Фреска читать ~5 мин.
Что такое фресковая живопись: определение и характеристики
Художественный термин «фреска» (от итал. fresco — «свежий») описывает метод живописи, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой, без связующего вещества, а затем наносятся непосредственно на свежую известковую штукатурку.
В качестве основы обычно выступает стена или потолок. Жидкая краска впитывается влажной штукатуркой, и по мере её высыхания пигменты надёжно закрепляются в структуре стены. Перед нанесением краски художник, как правило, делает подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.
Основные техники фрески: Buon, Secco и Mezzo
Существует три основных типа фресковой техники: буон фреско (или «чистая фреска»), секко и меццо-фреска.
Буон (Buon fresco)
Это наиболее распространённый метод создания фресок. Он предполагает использование пигментов, смешанных с водой, которые наносятся на тонкий слой влажной, свежей известковой штукатурки (intonaco). Пигмент впитывается в стену, становясь её неотъемлемой частью.
Секко (Secco)
В противоположность технике buon fresco, в этом случае роспись выполняется по сухой штукатурке. Этот метод требует использования связующего вещества (например, яичной темперы, клея или масла), чтобы закрепить пигмент на стене. Одним из самых известных примеров настенной росписи в технике секко является «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которую часто ошибочно называют фреской.
Меццо-фреска (Mezzo-fresco)
Эта техника предполагает роспись по почти сухой штукатурке (intonaco). Пигмент проникает лишь в поверхностный слой основы. К 1600 году эта техника в значительной степени вытеснила буон фреско в росписи стен и потолков.
Для ознакомления с ранними европейскими фресками можно обратиться к статьям о романской живописи (1000–1200), в том числе о её развитии во Франции, Испании и Италии, где она испытала византийское влияние.
Дополнительно будет полезно изучить: Глоссарий по живописи, Виды искусства.
История фресок
Фресковая живопись практиковалась ещё во втором тысячелетии до н.э. представителями минойской цивилизации на Крите в эпоху бронзового века. Известный пример критской настенной росписи в технике buon fresco — фреска «Тореадор». Древние фрески также создавались в Марокко и Египте, где египетские художники предпочитали метод секко для росписи гробниц. Фрески были широко распространены в греческом искусстве, в этрусской культуре и в римском искусстве (например, в Помпеях и Геркулануме), где они выполнялись преимущественно в технике buon fresco. Техника фрески также использовалась в раннехристианском искусстве Рима, особенно в катакомбах. Кроме того, образцы буддийской фресковой живописи, созданные между II веком до н.э. и VII веком н.э., были обнаружены в пещерах Аджанты и храме Брихадишвара в Индии.
Византийские религиозные фрески
Восточно-православное искусство, особенно русская средневековая живопись, активно использовало фрески для иллюстрации библейских сцен на стенах церквей и соборов. Среди выдающихся мастеров были Феофан Грек (1340–1410), создавший фрески в церкви Преображения Господня в Новгороде; Андрей Рублёв (1360–1430), расписавший Благовещенский собор в Москве и Успенский собор во Владимире; и Дионисий (ок. 1440–1502), автор фресок Ферапонтова монастыря.
Эта традиция христианской средневековой живописи, оказавшая влияние на готическое искусство, была продолжена и развита мастерами итальянского Проторенессанса (1300–1400). Среди них были Симоне Мартини (1284–1344) с его фресками в капелле Святого Мартина в Ассизи (1317), Амброджо Лоренцетти (1285–1348), автор серии фресок «Аллегория хорошего и плохого правления» (1338–1339), и флорентиец Джотто ди Бондоне (1267–1337), чьими шедеврами являются росписи капеллы Скровеньи в Падуе, включая «Поцелуй Иуды» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
Итальянский Ренессанс
Эпоха итальянского Возрождения стала временем расцвета фресковой живописи. Художники XV века по всей Италии широко использовали эту технику для создания религиозных росписей в соборах и церквях. Исключением была Венеция, где из-за высокой влажности предпочтение отдавалось масляной живописи на холсте. Три самых известных примера фресок Ренессанса:
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) кисти Мазаччо во Флоренции, в том числе «Чудо со статиром» (1425–1427) и «Изгнание из Эдемского сада» (1426–1427);
Фрески Сикстинской капеллы (1481–1541), созданные Боттичелли, Перуджино, Микеланджело и другими мастерами. Примером служит работа Перуджино «Христос передаёт ключи святому Петру» (1482);
Станцы Рафаэля (1508–1520) — залы в Ватикане, расписанные Рафаэлем, где находится знаменитая фреска «Афинская школа» (1508–1511).
С завершением эпохи Возрождения и развитием маньеризма предпочтения сместились в сторону масляной живописи на холсте и гобеленов. Использование фресок сократилось, однако и в этот период создавались выдающиеся произведения, например, росписи Якопо Понтормо (1494–1556) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мастерами иллюзионистических фресок были также Андреа Мантенья (1431–1506) и Корреджо (1489–1534), автор знаменитого «Вознесения Девы Марии» (1526–1530) в Пармском соборе. Подробнее об этом направлении см. в статье «Пармская школа живописи» (1520–1550).
Барокко
Эпоха искусства барокко стала последним великим периодом в истории фрески. Одной из значимых работ того времени является «Константин, повелевающий уничтожить языческих идолов» (1648, Латеранский баптистерий) кисти Карло Маратты (1625–1713).
Лучшие фрески эпохи барокко были созданы представителями болонской школы живописи, возглавляемой Аннибале Карраччи (1560–1609), автором фресок в галерее Фарнезе (1597–1608). Также известны работы мастеров квадратуры, таких как Андреа Поццо (1642–1709), и других художников, включая Гверчино (1591–1666), Пьетро да Кортона (1596–1669) и Луку Джордано (1634–1705).
Ко времени великого художника рококо Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770) фресковая живопись в целом пришла в упадок, хотя его фрески в Вюрцбургской резиденции (1750–1753) стали одним из последних ярких её проявлений.
В XIX веке известными мастерами настенной росписи были Теодор Шассерио (1819–1856) и Пюви де Шаванн (1824–1898), создавшие выдающиеся декоративные ансамбли для зданий Парижа.
Мексиканский мурализм (1920–1930-е годы)
Диего Ривера (1886–1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949) были ведущими участниками Мексиканского мурализма, движения, которое способствовало возрождению монументальной настенной живописи. В США американский художник литовского происхождения, социальный реалист Бен Шан (1898–1969), также стал успешным мастером фрески, реализовав ряд крупных общественных проектов.
См. наше эссе по изобразительному искусству «Как ценить картины».
- Настенная роспись
- Фреска «Бытие», Сикстинская капелла, Микеланджело
- В Вене спорят об авторстве случайно найденной фрески
- В Помпеях обнаружена прекрасно сохранившаяся фреска с изображением греческого мифа
- Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело
- Виды техник художественной росписи стен
- Средневековые фрески
- Глоссарий живописи: значение терминов, используемых в изобразительной живописи
- Словарь терминов, используемых в изобразительном искусстве
- Квадратура: техника иллюзионистской живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?