Богородичный центр читать ~5 мин.
«Православная Церковь Божией Матери Преображающейся», также известная как «Богородичный центр», — это новое религиозное движение (НРД), возникшее в СССР как подпольная группа в конце 1980-х годов. Официальная регистрация организации состоялась в 1992 году после принятия Закона «О свободе вероисповеданий» 1990 года. Движение отчасти является ответвлением Русской свободной («катакомбной») православной церкви, которая, в свою очередь, отделилась от Русской православной церкви Московского патриархата и действовала в подполье с 1920-х годов.
Основателем «Богородичного центра» является архиепископ Иоанн (в миру — Вениамин Яковлевич Береславский, род. 1946). В середине 1980-х годов он принял крещение и монашеский постриг в Катакомбной церкви, где был рукоположён сначала в сан священника, а затем — епископа. По утверждению самого архиепископа Иоанна, в 1984 году ему было явление Божией Матери, которая открыла ему “истинный смысл христианства и страдания русского народа и его церкви”. С тех пор, по его словам, он регулярно получает откровения, составляющие основу его развивающегося богословия и определяющие динамику возглавляемого им движения.
Декларируя верность восточно-православной традиции (Никео-Цареградский Символ веры, апостольское преемство, решения семи Вселенских соборов), «Богородичный центр» переосмысливает её в ревайвалистском и милленаристском ключе в свете своей «марианской веры». Эта «обновлённая вера» базируется на серии явлений и откровений Девы Марии, произошедших в XX веке как в православной, так и в католической среде. Совокупность этих откровений, по мнению последователей, составляет «Третий Завет».
Согласно учению Иоанна Береславского, наступление «эпохи Святого Духа» означает, что Бог не столько господствует над миром, сколько воссоединяется с ним. «Харизматические дары» духовного знания теперь не являются прерогативой официальных церковных институтов, но могут быть обретены из множества источников. К ним относятся русская святость (Нил Сорский, Серафим Саровский), классическая литература и философия (Лев Толстой, Николай Бердяев) и подвиг новомучеников XX века. С конца 1990-х годов, после зарубежных паломничеств, «Богородичный центр» включил в свою доктрину элементы западного мистицизма, такие как легенда о Святом Граале и учение катаров.
Богословие и мифология центра остаются русоцентричными, фокусируясь на драме новейшей истории России. В ранних пророчествах Береславский ссылался на Фатимское явление Девы Марии (Португалия, 1917), утверждая, что Россия станет ареной последней «космической» битвы между Богом и злом коммунизма. По его мнению, Московская патриархия предала миссию Богородицы, сотрудничая с советской властью. Этот союз символизировал «трёхглавый дракон»: КПСС, КГБ и Патриархия. Поражение августовского путча 1991 года трактовалось как отсечение первых двух «голов». Уничтожение последней, по учению центра, откроет путь к спасению человечества через принятие «Истинной Марианской Веры».
На раннем этапе в движении сочетались традиции монашества Катакомбной церкви и юношеский идеализм первых последователей, преимущественно мужчин. Путь к спасению лежал через «стяжание святости», что подразумевало строгий аскетизм и отказ от «мира». Социальная жизнь строилась в небольших общинах под руководством духовных наставников (старцев), практиковалось отделение от семей, соблюдались строгие посты. Первоначально в общинах предписывалось избегать женщин, что иногда приводило к суровому к ним отношению. С середины 1990-х годов эта позиция смягчилась: движение проявило интерес к диалогу с внешним миром, критерии членства стали более гибкими, начались контакты с другими конфессиями.
Ревайвалистская интерпретация православия проявляется и в литургической практике «Богородичного центра». Каноническая литургия дополняется «пластической молитвой» — безмолвной молитвой с выразительной жестикуляцией, а также ритмичной музыкой, танцами и использованием красочных облачений. В отличие от Русской православной церкви, использующей церковнославянский язык, «Богородичный центр» проводит богослужения на современном русском языке.
Иерархия «Богородичного центра» насчитывает семь епископов во главе с архиепископом Иоанном (Береславским). Ежегодно движение проводит Церковный Собор, являющийся главным религиозным событием для его последователей. Инфраструктура включает монастыри, школу, богословскую академию и издательство «Новая Святая Русь». Издательство выпускает десятки книг и два периодических издания: «Милосердие Богородицы» (ранее — «Рыцарь веры») и «Оазис мира».
Формальное членство в организации отсутствует. По оценкам, число активных последователей не превышает нескольких сотен человек, а общее количество сочувствующих в разных регионах России составляет от 3 500 до 4 000 человек, из которых около 400 проживают в Москве. С начала 1990-х годов движение является участником Всемирной сети марианского посвящения и имеет последователей в Хорватии, Болгарии, Италии и других странах Европы.
В начале 1990-х годов «Богородичный центр» стал объектом критики со стороны антикультовых движений и Московского Патриархата. Организацию обвиняли в использовании гипноза и разрушении семей, что послужило поводом для расследований Генеральной прокуратуры. Однако доказательств преступной деятельности найдено не было. В официальных документах Русской православной церкви «Церковь Божией Матери Преображающейся» характеризуется как одна из наиболее опасных «тоталитарных сект», чьё учение неприемлемо по богословским и моральным соображениям.
На раннем этапе опасения вызывала также политическая активность движения, его мессианский антикоммунизм и жёсткая оппозиция «коммунистической церкви». Монархические взгляды побуждали некоторых членов центра заниматься прозелитизмом в частях российской армии с целью «перевоспитания» офицеров. Позднее «Богородичный центр» смягчил свою позицию, что вывело его из фокуса пристального внимания антикультистов. Тем не менее, он по-прежнему фигурирует в программах РПЦ по борьбе с новыми религиозными движениями. Негативный образ в СМИ, вероятно, спровоцировал случаи насилия и незаконных задержаний членов организации.
«Богородичный центр» — это пример религиозного движения, возникшего на российской почве в ответ на вызовы и возможности переходного периода. Организация создала собственную религиозную мифологию для постсоветской России, которая объединила элементы традиционной культуры, пережившей советскую эпоху и трансформировавшейся после падения коммунистического режима.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Восточная православная церковь
- Религия на Кипре
- Православная церковь в Чехии и Словакии
- Православная церковь в Китае
- Религии в России
- Иосиф Аримафейский
- Некоторые дополнения о профессиональных приёмах
- Разделяем комнаты на зоны при помощи мебели
- Встреча потомков патриарха отечественной литературы в «Ясной поляне»
- Болезненная память о прошлом. Новая книга патриарха
- Христианство в Средние века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?