Богородичный центр читать ~5 мин.
«Православная Церковь Божией Матери Преображающейся», известная как Богородичный центр, является новым религиозным движением (сектой), которое возникло как подпольная группа в конце 1980-х годов в Советском Союзе и было официально зарегистрировано в 1992 году в связи с принятием Закона о свободе вероисповеданий 1990 года. В определённой степени оно возникло как движение, отколовшееся от Русской свободной («катакомбной») православной церкви, которая в свою очередь откололась от Русской православной церкви (Московского патриархата) и действовала подпольно с 1920-х годов.
Богородичный центр был основан архиепископом Иоанном Береславским (Вениамин Яковлевич Береславский, родился в 1946 году). В середине 1980-х годов он принял крещение и монашеский постриг в Свободной (Катакомбной) церкви, а вскоре после этого был рукоположён в священники, а затем в епископы. По словам архиепископа Иоанна, в 1984 году ему явилась Божия Матерь и открыла истинный смысл христианства и страдания русского народа и его церкви. С тех пор он постоянно получает откровения, которые составляют основу его постоянно развивающегося богословия и определяют динамику движения, которое он возглавляет.
Заявляя о верности восточной православной традиции (Никейский Символ веры, апостольская преемственность и решения семи Вселенских соборов), Богородичный центр переосмысливает её в возрожденческом и милленаристском ключе в свете «марианской веры» церкви. Эта «обновлённая вера» основана на серии чудесных явлений и откровений Девы Марии в 20 веке, как в восточно-православном, так и в римско-католическом контекстах, которые в совокупности, как считается, составляют «Белый Новый Завет» или «Новый Завет».
Согласно Иоанну Береславскому, Новый Завет означает, что мир вступил в «эру Святого Духа», в которой Бог больше не господствует над миром, но воссоединяется с ним. «Харизматические дары» духовного знания и божественной жизни больше не ограничиваются официальными церковными властями, но могут быть найдены в бесконечном разнообразии источников и проявлений: от многовековой русской традиции святости преподобных Нила Сорского и Серафима Саровского, русской классической литературы и философии Льва Толстого и Николая Бердяева до мученической смерти Николая II на Соловках в XX веке. С конца 1990-х годов, после ряда зарубежных визитов и паломничеств, МГЦ расширил репертуар своих харизматических даров, включив в него элементы западной сакральной мифологии, верований и практик, таких как легенда о Святом Граале и мистицизм катаров.
Теология и мифология центра, однако, остаются русоцентричными и особенно сосредоточены на драме современной истории России. В своих ранних пророчествах Береславский утверждал, что Дева Мария в своём откровении в 1917 году в Фатиме, Португалия, предсказала, что Россия станет полем битвы последнего «космического» противостояния между злом коммунизма и Богом, воплощённым в православной церкви. Однако, по его утверждению, Московская патриархия предала спасительную миссию Богородицы через сотрудничество с коммунистическим режимом, что символизировалось в образе трёхглавого Дракона, представляющего коммунистическую партию, КГБ и Московскую патриархию. Поражение коммунистического переворота 1991 года означало конец первых двух голов, а отсечение последней головы сделает возможным спасение человечества через принятие «Истинной Марианской Веры».
В начале своего существования центр нёс отпечаток своего происхождения в монашеской традиции Катакомбной православной церкви, с одной стороны, и юношеского идеализма её первых членов, преимущественно мужчин, с другой. Спасение могло быть достигнуто только через «стремление к святости», то есть через строгий аскетизм и отделение от «мира». В социальном плане это означало жизнь в небольших полуподпольных общинах под руководством авторитарных мудрецов (старетов), отделение от биологических родителей, изнурительные посты и молитвы, а также избегание женщин и порой суровое отношение к ним. Однако с середины 1990-х годов монашеское возрождение постепенно уступило место более сговорчивой позиции, с интересом к взаимодействию с широким миром, более открытым общинам с гибкими критериями членства и установлению контактов с другими христианскими церквями и мировыми религиями.
Ревивалистская интерпретация православной традиции Богородичного центра прослеживается в его литургической практике: каноническая православная литургия дополняется «пластической молитвой», которая представляет собой безмолвную молитву, сопровождаемую весьма выразительной жестикуляцией, а также буйной ритмичной музыкой, танцами и красочной одеждой. В отличие от старославянского языка Русской православной церкви, МГК использует в качестве богослужебного языка современный русский язык.
В Богородичном центре семь епископов, включая главу архиепископа Иоанна (Береславского). Движение ежегодно проводит Церковный Собор, который является крупным религиозным праздником для всех его участников и сочувствующих. Инфраструктура движения включает несколько небольших монастырей, школу, богословскую академию, издательство «Новая Святая Русь», которое ежегодно выпускает десятки книг и два периодических издания – «Милосердие Богородицы» (бывший «Рыцарь веры») и «Оазис мира».
Формального членства нет. По оценкам, движение никогда не привлекало более нескольких сотен основных последователей и около 3 500 – 4 000 более слабо связанных с ним участников в различных регионах России, около 400 из которых проживают в Москве. С начала 1990-х годов движение участвует во Всемирной сети марианского посвящения. Сейчас у него есть последователи в Хорватии, Болгарии, Италии и некоторых других европейских странах.
В начале 1990-х годов организация стала предметом споров и одной из главных мишеней антикультовых групп и Московского Патриархата. Антикультовые группы в основном фокусировались на обвинениях в гипнозе и нападении на семью, что вызвало несколько расследований Генеральной прокуратуры. Никаких доказательств преступной или антисоциальной деятельности обнаружено не было. В нескольких официальных документах Русской православной церкви «Церковь Божией Матери Преображающейся» упоминается среди наиболее опасных «тоталитарных сект», чьи учения и практики неприемлемы как по богословским, так и по моральным причинам.
В начале своего существования некоторые опасения вызывала политическая деятельность, подкрепляемая её мессианским антикоммунизмом, и её жёсткая оппозиция «коммунистической церкви». В то время монархические политические взгляды движения побудили некоторых его членов к прозелитизму в некоторых частях российской армии с целью «перевоспитания» офицеров в духе марианской веры и русской монархической традиции. Хотя последующая умеренность движения способствовала его исключению из списка основных антикультовых целей, оно по-прежнему занимает важное место в церковной программе борьбы с культами. Кроме того, негативная огласка, созданная средствами массовой информации, вероятно, способствовала недавним случаям насилия в отношении МГК и незаконного задержания её членов.
Богородичный центр является ярким примером религиозных инноваций коренного населения в ответ на возможности и разочарования переходного периода в России. В некотором смысле, МГК создала религиозную мифологию для посткоммунистической России, опираясь на элементы традиционной религиозной культуры страны, которая пережила советский период и трансформировалась после краха коммунизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?