Красные крыши, Камиль Писсарро:
Анализ читать ~4 мин.
Картина «Красные крыши» кисти Камиля Писсарро — одно из величайших произведений живописи XIX века.
Описание
Название: Красные крыши (1877) (Les Toits rouges, coin de village, effet d’hiver)
Художник: Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro; 1830–1903)
Материал: Масло на холсте
Жанр: Пейзажная живопись
Направление: Французский импрессионизм
Местонахождение: Музей Орсе, Париж
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
КАК ПОНЯТЬ ОСОБЕННУЮ ЖИВОПИСЬ
См.: Как ценить искусство.
Камиль Писсарро, убеждённый анархист, был одним из самых влиятельных художников-импрессионистов. Он активно помогал и поощрял многих молодых живописцев, в особенности Гогена и Сезанна. Вместе с Эдуардом Мане (1832–1883), Сезанном (1839–1906), Фантен-Латуром (1836–1904) и другими он участвовал в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, ставшем важной вехой в истории искусства. Его творчество формировалось под влиянием реалистов Жана-Франсуа Милле (1814–1875) и Оноре Домье (1808–1879), а позднее он испытал воздействие пуантилизма Жоржа Сёра (1859–1891).
Когда болезнь глаз заставила Писсарро отказаться от работы на пленэре, он начал писать виды из окон. Так появилась его известная серия из 14 полотен с видами на бульвар Монмартр (1897–1898), запечатлённый в разную погоду. Вместе с Клодом Моне (1840–1926) и Альфредом Сислеем (1839–1899) Писсарро составлял ядро импрессионистского пейзажа. Подробнее об истории направления см.: Характеристики импрессионизма (1870–1930).
Полную историю французского импрессионизма, его стилей и ключевых художников можно найти в нашей серии из 10 частей, которая начинается статьёй: Импрессионизм: истоки, влияния.
После Франко-прусской войны Писсарро ещё год оставался в Лувесьене, а затем на двенадцать лет (1872–1884) поселился в Понтуазе, периодически работая в своей студии на Монмартре. В то время Моне жил в Аржантёе, увлечённый изображением воды и световых бликов; к нему присоединились Сислей и Ренуар (1841–1919). Писсарро же по духу был ближе к земле и крестьянской жизни, уделяя больше внимания структурным элементам в живописи. Его ценили Сезанн (1839–1906), Арман Гийомен (1841–1927), а позже и Поль Гоген (1848–1903), что свидетельствовало о его репутации одного из лучших пейзажистов Франции.
Картина «Красные крыши» изображает группу домов на склоне холма Кот-де-Бёф (La Côte des Bœufs) близ Понтуаза. Мотив зданий, видимых сквозь переплетение деревьев, художник использовал с 1868 года. Строгую геометрию домов нарушают голые ветви, создающие полупрозрачный узор. Через этот поэтический экран просматривается плотная масса строений с яркими черепичными крышами, сияющими под зимним солнцем. Над ними возвышается склон холма Эрмитаж, чей гребень чётко выделяется на фоне узкой полосы голубого неба.
На полотне нет ни людей, ни животных, что позволяет зрителю сосредоточиться на главном сюжете. Покатые крыши, чьи оттенки варьируются от красно-оранжевого до коричневого, занимают значительную часть композиции. Схожие тона повторяются на переднем плане в изображении полей и на заднем — на склоне Кот-Сен-Дени. Густая краска, нанесённая в технике импасто, улавливает свет, что придаёт мазкам яркость и создаёт ощущение движения на поверхности холста.
Художник создал картину множеством коротких мазков в широкой цветовой гамме. На расстоянии отдельные мазки сливаются, цвета гармонизируются, и сцена оживает. Это произведение — прекрасная иллюстрация увлечения Писсарро фиксацией эффектов цвета и тона в природе, что является центральной темой импрессионизма.
До 1870 года Писсарро работал с плавной кистью и полупрозрачными красками в манере Камиля Коро (1796–1875). В понтийский период он стал смелее использовать раздельные мазки, нанесённые более толстой кистью. В этой технике, несомненно, сказалось влияние Сезанна. Сам Сезанн написал похожий вид на дома сквозь деревья под названием «Фруктовый сад в Кот-Сен-Дени, Понтуаз» (1877, Музей изящных искусств, Сент-Питерсберг, Флорида). Существует и другая схожая работа Писсарро — «Кот-де-Бёф в Л’Эрмитаже» (1877, Национальная галерея, Лондон).
Писсарро представил «Красные крыши» на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Картину приобрёл художник и коллекционер Гюстав Кайботт (1848–1894), включив её в каталог под названием «Уголок деревни». В 1894 году Кайботт завещал свою коллекцию государству, и полотно попало в Лувр. В 1986 году, при создании Музея Орсе, оно было передано в его постоянную экспозицию.
Объяснение других импрессионистских пейзажей
Дорога в Лувесьене (1873) Альфреда Сислея. Музей Орсе.
Туманное утро (1874) Альфреда Сислея. Музей Орсе.
Путь, ведущий через высокую траву (1877) Ренуара. Музей Орсе.
Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877) Писсарро. Музей Орсе.
Снег в Лувесьене (1878) Альфреда Сислея. Музей Орсе.
Мост в Мэнси (1879) Поля Сезанна. Музей Орсе.
Картины «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906) Поля Сезанна. Различные художественные музеи.
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Выставочный проект «Обыкновенная война»
- «Необыкновенная жизнь Сэма Хелла» Роберта Дугони, краткое содержание
- «Обыкновенная благодать» Уильяма Кента Крюгера, краткое содержание
- Катя Дудник. «Необыкновенные истории малышей и малышек»
- Иерархия жанров в живописи
- Салон отверженных, Париж, 1863: выставка отвергнутого искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?