Франсиско Сурбаран:
испанский религиозный художник, караваджист читать ~6 мин.
Один из самых значительных старых мастеров Испании и создатель ярких образов испанской живописи, Франсиско де Сурбаран родился в 1598 году в городке Фуэнте-де-Кантос, провинция Бадахос. Он происходил из семьи состоятельного торговца баскского происхождения. В 1614 году Сурбаран отправился в Севилью, где стал учеником художника Педро Диаса де Вильянуэва, который также занимался оформлением вышивок. Некоторые исследователи полагают, что именно работа с плотными шёлковыми нитями могла повлиять на тонкую и фактурную манеру письма будущего мастера.
В 1617 году он переехал в Льерену, где женился на Марии Паэс. После её смерти в 1623 году он вступил в брак с Беатрис де Моралес. В Льерене Сурбаран прожил одиннадцать лет. В этот период на его творчество оказало сильное влияние движение квиетизма — католическое учение, которое проповедовало постижение Бога через смиренное молчание и покаяние. Это определило аскетичный и строгий характер его живописи и сделало его одним из ведущих представителей католического искусства Контрреформации в Испании.
Становление и зрелость в Севилье
В 1626 году Сурбаран получил заказ от доминиканского монастыря Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье на серию картин маслом. Одна из этих работ, «Христос на кресте» (1627, Художественный институт Чикаго), принесла ему широкую известность. В этом произведении ощущается влияние драматизма Караваджо, испанского тенебризма Франсиско Рибальты и скульптурной пластики Хуана Мартинеса Монтаньеса. Картина изображает натуралистичную фигуру Христа, объём которой подчёркнут тёмным фоном и резким светом.
В 1629 году Сурбаран переехал в Севилью и до 1640 года считался ведущим художником Андалусии. Он получал многочисленные заказы на религиозные картины и алтарные образы от монастырей различных орденов — картезианцев, капуцинов, доминиканцев. Для монастыря Мерсед-Кальсада он создал серию работ о жизни святого Петра Ноласко, основателя ордена, включая картину «Явление апостола Петра святому Петру Ноласко» (1629, Прадо, Мадрид).
В 1630-х годах его стиль эволюционировал. Реализм, характерный для «Апофеоза святого Фомы Аквинского» (1631), одной из его лучших картин барокко, уступил место мистицизму в таких работах, как «Поклонение пастухов» (1638). На это повлияла живописная манера Хосе де Риберы и камерность произведений Веласкеса.
Королевский художник и поздние годы
В 1634 году по приглашению Веласкеса Сурбаран прибыл в Мадрид для работы над украшением нового королевского дворца Буэн-Ретиро. Для Зала королевств он написал десять исторических картин, изображающих подвиги Геракла, и батальную сцену «Оборона Кадиса от англичан». Последняя работа была частью серии, в которую входила и знаменитая «Сдача Бреды» Веласкеса. За успешное выполнение заказа Сурбаран получил почётное звание придворного художника.
В конце 1630-х годов положение художника ухудшилось. В 1639 году умерла его жена Беатрис, а экономический спад в Испании привёл к сокращению заказов от религиозных орденов. В то же время строгий стиль Сурбарана стал уступать в популярности более мягкой и сентиментальной живописи Бартоломе Эстебана Мурильо. Сурбаран начал экспортировать картины в Южную Америку, в такие города, как Лима и Буэнос-Айрес. После третьего брака в 1644 году и рождения ещё шестерых детей его финансовые трудности усугубились. В 1658 году он переехал в Мадрид, где умер в бедности в августе 1664 года.
Особенности стиля и ключевые темы
Искусство Сурбарана представляет суровый аспект религиозного реализма в Испании. Его стиль одновременно строг и живописен. Он использовал широкие тени в духе Караваджо, но сочетал их с насыщенным локальным цветом. Художник мастерски передавал фактуру поверхностей, будь то грубая шерстяная ткань монашеских ряс или блеск металлических сосудов. Его искусство сдержанно и отстранено от мирской суеты, даже когда изображает конкретные предметы и людей.
Сурбаран был летописцем аскетического монашества, которое укрепилось в Испании в эпоху Контрреформации. Он создал более сорока картин, посвящённых святому Франциску Ассизскому. Эти образы, как, например, в работе «Святой Франциск в медитации» (1635–1640), передают мистический экстаз через простые, но выразительные детали — устремлённый вверх взгляд и приоткрытый рот.
Анализ избранных произведений
Циклы для монашеских орденов
Картина «Святой Бонавентура на смертном одре» (1629, Лувр) была частью серии для францисканского монастыря в Севилье. Композиция отличается сдержанным драматизмом и благородством. Технически работа сложна и насыщенна. Художник тонко модулирует широкие, казалось бы, однородные цветовые плоскости, создавая ощущение различных фактур — шерсти, шёлка, кожи и пергамента. Это мастерство, которое можно было бы ожидать от голландского жанрового художника, Сурбаран применяет в монументальной религиозной живописи.
Самой грандиозной композицией Сурбарана считается «Апофеоз святого Фомы Аквинского» (1631, Музей изящных искусств Севильи). В нижней части изображены священнослужители, взирающие на небесное видение. Святой Фома Аквинский парит на облаке в окружении четырёх Отцов Церкви, а выше расположены фигуры Христа, Девы Марии и апостолов. Композиционно работа напоминает «Диспуту» Рафаэля и «Погребение графа Оргаса» Эль Греко. Сурбаран помещает видение в архитектурное пространство, что придаёт ирреальной сцене земную основательность.
Картины для картезианского монастыря в Херес-де-ла-Фронтера (ок. 1637–1639) — яркие примеры зрелого стиля мастера. Наиболее известна из них «Святой Гуго в трапезной картезианцев» (Музей изящных искусств Севильи). На ней изображены семь монахов за столом в момент безмолвной молитвы. Справа появляется святой Гуго, епископ Гренобля и покровитель ордена. Общая строгость композиции оживляется изображением на стене и видом, открывающимся в дверном проёме.
Мифологические сюжеты и портреты
Цикл «Подвиги Геракла» (1634, Прадо), написанный для дворца Буэн-Ретиро, является примером обращения Сурбарана к мифологии. В отличие от итальянской традиции, художник изобразил Геракла не как идеализированного античного героя, а как человека с грубыми чертами и напряжёнными мускулами. Эта работа вызвала неоднозначную оценку критиков из-за отхода от классических канонов.
Наибольшей известностью пользуются полнофигурные портреты святых женщин, которых Сурбаран изображал в образах знатных испанских дам своего времени. Их богатые наряды давали художнику возможность проявить себя как колориста. Среди таких работ — «Святая Касильда» (Прадо, Мадрид) и «Святая Аполлония» (Лувр, Париж). Фигуры изображены на нейтральном фоне, что подчёркивает их монументальность и роскошь одеяний.
Натюрморт
Изысканная техника Сурбарана особенно проявилась в натюрмортах. В картине «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» (1633, Музей Нортона Саймона) предметы — плетёная корзина с апельсинами, лимоны на серебряной тарелке и чашка с розой — расположены в ряд на тёмном фоне. Композиция отличается простотой и геометрической ясностью. Художник с поразительной точностью передаёт текстуру каждого объекта, создавая ощущение тишины и созерцательности. В этих работах Сурбаран предстаёт как мастер, способный наделить обыденные вещи глубоким символическим и духовным смыслом.
Наследие
Франсиско де Сурбаран оставил заметный след в истории искусства. Его творчество высоко ценили реалисты XIX века, в частности Гюстав Курбе. Когда в XIX веке в Испании были упразднены многие религиозные ордена, картины художника разошлись по музеям мира. Благодаря этому его работы широко представлены в крупнейших собраниях. Его аскетичное и выразительное религиозное искусство отличается простотой и глубиной. Ограниченность тем, в которой его иногда упрекали, стала источником его уникальной художественной силы.
Произведения Франсиско де Сурбарана можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?