Фреска читать ~5 мин.
Что такое фресковая живопись? Характеристики
Художественный термин Fresco (по-итальянски «свежий») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой (без связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (грунтованную штукатуркой поверхность).
Поверхность обычно представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой и по мере высыхания пигменты проникают в раствор и остаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делает подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.
Виды фресок Buon, Secco и Mezzo
Существует три основных типа техники фрески: буон или настоящая фреска, секко и меццо-фреска.
Буон (Buon fresco)
Самый распространённый технический метод изготовления фресок, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (intonaco). Пигмент впитывается в стену, как описано выше.
Секко (Secco)
В противоположности обыному подходу, в этом случае, картина пишется на сухой штукатурке и поэтому требует обязательной связующей среды (используется, например, яичная темпера, клей или масло), чтобы прикрепить пигмент к стене, как в одной из самых известных фресок – Тайной вечери от Леонардо да Винчи.
Меццо-фреска (Mezzo)
В данном случае, это роспись по подсушенной основе, почти, но не совсем сухому интонако. Пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году эта техника в значительной степени заменила фрески буон на стенах и потолках.
Ранние европейские фрески, общее руководство: Романская живопись (1000–1200). Более линейный стиль фрески: Романская живопись во Франции. Для получения дополнительной информации о фресках в исламском стиле см.: Романская живопись в Испании. О фресках с византийским влиянием: Романская живопись в Италии.
Дополнительно будет полезно изучить: Глоссарий по живописи, Виды искусства.
История фресок
Фресковая живопись практиковалась ещё в 2000 лет до н.э. минойцами во времена цивилизации Крита в бронзовом веке. Известные критские настенные фрески в технике буон, это, например, «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причём египетские художники предпочитали метод секко для росписи гробниц. Фрески были также распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (например, Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в технике буон. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также использует фрески. Этот стиль был очень популярен среди художников древнего Средиземноморья и Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, завершённые между 200 г. до н.э. и 1100 г. н.э., были обнаружены в пещерах Аджанты и храме Брихадисвара в Индии.
Византийские религиозные фрески
Восточно-православное искусство – особенно русская средневековая живопись – в значительной степени полагалось на фрески на стенах церквей и соборов, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Среди экспонентов были Феофан Грек (1340-1410) (см. его фрески в церкви Преображения Господня в Новгороде); Андрей Рублев (1360-1430) (см. его росписи в Благовещенском соборе в Москве и Успенском соборе во Владимире); Дионисий (1440–1502) (автор фресковой росписи Ферапонтова монастыря).
Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской пред-ренессансной живописи (1300-1400 гг.), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344 гг.) – см. его фрески в часовне Святого Мартина, Ассизи (1317) – Амброджо Лоренцетти (1285-1348) – см. его серию фресок «Аллегория хорошего и плохого правительства» (1338-9, Палаццо Пубблико, Сиена) – и, конечно, флорентийский Джотто (1267-1337), см., в частности, его «Предательство Христа («Поцелуй Иуды»)» (1305 г.) и «Оплакивание Христа» (1305 г.) в часовне Арены в Падуе.
Итальянский ренессанс
Именно во время итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, в которой слишком сырой климат. Художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресок эпохи Возрождения:
❶ фрески капеллы Бранкаччи (1424-28) кисти Мазаччо во Флоренции, см., например, Дань (1425-27) и Изгнание из Эдемского сада (1426-27);
❷ фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других (и, конечно же, Микеланджело). См., например, раннюю фреску Перуджино Христос вручает ключи святому Петру (1482 г.);
❸ Комнаты Рафаэля (1508-20), декорированные Рафаэлем залы в Ватикане, например, Афинская школа (1508-11).
С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма популярный вкус стал отдавать предпочтение большим холстам, написанным маслом и гобеленам, что ограничивало использование фресок на стенах и потолках. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных иллюзионистических фресок также относятся Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) – см., в частности, его необыкновенное Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30). Для получения дополнительной информации см. также: Пармская школа живописи (1520-50).
Барокко
Эпоха искусства барокко была последним периодом, когда «большая» живопись ассоциировалась с фресковой средой. Одной из последних великих фресок был Константин, повелевающий уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты. (1625-1713).
Лучшие фрески эпохи барокко представлены, например, болонской школой живописи, во главе с Аннибале Карраччи (1560-1609), – отметившимся на фресках Галереи Фарнезе (1597-1608), ослепительной квадратурой от Андреа Поццо (1642-1709), такими художниками, как Гверчино (1591 -1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705).
Ко времени великого художника рококо Тьеполо (1696-1770), фресковая технология находилась в общем упадке, хотя его фрески в Вюрцбургской резиденции (1750-37) были поздним кульминационным моментом.
В 19 веке двумя очень известными мастерами настенных росписей были Теодор Шассерио (1819-1856) и Пюви де Шаванн (1824-1898), оба из которых создали некоторые выдающиеся украшения для зданий Парижа.
Мексиканский фресковый ренессанс (1920-1930-е годы)
Диего Ривера (1886–1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского Возрождения фресок, которое привело к значительному возрождению фресковой живописи. К северу от мексиканской границы, в Соединённых Штатах, литовский соцреалист Бен Шан (1898-1969) также стал успешным фресковым художником, на счету которого ряд общественных художественных проектов.
См. наше эссе по изобразительному искусству «Как ценить картины».
- Глоссарий живописи: значение терминов, используемых в изобразительной живописи
- Словарь терминов, используемых в изобразительном искусстве
- Масляная живопись - главная изюминка любого интерьера
- «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
- «Падение Эдварда Бернарда» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
- Растворение. Выставка Александра Румянцева. 16+
- Выставка Розмари Трокель
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?