Религия в Грузии читать ~15 мин.
Грузия – страна в горном регионе Кавказа в Евразии. До 1991 года Грузия была одной из 15 республик, входивших в состав бывшего Советского Союза. На западе она граничит с Чёрным морем, на севере – с Россией, на юге – с Турцией и Арменией, а на востоке – с Азербайджаном. Территория Грузии составляет 26 900 квадратных миль. Население, составляющее около 4 миллионов человек, в подавляющем большинстве (84%) – этнические грузины, с меньшим числом азербайджанцев, армян и русских, а также с небольшим числом нескольких этнических меньшинств (таких как осетины, греки, курды и т.д.). Столица Грузии – город Тбилиси. Грузия является унитарной полупрезидентской республикой.

Территория современной Грузии была заселена в третьем тысячелетии до нашей эры. Уже в шестом веке до нашей эры в Западной Грузии возникло Колхидское царство. В четвёртом веке до нашей эры в восточной Грузии возникло второе царство – Иберия (или Картли). Оба царства были включены в состав Римской империи в первом веке до нашей эры.
Территория Иберии и Колхиды попала под власть череды иностранных правителей, включая Восточную Римскую (Византийскую) империю и арабов-мусульман; в VIII-X веках было создано несколько феодальных государств. В 1008 году Грузия была объединена в единое независимое царство. Период с 11 по 13 века многие считают «золотой эпохой» в жизни Грузии. Он закончился после опустошительных нашествий Чингисхана в 13 веке и Тамерлана в 15 веке.
Страна вновь разделилась на множество феодальных княжеств. В 1500-1800 годах за различные части Грузии воевали соседние турки и иранцы. В 1783 году Восточная Грузия стала протекторатом Российской империи. Окончательно вошла в её состав к 1801 году. К 1880 году, в результате нескольких войн с Турцией, Россия поглотила остальную часть Грузии. В 1914 году, в начале Первой мировой войны, территория нынешней Грузии была разделена на четыре административные единицы Российской империи: Тбилисскую и Кутаисскую губернии, Батумскую и Сухумскую области.
Согласно переписи 1897 года, из всего населения территории современной Грузии 70% составляли православные христиане, 15% мусульмане, 11% последователи Армянской апостольской церкви, 1% евреи, 0,8% православные старообрядцы, 0,7% римские католики и 0,5% различные протестанты.
После русской революции 1917 года Грузия получила независимость в мае 1918 года и была признана советским правительством. Однако Великобритания, Германия и Турция направили войска, чтобы свергнуть социалистическое правительство новой независимой Грузии. В феврале 1921 года Советский Союз ввёл войска в страну, и в 1922 году Грузия стала частью Советского Союза. В составе Советской Грузии были созданы три автономные территориальные единицы. Две из них – Абхазия и Южная Осетия – были основаны на этнической принадлежности, а третья – Аджария, населённая грузинскими мусульманами или аджарцами – на религиозной.
В 1988-1989 годах, следуя политике демократизации и либерализации, которую проводил последний советский лидер Михаил Горбачев, в Грузии возникло сильное националистическое движение. Его целью было разрушение коммунистической системы и отделение от Советского Союза.
В мае 1991 года был избран первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа – представитель националистического блока «Круглый стол – Свободная Грузия», а в декабре 1991 года распад Советского Союза окончательно оформил восстановление независимости Грузии. В течение 1991-1992 годов в Грузии происходили гражданские войны и беспорядки, в сочетании с растущим сепаратистским движением в автономных территориальных единицах – Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. В марте 1992 года военные сместили Гамсахурдиа, но, очевидно, не смогли контролировать ситуацию в стране. Руководство было предложено Эдуарду Шеварднадзе, который в течение десятилетий был лидером коммунистов в советской Грузии и в то время проживал в Москве. В 1995 году он был избран президентом Грузии в соответствии с только что принятой новой Конституцией.
Между тем, сильные местные сепаратистские движения добились фактической независимости Абхазии и Южной Осетии от Грузии. В 2003 году Шеварднадзе был свергнут в результате так называемой «революции роз», обвинённой грузинской оппозицией и международными наблюдателями в фальсификации парламентских выборов 2 ноября.
Один из лидеров «революции роз», получивший образование в США Михаил Саакашвили, был избран президентом Грузии в 2004 году. Реформы, начатые президентом Саакашвили, были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны. В политическом плане первоочередное внимание уделялось установлению тесных отношений с США и Организацией Североатлантического договора (НАТО) и возвращению контроля над сепаратистскими регионами Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.
В августе 2008 года нарастающая напряжённость между грузинскими вооружёнными силами и югоосетинскими сепаратистами вылилась в открытый военный конфликт. 7 августа, после бомбардировки столицы Южной Осетии Цхинвала, грузинская армия вошла на территорию Южной Осетии. 8 августа в конфликт вмешалась российская армия, которая вытеснила грузинские войска из Южной Осетии и быстро продвинулась вглубь Грузии.
Во время интенсивных боев поступало множество противоречивых сообщений о количестве жертв с обеих сторон, как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих. И Грузия, и Россия заявляли о неоправданном насилии с другой стороны. 11 августа российские миротворческие войска, размещённые в отколовшемся регионе Абхазия, вошли в Западную Грузию. Полномасштабная война между Грузией и Россией (при явном превосходстве последней) была предотвращена только после переговоров при посредничестве президента Европейского Союза Николя Саркози.
Так называемый план из шести пунктов был подписан президентом Грузии Саакашвили, президентом России Дмитрием Медведевым и лидерами сепаратистов Эдуардом Кокойты из Южной Осетии и Сергеем Багапшем из Абхазии. 25 августа 2008 года Россия в одностороннем порядке признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами и объявила, что российские войска будут размещены там в соответствии с соглашениями между Россией и местными правительствами и, следовательно, статус этих войск не регулируется мирным планом из шести пунктов.
Перепись населения 2002 года предоставила данные о религиозном составе населения Грузии. Согласно этой переписи, 84% составляют православные христиане (в основном члены Грузинской православной церкви), 10% – мусульмане, 4% – армяне-григориане (члены Армянской апостольской церкви), 0,8% – католики (как римские католики латинского обряда, так и католики византийского обряда); 1,2% населения разбросаны среди множества других христианских и религиозных меньшинств. Следует отметить, что Грузия имеет долгую историю мирного сосуществования различных религиозных групп. Религиозная дискриминация была практически неизвестна в Грузии.
Первоначальная христианизация Грузии относится к первому веку нашей эры. Согласно легенде, среди апостолов Иисуса был брошен жребий, чтобы определить, в какую страну каждый из них должен отправиться с миссией, и Святая Мать, Пресвятая Дева Мария, была назначена Грузией. Поэтому грузины считают свою родину «отведённой Божьей Матери». Поскольку Божья Матерь осталась в Иерусалиме, апостол Андрей отправился в Грузию. Западная Грузия также приняла апостола Симона Хананеянина (он же Симеон Зилот), чья предполагаемая могила находится недалеко от города Сухуми в селе Комани.
Прибытие христианского духовенства из Византийской империи, строительство собора Двенадцати апостолов в Мцхете, древней столице царства Картли (Иберия), и крещение народа относятся к 326 году н.э., спустя короткое время после легализации христианства и первого Никейского собора. Церковь в Картли первоначально находилась под юрисдикцией Антиохийского патриархата, но в 467 году Грузинская православная церковь получила независимость от Иерусалима. В связи с этим епископ Мцхеты был возведён в ранг католикоса.
Западная Грузия, которая в то время была частью Восточной Римской (Византийской) империи, постепенно стала христианской к пятому веку и перешла под власть Константинопольского патриарха. Первоначально церковь в Грузии присоединилась к Армянской апостольской церкви, отвергнув решения Халкидонского собора 451 года. Однако в 697 году она изменила свою позицию и вновь вступила в полное общение с другими восточными православными церквями.
По мере того, как различные завоеватели (большинство из которых были мусульманами) продвигались через Грузию, борьба за независимость стала в значительной степени идентифицироваться как борьба за защиту православия, поскольку многие священнослужители и миряне погибли как мученики за свою православную веру.
В 1811 году глава грузинской церкви – католикос-патриарх – умер. Независимость Грузинской православной церкви была упразднена и она была включена в состав Русской православной церкви (Московский патриархат) в качестве экзархата. Количество епархий на территории Грузии было сокращено с 13 до 4. Грузинский язык в церкви был в значительной степени заменён церковнославянским богослужением, началась насильственная русификация церкви в Грузии. После 1817 года только русские епископы назначались экзархами – главами экзархата Грузии.
Независимая Грузинская православная церковь была восстановлена в 1917 году, но только в 1943 году она была официально признана Московским патриархатом.
После распада Советского Союза в 1991 году новую важную социальную роль Грузинской православной церкви в независимой постсоветской Грузии символизировало публичное крещение президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в 1992 году. Согласно опросам, в 1993 году 66% населения Грузии заявили, что считают себя верующими в какую-либо религию, и из них 83% сообщили, что принадлежат к Грузинской православной церкви. В то же время, примерно такая же доля респондентов (от 80% до 82%) среди тех, кто назвал себя неверующими, и тех, кто ответил «не знаю», также относили себя к Грузинской православной церкви. Таким образом, подавляющее большинство населения воспринимает Грузинскую православную церковь как национальную церковь и символ грузинской государственности.
Согласно постановлению Грузинской православной церкви (изданному в 1991 году), священники и епископы не могут быть членами политических партий или участвовать в политической деятельности, однако косвенно различные фракции внутри Грузинской православной церкви были вовлечены в политику Грузии. Например, в середине 1990-х годов умеренный глава Грузинской православной церкви патриарх Илия II (урождённый Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, 1933) заключил союз с президентом Шеварднадзе, а консервативная и антиэкуменическая группа грузинского православного духовенства была связана с грузинскими радикальными националистами, связанными со свергнутым президентом Звиадом Гамсахурдиа.
Девятая статья Конституции Грузии провозглашает полную свободу вероисповедания и отделение церкви от государства, но она также признает «особую роль Грузинской православной церкви в истории Грузии». Пытаясь определить эту особую роль, некоторые политики призывают объявить православие государственной религией. В некоторых отношениях церковь уже действует как официальный орган, она подписала соглашения о сотрудничестве с Министерством обороны Грузии (1999) и Министерством внутренних дел. В 1990-х годах грузинское государство поддержало Грузинскую православную церковь в противостоянии распространению в стране так называемых нетрадиционных и новых религиозных движений.
31 марта 2001 года 188 депутатов парламента Грузии приняли единогласное решение о необходимости заключения Конкордата (конституционного соглашения) между Грузинской православной церковью и государством. Конкордат был подписан 14 октября 2002 года. Он предусматривает, например, что православные священнослужители не могут быть призваны в армию; государство признает браки, зарегистрированные церковью; имущество и земли, принадлежащие церкви, освобождены от налогов; государство обязано осуществлять совместные образовательные программы и поддерживать учебные заведения православной церкви; 12 основных православных праздников признаны национальными государственными праздниками.
Ислам был впервые привнесён в Грузию арабами в восьмом веке. Однако только в период гегемонии Османской империи и персов (16-19 века) в стране возникла постоянная мусульманская община. Хотя ислам привлекал не очень большое число грузин, он сохранился на протяжении веков. Сегодня по всей Грузии существует несколько этнически обособленных мусульманских общин.
Около 115 000 мусульман, проживающих в Аджарии (Западная Грузия), являются этническими грузинами, принявшими ислам во времена правления турок. Исламское население Грузии включает также этнических азербайджанцев, проживающих в юго-восточной Грузии (около 290 000), а также чеченцев и ингушей (12 000) в сёлах северо-восточной Грузии, в районе Ахмети.
Аджарские мусульмане являются суннитами ханафитского обряда, но среди азербайджанцев есть как шииты, так и сунниты. В религиозной практике проживающих в Грузии чеченцев преобладают различные традиции суфизма, которых насчитывается более 25, наиболее значимые – братства Кадирийя и Мюридийя. С точки зрения религиозности аджарцы являются более поверхностными последователями ислама, чем азербайджанцы и, особенно, чеченцы. В стране действуют две крупные исламские богословские школы – медресе, расположенные в столице, Тбилиси, и в городе Марнеули.
Археологические данные подтверждают присутствие евреев в Мцхете, столице древнего восточно-грузинского государства Картли, в первые века нашей эры. В Западной Грузии евреи появились в шестом веке, скорее всего, из Византийской империи. В девятом веке в Грузии зародилась новая еврейская группа, которая отрицала некоторые еврейские законы, касающиеся брака и еды. Основатель этой группы, Абу-Имран Муса (Моше) аль-Зафарани, переехал в Тбилиси (тогда он назывался Тифлис) из Вавилонии. Впоследствии он стал известен как Абу-Имран аль-Тифлиси, а группа – как Тифлисская секта. Эта группа просуществовала около трёх или четырёх столетий.
Сегодня еврейская религия в Грузии представлена ортодоксальным иудаизмом. Еврейская община подразделяется на две группы: грузиноязычные сефарды и русскоязычные ашкенази. Если сефардов можно считать коренным населением Грузии, то происхождение общины ашкенази восходит лишь к 19 веку. В то время в Грузии поселилось несколько отставных солдат российской армии, которые были евреями. Соответственно, до 20-го века сефарды в Грузии жили почти исключительно в сельской местности, в то время как ашкенази изначально были городскими жителями.
В 1970 году число евреев в Грузии достигло пика – около 61 000 человек, включая 43 000 сефардов и 18 000 ашкенази. В 1989 году их численность сократилась до менее чем 25 000 человек (в том числе 14 000 грузиноязычных и 10 500 русскоязычных) из-за массовой иммиграции в Израиль и США. Короткий период правления радикального националистического режима Гамсахурдиа ускорил этот процесс.
В 1990-е годы численность еврейской общины продолжала сокращаться. По данным переписи 2002 года, в Грузии осталось только 3,5 тысячи евреев. Подавляющее большинство грузинских евреев проживает сегодня в столице Тбилиси (где их обслуживают две синагоги) и в городе Кутаиси.
Большинство из 33 000 курдов, мигрировавших в независимую Грузию в 1918 году, сделали это из-за религиозных и политических преследований со стороны правительства Турции. По вероисповеданию они являются езидами. Это языческое религиозное учение основано на зороастризме, но в нём также присутствуют элементы ислама, иудаизма и христианства. Курды в Грузии являются строгими последователями религиозных традиций и предписаний. По данным переписи 2002 года, сегодня в Грузии проживает около 18 300 езидов.
Второй по величине христианской группой в Грузии являются армяне-григориане (около 250 000 человек по переписи 2002 года). Большинство из них (около 171 000) принадлежат к монофизитской Армянской Апостольской Церкви. Семь постоянно действующих церквей (две в Тбилиси и по одной в Батуми, Нино Цминда, Шаумджаны, Ахалкалаки и Ахалзихи) вместе с многочисленными часовнями в сёлах образуют Грузинскую епархию Армянской Апостольской Церкви. Почти половина армян Грузии проживает в южной Грузии, в провинции Самцхе-Джавахети. Около трети армянской общины проживает в столице Тбилиси.
Римско-католическая церковь появилась в Южной Грузии во времена правления Османской империи. Исламские завоеватели были гораздо более терпимы к католицизму, чем к православию, и многие православные грузины предпочли перейти в католицизм, чем принять ислам. Сегодня грузинские католики (всего около 35 000 человек) живут в основном в городах Тбилиси и Кутаиси, а также в Южной Грузии. Католические приходы в Грузии являются частью Апостольской администрации Закавказья, которая была создана в 1994 году и включает в себя Грузию, Армению и Азербайджан.
Протестантизм пришёл в Грузию первоначально через распространение молоканского движения. В 1840-х годах члены этой группы, у которых были проблемы с властями в Российской империи, были изгнаны в Закавказье и основали несколько деревень в Джавахетии, горном районе Южной Грузии.
В 1862 году в Тбилиси поселился немецкий баптист Мартин Кальвейт. Он начал проводить богослужения, в основном в немецкоязычной общине города. В 1867 году он крестил первого русского, Никиту Воронина. С этого времени община баптистов росла, богослужения проводились как на русском, так и на немецком языках. Баптистское движение в Грузии распространялось в основном среди русских, проживавших там. Одним из них был Василий Григорьевич Павлов (1854-1924), который учился в Германии и вернулся, чтобы стать ведущей силой в распространении баптистской веры в Закавказье. В 1912 году были крещены первые грузиноязычные члены. После 1919 года баптистские богослужения стали проводиться на грузинском языке регулярно.
В 1919 году был образован Закавказский союз баптистов. В 1921 году грузинские баптисты объединились с Российской федерацией баптистов. Баптистские церкви были закрыты в период коммунистических религиозных репрессий с 1937 по 1944 год, но в 1944 году первая баптистская церковь была вновь открыта под эгидой зонтичной организации различных протестантских групп, так называемого Всесоюзного совета евангельских церквей-баптистов.
После распада Советского Союза был образован Союз евангельских и баптистских церквей Грузии. Он является членом Всемирного альянса баптистов. Баптисты в Грузии насчитывают около 18 000 верующих и имеют около 60 поместных церквей (в том числе 5 000 членов и 8 церквей в Тбилиси) и богословскую семинарию в Тбилиси. Баптистские общины разделены по этнолингвистическому признаку: грузинский, осетинский, армянский и русский.
Кроме баптистов, протестантские деноминации в Грузии представлены пятидесятниками (5-6 тыс. членов в 70 местных общинах), лютеранами (около 1 тыс. человек, проживающих в основном в Тбилиси), свидетелями Иеговы (по разным оценкам, от 15 до 30 тыс.), а также небольшими группами Новоапостольской церкви и Армии спасения.
Уникальная община русской секты духоборов в горной Южной Грузии насчитывала почти 7 000 человек в 1988 году, но сейчас она почти вымерла из-за массовой миграции в Россию. Оставшиеся духоборы живут сегодня в основном в селе Гореловка Нино-Цминдского района.
Среди религиозных групп, относительно недавно появившихся в стране, следует упомянуть общину бахаи. Первое местное духовное собрание бахаистов в Грузии было сформировано в 1991 году. Первое Национальное духовное собрание было избрано грузинскими бахаистами в 1995 году.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Грузинская православная церковь
- Успешное выступление юной пианистки из Саратова на конкурсе в Тбилиси
- Итоги летней миротворческой киношколы в Тбилиси
- Музей еврейского искусства, Иерусалим
- Афины в истории религий
- Выставка заслуженного художника РФ АНДРЕЯ ДУБОВА в залах Российской академии художеств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?