Тенебризм читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве термин «тенебризм» (от итальянского tenebroso, что означает «тёмный») описывает стиль живописи, характеризующийся глубокими тенями и резким контрастом между светлыми и тёмными участками. По своей сути это композиционная техника, которую часто путают со светотенью. В ней некоторые участки картины остаются полностью чёрными, что позволяет ярко осветить одну или несколько фигур, как правило, от одного источника света. Такие полотна иногда называют «ночными картинами», написанными в «тёмной манере».
Тенебризм наиболее характерен для произведений эпохи маньеризма и барокко, в частности для творчества Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо; 1571–1610), а также других тенебристов, работавших в Неаполе, Нидерландах и Испании.
Подробнее о караваджизме на юге Италии, где было сильно влияние квиетизма — религиозного движения того времени, — читайте в статьях: Караваджо в Неаполе (1607–1610) и Живопись в Неаполе (1600–1700). Дополнительную информацию можно найти в материалах: Неаполитанская школа живописи (около 1600–1656) и Неаполитанское барокко (около 1650–1700).
Влияние Караваджо оказалось настолько велико, что его художественные методы породили целую группу подражателей (караваджистов) и общеевропейское движение (караваджизм). Однако искусство Караваджо — это нечто большее, чем просто манипуляции со светом и тенью. Поэтому термин «тенебризм» не является синонимом «караваджизма».
ТЕРМИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАЦвет в живописиЖивопись масломСфуматоВ чём разница между тенебризмом и светотенью?
На первый взгляд может показаться, что между техниками тенебризма и светотени существует большое сходство. Обе предполагают использование контрастных светлых и тёмных участков. Однако между ними есть явное различие. Тенебризм используется исключительно для драматического эффекта и также известен как «драматическое освещение». Эта техника позволяет художнику выделить лицо, фигуру или группу фигур, в то время как контрастирующие тёмные участки полотна могут оставаться полностью чёрными.
В отличие от тенебризма, светотень (кьяроскуро) подразумевает использование менее глубокой тени для придания объекту трёхмерности. Например, в своей картине «Самсон и Далила» (1609–1610, Национальная галерея, Лондон) фламандский художник Рубенс использует светотень, чтобы подчеркнуть мускулатуру Самсона и пышные формы Далилы. Кьяроскуро, как правило, применяется для улучшения моделировки человеческих фигур, а не для концентрации внимания зрителя или затемнения целых участков холста ради драматического эффекта. Нередко тенебризм и светотень используются на одном и том же полотне.
О другой технике иллюзионистской живописи см.: Ракурс.
Другие известные тенебристы
Возникнув в период Контрреформации, когда католическая церковь активно использовала искусство для пропаганды, тенебризм быстро стал характерной чертой испанского барокко. Его применял сначала Франсиско Рибальта (1565–1628), а затем такие живописцы, как Франсиско де Сурбаран (1598–1664) и Хосе де Рибера (1591–1652). К этому приёму также обращались итальянская художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593–1656) и римский художник немецкого происхождения Адам Эльсхаймер (1578–1610). Ночные пейзажи Эльсхаймера представляют собой своего рода золотую середину между чистым тенебризмом и чистой светотенью.
Тенебризм достиг новых высот в творчестве Геррита ван Хонтхорста (1592–1656) и Рембрандта (1606–1669) из голландской школы барокко, а также Гвидо Рени (1575–1642) и Гверчино (Джованни Франческо Барбьери; 1591–1666) из итальянской школы барокко. Жорж де Латур (1593–1652) был величайшим мастером французского тенебризма, к которому также относят братьев Ленен. Джозеф Райт из Дерби (1734–1797) считается главным представителем тенебризма в Англии.
Знаменитые художники-тенебристы и их картины
Караваджо (1571–1610)
«Мученичество святого Матфея» (1600), церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
«Распятие Святого Петра» (1601), базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Обращение Савла» (1601), капелла Черази, базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Смерть Марии» (1601–1606), Лувр, Париж.
«Положение во гроб» (1601–1603), Музеи Ватикана, Рим.
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
«Отречение Святого Петра» (1620), Институт искусств Миннеаполиса.
«Поклонение пастухов» (1622), Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Жорж де Латур (1593–1652)
«Святой Иосиф-плотник» (около 1642), Лувр, Париж.
«Кающаяся Магдалина» («Магдалина со свечой») (около 1640), Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Артемизия Джентилески (1593–1656)
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620), Галерея Уффици, Флоренция.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
«Святой Франциск в медитации» (1650–1660), Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
Диего Веласкес (1599–1660)
«Продавец воды из Севильи» (1618–1622), Эпсли-хаус, Лондон
«Христос Распятый» (1632), Прадо, Мадрид.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669)
«Портрет Николаса Рутса» (1631), Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), Маурицхёйс, Гаага.
«Ночной дозор» (1642), Рейксмюсеум, Амстердам.
«Сусанна и старцы» (1647), Берлинская картинная галерея, Берлин.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654), Лувр, Париж.
«Возвращение блудного сына» (1666–1669), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джозеф Райт из Дерби (1734–1797)
«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768), Национальная галерея, Лондон.
«Кузница» (1771), Художественная галерея и музей Дерби.
См. также: Глоссарий по живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
И все таки после Караваджо тяжело воспринимать другое искусство
Комментирование недоступно Почему?