Венера из Дольни-Вестонице читать ~5 мин.
Чешская доисторическая скульптура, известная как Венера из Дольни-Вестонице (чеш. Věstonická venuše), является самым древним известным произведением терракотовой скульптуры в мире. Принадлежащая к жанру статуэток венер, созданных в эпоху граветтской культуры (31 000–27 000 лет назад), это удивительное произведение доисторического искусства было найдено в поселении каменного века в Моравской котловине к югу от Брно, в Чехии.
В отличие от знаменитой Венеры Виллендорфской (около 25 000 лет до н.э.), которая хранится в Вене, Венера из Дольни-Вестонице находится в Моравском музее в Брно. Этот изысканный образец мобильного искусства находится под защитой и редко выставляется на всеобщее обозрение. Когда статуэтку вывозят для экспонирования, её, как правило, сопровождает вооружённый эскорт.
Местонахождение и находка
Венера из Дольни-Вестонице была найдена 13 июля 1925 года разбитой на две части. Она находилась в слое пепла центрального очага на палеолитической стоянке в Моравии, на территории бывшей Чехословакии. К моменту находки это место уже около года систематически исследовалось археологами под руководством Карела Абсолона. В ходе дальнейших раскопок здесь было обнаружено множество предметов керамического искусства, относящихся к палеолитической культуре. Среди находок — более 700 фигурок животных (медведей, львов, мамонтов, лис) и свыше 2000 шариков из обожжённой глины.
На других граветтских стоянках в этом районе также были найдены тысячи терракотовых статуэток и глиняных шариков, однако древних скальных убежищ с наскальной живописью в окрестностях нет. Важность этого места подчёркивает и другая находка: в 1980-х годах в неглубокой погребальной яме были обнаружены скелеты трёх подростков (двух юношей и девушки) со следами ритуальных увечий и украшений.
Описание и характеристики
Статуэтка высотой 11,1 см и шириной 4,3 см сделана из местной глины, смешанной с толчёной обожжённой костью, и обожжена в примитивной печи при относительно низкой температуре (500–800 °C).
Её черты типичны для большинства «венер» того периода, вырезанных из слоновой кости или камня. У неё нет проработанных черт лица, но при этом выделены огромная грудь, живот и широкие бёдра, которые, как принято считать, являются символами плодородия и красоты. На правом бедре видна трещина, появившаяся при обжиге. В верхней части головы есть четыре небольших отверстия — возможно, в них вставлялись перья или другие ритуальные украшения. В 2004 году сканирование поверхности выявило отпечаток пальца ребёнка 7–15 лет, который, предположительно, прикоснулся к фигурке до её обжига, но не был её создателем.
Подробнее о хронологии развития глиняной керамики (скульптуры и горшков) см.: Хронология керамики (26 000 лет до н.э. – 1900 г.). Древнейшая непрерывная традиция изготовления керамической посуды возникла в Восточной Азии. Самые ранние образцы включают керамику из пещеры Сянжэньдун (около 18 000 лет до н.э.), керамику из пещеры Юйчаньянь (около 16 000 лет до н.э.) и керамику с бассейна реки Амур (около 14 300 г. до н.э.). Позднее эта традиция распространилась на Японский архипелаг, повлияв на раннюю керамику Дзёмон.
Венера из Дольни-Вестонице — это древнейший образец искусства, созданный с использованием обожжённой глины. Для сравнения, первая известная керамическая посуда появилась значительно позже. Например, древняя керамика в Средиземноморье возникла только в эпоху неолита (около 7000–3500 лет до н.э.). А знаменитая китайская Терракотовая армия была создана около 230 года до н.э., в период искусства династии Цинь (221–206 гг. до н.э.).
Фигурка также является одним из самых ранних изображений женщины. Ей предшествуют только швабская Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.) и австрийская Венера из Гальгенберга (около 30 000 лет до н.э.).
Другие фигурки «венер» каменного века
Небольшие переносные женские статуэтки, известные как «венеры», находят по всей Европе, от Пиренеев до Сибири. Их вырезали из бивня мамонта, оленьего рога или мягких пород камня, таких как известняк и стеатит. Большинство из них относится к граветтской культуре, но некоторые были изготовлены в более ранний период ориньякского искусства (40 000–26 000 лет до н.э.).
Среди других известных «венер» — французская Венера из Монпазье (около 25 000 лет до н.э.), итальянская Венера Савиньянская (около 24 000 лет до н.э.), словацкая Венера Мораванская (около 24 000–22 000 лет до н.э.), барельеф Венера Лоссельская (около 23 000–20 000 лет до н.э.), Венера из Брассемпуи с проработанной причёской (около 23 000 лет до н.э.), Венера из Леспюга (около 23 000 лет до н.э.), а также русские статуэтки: Венеры Костёнковские (около 22 000 лет до н.э.), Венера из Гагарино (около 20 000 лет до н.э.), Авдеевские венеры (около 20 000 лет до н.э.), Зарайские венеры (около 20 000 лет до н.э.), Мальтинские венеры (около 20 000 лет до н.э.) и уникальная Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.).
В отличие от них, две фигурки среднего палеолита — Венера из Берехат-Рама (230 000–700 000 лет до н.э.) и Венера из Тан-Тана (200 000–500 000 лет до н.э.) — не относятся к категории «венер» верхнего палеолита, история которых начинается около 40 000 лет до н.э.
Чтобы увидеть, как керамическая Венера из Дольни-Вестонице вписывается в эволюцию
и развитие древней скульптуры, смотрите: Хронология доисторического искусства. Самый древний в мире образец керамической посуды, см.: Керамика из пещеры Сянжэньдун (около 18 000 лет до н.э.). Ещё один важный пример ориньякского искусства из Центральной Европы см.: Пещерное искусство Колибоаи (30 000 лет до н.э.).
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Керамика
- Хронология гончарного искусства
- Древняя керамика
- Выставка «Традиций древних новизна»
- Украшения из слоновой кости
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?