Фигурки Венеры, доисторические времена читать ~11 мин.
Венера из Долни Вестониц (26 000 лет до н.э.) – первое известное произведение керамического искусства.
Что такое фигурки Венеры?
Одновременно с тем, как неандертальцы были заменены анатомически современными людьми, такими как кроманьонский человек, в начале доисторической эры верхнего палеолита (с 40 000 лет до н.э.), доисторическое искусство внезапно расцветает по всей Европе. Это искусство раннего каменного века можно разделить на две большие категории: картины и идеоморфы, нарисованные или выгравированные на стенах и потолках пещер (наскальное искусство) и доисторическая скульптура (в основном подвижное искусство), как правило, маленькие женские «фигурки Венеры», обычно обнаруживаемые на местах селений каменного века.
Искусство Венеры
В археологии термин «Фигурки Венеры» – это общее описание статуэток женщин каменного века, созданных во время ориньякских или граветтских культур верхнего палеолита (ок. 33–20 000 лет до н.э.) по всей Европе от Франции до Сибири. Общее сходство этих скульптур – по размеру и форме (тучные или беременные) – поразительно. Они были вырезаны скульпторами каменного века из самых разных материалов, от мягкого камня (стеатит, кальцит или известняк) до кости, в т.ч. слоновой кости, дерева или керамической глины. Последний тип – один из старейших обнаруженных керамических изделий.
Известны сотни таких фигурок, почти все от 5 до 10 сантиметров в высоту. Археологи конца 19 века считали их олицетворением доисторических представлений о женской красоте, поэтому они были названы «венерами» по имени римской богини красоты.
Первые археологические открытия Венер
Первое трёхмерное изображение женщины каменного века было обнаружено в Дордони во Франции около 1864 года маркизом де Вибре. Другие ранние открытия: Венера Брассемпуи, обнаруженная на юго-западе Франции в 1894 году и знаменитая Венера Виллендорфская обнаруженная в 1908 году в долине Дуная, Австрия.
Общие характеристики
Большинство фигурок Венеры имеют схожие характеристики дизайна и формы. Обычно у них ромбовидная форма, с широким жирным животом, сужающимся к голове и ногам, у них обычно нет рук или ног или каких-либо деталей лица. Более того их живот, бедра, грудь и вульва часто намеренно преувеличены. Некоторые расписаны красной охрой. Эти общие характеристики очень выразительно заметны.
Интерпретация
Некоторые палеоантропологи предполагают, что эти фигурки, вероятно, были символами плодородия или какой-то формой примитивных религиозных икон. Однако среди учёных нет чёткого консенсуса относительно их культурного значения. Например, Грэм Кларк заявляет, что их значение «несомненно чувственное», в то время как Рене Нугье категорически отрицает это. Вальтер Торбрюгге утверждает, что статуэтка Венеры является «призывом к плодородию», в то время как специалисты школы Андре Леруа-Гурхана называют её религиозным символом: это утверждение категорически отвергает Чарльз Селтман. Справедливый вывод состоит в том, что точное значение этих необычных миниатюрных скульптур вряд ли когда-нибудь будет точно известно, по крайней мере, до тех пор, пока «религия» или культовая роль женщин в системе убеждений человека каменного века не будет более понятна.
Самые ранние известные фигурки Венеры
Несколько аномально по сравнению с основным периодом изготовления таких скульптур, обычно ограниченного ориньякским и граветтским периодами эпохи верхнего палеолита, в районе Средиземного моря были найдены две резные фигурки, которые предшествовали верхнему палеолиту на сотни тысяч лет, что делает их несомненными старейшими найденными статуэткаим Венеры, известными археологам. К ним относятся Венера Берехат Рам, найденная на Голанских высотах между Израилем и Сирией и Венера Тан-Тан, обнаруженная в Марокко. Обе происходят из ашельской культуры эпохи нижнего палеолита и датируются периодом между 200 и 300 тысяч лет до н.э. Хотя до сих пор существуют споры о том, являются ли они продуктом человеческого замысла, другие, даже более ранние открытия искусства нижнего палеолита в Индии, предполагают, что изобразительное искусство возникло гораздо раньше, чем это предполагалось.
Список известных фигурок Венеры
Вот избранный список самых старых и самых известных образцов доисторической женской скульптуры.
Нижний палеолит (2,5 млн – 200 тысяч лет до н.э.)
Венера из Берехат Рам (около 230 000 – 700 000 лет до н.э.)
Венера Тан-Тан (около 200 000 – 500 000 лет до н.э. или позже)
Верхний палеолит (40 000 – 8 000 лет до н.э.)
Венера из Холе Фельс (38 000 – 33 000 лет до н.э.)
Венера Гальгенбергская (около 30 000 лет до н.э.)
Венера из Долни Вестониц (ок. 26 000 – 24 000 до н.э.)
Венера из Монпазье (около 25 000 лет до н.э.)
Венера Виллендорфская (около 25 000 лет до н.э.)
Венера Савиньяно (около 24 000 лет до н.э.)
Венера Мораванская (около 24 000 – 22 000 до н.э.)
Венера Лаусельская (около 23 000 – 20 000 до н.э.)
Венера из Брассемпуи (около 23 000 лет до н.э.)
Венера Леспугская (около 23 000 лет до н.э.)
Венера Костёнковская (около 22 000 лет до н.э.)
Венера Гагаринская (около 20 000 лет до н.э.)
Венеры из Авдеево (около 20 000 лет до н.э.)
Венеры Мальтинские (около 20 000 лет до н.э.)
Зарайские Венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.)
Венера Энгенская (13 000 лет до н.э.)
Венера из Монруза (Невшателя) (10 000 лет до н.э.)
Венера Берехат Рам
Дата: 230 000 – 700 000 до н.э.
Материал: Базальтовая галька
Фигурка из ашельской культуры представляет собой туфовую гальку из базальта, которая была обнаружена на Голанских высотах в 1981 году археологом Н. Горен-Инбаром из Еврейского университета Иерусалима.
Венера Тан-Тан
Дата: 200 000 – 500 000 до н.э. (или позже)
Материал: кварцит
Эта статуэтка – второй пример ашельской скульптуры, была обнаружена в 1999 году Лутцем Фидлером, государственным археологом из Гессена, Германия, в речном осадке на северном берегу реки Драа в нескольких милях от марокканского города Тан-Тан. Ее открытие в какой-то мере развеяло сомнения многих археологов относительно исключительного статуса Берехат Рам как подлинного произведения искусства.
Венера из Холе Фельс (Германия)
Дата: 38 000 – 33 000 лет до н.э.
Материал : бивень мамонта.
Найдена в районе горы Холенштайн в Швабской Юре – месте многочисленных находок, в том числе Человека-льва из Холенштайн Штадель и тайник из пещеры Фогельхерд. – см.: Резные фигурки из слоновой кости Швабской Юры. Фигурка Холе Феллс, также называемая Шелклингенской Венерой, является старейшим из известных фигурных изображений женщин в истории искусства.
Венера из Гальгенберга (Австрия)
Дата: 30 000 лет до н.э.
Материал: Змеиный камень.
Обнаруженная в 1988 г. в отложениях лагеря ориньякских охотников-собирателей Венера Гальгенбергская (также известная как Фигурка Страцинга) демонстрирует характерно различимую вульву. Датируемый примерно 30 000 лет до н.э., это самый ранний образец скульптуры каменного века, когда-либо найденный в Австрии. Для получения дополнительной информации см.: Ориньякское искусство (40 000 – 25 000 лет до н.э.).
Венера из Дольни-Вестонице (Чешская Республика)
Дата: 26 000 – 24 000 лет до н.э.
Материал: керамическая глина и костяная зола
11, 5-сантиметровая Венера из Дольни-Вестонице была обнаружена в 1925 году в слое пепла на месте палеолитического поселения в Моравской котловине, недалеко от Брно. Датируемый культурой Граветта, это один из самых ранних примеров керамического искусства известных археологии. Кроме статуэтки Венеры, здесь было найдено более 2000 шаров из обожжённой глины. Из соображений сохранности эта фигурка редко выставляется на всеобщее обозрение. См.: Граветтское искусство (25-20 000 лет до н.э.).
Венера Монпазье (Франция)
Дата: 25 000 лет до н.э.
Материал: Лимонитовый камень.
Обнаруженная в 1970 году на раскопках в поле, Венера Монпазье вырезана из лимонита и демонстрирует характерно увеличенные ягодицы и живот. Ее отличает увеличенная вульва. Датируемый примерно 25 000 лет до нашей эры, это самый старый известный образец доисторической скульптуры, найденный во Франции.
Венера Виллендорфская (Австрия)
Дата: 25 000 лет до н.э.
Материал: оолитовый известняк.
Венера Виллендорфская была обнаружена в 1908 году недалеко от Кремса в Австрии. Она остаётся одним из наиболее наглядных, натуралистических доисторических изображений женщины с ожирением.
Венера Савиньяно (Италия)
Дата: 24 000 лет до н.э.
Материал: Змеиный камень.
Венера Савиньяно, обнаруженная в неглубокой глинистой почве у реки Панаро, является самой известной доисторической женской скульптурой в Италии. Вырезанный из глыбы жёлто-зеленоватого змеиного камня, бюст статуэтки откинут назад, спина выпуклая: живот большой, ягодицы, ниже объёмные бедра, заканчивающиеся короткими сужающимися ногами без ступнёй. Следы красной охры видны на голове, правой руке и нижней части спины.
Венера из Мораван (Словакия)
Дата: 24 000 – 22 000 лет до н.э.
Материал : Бивень мамонта
Обнаружена в 1938 году на только что вспаханном поле недалеко от деревни Мораваны-над-Вагом в Западной Словакии. Фигурка вырезана из кости мамонта и имеет высоту 7,6 см. Местность была впервые заселена неандертальцами в период среднего палеолита, которых привлекало изобилие дичи и близлежащие горячие источники. Венера Мораванская в настоящее время находится в музее Братиславского замка.
Венера Лоссельская (Франция)
Дата: около 23 000 лет до н.э.
Материал: известняк.
Венера Лаусельская была обнаружена в 1911 году, высеченная на отдельно стоящем каменном блоке в регионе Дордонь, недалеко от доисторических пещер Ласко. Это известняковый барельеф высотой около 43 сантиметров с изображением обнажённой женщины. Скульптура слабо окрашена красной охрой. Это была одна из шести фигурок Венеры, вырезанных в рельефе, которые занимали церемониальное место в каменном убежище каменного века, где они были найдены. У неё обычная отвесная грудь, большие бедра и полные формы, есть руки и пальцы, но нет ступнёй и скульптор использовал контур камня, чтобы подчеркнуть живот беременной. В правой руке женщина держит рог бизона, который содержит 13 выемок, что может символизировать количество менструальных циклов в году. Любопытно, что в правой части рисунка есть небольшая гравировка в виде абстрактного знака, одного из обычно используемых в наскальной живописи. Один из самых ранних известных примеров доисторической барельефной скульптуры, Венера Лоссельская, находится в Музее Аквитании в Бордо.
Венера из Брассемпуи (Франция)
Дата: 23 000 лет до н.э.
Материал: кость мамонта.
Обнаруженная в 1892 году в пещере в Брассемпуи, в департаменте Ланды на юго-западе Франции, эта фигурка, возможно, является самым ранним доисторическим вырезом человеческого лица.
Венера Леспугская (Франция)
Дата: 23 000 лет до н.э.
Материал:бивень мамонта.
Обнаруженная в 1922 году в пещере каменного века Ле Ридо недалеко от деревни Леспуг в регионе Верхняя Гаронна во Франции, эта знаменитая резная фигурка имеет длину примерно 15 см и представляет собой абстрактную фигурку Венеры граветтской верхнепалеолитической культуры. Имея общую ромбовидную форму, он разделяет общие характеристики: отсутствие деталей лица, преувеличенные груди, бедра и ягодицы, но эти черты доведены до таких крайностей, что грудь сливается с туловищем, что приводит к необычно уплощённому профилю. В целом, это очень стилизованная интерпретация типичных скульптурных условностей Венеры. Фигурка находится в Музее человека в Париже.
Венера Костёнковская (Россия)
Дата: 22 000 лет до н.э.
Материал: Кость мамонта.
Эта статуэтка Венеры, обнаруженная на знаменитом археологическом памятнике Костёнки в Донской области на юге России, является старейшим известным образцом доисторической скульптуры в России.
Венера Гагаринская (Россия)
Дата: 20 000 лет до н.э.
Материал: Вулканическая порода.
Обнаруженная в 1926 г. археологом Замятининым на правом берегу реки Дон, недалеко от её впадения в реку Сосна на юге России, фигурка имеет длину примерно 6 сантиметров и вырезана из куска вулканической породы. Она была обнаружена во время раскопок поселения каменного века, в ходе которых было найдено большое количество доисторических петроглифов, артефактов, кремнёвых орудий и костей животных, а также несколько «фигурок Венеры». Вылепленная в почти карикатурном стиле, Венера из Гагарино, в основном, состоит из гигантских грудей и живота, с короткими обрубками бёдер, отломленными выше колена.
Авдеевские Венеры (Россия)
Дата: 20 000 лет до н.э.
Материал: Бивень мамонта.
Археологические раскопки в Авдеево были начаты после Великой Отечественной войны в середине 70-х годов. Авдеево принадлежит к треугольнику Костёнки-Гагарино-Авдеево в Воронежско-Липекско-Курском регионе и ассоциируется с менее толстым и менее преувеличенным стилем резьбы. Есть сдвоенная спиной к спине, двойная Венера.
Мальтинские Венеры (Россия)
Дата: 20 000 лет до н.э.
Материал: Бивень мамонта.
Обнаруженные в Усолье близ Иркутска, на озере Байкал в Сибири, эти фигурки являются старейшими из когда-либо найденных сибирских скульптур. Вырезанные из бивня мамонта или рога северного оленя, они лишены очевидного ожирения, присущего европейским статуэткам. Они находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Зарайские Венеры (Россия)
Дата: 20 000 лет до н.э.
Материал: Бивень мамонта.
Найденный на археологических раскопках за стенами средневековой крепости в Зарайске, это пятый набор фигурок Венеры, составляющих русскую школу, после Костёнков, Авдеево, Гагарино и Усольских фигурок.
Примечание: никакие важные фигурки Венеры не связаны с эпохой солютрейского искусства (20 000–15 000 лет до н.э.).
Венера Елисеевичская (Россия)
Дата: 14 000 лет до н.э.
Материал: Слоновая кость.
Эта редкая мадленская статуэтка из Брянска полностью отличается от венер костёнковско-авдеевского стиля и имеет больше общего с французской фигуркой Венеры Импудической (14 000 лет до н.э.), найденной в каменном убежище Ложери-Бас.
Венера Энгенская (Петерсфельс) (Швейцария)
Дата: 13 000 лет до н.э.
Материал: гагат, вид полудрагоценного лигнита.
Резьба очень похожа на Венеру Невшательскую, обнаруженную примерно в 120 километрах от Монруца.
Венера из Монруца-Невшателя (Швейцария).
Дата: 10 000 лет до н.э.
Материал: гагат.
Мадленский кулон (2,5 см высотой) в виде стилизованной человеческой фигуры. Найдена в 1991 году в Невшателе, Швейцария. См.: Искусство Мадлен (15–10 000 лет до н.э.).
Поздний каменный век
О более поздних шедеврах доисторической скульптуры, см.: Мыслитель Чернавода (5000 лет до н.э., Национальный музей Румынии).
О доисторических фресках, см.: Наскальные рисунки
История и факты о происхождении живописи и скульптуры см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Хронология искусства позднего каменного века:
Искусство мезолита
(от 10 000 лет до н.э.)
Неолитическое искусство
(ок. 2000 лет до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?