Хронология гончарного искусства читать ~17 мин.
Древняя керамика, пожалуй, самая распространённая форма древнего искусства, впервые появилась в верхнем палеолите в Моравском бассейне Центральной Европы. В отличие от других видов пластического искусства, керамика была изобретена, затем утрачена, затем заново изобретена, затем снова утрачена, прежде чем окончательно утвердилась во всем мире в период неолита (около 8000-2000 гг. до н.э.). Только в Китае керамическое искусство практиковалось непрерывно с момента его первого известного появления в 18 000 лет до н.э.
29 000–25 000 до н.э. | Граветтская культура
Венера из Дольни-Вестонице — самая древняя в мире скульптура, изготовленная из обожжённой глины. Она была создана в Чешской Республике и является одной из статуэток Венеры эпохи граветтского искусства. Месторождение Дольни-Вестонице в Моравской котловине также является местом обнаружения первой известной гончарной печи. Более подробную информацию см. в Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.). Для самых ранних произведений искусства см. наш список древнейшего искусства каменного века в доисторический период.
~ 20 000–15 000 до н.э. | Солютрейская культура
Европейская эпоха солютрейского искусства (заканчивается в 15 000 г.).
~ 18 000 до н.э.
Первая китайская керамика – керамика из пещеры Сяньжэньдун – из провинции Цзянси. Старейшее искусство Азии.
~ 16 000 до н.э.
Керамика пещеры Ючанянь создана в бассейне реки Янцзы. См.: Хронология китайского искусства.
~ 15 500 до н.э.
Керамика Вела-Спила, Вела-Лука, остров Корчула, Хорватия.
~ 15 000–10 000 до н.э. | Мадленская культура
Европейская эпоха мадленского искусства (заканчивается в 10 000 г.).
~ 14 500–300 до н.э. | Период Дзёмон (начальный этап)
Самые ранние известные образцы японской керамики Дзёмон — обнаруженные на месте раскопок Одайямамото I в префектуре Аомори, Япония — знаменуют начало длительного периода Дзёмон японского искусства, названного в честь узоров в виде верёвок (дзё) на глиняных сосудах
~ 14 500–8000 до н.э. | Начальный период Дзёмон
Начальная японская керамика Дзёмон: в основном глубокие кухонные сосуды с заострённым дном и узорами в виде верёвок
~ 14 000 до н.э.
Гончарное ремесло распространяется на Дальний Восток России — см. Керамика бассейна реки Амур.
~ 13 300 до н.э.
Горшки с места раскопок Гася, бассейн реки Амур, Россия.
~ 12 700 до н.э.
Керамика из пещеры Фукуи, Япония (начальный период дзёмон).
~ 12 000 до н.э.
Громатхукские горшки, река Зея, Амурская область.
~ 11 900 до н.э.
Гончарная керамика, Амурская область.
~ 11 900–11 250 до н.э.
Глиняные горшки, найденные в Забайкальской области на юге Сибири, Россия: в Усть-Кяхте (датируются 11 900 г. до н.э.), Усть-Каренге (11 800 г. до н.э.) и Студенном (11 250 г. до н.э.).
~ 10 000 до н.э. | Мезолит
Эпоха палеолитического искусства сменяется мезолитическим искусством.
~ 9500 до н.э.
Гончарное ремесло зарождается в Африке к югу от Сахары, а именно в Унджугу, в центральной части Мали.
~ 8500–7700 до н.э. | Культура Наньчжуантоу
Китайская культура Наньчжуантоу, основанная в южной части провинции Хэбэй. См.: Китайское искусство неолита.
~ 8000 до н.э. | Неолит
Эпоха неолитического искусства начинается во многих странах. Изготовлены самые древние предметы иранской керамики. См. Древнее персидское искусство (с 3500 г. до н.э.). Начало периода ранней керамики Дзёмон (заканчивается в 5000 лет до н.э.): сосуды увеличиваются в размерах и становятся более украшенными, что отражает более оседлый образ жизни. Появление волнистых краёв и плоского дна.
~ 8000 до н.э. | Период Чыльмун
Самые ранние известные образцы корейской керамики — из периода Чыльмун. См.: Корейское искусство.
~ 7500–6100 до н.э. | Культура Пэнтоушань
Китайская неолитическая культура Пэнтоушань, северо-запад провинции Хунань, известная керамикой с отпечатками веревок.
~ 7000–6000 до н.э.
На Ближнем Востоке начинается гончарное ремесло.
~ 6000 до н.э. | Хассунская культура
В центральной Месопотамии появляется керамика Хассуна, характеризующаяся кремовой глазурью с красноватой краской и линейными узорами.
~ 6500–5000 до н.э. | Культура Пэйлиган
Китайская неолитическая культура Пэйлиган в провинции Хэнань, известная толстыми красными горшками с ручками в форме ушей, круглым дном и толстым горлышком.
~ 6000–5000 до н.э. | Халафская культура и Культура Хоули
Керамика Халафского периода отличалась узорами из геометрических и животных мотивов оранжевого, красного, коричневого и чёрного цветов. Керамика позднего Халафского периода была исключительна высоким качеством полихромной росписи. Китайская неолитическая культура Хоули, центром которой был провинция Шаньдун.
~ 6500 до н.э.
В греческом регионе Фессалия начинается гончарное ремесло. См. также: Греческое искусство.
~ 6200–5400 до н.э. | Культура Синлунва
Китайская неолитическая культура Синлунва во Внутренней Монголии, известная своей низкотемпературной цилиндрической керамикой.
~ 6000 до н.э.
К этому времени керамика производилась на всем Дальнем Востоке России, в частности, представителями культур Громатхука и Новопетровска. Также фигурка «Вознесённая богиня» из Катахюйка, Анатолия (Турция).
~ 6500–5000 до н.э. | Культура Цишань
Китайская неолитическая культура Цишань на юге провинции Хэбэй. Гончары Цишань производили более разнообразные изделия, включая чаши, подносы и богато украшенные кубки.
~ 5800–4000 до н.э. | Культура Дадивань
Дадиваньская культура неолита в Ганьсу и Шэньси развила гончарный стиль Цишань. См. также: Китайское искусство.
~ 6000 до н.э.
В Америке начинается гончарное ремесло.
~ 5500 до н.э.
В Абидосе основана старейшая мастерская по изготовлению фаянса в Египте. Также, глиняные сосуды из пещеры Педра-Пинтада, недалеко от Сантарема, Бразилия. Кроме того, гончарное ремесло зарождается на Индийском субконтиненте. Керамическая культура периода Мехргар II (5500-4800 гг. до н.э.) сосредоточена на территории современного северо-запада Индии и Пакистана. За ней последовал период Мехргар III (4800-3500 гг.).
~ 5300–4100 до н.э. | Культура Синьлэ
Китайская неолитическая культура Синьлэ в нижнем течении реки Ляо на полуострове Ляодун.
~ 5500 до н.э. | Культура кардиальной керамики и культура Чжаобаогоу
Культура кардиальной керамики распространяется из Греции на запад в Средиземноморье и Адриатику, на Балканы, в Италию, долину Роны во Франции и восточную Испанию. Кроме того, китайская неолитическая культура Чжаобаогу в Внутренней Монголии и Хэбэе известна гравированными горшками с геометрическими/зооморфными узорами.
~ 5500–4000 до н.э. | Убейдский период
Керамика Убейд была первой керамикой, которая доминировала в Месопотамии. В целом, керамика Убайд украшена более сдержанно, с очень небольшим количеством блеска и цвета Халафа. Вместо этого она известна более сдержанным стилем изделий бурого/зелёного цвета, украшенных шевронами, зигзагами, параллельными линиями и другими абстрактными узорами.
~ 5000–4100 до н.э. | Культура Бэйсинь
Китайская неолитическая культура Бэйсинь, центром которой был провинция Шаньдун.
~ 5200 до н.э.
Горшки, изготовленные в скальном укрытии Такаркори в горах Акакус на юге Ливии.
~ 5000 до н.э. | Культура Хаманджия
Керамическая скульптура Хаманджия в Румынии, изображающая «Мыслитель из Чернаводы».
~ 5000–3400 до н.э. | Культура Даси
Китайская неолитическая культура Даси из среднего течения реки Янцзы, известная своей красной керамикой, тонким как яичная скорлупа питьевыми чашками и оранжево-чёрными украшениями.
~ 5000–3000 до н.э. | Культура Яншао
Китайская неолитическая культура Яншао, проживавшая в долине реки Хуанхэ в провинции Хэнань, известна своей белой, красной и чёрной посудой, украшенной мотивами птиц, рыб, оленей и растений. Также известна своими погребальными сосудами, украшенными волютами и пилообразным узором, нанесённым широкими мазками чёрного и красного пигмента. Подробнее о различных цветных пигментах, использовавшихся керамистами эпохи неолита, см.: Доисторическая палитра цветов.
~ 5000–2500 до н.э. | Ранний период Дзёмон
Японская керамика раннего периода Дзёмон: известна глиняными кухонными и хранилищами с отпечатками веревок.
~ 5000–3300 до н.э. | Культура Хэмуду
Китайская неолитическая культура Хэмуду в Юяо, Чжэцзян, производила толстые и пористые горшки, обычно окрашенные в чёрный цвет с помощью угля и украшенные криволинейными и геометрическими узорами.
~ 5000 до н.э. | Культура линейно-ленточной керамики (восточная)
Начало восточной линейной керамической культуры, которая распространяется в Болгарию, Венгрию, Украину.
~ 4700–2900 до н.э. | Культура Хуншань
Китайская культура Хуншань (4700–2900) развивается во Внутренней Монголии и северо-восточном Китае. Известна глиняными фигурками тучных беременных женщин.
~ 4500 до н.э.
В Ближнем Востоке впервые появляются токарные станки (примитивные виды гончарных кругов).
~ 4500 до н.э. | Культура линейно-ленточной керамики (западная) и Культура Сан-Хасинто
Западная культура линейной керамики распространяется в Польшу, Чехию, Германию и Францию. Также керамические сосуды культуры Сан-Хасинто, изготовленные в Колумбии.
~ 4100–2600 до н.э. | Культура Давэнькоу
Китайская неолитическая культура Давэнькоу, центром которой были провинции Шаньдун, Хэнань и Цзянсу, представлена длинноногими кубками.
~ 4000–3100 до н.э. | Урукский период
Керамика Урука, названная в честь шумерского города Урук, ассоциируется с городской цивилизацией в Месопотамии, а позднее в Шумере. В это время керамическая посуда стала важнейшим средством месопотамского искусства, так как гончарные круги стали вращаться быстрее, а мастера достигли более точного контроля над процессом обжига. Усовершенствовались также конструкции печей.
~ 3500 г. до н.э.
Первые массово производимые чаши, изготовленные в Уруке.
~ 3800 г. до н.э. | Культура Алака
Керамика культуры Алака, изготовленная в Гайане.
~ 3500–2000 гг. до н.э. | Культура расписной керамики в Китае
«Культура расписной керамики» в Китае (окончание 2000 лет до н.э.). В то же время в неолитических культурах среднего и нижнего течения реки Янцзы начинают производить тонкостенные глиняные кубки и чаши, украшенные чёрными и оранжевыми узорами.
~ 3500 г. до н.э. | Культура Пуэрто-Ормига
Глиняная посуда Пуэрто-Ормига, изготовленная в Колумбии.
~ 3300–1300 г. до н.э. | Индская цивилизация
Цивилизация долины Инда, которая развивалась вдоль рек Инд и Гхаггар-Хакра в Индии (также называемая цивилизацией Хараппы по названию типового местонахождения Хараппа в Пенджабе), дала начало пяти этапам производства керамики. В 1300 году до н.э. её сменили индо-гангийские традиции железного века «северной чёрной полированной керамики» и «окрашенной серой керамики».
~ 3500 до н.э. | Гребенчатая керамика в Корее
Культура ямочно-гребенчатой керамики в Корее; начало культуры керамики среднего джулмуна.
~ 3500 до н.э. | Культура Вальдивия
В Эквадоре зарождается керамическая культура Вальдивия.
~ 3200 до н.э.
Самый ранний каменный гончарный круг в городе Ур.
~ 3000–2000 до н.э. | Культура Луншань
Китайские гончары достигают исключительного мастерства. Дизайн включает пилообразные линии, панели в форме тыквы, радиальные спирали и зооморфные фигуры. Важная культура Луншань (3000-2000 гг. до н.э.), основанная в центральной и нижней части бассейна Жёлтой реки, характеризуется тонкой как яичная скорлупа чёрной керамикой с добавлением носиков, ножек и ручек. Многие из её керамических сосудов были созданы специально для церемониальных обрядов, связанных с поклонением духам предков.
~ 2700 г. до н.э.
Египетские гончары разработали первый вал для гончарного круга. См.: Египетское искусство.
~ 2700 г. до н.э. | Эгейское искусство – Кикладская культура
Эгейское искусство на Пелопоннесе и в восточном Средиземноморье сменяет Фессалию в качестве ведущего центра гончарного ремесла. На Кикладских островах развивается керамика Сескло, характеризующаяся абстрактным орнаментом со спиралями и морскими мотивами.
~ 2500–1500 до н.э. | Средний период Дзёмон
Японская керамика среднего периода Дзёмон: наиболее известна богато украшенными керамическими фигурками «догу» и сосудами.
~ 2500 до н.э.
Керамические горшки панданче, изготовленные в Перу.
Конец III тысячелетия до н.э. (около 2140–1680 до н.э.)
К концу третьего тысячелетия гончарное ремесло проникло в Центральную Америку, достигнув Панамы к 2140 году до н.э., Коста-Рики к 1890 году до н.э., южной Мексики к 1805 году до н.э. и Гватемалы к 1680 году до н.э.
~ 2000–1425 гг. до н.э. | Минойская цивилизация
Гончарный круг, использовавшийся в минойском искусстве на Крите. Это совпадает с расцветом минойской керамики (известной своими смелыми яркими узорами и всепокрывающим декором) в протопалациальный период (2000–1800 гг. до н.э.), когда были построены великие дворцы в Кноссе и Фесте. Примером может служить керамика Камарес из Феста. Минойская керамика продолжала доминировать в неопалатиальный период Крита (около 1650-1425 гг. до н.э.), который был апогеем цивилизации на Крите.
~ 1700–1050 до н.э. | Династия Шан
Начало искусства династии Шан (1700–1050 до н.э.), известного керамикой в королевских гробницах.
~ 1600–1100 гг. до н.э. | Микенская цивилизация
Сфинксы изображены в микенском искусстве, особенно в керамике и резьбе по слоновой кости.
~ 1500–300 до н.э. | Корейский период керамики Мумун
Начинается период корейской керамики Мумун.
~ 1500–1000 до н.э. | Поздний период Дзёмон
Поздний период японской керамики Дзёмон: известен высоким качеством ритуальных сосудов.
~ 1100–900 до н.э. | Греческие тёмные века
Греческая керамика тёмных веков была сосредоточена в Афинах и состояла в основном из переработанной микенской керамики, такой как субмикенская посуда.
~ 1000–300 до н.э. | Завершающий период Дзёмон
Японская керамика позднего периода Дзёмон: простой стиль керамики, подвергшийся влиянию корейского искусства и керамики Мумун.
~ 900 до н.э. – 200 н.э. | Культура Нок
Культура Нок в Нигерии развивает терракотовую скульптуру и керамику. Также производится культурой игбо в восточной Нигерии. Подробнее см.: Африканское искусство.
~ 1000–400 до н.э. | Ольмекская культура
Терракотовое искусство становится характерной чертой доколумбового искусства (ольмекская культура 1000–500).
~ 900 до н.э. | Греческий протогеометрический стиль
Начало Классической античности: появляется первая характерная греческая керамика, известная как протогеометрический стиль.
~ 900–725 до н.э. | Греческий геометрический стиль
Появляется геометрический стиль греческой керамики. Ранний геометрический период длится с 900 по 850 год до н.э.; средний геометрический период — с 850 по 770 год; поздний геометрический период — с 770 по 725 год.
~ 770–725 до н.э. (Поздний геометрический стиль)
На греческих вазах появляются стилизованные фигуры животных и людей.
~ 725–620 до н.э. | Греческий ориентализирующий стиль
Возникает восточный стиль греческой керамики.
~ 700–600 до н.э. | Этрусская керамика буккеро
Этруски начинают производить чёрную глянцевую посуду, называемую «буккеро». См.: Этрусское искусство.
~ 620–480 до н.э. | Греческая чернофигурная вазопись
Чернофигурный стиль греческой керамики. Цветные пигменты, использовавшиеся греческими художниками для росписи ваз, см. также: Классическая цветовая палитра.
~ 530–320 до н.э. | Греческая краснофигурная вазопись
Краснофигурный стиль греческой керамики.
~ 500–400 до н.э. | Греческая белофонная вазопись
Развитие техники белого фона, последнего важного стиля греческой керамики…. Для украшения этих лекитонов см.: Греческая живопись классического периода.
~ 480–323 до н.э. | Греческий классический период
Греческое керамическое искусство приходит в упадок в классический период.
~ 323–31 до н.э. | Греческий эллинистический период
Греческая керамика эллинистического периода включает два примечательных стиля: мегарские полусферические чаши и керамику с западным скосом.
Конец IV – начало III в. до н.э. | Танагрские статуэтки
Греческие художники начинают изготавливать танагрские статуэтки (литые фигурки из терракоты, покрытые белой глазурью) в Беотии, центральной Греции.
~ 300 до н.э. – 300 н.э. | Японский период Яёй
Начинается японская культура Яёй (заканчивается в 300 г. н.э.), известная своей элегантной, тщательно отполированной расписной керамикой.
221–206 до н.э. | Династия Цинь
Создание Китайской терракотовой армии, величайшей коллекции терракотовых статуй в натуральную величину. Апогей искусства династии Цинь (221-206 до н.э.).
~ 108 до н.э.
Китай основывает первые колонии в северной Корее, в том числе Нанган, недалеко от Пхеньяна, который превращается в крупный центр производства китайской керамики.
25–220 н.э. | Восточная династия Хань
Первые образцы керамики селадон были обнаружены во время раскопок гробниц в Чжэцзяне, датируемых Восточной династией Хань. Однако другие эксперты считают, что настоящий селадон появился только в начале династии Северная Сун (960–1127).
~ 100–220 н.э. | Поздняя династия Хань
Примитивные образцы китайского фарфора, изготовленные в Чжэцзяне в поздний период династии Хань.
618–906 н.э. | Династия Тан
Период искусства династии Тан начинается (заканчивается в 906 г.). Известен производством китайского фарфора (особенно Санцай) и сложным ювелирным искусством.
960–1279 н.э. | Династия Сун
Период искусства династии Сун начинается (заканчивается в 1279 г.). Фарфор династии Сун славится чайной посудой Цзянь (в Японии называемой тенмоку), изготовленной в Цзяньяне, провинция Фуцзянь. Династия Сун также известна своим селадоном Лунцюань, созданным в южной провинции Чжэцзян. Культура Северной Сун (960-1127) наиболее известна своей посудой дин — первым типом фарфора, официально принятым императором, — а также своей недекорированной посудой ру и посудой цзюнь.
1127–1279 гг. н.э. | Южная династия Сун
Начало культуры Южной Сун (1127-1279), известной своей посудой Гуань и фарфором Цинбай, изготовленным в Цзиндэчжэне и других местах на юге Китая.
~ 1330 н.э.
Ваза Фонтхилл — первое изделие из китайского фарфора, попавшее в Европу.
1368–1644 гг. н.э. | Династия Мин
Начинается период искусства династии Мин (заканчивается в 1644 г.). Всемирно известен своей сине-белой керамикой династии Мин (также известной как фарфор краак), изготовленной в Цзиндэчжэне. Были также достигнуты успехи в области подглазурной росписи кобальтовой синей краской и эмалирования. На дизайн династии Мин также оказало влияние исламское искусство (в частности металлообработка). Фарфор Blanc de Chine был впервые изготовлен при династии Мин в провинции Фуцзянь.
1392 н.э. | Династия Чосон
Начало династии Чосон в Корее. Неоконфуцианство заменяет буддизм в качестве официальной идеологии Кореи. Это стимулирует производство белого фарфора, который, как считается, воплощает идеалы чистоты неоконфуцианства.
1400–1490 н.э. | Раннее итальянское Возрождение
1400-1490 В период раннего итальянского Возрождения скульпторы Лука делла Роббия (1400-1482) и Андреа делла Роббия (1435-1525) использовали глазурованную терракотовую скульптуру для церковных алтарей. См. также рельефы на амвоне церкви Санта-Кроче во Флоренции (1481), выполненные Бенедетто да Майано. Терракота также использовалась в портретной живописи эпохи Возрождения: см., например, бюст кардинала Джованни де Медичи (впоследствии папы Льва X) (ок. 1512, Музей Виктории и Альберта) работы Антонио де Бенинтенди. Для получения дополнительной информации см.: Искусство эпохи Возрождения.
XV – XVI вв. н.э. | Корейский фарфор и керамика пунчхон
Корейский фарфор создавался для богатых, а керамика бунчхон — для менее состоятельных. Позже производство керамики бунчхон в Корее было прекращено, но сохранилось в Японии, где она стала популярным элементом чайной церемонии.
~ 1514–1518 гг. н.э.
Первые португальские исследователи и торговцы прибывают в Китай. Четыре года спустя они возвращаются с образцами каолиновой глины, которую они правильно понимают как необходимый ингредиент для производства фарфора. К сожалению, европейские керамисты не могут повторить китайские изделия.
Начало XVII – начало XVIII в. н.э.
Голландская Ост-Индская компания экспортирует в Европу 6 миллионов предметов китайского фарфора.
~ 1708 г. н.э. | Мейсенский фарфор
Эренфрид Вальтер фон Цирнгаус (1651-1708) в Мейсене наконец-то удаётся создать твёрдый, белый, прозрачный фарфор в китайском стиле.
Начало XVIII в. н.э.
Французский иезуит Франсуа Ксавье д’Антреколь (1664-1741) раскрывает секреты китайского фарфорового производства.
XIX в. н.э. | Использование терракоты в архитектуре
Архитекторы в Англии и Америке начинают использовать неглазурованную терракоту для отделки внешних поверхностей зданий. (Фасад Музея естественной истории; Музей Виктории и Альберта; Королевский Альберт-Холл — все в Лондоне. См.: История архитектуры.
Конец XIX – начало XX в. н.э. | Движение искусств и ремёсел
Ремесленная керамика продвигается Движением искусств и ремёсел как в Европе, так и в Америке, благодаря своему традиционному мастерству и качествам декоративного искусства.
~ 1890-х гг. | Чикагская архитектурная школа
Архитекторы Чикагской школы Дэниел Хадсон Бернхэм (1846-1912) и Джон Рут (1850-1891) используют терракоту в навесных стенах здания Reliance Building (1895). Их коллега Уильям Ле Барон Дженни является пионером использования терракоты в небоскрёбах для снижения риска пожара.
Об эволюции искусства и ремёсел см.: Хронология истории искусства (2 500 000 лет до н.э. — настоящее время)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?