Религия в Грузии читать ~13 мин.
Грузия – страна в горном регионе Кавказа в Евразии. До 1991 года Грузия была одной из 15 республик, входивших в состав Советского Союза. На западе она омывается Чёрным морем, на севере граничит с Россией, на юге – с Турцией и Арменией, а на юго-востоке – с Азербайджаном. Территория Грузии составляет 69 700 квадратных километров. По состоянию на 1 января 2025 года население страны насчитывало около 3,7 миллиона человек. Подавляющее большинство жителей (86,8%) – этнические грузины. Также в стране проживают азербайджанцы (6,3%), армяне (4,5%) и русские (0,7%), наряду с небольшими этническими меньшинствами, такими как осетины, езиды, греки и другие. Столица Грузии – город Тбилиси. Грузия является унитарной полупрезидентской республикой.

Территория современной Грузии была заселена ещё в третьем тысячелетии до нашей эры. Уже в VI веке до н.э. в Западной Грузии возникло Колхидское царство. В IV веке до н.э. в восточной части страны образовалось второе царство – Иберия (или Картли). В I веке до н.э. оба царства попали под сильное влияние Римской империи.
Впоследствии территории Иберии и Колхиды оказывались под властью различных иноземных правителей, включая Византийскую империю и арабских завоевателей. В VIII – X веках здесь было создано несколько феодальных государств. В 1008 году царь Баграт III объединил грузинские земли в единое независимое царство. Период с XI по XIII век многие считают «золотым веком» в истории Грузии. Он завершился после опустошительных нашествий монголов в XIII веке и войск Тамерлана в конце XIV – начале XV веков.
Страна вновь распалась на множество феодальных княжеств. В 1500–1800-х годах за контроль над различными частями Грузии воевали соседние Османская и Персидская империи. В 1783 году Восточная Грузия стала протекторатом Российской империи, а к 1801 году окончательно вошла в её состав. К 1880 году, в результате нескольких войн с Турцией, Россия присоединила и остальные грузинские земли. В 1914 году, в начале Первой мировой войны, территория нынешней Грузии была разделена на четыре административные единицы Российской империи: Тифлисскую и Кутаисскую губернии, а также Батумскую и Сухумскую области.
Согласно переписи 1897 года, из всего населения территории современной Грузии 70% составляли православные христиане, 15% – мусульмане, 11% – последователи Армянской апостольской церкви, 1% – иудеи, 0,8% – православные старообрядцы, 0,7% – римо-католики и 0,5% – различные протестанты.
После Русской революции 1917 года, в мае 1918 года, Грузия провозгласила независимость. Новое государство было признано Советской Россией. Однако в дела молодой республики вмешивались иностранные державы, в том числе Германия, Турция и Великобритания. В феврале 1921 года Красная армия вошла в Грузию, и в 1922 году страна стала частью Советского Союза. В составе Грузинской ССР были созданы три автономные территориальные единицы: две из них – Абхазия и Южная Осетия – были основаны по этническому принципу, а третья – Аджария, населённая грузинами-мусульманами, – по религиозному.
В 1988–1989 годах, на фоне политики демократизации и либерализации, проводимой последним советским лидером Михаилом Горбачёвым, в Грузии возникло мощное националистическое движение. Его целью был выход из состава Советского Союза.
В мае 1991 года первым президентом Грузии был избран Звиад Гамсахурдиа, представитель националистического блока «Круглый стол – Свободная Грузия». В декабре 1991 года распад Советского Союза окончательно оформил восстановление независимости страны. Однако в 1991–1992 годах в Грузии начались гражданские беспорядки, усугублённые ростом сепаратистских движений в Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. В марте 1992 года военные отстранили Гамсахурдиа от власти, но не смогли стабилизировать ситуацию. Руководство страной было предложено Эдуарду Шеварднадзе, который десятилетиями возглавлял Компартию в советской Грузии, а на тот момент проживал в Москве. В 1995 году, после принятия новой Конституции, он был избран президентом Грузии.
Тем временем сепаратистские движения в Абхазии и Южной Осетии привели к их фактической независимости от Тбилиси. В 2003 году Шеварднадзе был отстранён от власти в результате так называемой «революции роз». Поводом послужили обвинения в фальсификации парламентских выборов 2 ноября, выдвинутые грузинской оппозицией и международными наблюдателями.
В 2004 году президентом Грузии был избран один из лидеров «революции роз», получивший образование в США Михаил Саакашвили. Целью начатых им реформ заявлялись укрепление экономики и военной мощи страны. В политике приоритет отдавался установлению тесных отношений с США и НАТО, а также возвращению контроля над Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.
В августе 2008 года растущая напряжённость между грузинскими вооружёнными силами и югоосетинскими сепаратистами переросла в открытый военный конфликт. 7 августа, после эскалации, включавшей взаимные обстрелы, грузинская армия начала операцию по восстановлению контроля над Южной Осетией. 8 августа в конфликт вмешалась российская армия, которая вытеснила грузинские войска из региона и быстро продвинулась вглубь территории Грузии.
Грузия и Россия обвиняли друг друга в применении неоправданного насилия. 11 августа российские войска, размещённые в Абхазии, вошли на территорию Западной Грузии. Полномасштабная война была предотвращена благодаря переговорам при посредничестве президента Франции Николя Саркози, который в то время председательствовал в ЕС.
Так называемый «план из шести пунктов» был подписан президентом Грузии Михаилом Саакашвили, президентом России Дмитрием Медведевым и лидерами Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты. 26 августа 2008 года Россия в одностороннем порядке признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Российские войска остались там на основании двусторонних соглашений.
Перепись населения 2002 года предоставила данные о религиозном составе населения Грузии. Согласно этой переписи, 84% составляли православные христиане (в основном члены Грузинской православной церкви), 10% – мусульмане, 4% – армяне-григориане (члены Армянской апостольской церкви), 0,8% – католики (как латинского, так и византийского обрядов); 1,2% населения были отнесены к другим христианским и религиозным меньшинствам. Здесь важно отметить, что Грузия имеет долгую историю мирного сосуществования различных религиозных групп.
Первые семена христианства были занесены в Грузию ещё в I веке нашей эры. Согласно преданию, среди апостолов был брошен жребий, чтобы определить, кто в какую страну отправится с проповедью, и Грузия досталась Деве Марии. Поэтому грузины считают свою родину «уделом Божией Матери». Поскольку Богоматерь осталась в Иерусалиме, в Грузию отправился апостол Андрей Первозванный. С Западной Грузией также связано имя апостола Симона Кананита, чья предполагаемая могила находится в селе Комани, недалеко от города Сухуми.
Официальное крещение народа и начало распространения христианства духовенством из Византии относят к 326 году н.э., когда в Мцхете, древней столице царства Картли (Иберии), был построен собор Двенадцати апостолов. Изначально церковь в Картли находилась под юрисдикцией Антиохийского патриархата, но в V веке Грузинская православная церковь получила независимость (автокефалию). В связи с этим епископ Мцхеты был возведён в сан католикоса.
Западная Грузия, в то время входившая в состав Византийской империи, постепенно приняла христианство к V веку и перешла под власть Константинопольского патриарха. Изначально церковь в Грузии, вместе с Армянской апостольской церковью, не приняла решения Халкидонского собора 451 года. Однако в 697 году она изменила свою позицию и воссоединилась с другими восточными православными церквями.
По мере того как через Грузию проходили волны завоевателей, большинство из которых были мусульманами, борьба за независимость стала тесно переплетаться с защитой православия. Многие священнослужители и миряне приняли мученическую смерть за свою веру.
В 1811 году, после смерти главы грузинской церкви – католикоса-патриарха, автокефалия Грузинской православной церкви была упразднена. Её включили в состав Русской православной церкви в качестве экзархата. Количество епархий на территории Грузии сократили с тринадцати до четырёх. Грузинский язык в богослужении был в значительной степени заменён церковнославянским, что стало частью политики русификации. После 1817 года экзархами, главами экзархата, назначались только русские епископы.
Независимая Грузинская православная церковь была восстановлена в 1917 году, но Московский патриархат официально признал её автокефалию только в 1943 году.
После распада Советского Союза в 1991 году Грузинская православная церковь обрела новую важную социальную роль. Символом этого стало публичное крещение президента Эдуарда Шеварднадзе в 1992 году. Согласно опросам 1993 года, 66% населения Грузии назвали себя верующими, из них 83% сообщили о принадлежности к Грузинской православной церкви. В то же время примерно такая же доля респондентов (80–82%) среди тех, кто назвал себя неверующими или затруднился с ответом, также ассоциировали себя с православием. Таким образом, подавляющее большинство населения воспринимает Грузинскую православную церковь как национальную церковь и символ грузинской государственности.
Согласно уставу Грузинской православной церкви (принятому в 1991 году), священники и епископы не могут состоять в политических партиях или участвовать в политической деятельности. Однако косвенно различные группы внутри церкви были вовлечены в политику. Например, в середине 1990-х годов умеренный глава церкви, Патриарх Илия II (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, род. 1933), поддерживал союз с президентом Шеварднадзе, в то время как консервативная группа духовенства была связана с радикальными националистами, сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа.
Статья 9 Конституции Грузии провозглашает полную свободу вероисповедания и отделение церкви от государства, но в то же время признаёт «особую роль Грузинской православной церкви в истории Грузии». Пытаясь определить эту особую роль, некоторые политики призывают объявить православие государственной религией. В некоторых аспектах церковь уже действует как официальный орган: она подписала соглашения о сотрудничестве с Министерством обороны (1999) и Министерством внутренних дел. В 1990-е годы государство поддерживало церковь в противостоянии распространению в стране так называемых нетрадиционных и новых религиозных движений.
31 марта 2001 года 188 депутатов парламента Грузии единогласно приняли решение о необходимости заключения Конкордата (конституционного соглашения) между государством и Грузинской православной церковью. Конкордат был подписан 14 октября 2002 года. Он предусматривает, что православные священнослужители освобождаются от призыва в армию; государство признаёт церковные браки; имущество и земли церкви освобождаются от налогов; государство обязуется поддерживать совместные образовательные программы и учебные заведения церкви; 12 главных православных праздников признаны государственными.
Ислам впервые был принесён в Грузию арабами в VII веке. Однако постоянная мусульманская община в стране сформировалась лишь в период османского и персидского владычества (XVI – XIX века). Хотя ислам принял не очень большой процент этнических грузин, он сохранился на протяжении веков. Сегодня в Грузии существует несколько этнически обособленных мусульманских общин.
Около 115 000 мусульман, проживающих в Аджарии (Западная Грузия), – это этнические грузины, чьи предки приняли ислам во времена турецкого правления. Мусульманское население Грузии также включает этнических азербайджанцев, проживающих на юго-востоке страны (около 290 000 человек), и кистинцев (чеченцев) в сёлах на северо-востоке Грузии, в районе Ахметы.
Аджарские мусульмане являются суннитами ханафитского мазхаба; среди азербайджанцев есть как шииты, так и сунниты. Кистинцы – сунниты шафиитского мазхаба. В религиозной практике кистинцев преобладают суфийские традиции, наиболее значимые из которых – братства Кадирийя и Накшбандия. В стране действуют две крупные исламские богословские школы (медресе) – в Тбилиси и в городе Марнеули.
Археологические данные подтверждают присутствие евреев в Мцхете, столице древнего царства Картли, в первые века нашей эры. В Западной Грузии евреи появились, вероятно, в VI веке, переселившись из Византийской империи. Грузинская историческая традиция связывает появление первых евреев с завоеванием Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором в 586 году до н.э.. В IX веке в Грузии зародилась особая еврейская группа, отрицавшая некоторые законы, касающиеся брака и пищи. Основатель этой группы, Абу-Имран Муса аль-Зафарани, переехал в Тбилиси (тогда Тифлис) из Вавилонии и стал известен как Абу-Имран аль-Тифлиси, а его последователи – как «тифлисская секта». Эта группа просуществовала около трёх-четырёх столетий.
Сегодня иудаизм в Грузии представлен его ортодоксальным течением. Еврейская община делится на две основные группы: грузиноязычных евреев, которых можно считать коренным населением, и русскоязычных ашкеназов, чьи предки начали селиться здесь в XIX веке после вхождения Грузии в состав Российской империи. Если грузинские евреи исторически проживали в сельской местности, то ашкеназы изначально были городскими жителями.
В 1970-х годах численность евреев в Грузии достигла пика – около 61 000 человек. К 1989 году из-за массовой эмиграции в Израиль и США их осталось менее 25 000. Процесс ускорился в короткий период правления радикального националиста Гамсахурдиа. По данным Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, сегодня в Грузии проживает около 8 700 евреев. Большинство из них сосредоточено в Тбилиси (где действуют две синагоги) и Кутаиси.
Большинство из 33 000 курдов, которые прибыли в Грузию в 1918 году, спасались от религиозных и политических преследований в Турции. По вероисповеданию они езиды. Это синкретическое учение основано на зороастризме, но включает также элементы ислама, иудаизма и христианства. По данным переписи 2014 года, в Грузии проживало около 11 000 курдов-езидов.
Второй по величине христианской группой в Грузии являются последователи Армянской апостольской церкви. По данным переписи 2014 года, их насчитывалось около 167 000 человек. Несколько действующих церквей (две в Тбилиси и по одной в Батуми, Ниноцминде, Ахалкалаки и Ахалцихе) и многочисленные часовни в сёлах составляют Грузинскую епархию Армянской Апостольской Церкви. Почти половина армян Грузии проживает на юге страны, в регионе Самцхе-Джавахети, и около трети – в столице, Тбилиси.
Римско-католическая церковь появилась в Южной Грузии во времена Османской империи. Османские правители были более терпимы к католицизму, чем к православию, и некоторые православные грузины предпочли перейти в католичество, чтобы не принимать ислам. Сегодня в Грузии насчитывается около 35 000 католиков, проживающих в основном в Тбилиси, Кутаиси и на юге страны. Католические приходы Грузии входят в состав Апостольской администратуры Кавказа, созданной в 1994 году, которая также включает Армению и Азербайджан.
Протестантизм пришёл в Грузию первоначально с движением молокан. В 1840-х годах члены этой группы, преследуемые властями в Российской империи, были высланы в Закавказье и основали несколько сёл в Джавахети, горном районе на юге Грузии.
В 1862 году в Тбилиси поселился немецкий баптист Мартин Кальвейт, который начал проводить богослужения в немецкоязычной общине города. В 1867 году он крестил первого русского, Никиту Воронина. С тех пор баптистская община росла, а богослужения проводились на русском и немецком языках. Одним из видных деятелей стал Василий Павлов (1854–1924), который после учёбы в Германии активно распространял баптизм в Закавказье. Первые грузиноязычные верующие были крещены в 1912 году.
После распада Советского Союза был образован Союз евангельских и баптистских церквей Грузии, который является членом Всемирного союза баптистов. Сегодня в Грузии насчитывается около 18 000 баптистов и около 60 поместных церквей. Общины часто разделены по языковому признаку: грузинские, осетинские, армянские и русские.
Кроме баптистов, протестантизм в Грузии представлен пятидесятниками (5–6 тыс. членов), лютеранами (около 1 тыс.), свидетелями Иеговы (по разным оценкам, от 15 до 30 тыс.), а также небольшими группами Новоапостольской церкви и Армии спасения.
Уникальная община русской секты духоборов в горной Южной Грузии, насчитывавшая почти 7 000 человек в 1988 году, сегодня практически исчезла из-за массовой миграции в Россию. Оставшиеся духоборы проживают в основном в селе Гореловка Ниноцминдского района.
Среди религиозных групп, появившихся в стране относительно недавно, следует упомянуть общину бахаи. Первое местное духовное собрание бахаи в Грузии было сформировано в 1991 году, а первое Национальное духовное собрание – в 1995 году.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- Грузинская православная церковь
- Успешное выступление юной пианистки из Саратова на конкурсе в Тбилиси
- Итоги летней миротворческой киношколы в Тбилиси
- Музей еврейского искусства, Иерусалим
- Афины в истории религий
- Выставка заслуженного художника РФ АНДРЕЯ ДУБОВА в залах Российской академии художеств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?