Венера из Тан-Тана читать ~3 мин.
Фигурка из Тан-Тана, обнаруженная на берегу реки Драа близ марокканского города Тан-Тан, считается одним из древнейших образцов доисторической скульптуры. Эта находка была сделана примерно через 18 лет после обнаружения Венеры из Берехат-Рам — фигурки сопоставимой древности и морфологии, найденной на Голанских высотах. Оба объекта укрепляют гипотезу о существовании искусства ещё до эпохи Homo sapiens. Исследования Александра Маршака подтвердили, что Венера из Берехат-Рам имеет следы обработки человеком, а не является игрой природы. О Венере из Тан-Тана в контексте эволюции искусства малых форм каменного века можно прочитать в статье «Хронология доисторического искусства».
Открытие и датировка
Венеру из Тан-Тана нашёл во время раскопок немецкий археолог Лутц Фидлер. Фигурка залегала между двумя нетронутыми геологическими слоями. Нижний слой содержал отложения и артефакты раннеашельского периода (возрастом не менее 500 000 лет до н.э.), а верхний датировался средним ашелем (около 200 000 лет до н.э.).
Исходя из стратиграфии, возраст Венеры из Тан-Тана оценивается в диапазоне от 200 000 до 500 000 лет до н.э. Это делает её современницей Венеры из Берехат-Рам и одним из древнейших произведений искусства, найденных в Африке. Создателем фигурки, вероятно, был не неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis), а его предок — человек прямоходящий (Homo erectus).
Следует отличать этот артефакт от гораздо более поздних «палеолитических венер», созданных в ориньякский и граветтский периоды. К ним относятся австрийская Венера Виллендорфская, французская Венера из Брассемпуи и русская Венера Костёнковская.
Характеристики и описание
Фигурка изготовлена из метаморфизованного кварцита. Её длина составляет около 6 см, ширина — 2,6 см, а толщина — 1,2 см при весе около 10 граммов. На поверхности сохранились микроскопические следы красноватого пигмента, содержащего железо и марганец. Учёные до сих пор спорят, является ли это вещество разновидностью охры, нанесённой человеком.
Антропоморфная форма объекта, как и в случае с Венерой из Берехат-Рам, подчёркнута несколькими бороздками. Часть из них имеет естественное происхождение, тогда как другие, возможно, были нанесены ударами каменного орудия.
Споры и научный контекст
Статус Венеры из Тан-Тана остаётся предметом дискуссий. Вероятно, если бы не существование «сестринской» фигурки с Голанских высот, её бы классифицировали как геофакт — объект исключительно природного происхождения. Однако обе находки взаимно подкрепляют гипотезу о том, что они являются подлинными артефактами раннего каменного века.
Кроме того, археологические находки в Индии, такие как петроглифы Бхимбетки, демонстрируют примеры наскального искусства сопоставимой древности. Это также свидетельствует в пользу того, что изобразительное творчество зародилось в нижнем или среднем палеолите, а не в верхнем, как считалось ранее.
Тем не менее один вопрос остаётся открытым. Существует огромный хронологический «пробел» между ашельским периодом, к которому относятся венеры из Тан-Тана и Берехат-Рам (около 200 000 лет до н.э.), и верхним палеолитом (около 40 000 лет до н.э.), когда искусство стало массовым явлением. Единственные известные образцы творчества из этого промежуточного периода — абстрактные узоры из пещеры Бломбос и гравировки на скорлупе из Дипклооф в Южной Африке.
Почему за сотни тысяч лет не было найдено больше произведений искусства?
- Величайшие скульптуры всех времён
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Венеры из Гагарино
- Доисторическая скульптура
- Венера Гальгенбергская
- «Полуночный грабитель» Нало Хопкинсон, краткое содержание
- Музей «Эрарта» представил в Сургутской галерее современного искусства «Стерх» выставку «Частная жизнь»
- В музее «Эрарта» открылась «Гуашь два О» - выставка работ художников, работающих в технике «гуашь на бумаге»
- Возрождение музыкальных вечеров в Третьяковской галерее
- Групповая выставка БЕРЕГИ СЕБЯ
- Женя Голант. Беспорядок
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?