Венера из Монруза (Невшатель, Швейцария) читать ~4 мин.
Одна из последних и самых маленьких фигурок Венеры, вырезанных в эпоху палеолита, Венера из Монруза (также известная как «Венера из Невшателя» или «Венера из Невшателя-Монруза») – это подвеска из чёрного камня в виде стилизованного женского тела. Она была обнаружена в 1991 году в Монрузе (Швейцария) и относится к числу древнейших в мире предметов ювелирного искусства и является образцом доисторической скульптуры, созданной на заключительном этапе мадленского искусства, который закончился 10 000-8 000 лет до н.э.
Венера Невшательская имеет большое сходство с Венерой Энгенской («Frauenidol von Engen»), одной из десятка каменных подвесок, раскопанных в могильнике Петерсфельс (Баден-Вюртемберг) в Германии, за исключением того, что энгенская фигурка датируется 13 тыс. лет до н.э. Другая каменная фигурка – Венера из Пекарны, датируемая 12 500 лет до н.э.
Мадленский период был самым богатым периодом доисторического искусства, особенно в ремесле наскальной живописи, хотя в нём появились и исключительные скульптуры, такие как Венера Елисеевичская. Об эволюции и хронологии развития искусства каменного века в Швейцарии и остальной части Центральной Европы см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение и находки
Подвеска из Монруза была обнаружена в июле 1990 г. во время строительства автострады А5 в Монрузе (Ла Кудре), в коммуне Невшатель, Швейцария. Она была найдена на глубине около 5 метров под поверхностью дороги среди обломков лагеря мадленских охотников (датируемого 13 тыс. лет до н.э.) вместе с остатками кремнёвых орудий, костями животных и очагов, фрагментами древней керамики и следами красной охры. Кроме венеры, исследователи также нашли три крошечные серьги из струи (бурого угля), хотя следов какого-либо пещерного искусства в убежище обнаружено не было.
Характеристики
Венера Монрузская высотой 16 мм вырезана из камня, который, по сути, является твёрдой разновидностью угля, но легко обрабатывается и полируется. Предназначенная для ношения на шее, возможно, вместе с сестринскими кольцами или ожерельем из зубов животных или перфорированных раковин, Венера чрезвычайно стилизована и представляет собой лишь изгибы коленопреклонённой или сидящей женщины. Ее принято относить к стилю резьбы венер «Лалинде-Гоннерсдорф», иногда называемому «femmes sans tete» (женщины без головы). Ее полуабстрактная форма удивительно современна и напоминает абстрактную скульптуру Константина Бранкузи (1876-1957) и Жана Арпа (1886-1966).
Существуют различные оценки времени изготовления Венеры Монрузской, но можно предположить, что она была вырезана не позднее 10 тыс. лет до н.э., в последние годы верхнего палеолита. Вместе подвеска с Венерой и три серьги представляют собой древнейшее произведение искусства в Швейцарии.
Известные образцы мобильного искусства, относящиея приблизительно к тому же периоду: Плавающий олень (11 тыс. лет до н.э.), изящная резьба по слоновой кости, найденная в пещере Монтастрюк, Тарн и Гаронна, Франция; «Влюблённые из Айн-Сахри» (9 тыс. лет до н.э.) – полуабстрактная каменная скульптура, найденная в пещерах Айн-Сахри близ Вифлеема; и Шигирский идол (7,5 тыс. лет до н.э., Екатеринбургский музей) – древнейшая в мире известная резьба по дереву.
Женская фигура
Самое раннее искусство этого жанра было создано в период ориньякского искусства (ок. 40 000-25 000 гг.), примером чего могут служить Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.) (Швабская Юра, Германия) и Венера из Гальгенберга (ок. 30 000 лет до н.э.) (Австрия), известная также как Штратцингская фигурка. Однако они распространились по всей Европе в следующую эпоху граветтского искусства (ок. 25 000-20 000 гг. до н.э.). Вырезанные из мамонтовой кости, мягкого камня или даже обожжённой глины (Венера из Дольни-Вестонице, 26 тыс. до н.э.), эти женские фигурки были выполнены в различных стилях – от реалистического (Венера из Костёнок), экспрессионистского (Венера из Мораван) до полуабстрактного (Венера из Леспуги). Антропологи до сих пор не определились с назначением этих венер, хотя большинство доисториков сходятся во мнении, что это были символы плодородия – не в последнюю очередь потому, что многие из них вырезаны с преувеличенными женскими характеристиками, включая гениталии.
Знаменитые венеры
К знаменитым венерам, не перечисленным выше, относятся следующие:
Венера из Монпасье (25 тыс. лет до н.э.) лимонитовая фигурка, найденная в Дордони, Франция.
Венера Виллендорфская (25 тыс. лет до н.э.) известняковая статуэтка, найденная в Австрии.
Венера из Савиньяно (24 тыс. до н.э.) стеатитовая статуэтка из окрестностей Модены, Италия.
Венера из Брассемпуи (23 тыс. до н.э.) фрагмент Венеры (голова) из Франции.
Венера из Гагарино (20 тыс. до н.э.) статуэтка из скальной породы с юга России.
Авдеевские Венеры (20 тыс. до н.э.) типичные «тонкие» русские Венеры.
Мальтинские Венеры (20 тыс. до н.э.) ещё одна разновидность «утончённых» русских фигур.
О самой ранней скульптуре в мире см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?