван Дейк (1599–1641) и Рембрандт (1606–1669).
Её талант вскоре проявился в самобытном, индивидуальном стиле масляной живописи, который принёс ей известность как портретисту уже в 15 лет. Она посвятила портретному искусству всю свою жизнь и была очень востребована у высшего общества Парижа и многих других европейских столиц. Её мастерская была одним из самых оживлённых ателье во Франции, и для выполнения заказов художница прибегала к помощи нескольких ассистентов. Расцвет её творчества пришёлся на период после 1776 года, когда она вышла замуж за Жана-Батиста Лебрёна, состоятельного художника и торговца произведениями искусства.
Придворный художник королевы Марии-Антуанетты
Судьбоносный момент в её карьере наступил в 1778 году, когда её пригласили в Версальский дворец написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Между ними завязалась дружба, и в 1779 году, в возрасте всего 24 лет, Виже-Лебрён была назначена официальным художником королевы. В течение следующего десятилетия она написала более двадцати пяти портретов королевы в самых разных позах и нарядах. Среди них, например, «Портрет королевы Марии-Антуанетты» (1778, Музей истории искусств, Вена) и «Мария-Антуанетта» (1788, Версальский дворец). Во многом благодаря влиянию своей королевской покровительницы Виже-Лебрён получила доступ в мир изобразительного искусства, в котором в то время доминировали мужчины.
В 1782 году она отправилась во Фландрию, где изучала фламандскую живопись, в частности работы Питера Пауля Рубенса, а также творчество фламандских художников эпохи нидерландского Возрождения. В 1783 году, благодаря своей заслуженной славе, она была принята в Королевскую академию живописи и скульптуры (Французская академия), что давало ей право ежегодно выставлять свои работы в Луврском Салоне.
Изгнание из Франции и путешествия по Европе
В 1789 году, с началом Французской революции, она вместе с дочерью бежала из страны, оставив мужа Жана-Батиста Лебрёна, с которым у неё к тому времени испортились отношения. Она жила в Италии (Рим, 1789–1792), затем в Австрии (Вена, 1792–1795), а после — в России (Санкт-Петербург, 1795–1801), везде продолжая успешно работать портретистом и занимая видное положение в обществе. В 1802 году она ненадолго вернулась в Париж, но вскоре уехала в Лондон (1803–1805), где писала портреты придворных и лорда Байрона. Окончательно она обосновалась в Париже после 1805 года как признанный портретист европейской аристократии. Позже она на несколько месяцев отправилась в Швейцарию, где написала портрет мадам де Сталь. Будучи высококультурной, обаятельной и красивой женщиной, она везде находила влиятельных покровителей и стала членом нескольких европейских академий искусств.
Репутация и наследие
Её наследие составляет около 900 картин, которые отличает большое изящество. Среди них более 600 портретов и около 200 пейзажей. Среди её моделей были королева Мария-Антуанетта, графиня де Брионн, герцогиня Орлеанская, принц Уэльский, лорд Байрон, леди Гамильтон и мадам де Сталь. Виже-Лебрён была одним из самых технически искусных портретистов своей эпохи, а её портреты в стиле рококо отличаются свежестью, очарованием и деликатностью трактовки образов. Она часто отказывалась от стандартного аристократического реквизита, чтобы показать своих моделей как можно более естественно. Кроме того, она создала ряд знаменитых автопортретов, таких как «Автопортрет в соломенной шляпе» (1782, Национальная галерея, Лондон) и «Автопортрет с дочерью» (1789, Лувр, Париж). В 1835–1837 годах она опубликовала свои «Воспоминания» (Souvenirs) — яркие трёхтомные мемуары о своей жизни и эпохе.
Картины Элизабет Виже-Лебрён можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Французская живопись
- Братья Ленен: французские жанристы
- «Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- Фильм Ольги Мичи и Вадима Витовцева в защиту африканского племени одержал победу на фестивале в Германии
- Большое сердце самой лучшей женщины Фриды Вигдоровой
- МХТ им. Чехова привёз в Екатеринбург великолепную комедию — спектакль «Примадонны»
- «Оригиналы: Как нонконформисты двигают мир» Адам Грант, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?