Элизабет Виже-Лебрён:
художница королевы Марии-Антуанетты читать ~4 мин.
Одна из великих авторов французской живописи, Элизабет Виже-Лебрён специализировалась на портретах в последовательные периоды искусства рококо и неоклассической живописи. Входя в число лучших портретистов XVIII века, она стала – наряду со швейцарской художницей Ангеликой Кауффман (1741-1807) – одной из самых успешных женщин-художниц, особенно отмеченной за свои женские портреты, а также за свои автопортреты. Мягкий льстивый стиль, который сделал её столь востребованной среди правящих кругов Европы, особенно заметен в десятках портретов, написанных ею для королевы Марии-Антуанетты, её самой важной покровительницы. Кроме того, что Виже-Лебрён называют одной из самых талантливых художниц эпохи рококо, её также ассоциируют с неоклассическим искусством: это описание она также разделяет с Кауфманом.
Наиболее известные работы Виже-Лебрён: Портрет Жозефа Верне (1778, Лувр), Портрет королевы Марии-Антуанетты (1783, Национальный музей Версальского замка), Портрет Юбера Робера (1788, Лувр), Портрет барона Григория Строгснова (1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Портрет княгини Александры Голицыной и её сына (1794, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва), и Автопортрет в соломенной шляпе (ок. 1785, Национальная галерея в Лондоне).
Ранняя жизнь и обучение
Родилась Мари-Луиза-Элизабет Виже в Париже, основам рисования она научилась у своего отца, пастельного портретиста Луи Виже (1715-1767), после чего училась у Габриэля Дойена, Габриэля Бриара, Клода-Жозефа Верне (1714-1789) и Жана-Батиста Грёза (1725-1805). Кроме того, она посещала музеи для изучения барочных портретов старых мастеров, таких как Рубенс (1577-1640), Антонис ван Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669).
Ее нетерпеливость вскоре проявилась в нетрадиционном, индивидуальном стиле масляной живописи, который принёс ей известность как портретисту уже в 15 лет. Она посвятила портретному искусству всю оставшуюся жизнь, большую часть которой она пользовалась большим спросом у высшего общества Парижа и многих других столиц Европы. Разумеется, её мастерская была одним из самых оживлённых ателье во Франции, и для выполнения заказов она прибегала к помощи нескольких ассистентов. Свои лучшие портреты она создала после 1776 года – года её брака с Жаном-Батистом Лебрёном, богатым художником и торговцем произведениями искусства.
Придворный художник королевы Марии-Антуанетты
Ее великий шанс выпал в 1778 году, когда она была вызвана в огромный Версальский дворец, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Эти две женщины подружились, и в 1779 году, в нежном возрасте 24 лет, Виже-Лебрён была назначена официальным художником королевы. В течение следующего десятилетия она написала не менее 25 портретов королевы в самых разных позах и костюмах. Например, Портрет королевы Марии-Антуанетты (1778, Музей истории искусств, Вена); или Мария-Антуанетта (1788, Версальский дворец). Во многом благодаря влиятельному королевскому покровителю Виже-Лебрён получила возможность конкурировать в мире изобразительного искусства, где доминировали мужчины .
В 1782 году она отправилась во Фландрию, где изучала фламандскую живопись, в частности, работы Питера Пауля Рубенса, а также фламандских художников эпохи нидерландского Возрождения. В 1783 году, благодаря заслуженной славе, она была избрана во Французскую академию изящных искусств, что давало ей право ежегодно выставлять свои работы в Салоне Лувра.
Покидает Францию, путешествует по Европе
В 1789 году вместе с дочерью бежит от Французской революции, оставив мужа Жана-Батиста Лебрёна, с которым она была в разрыве. Она поселилась сначала в Риме (1789-93), затем в Дрездене, Вене (1793-4) и Санкт-Петербурге (1795-1801), продолжая работать как портретист и играя ведущую роль в обществе. В 1802 году она вернулась в Париж, затем посетила Лондон (1803-5) – где писала портреты придворных и лорда Байрона – и, наконец, окончательно вернулась в Париж в 1806 году в качестве выдающегося портретиста европейской аристократии. Позже, на несколько месяцев, она отправилась в Швейцарию, где написала портрет мадам де Сталь. Высококультурная женщина с репутацией красавицы и обаяшки, она обрела выдающихся покровителей везде, где работала, и стала членом нескольких Академий искусств по всей Европе.
Репутация портретиста
Она написала около 900 картин, отличающихся большим изяществом, включая 200 предметов пейзажной живописи и более 600 портретов, среди которых подавляющее большинство составляли изображения женщин. Среди выдающихся примеров – королева Мария-Антуанетта, графиня де Брионн, герцогиня д’Орлеан, принц Уэльский, лорд Байрон, леди Гамильтон и мадам де Стаэль. Виже-Лебрён была одним из самых технически грамотных портретистов своей эпохи, а её портреты в стиле рококо отличаются свежестью, очарованием и чувствительностью подачи. Она отказалась от стандартного аристократического реквизита, чтобы показать своих подопечных как можно более естественно. Кроме того, она выполнила ряд автопортретов, таких как «Автопортрет в соломенной шляпе» (1782, Национальная галерея, Лондон) и «Автопортрет с красным поясом» (1790, Уффици, Флоренция). В 1835-7 годах она опубликовала «Воспоминания о моей жизни» – живой трёхтомный сборник мемуаров о своей жизни и времени.
Картины Элизабет Виже-Лебрён можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
- «Надвигается беда» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- Фильм Ольги Мичи и Вадима Витовцева в защиту африканского племени одержал победу на фестивале в Германии
- Большое сердце самой лучшей женщины Фриды Вигдоровой
- МХТ им. Чехова привёз в Екатеринбург великолепную комедию — спектакль «Примадонны»
- «Оригиналы: Как нонконформисты двигают мир» Адам Грант, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?